Программа дополнительного образования "Атласная ленточка"
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Мария Павловна Кудашкина

        Программа дополнительного образования разработанна для детей в возрасте 9-13 лет. Направленна на развитие навыков шитья и вышивки атласными лентами.

       В процессе работы на занятиях дети осваивают умение читать схемы вышивки,  составлять эскизы и наброски своих  работ. Знакомятся с техникой выполнения различных швов, практикуются в их выполнении. В рамках курса дети выполняют образцы швов,  открытки с вышивкой, игольницы, панно. Итогом курса становится выполнение своего проекта (творческой работы) на свободную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_atlasnaya_lentochka.docx55.86 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Иркутской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области «Братский педагогический колледж»

Принята на заседании

Методического совета

от «___» ___________ 2020 г.

Протокол № _____________

Утверждаю»

Директор

__________ /Кулинич К.В./

«___» ___________ 2020 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

 «Сувенирная мастерская. Атласная ленточка»

Направленность: художественная

Возраст обучающихся: 9-13 лет

Уровень: начальный, базовый

Разработчик программы:

Кудашкина Мария Павловна,

Преподаватель  профессиональных

дисциплин                                        

г. Братск, 2020 г.

1.1. Пояснительная записка

Программа позволяет организовать обучение детей в области художественного рукоделия. Направлена на развитие интереса к декоративно - прикладному искусству, развитие творческих способностей детей, воспитание потребности в трудовой деятельности и развитие навыков вышивки лентами.

В рамках программы допускается работа по индивидуальным образовательным маршрутам с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность.

Основная задача дополнительного образования состоит в разностороннем развитии ребенка. Актуальность программы «Атласная ленточка» обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания гармоничной, духовно-нравственной, творческой личности, а так же развитие индивидуальных способностей детей.

Важно отметить, что Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания. С эмоциональной и общественной сторонами человека.  В ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Поэтому очень важно для детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками. В процессе обучения у детей будут формироваться умения планировать свою деятельность, анализировать образцы, сравнивать их, самостоятельно делать зарисовки и воплощать свои идеи в работе  с лентами. Кроме того, в процессе такой работы развиваются навыки партнерской деятельности, сотрудничества в коллективе, взаимопомощи.

Направленность: художественная.

Уровень освоения: базовый

Новизна образовательной программы

Новизна заключается в том, что программа рассчитана на работу с детьми от 9 до 13 лет. Большинство детей в этом возрасте только начинают осваивать работу с иглой  и в основном, не имеют практических навыков вышивки. Программа предусматривает освоение самых простых базовых приемов выполнения вышивки: выполнение стежков, закрепок. Выполненные образцы будут оформляться в альбом, который поможет детям сохранить полученные базовые знания и даже делиться им. В дальнейшем, занятия вышивкой будут тесно связаны с изобразительной деятельность, т.к. эскизы и наброски ученики могут придумывать самостоятельно. А свои идеи они могут черпать из окружающего мира, наблюдая за красотой цветов и растений, которые будут служить основой  коллекции работ, выполненной детьми.

Педагогическая целесообразность.

Программа опирается на развитие необходимых для каждой девочки навыков: умение владеть иглой, выполнять швы, создавать красивые изделия из простых и доступных материалов, формируя вокруг себя элементы эстетической среды. Владение вышивкой лентами позволит без труда создать привлекательный подарок своими руками.

В программе дети знакомятся с возможностями вышивки,  учатся сначала выполнять простые элементы, затем работать по готовым схемам и самостоятельно придумывать композиции. Постепенно у детей развивается умение пользоваться алгоритмами,  схемами, развивается логическое  мышление. Появляются навыки безопасной работы.

Методические особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе, работать в группе. Все занятия проводятся с соблюдением техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, что способствует формированию у детей умения работать с колюще-режущими инструментами.

Отличительные особенности программы.

Для детей,  успешно прошедших обучение следующим образовательным уровнем может стать усложнение программы, в ходе которой ученики будут осваивать сложные и объемные работы, а так же программа по вышивке бисером и выполнение различных поделок из бисера.

Дополнительная образовательная программа реализуется в сотрудничестве со  среднеобразовательными школами г. Братска. При проведении итоговых мероприятий представители образовательных организаций привлекаются в роли экспертов.

Объём программы: 36 часов

Наполняемость групп: 20 человек.

Возраст обучающихся: 9-13 лет.

Форма и режим занятий:

Формы занятий:

  • практические занятия;
  • самостоятельная работа;
  • проектные работы;
  • творческие конкурсы.

Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 занятия, время занятия включает 30 (40) минут учебного времени и обязательный 10-минутный перерыв.

Методы и технологии обучения:

Методы:

  • словесные (беседы, описания, объяснения, инструктаж, оценка);
  • наглядные (показ видеороликов, презентаций, способов выполнения работы);
  • практические (выполнение упражнений, образцов, творческих работ).

Методики и технологии обучения:

  • сотрудничество;
  • уровневая дифференциация;
  • проектная деятельность.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: способствовать формированию и развитию художественных и практических навыков по созданию декоративно-прикладных работ из атласных лент через освоение различных видов швов, выполнения вышивок, создание эскизов собственных композиций.

Задачи программы:

- Формировать представления обучающихся о вышивке атласными лентами, свойствах шелковых лент,  технологии подготовки материалов  и выполнения  работ.

- Развивать технические навыки вышивки: умение владеть иглой, пяльцами и другим оборудованием, соблюдая технику безопасности.

- Развивать умения работать в команде, формировать навыки самостоятельности, самореализации личности,  умение организовывать собственный досуг.

- Формировать нравственные и волевые качества личности: самостоятельность, инициативность, настойчивость, стремление доводить начатое дело до конца.

1.3. Содержание программы

        Учебно-тематический план

 п/п

Наименование раздела

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

Вышивка лентами, введение в программу

4

2

2

Педагогическое наблюдение, фотоотчет

Стежки и техника вышивки

4

1

       3

Подготовка образцов стежков и техник

Основные элементы вышивки

12

2

10

Оформление альбома с образцами элементов

Панно

10

1

9

Представление и защита проектов

Сувениры

6

1

5

Представление и защита проектов

Итого:

36

7

29

Календарный учебный график

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения

Количество часов

Форма контроля

Вводное занятие. Правила поведения и безопасной

Теоретическое занятие

2

Устный опрос

Декоративно-прикладное искусство. История вышивки лентами. Подготовка ткани, материалов

Теоретическое + практическое занятие

2

Демонстрация коллекции образцов вышивок лентами

Виды закрепок. Простой узелок. Прямой стежок: простой, обвитый, объемный, перекрученный

Теоретическое +

Практическое

занятие

2

Педагогическое наблюдение

Шов прямой с перевивом

Практическое занятие

2

Педагогическое наблюдение

Шов перекрученный. Китайский узелок

Теоретическое+ практическое  занятие

2

Педагогическое наблюдение, вопросы

 «Первый цветок». Вышивка. Оформление.

Практическое занятие

4

Педагогическое наблюдение.

«Композиция «Тюльпаны». Выполнение эскиз. Вышивка.

Теоретическое +практическое занятие

2

Педагогическое наблюдение..

«Композиция «Тюльпаны»

Вышивка. Оформление работы

Практическое занятие

2

Педагогическое наблюдение.

Шов «Кудряшка» http://hand-hobby.ru/vishivka-lentami-nechvolod-vera

Практическое занятие

2

Демонстрация альбома образцов

Композиция «Овечка»

Теоретическое + практическое занятие

4

Презентация моделей.

Шов объемный стежок

Практическое занятие

2

Педагогическое наблюдение.

Игольница.  Выполнение эскиза

Практическое занятие

2

Выставка работ

Игольница. Вышивка и подготовка основы

Теоретическое + практическое занятие

4

Презентация работ

Игольница. Сборка и оформление

Практическое занятие

2

Презентация работ

Подготовка работ к выставке.

Практическое  

2

Выставка

Содержание учебного плана

Тема 1. Вводное занятие Вышивка лентами

Теоретическая часть. Правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. Выявление имеющихся умений у обучающихся по работе с иглой.

Оборудование: фотографии, поделки, настенные панно, картины, сувениры.

Тема 2. Декоративно-прикладное искусство: история вышивки лентами.

Подготовка ткани, материалов.

Теоретическая часть. Беседа о разновидностях лент и материалов, история появления вышивки. Основные принципы работы с лентами.

Практическая часть. Рассматривание эскизов, подготовка материалов (ткани, лент, иголок для работы) упражнение в пользовании пяльцами и подборе лент по цветовому сочетанию.

Тема 3. Виды закрепок. Простой узелок. Прямой стежок.

Теоретическая часть: просмотр видео инструкции, работа с инструкционной

картой по выполнению закрепок и простых стежков: простой, обвитый, объемный, перекрученный.

Практическая часть. выполнение закрепок: простой узелок, ленточный стежок, возвратный стежок, прямой стежок: простой, обвитый, объемный, перекрученный.

Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы,

образцы стежков, инструкционные карты.

Тема 4. Ленточный стежок, бантик, возвратный стежок

Теоретическая часть. Работа с инструкционной картой по выполнению ленточных стежков: «Цепочка», «Мушка», «Воздушная петля», «Веточка»

Практическая часть: формирование приемов работы по выполнению стежков: «Цепочка», «Мушка», «Воздушная петля», «Веточка»

Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы,

образцы стежков, инструкционные карты.

Тема 5. Строение цветов. Цветок «незабудка»

Теоретическая часть. Рассматривание строения цветка на фото и иллюстрациях, изучение инструкционной карты.

Практическая часть. Выполнение наброска работы и вышивка цветка.

Оборудование: пяльцы, канва, шелковые ленты (зеленого, голубого, сиреневого и желтого цвета 6 мм), гобеленовая игла, ножницы, образцы стежков,

инструкционные карты, мулине белого цвета.

Тема 6. «Бутон на стебельке. Тюльпан»

Теоретическая часть. Рассматривание строения цветка на фото и иллюстрациях, изучение инструкционной карты.

Практическая часть. Выполнение схемы работы и вышивка цветка.

Оборудование: пяльцы, канва, шелковые ленты (светло-зеленого, красного или оранжевого света, 2 см), гобеленовая игла, ножницы, образцы стежков, инструкционные карты.

Тема 7. «Розочка»

Теоретическая часть. Рассматривание образца. Изучение инструкционной карты.

Практическая часть. Вышивка цветка.

Оборудование: пяльцы, канва, шелковые ленты (зеленого, розового цвета, 2 см), гобеленовая игла, ножницы, образцы стежков, инструкционные карты.

Тема 8. «Веточка вербы»

Теоретическая часть. Изучение видео инструкции по вышивки вербы

Практическая часть. Выполнение эскиза. Выполнение вышивке.

Тема 9. Роза «Змейка», из закрученной ленты. Роза из узелка и собранной

ленты.

Теоретическая часть. Технология выполнения розочек из закрученной ленты.

Практическая часть. Выполнение вышивки по наброску.

Оборудование: пяльцы, канва, шелковые ленты (зеленого, розового цвета, 0,5­ 1 см), гобеленовая игла, ножницы, образцы стежков, инструкционные карты.

Тема 10. Композиция Фиалки

Теоретическая часть. Изучение основ композиции

Практическая часть. Создание эскиза, вышивка композиции.

Оборудование: пяльцы, канва, шелковые ленты: 5 см белой атласной ленты, ширина ленты 5 см (материал берется из расчета на 1 цветок), гобеленовая игла, ножницы, образцы стежков, инструкционные карты, краски по ткани.

