«Пасха - самый радостный и светлый праздник» 4 класс Школа России
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Холкина Юлия Андреевна

«Пасха - самый радостный и светлый праздник» 4 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_tehnologii_4g.docx957.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: технология.

Класс: 4

Тема урока: «Пасха - самый радостный и светлый праздник»

Тип урока: комбинированный урок.

Система обучения: Школа России.

Цель: пополнить и обобщить знания обучающихся о празднике Светлой Пасхи, о его символах в русской православной, а также в западной культуре; изготовить  пасхального кролика из бумаги в технике оригами.

Планируемые результаты:

Предметные:  слушать объяснения, рассматривать и анализировать; изготовление изделия поэтапно.  

Метапредметные:

Регулятивные: организовывать свою деятельность при работе над изделием, подготавливать материалы, инструменты и рабочее место; планировать практические действия, распределять общий  объём работы; руководствоваться правилами при выполнении работы; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Познавательные: воспринимать, анализировать и понимать учебную информацию, творчески использовать её в работе; анализировать и сравнивать образец изделия; выполнять работу по инструкции; прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат; анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.

Коммуникативные: обсуждать работу с одноклассниками, аргументировано излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей; соблюдать правила общения, проявлять доброжелательность и такт, слушая другого.

Личностные: проявлять интерес и положительное отношение  к учению и труду, аккуратность, усидчивость, стремление к добросовестному и тщательному выполнению работы; понимать смысл  праздника.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал: бумага (2 квадрата, со сторонами 21см)
ножницы, клей, фломастеры.

Структура урока:

1. Орг. момент (1мин)

2. Постановка цели (2 мин)

3. Первичное усвоение новых знаний (13 мин)

4. Первичное закрепление (20 мин)

6. Выставка детских работ (1 мин)

7. Итог (1 мин)

8. Рефлексия (1 мин)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент

(СЛАЙД 1) -Здравствуйте, ребята. Я, Анна Константиновна. Присаживайтесь. Я желаю вам хорошего настроения и удачной работы на уроке.

-Проверьте свою готовность к уроку. Кто может напомнить всем остальным, как нужно отвечать на уроке? (Поднимая руку)

- Верно, выкрикивать с места нельзя.        

Приветствуют учителя.

Актуализация знаний.

Постановка цели

-Скажите, какой праздник отмечает весь православный мир весной? «Пасху» (СЛАЙД 2)

-Верно. А с чем у вас ассоциируется этот праздник? (крашеные яйца, куличи, пасхи и много всего вкусного, но самое главное, конечно, пасхальные яйца и приветствие «Христос воскрес!»)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? Тема нашего урока: «Пасха - самый радостный и светлый праздник».

- А какую цель мы поставим перед собой? (узнаем  об истории праздника Пасхи)

Определяют тему и цель урока.

Первичное усвоение новых знаний

- Ребята, а вы знаете историю возникновения этого праздника?

  • - Сейчас я вам расскажу историю возникновения православного праздника «Пасхи Христовой», а вы внимательно послушайте меня, я буду задавать вопросы.

Главной книгой христиан является Библия. В ней рассказывается о том, что около 2000 лет назад в Вифлееме (СЛАЙД 3) родился Иисус Христос, которому было предсказано стать Спасителем людей. Иисус Христос прожил всего 33 года, но успел сделать очень много добрых дел: (СЛАЙД4) он лечил и учил людей, помогал им. Но было предсказано, что его предадут и в том числе его же ученики. Так и случилось. Иисус Христос был схвачен. Его допрашивали, пытали, а потом распяли на кресте. На третий день Иисус воскрес. С тех пор мы празднуем светлое Христово Воскресение - Пасху. Главный символ праздника является - окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремилась наварить побольше яиц и обязательно их окрасить. Существует предание о первом пасхальном яйце.

(СЛАЙД 5) Это предание связано с именем Марии Магдалины. Это она, захотела омыть израненное тело Христа, после того, как его распяли. (СЛАЙД 6) Но она обнаружила камень, прикрывавший вход в то место, где оставили Иисуса, отваленным, и Ангел сообщил ей, что Христос Воскрес.

Однажды пришла Мария Магдалина во дворец в Риме. Её сразу пропустили к императору (СЛАЙД 7) Тиберию. В те времена люди шли к императору с подношениями, подарками. Богатые несли драгоценности, а бедные - что могли. И вот Мария, у которой кроме веры в Иисуса Христа ничего не было, остановилась перед императором, протянула ему простое яйцо и громко сказала:

-Христос воскрес!

Удивился император и ответил:

-Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это поверить также сложно, как в то, что это яйцо не белое, а красное!

И пока он говорил эти слова, яйцо стало менять цвет: порозовело, потемнело и наконец стало ярко-красным.

(СЛАЙД 8) Вот так со словами «Христос воскрес!» было подарено первое пасхальное яйцо (яйцо - символ возрождения, а окрашенное в красный цвет знаменует наше возрождение Иисуса Христа).

Кроме того, к субботе вместе с яйцами приготовлялась праздничная пасха и пеклись куличи, чтобы осветить их в церкви и дарить друг другу.        

- Как вы поняли, что такое пасхальное яйцо? (это куриное яйцо, окрашенное в красный или другой цвет на праздник Пасхи. Это символ Воскресения Христа)

  • - Что православные христиане дарят друг другу на Пасху? (крашеные яйца, куличи).
  •  -А что такое пасха? (Пасха – самый светлый праздник, который приносит счастье, тепло и добро в сердце каждого из нас)

- Пасха у многих ассоциируется, как мы уже выяснили  с пасхальными куличами, разноцветными яйцами. (СЛАЙД 9) Но  также пасху ассоциируют с кроликом. Удивлены? Давайте разберёмся, какое же отношение к этому празднику имеет кролик, и почему он несёт яйца? (да-да, именно этим пасхальный кролик и занимается в преддверии праздника). Пасхальный кролик (заяц) является символом Пасхи на Западе, таким же, как в России и Украине —  куличи и крашеные яйца. Дети Европы и Америки верят в сказочную историю о том, что пасхальный кролик прячет в свое кроличье гнездо разноцветные шоколадные яйца. В пасхальное утро малышам необходимо найти это гнездо, чтобы получить сладости. Однако гостинцы кролик приносит только хорошим и воспитанным деткам, о чём  целый год им рассказывают их родители.

- Сегодня мы будем делать  пасхального кролика из бумаги в технике оригами. Ведь кролик  – один из символов католической пасхи. Корнями уходит к древнему поклонению зайцу или кролику, как символу плодородия.

- Скажите что такое оригами? Где впервые появилась данная техника?

(СЛАЙД 10) Оригами - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигур из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. 

-Какие инструменты и материалы нам понадобятся на уроке, для изготовления пасхального кролика в технике оригами? (ножницы, цв.бумага, фломастеры, клей)

Слушают историю

возникновения православного праздника

Слушают внимательно учителя.

Отвечают на вопросы учителя индивидуально.

Слушают про пасхального

кролика

Высказывают свои предположения.

Физминутка

- Давайте разомнем наши пальчики. Повторяйте движения за мной.

В преддверии праздника Пасха

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я

Рада вся моя семья.

Выполняют упражнения, повторяя

за учителем

Первичное закрепление

-Ребята, прежде чем, мы с вами приступим к работе,  вспомним технику безопасности при работе с ножницами  и клеем. (на доске)

- Как нужно правильно обращаться с ножницами?

 Техника безопасности при работе с ножницами.

1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2. Не держите ножницы лезвием вверх.

3. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями

4. Не подходите к товарищу во время работы.

5. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд. (вывешиваю на доску)

  Правила работы с клеем:

1. Наносить только то количество клея, которое необходимо на данном этапе работы.

2. Излишки клея убираются мягкой тряпкой или салфеткой, аккуратно прижимая её.

3. Не допускать попадания клея в глаза.

4. После использования, клей нужно плотно закрыть и убрать

5. Руки после работы с клеем, следует вымыть с мылом. (вывешиваю на доску)

- Теперь можно приступить к работе.

Я буду оценивать вашу работу по следующим критериям: (вывешиваю на доску)

  1. Если за урок аккуратно и правильно  будет выполнена вся работа, то тот получит отметку «5».
  2. Если же будет выполнена вся работа, но при этом не аккуратно, то тот получит отметку «4».

  У вас на столах лежит инструкция с пошаговыми действиями изготовления пасхального зайчика, строго следуя ей самостоятельно выполняйте работу. При возникновении трудностей  обращайтесь ко мне. Последовательность изготовления оригами проговариваю вместе с обучающимися. Как мы будем выполнять пасхального кролика? (по инструкции). