Технологическая карта урока технологии по теме "Слоистое папье-маше"
учебно-методический материал по технологии (4 класс)

Технологическая карта урока технологии по теме "Слоистое папье-маше"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Саратовский областной педагогический колледж»

Технологическая карта урока по технологии

«Слоистое папье-маше»

Выполнила студентка 32 группы

отделения специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Кукина Мария Алексеевна

Класс: 4 «А»

Дата: 27.04.2022

Заверили:

Методист: _______________ Барбарич Е.В.

Учитель: ________________ Галушкина С. Н.

Оценка:_______________

Методист:_______________ Барбарич Е.В.

Учитель: ________________ Галушкина С. Н.

Саратов, 2022

Цель: создание условий для знакомства обучающихся с папье-маше и его разновидностями

Задачи:

Дидактические:

· Формировать у обучающихся представление о папье-маше

· Формировать навыки работы в технике папье-маше.

Развивающие:

· Развивать мелкую моторику рук;

· Развивать вкус и цветоощущения обучающихся.

Воспитательные:

· Продолжить воспитывать аккуратность и трудолюбие;

· Продолжить воспитывать любовь к различным видам работы с бумагой.

Оборудование:

Для педагога: презентация, интерактивная доска.

Для обучающихся: клей ПВА, кисточка для клея, любая чашка, газета, бумага, мыльный раствор/вазелин.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форм

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формируемые УУД

1. Мотивационный

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок технологии.

- У нас впереди очень интересная, но сложная работа. Поэтому, чтобы не тратить время, оно нам еще понадобится, нужно правильно вести себя на уроке.

 - Скажите, а правильно, это как?

- Давайте проверим, готовы ли вы к уроку? Подготовили ли вы свое рабочее место и материалы к уроку? У вас на партах должны быть: любая емкость, чашка, тарелка, газетная бумага, кисточка, клей ПВА.

Приветствуют учителя, настраиваются на предстоящий урок.

Обучающиеся слушают учителя, высказывают свои мнения, рассуждают.

- Слушать учителя, не перебивать и не мешать одноклассникам, старательно выполнять задания, соблюдать технику безопасности.

Слушают учителя и проверяют свою готовность к уроку

Фронтальная

Не применяется на данном этапе

К: слушать собеседника и понимать речь других, строить устное высказывание, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им

Р: самостоятельно организовывать свое рабочее место, планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией, настраивать себя на продуктивную работу.

Л: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2. Актуализация знаний

Сегодня мы с вами попробуем выполнить изделие. Но в какой технике – вы мне сейчас назовете сами.

- На презентации представлен набор непонятных символов, вам необходимо мысленно зачеркнуть их, оставив только русские буквы и прочитать получившееся слово.

#П%а©п@ь&еØ-쮶а¤×¥шΏеΨ

-Ребята, какой шов мы с вами научимся выполнять на сегодняшнем уроке?

-Вы абсолютно правы, мы познакомимся с техникой папье-маше.

-Посмотрите на эти предметы. Как вы думаете, что у них общего?

- Ребята, а что вы знаете об этой технике? Что это такое?

Удивительно, но все они сделаны в одной технике. Она называется папье-маше, что в переводе с француз ского языка означает «жёваная бумага».

-Как вы думаете, давно ли появилась вышивка?

в технике папье-маше вот уже на протяжении почти 500 лет делают архитектурные детали, наглядные посо бия, посуду, шкатулки, игрушки, маски и даже... мебель и воинские шлемы.

- Как вы думаете, могли ли заниматься вышивкой на Руси?

В России в нескольких местах сохранились народные промыслы, мастера которых создают настоящие произве дения искусства, расписывая изделия из папье-маше. Это Федоскино под Москвой, Палех и Холуй в Ивановской

области и Мстёра под Владимиром. 

время.

Сам процесс изготовления папье-маше на промыслах напоминает сказку! Он включает в себя создание «слоёного пирога» из липового, елового или ольхового картона с мучным клейстером, купание его в горячем масле и сушку в течение 8-10 дней в специальной печке. Затем заготовке придают нужную форму- шкатулки, украшения, лакируют (причем раньше это делали волчьим зубом),- и она поступает к художнику. Расписывают изделия тонкими беличьими кисточками, масляными красками или краской, растворенном в яичном желтке с уксусом.

В Мстёре рисуют пейзажи, букеты, натюрморты, орнаменты, сказочные сюжеты.

Федоскинские художники любят украшать свои изделия сеткой из тонких линий. Они работают в серовато зелёных и коричневых тонах, часто используют золотой растительный орнамент. В сюжетах встречаются картины из жизни современной деревни, портреты, виды городов. B изделиях мастеров Хóлуя преобладают жёлтые, оранжевые, красные и насыщенные сине-зелёные тона.

Художники рисуют картины на различные сюжеты: сказочные, былинные, исторические и современные. Для изделий Палеха характерна яркая роспись по чёрному фону, золотая штриховка. На палехских шкатулках изображены сюжеты из сказок и басен, сцены из деревенской жизни. Все фигуры имеют удлинённые про порции, как иконописные.

А что можно сделать с таким изделием, как вы считаете?

- Кому мы можем подарить изделие? А можно им украсить дом?

Демонстрирует образцы изделий

- Вы увидели сейчас много красивых изделий. Но мы еще не можем делать такие сложные вещи. Поэтому мы начнем изучение этой техники с чуть менее сложных вещей, но когда оно полностью высохнет вы сможете расписать его и получится очень красиво. Итак, наша техника называется «Слоистое папье-маше».

-Скажите, пожалуйста, какую цель мы должны поставить на урок?

Внимательно слушают учителя

Смотрят на интерактивную доску, слушают комментарии учителя

Рассматривают символы, читают получившееся слово

- в технике папье-маше

Слушают учителя

Они выполнены в одной технике папье-маше

Предполагаемые ответы детей

Слушают учителя, усваивают материал

Отвечают на вопрос учителя

Внимательно слушают теоретический материал учителя

Думают, рассуждают над вопросом учителя

Внимательно слушают теоретический материал учителя

-Красивы и оригинальны современные изделия: подставка под карандаши, подсвечник, подстаканник, цветочный горшок, кашпо и т. д.

-Маме, бабушке, подруге, сестре, близким людям

Внимательно слушают учителя, обрабатывают теоретический материал

Формулируют цель урока

Научиться работать в технике «слоистое папье-маше»

Фронтальная

Карточки с заданиями,

интерактивная доска.

П: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, ориентироваться в своей системе знаний, определять границу знания/незнания, определять и формулировать проблему

К: слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение (точку зрения), отвечать на вопросы учителя

Р: выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их, прогнозировать предстоящую работу

3. Выявление места и причины затруднения

Ребята, обратите внимание на доску. На ней изображено изделие, которое нам с Вами  предстоит выполнить.

Что это за изделие? Подумайте, из каких материалов выполнено изделие?

 Что нам пригодятся для работы?

Смотрят на изделие.

Анализируют образец изделия. Отвечают на вопросы учителя.

-чашка

-Бумага, газета, клей ПВА, чашка, кисточка

Фронтальная

Интерактивная доска, эталон аппликации.

К: умение выслушать учителя и ученика, умение правильно выражать свои мысли, умение принимать мнение одноклассника, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

П: постановка и решение проблемы

4. Разработка проекта выхода из затруднения

- Юные таланты, прежде чем начать наш урок, мы должны вспомнить правила техники безопасности.

-Какие пункты техники безопасности мы должны соблюдать сегодня? 

- Скажите, для чего мы должны соблюдать эти правила?

- Какие правила по работе с клеем вы уже знаете?

Слушают учителя

-по работе с клеем и бумагой.

Если не соблюдать правила техники безопасности то можно пораниться самому и поранить соседа.

Отвечают на вопросы учителя

Фронатальная

Презентация с ТБ

П: извлечение необходимой информации из прослушанной информации

К: умение выслушать учителя и ученика, умение правильно выражать свои мысли, умение принимать мнение одноклассника, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

5. Реализация построенного проекта.

Самостоятельная работа.

-Для начала проверьте готовность своего рабочего места, приготовьте влажные салфетки и подстелите на парту газету. Далее внимательно рассмотрите предмет, который вы будете оклеивать. От его размеров и формы зависит, какие кусочки бумаги тебе понадобятся.

- Маленькие кусочки требуются для маленьких форм, а также для участков которые имеют закругления, выступы и другие неровные поверхности. Для больших форм и прямых участков используй кусочки побольше. Кусочки бумаги нужно именно отрывать, а не отрезать. Это придаст изделию дополнительную прочность.

Количества бумаги должно хватить для оклеивания вашей формы не менее 10 раз, можно больше. Отмерять бумагу можно, обернув газету вокруг чашки несколько раз.

1. Рвем газету на кусочки нужного размера

2. Выбранную форму покрываем раствором мыла или вазелина (покроет учитель). Первый слой кусочков смачивай водой и прижимай к форме, тогда форму можно будет легко удалить после окончания работы.

3. В остальных слоях наклеивай кусочки на клей внахлест, следи, чтобы их границы в старом и новом слое не совпадали.

- Как вы думаете, зачем это надо?

Чтобы не запутаться в количестве слоев, наклеивай их, чередуя нецветную и цветную газеты.

Последний слой сделайте из белой бумаги.

4. Дайте изделию хорошо высохнуть, лишь потом отделите от формы и раскрасьте.

-Если у Вас возникнут вопросы, поднимайте руку и  я подойду! Желаю Вам удачи!

Учитель контролирует процесс создания изделия. Помогает решить возникшие у учащихся затруднения. 

-Нитку берут в руку, обматывают ее через локоть, снимают и отрезают ножницами

-На одной.

Индивидуальная

Учебник, изображение эталона на доске

Л: Самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

П: Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, схем, строить логическую цепь рассуждений.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов.

- Ребята, кто выполнил работу, приносите ее сюда. Все вместе посмотрим, что у нас вышло.

- Посмотрите, какие красивые чашки у нас получились. Великолепные, изящные, яркие, а самое главное – аккуратные! Молодцы!

- Давайте подведем итоги нашего урока.

- Чему мы  сегодня научились?

- Все ли этапы Вы соблюдали, когда работали самостоятельно?

- Какая была цель нашего урока?

- Смогли ли мы достигнуть поставленной цели?  

- Сложно ли Вам было? В чем были сложности? Ну ничего, сложности бывают у всех, ведь мы еще только учимся!

 - Ну что, ребята, наш урок технологии подошел к концу! Вы большие молодцы! Мне было очень приятно с Вами работать! Спасибо, до встречи!

Создают выставку работ

Отвечают на вопросы учителя, анализируют урок, свою деятельность на уроке

Ф

Интерактивная доска

П: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы

К: строить монологическое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других

Р: соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения, совместно  с учителем и одноклассниками  давать оценку деятельности на уроке

Л: формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

формирование границ собственного «знания « и «незнания».

6. Уборка рабочего места.

- А сейчас давайте наведем порядок на нашем рабочем столе.  

Приводят в порядок свое рабочее место, моют руки

И

Не применяется на данном этапе

Р: осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль, с пониманием относиться к просьбе о помощи

К: адекватно использовать речевые средства  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта + презентация "Работа в технике папье-маше. Тема: «Золотая хохлома»" 1 класс

            Работа в технике папье-маше              Тема: «Золотая хохлома»          ...

Технологическая карта урока технологии 3 класс Тема: «Одежда для карнавала. Изготовление карнавального костюма для девочек и мальчиков с использованием одной технологии.»

Цели деятельности учителя:  изготовить эскиз карнавального костюма в технике коллажа Планируемые результатыПредметные:-знать: познакомятся с понятиями «карнавал», &la...

Технологическая карта урока технологии "Воздушный шар из папье-маше. Изделие: Воздушный шар" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока: «Воздушный шар из папье-маше» Изделие: «Воздушный шар»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для формирования представлени...

Технологическая карта урока технологии "Работа с пластичными материалами" Изделие: пейзаж "Деревня" (УМК: "Перспектива", учебник Технология 2 класс)

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование умений работать с пластичными материалами и создать изделие пейзаж «Деревня» в технике пластилинография.Задачи урока:...