Тема 11. Белая лилия

Теоретическая часть. Изучение схем вышивки лилии, инструкционных карт

Практическая часть: Построение эскиза, выполнение работы, оформление.

Оборудование: Ленты для лилии шириной 12 и 25 мм, Зеленые ленточки для листиков и стебля, Мягкая проволока для пестика и тычинок, Краски лучше акриловые, Клей пва, кисточка, зубочистка, игла с большим ушком, ткань для вышивки

Тема 12. Маки

Теоретическая часть. Изучение техники работы с присбориванием ленты

Практическая часть. Выполнение эскиза и композиции

Оборудование: широкая красная лента(для самого цветка), темно-зеленая тоненькая лента (для стебельков и листьев, шнурок такого же темно-зеленого

цвета (для серединки цветка); красная нитка для пришивания широкой ленты, черная нитка для усиков вокруг серединки; две иголки (одна обычная, а

вторая с широким ушком для тоненькой ленты); ткань

Тема 13. Бантики из атласных лент

Теоретическая часть. Изучение особенностей выполнения бантов из атласных лент, способов крепления. Просмотр видеоурока.

Практическая часть. Выполнение бантиков, присоединение их к резинке

Оборудование: Ленты контрастных цветов шириной 5 см, нитки в тон, две резинки для волос, ножницы, клей-пистолет, тесемки, бусины, пайетки для украшения

Тема 14. Резинки и заколки (по замыслу)

Теоретическая часть. Рассматривание эскизов учащихся, обсуждение материалов и порядка выполнения работы

Практическая часть. Выполнение работы

Оборудование: Ленты контрастных цветов шириной 5 см, нитки в тон, две резинки для волос, ножницы, клей-пистолет, тесемки, бусины, пайетки для украшения

Тема 15. Подготовка работ к выставке.

Теоретическая часть. Ознакомление с требованиями подготовки работ к выставке.

Практическая часть. Выполнение оформление, устранение недочетов, организация выставки

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Защита творческого проекта

Ребята представляют творческие проекты, созданные по собственному замыслу.

Критерии оценки:

-качество исполнения (аккуратность, завершенность композиции) – от 1 до 5 баллов;

-сложность композиции (количество использованных элементов) – от 1 до 5 баллов;

- сочетание цветов в композиции  – от 1 до 3 баллов;

не продумано сочетание цветов в композиции – 1 балл;

цвета хорошо сочетаются между собой, дополняя друг друга – 3 балла

работа не выполнена – 0 баллов;

-самостоятельность – 1 или 3 балла:

проект выполнен самостоятельно – 3 балла;

проект создан с помощью педагога –1 балл;

-ответы на дополнительные вопросы – от 0 до 2 баллов.

Максимальное количество баллов – 20 баллов.

Критерии уровня обученности по сумме баллов:

высокий уровень – от 16 баллов и более;

средний уровень – от 10 до 15 баллов;

низкий уровень – до 10 баллов.

 

 


Итоговая аттестация (протокол). Базовый уровень

Группа № __________

Фамилия, имя

Защита творческого проекта

Сумма

баллов

Уровень

Качество исполнения

Сложность композиции

Цветовое сочетание

Самостоятельность

Ответы на дополнительные вопросы

Критерии уровня обученности по сумме баллов:

высокий уровень – от 16 баллов и более;

средний уровень – от 10 до 15 баллов;

низкий уровень – до 10 баллов.

 

1.4. Прогнозируемые результаты программы

  • проявление устойчивого интереса к вышивке атласными лентами, владение основами композиционного построения работы, понимание сочетаемости цветов и материалов.
  • владение умениями самостоятельно планировать свою работу, определять последовательность деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности.
  • проявление творческого мышления и инициативы, самостоятельности;
  • самостоятельное создание эскизов,  алгоритмов их реализации при решении проблем творческого характера;

1.5. Формы аттестации и оценочные материалы

Способы определения результативности:

  • педагогическое наблюдение;
  • активность учащихся на занятии;
  • представление творческих работ на выставках внутри колледжа;
  • участие воспитанников в мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях).

Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются:

Входная диагностика (январь) – в форме собеседования – позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным видом деятельности. Проводится на первых занятиях данной программы.

Текущий контроль (в течение всего учебного периода) – проводится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся, заканчивается коррекцией усвоенного материала. Форма проведения: опрос, проверка  выполненных работ, выставка работ, соревнование, конкурс.

Итоговый контроль – проводится в конце обучения (май) и позволяет оценить уровень результативности освоения программы за весь период обучения. Форма проведения: защита творческого проекта. Результаты фиксируются в оценочном листе и протоколе.

2. Условия реализации программы

2.1. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение для реализации программы на одно рабочее место – один обучающихся:

  1. компьютер преподавателя,
  2. телевизор,
  3. пяльца;
  4. игла гобеленовая, игла швейная;
  5. игольница
  6. набор атласных лет в соответствии с тематикой занятий

2.2. Методические материалы

  1. Для проведения занятий подготовлены дидактические и демонстрационные материалы: комплект презентаций,  видеоматериалы, раздаточный материал.

Рекомендации по проведению практических работы:

  1. перед началом занятия преподаватель демонстрирует образцы предстоящей работы.
  2. следующим этапом предлагается обсуждение возможного варианта действий для выполнения образца, определение алгоритма выполнения.
  3. далее показ выполнения работы.
  4. самостоятельное выполнение детьми образцов – практическая деятельность.
  5. рефлексия. Самоанализ своей деятельности.

Список использованной литературы

1. Вышивка лентами; Харвест - Москва, 2010. - 256 с.

2. Вышивка лентами; Ниола-Пресс - Москва, 2011. - 128 с.

3. Данкевич Е. В. Вышивка бисером; Астрель, Сова - Москва, 2008. - 351 с.

4. Данкевич Е. В. Вышивка лентами; АСТ, Сова - Москва, 2010. - 221 с.

5. Данкевич Е. В. Вышивка лентами; АСТ, Полиграфиздат, Сова - Москва, 2011. - 724 с.

6. Монахова И. А., Кирьянова Ю. С. Вышивка; Астрель - Москва, 2012. - 210 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Виды стежков для вышивки – Режим доступа: http://design-fly.ru/idei-xend-mejd/vidy-shvov.html 
  2. Вышивка лентами. – Режим доступа: https://bemaster.market/user/post/vishivka-lentami-osnovnie-stezhki
  3. Как вышить розу лентами: способы и инструкции. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/vishivausama.ru/s/vyshit-rozu-lentami
  4. Мастер-классы по теме Вышивка лентами – Режим доступа: https://www.livemaster.ru/masterclasses/vyshivka/vyshivka-lentami 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алябьева Е.А. Роза из атласной ленты в технике канзаши

изготовление розы в технике канзаши...

Цветы из атласных лент

Работы выполнены мной в технике канзаши...

"Мастер-класс по изготовлению корзинки из мыла и атласных лент"

Для урока технологии в 3-м классе. Последовательность изготовления сувенирной корзинки....

Урок технологии "Плетение фенечки из атласных лент" 4 класс

Урок технологии " Плетение фенечки из атласных лент" в 4 классе.  На уроке дети знакомятся с историе возникновения фенечки, их назначением,учатся создавать подарки своими руками....

План - конспект мастер – класса «Брошь из атласных лент».

Ссылка на презентацию (архив):https://cloud.mail.ru/public/7bce87b81282/%D0%91%D1%80%D0%BE%D1%88%D1%8C.rar...

Конспект занятия к 9 мая 3 класс. «Георгиевская ленточка» Тема: « Георгиевская ленточка»

Цель занятия: научить школьников изготавливать открытку «Георгиевск аяленточк а» Задачи:Обучающие1.  научить изготавливать открытку к празднику 9 мая;2....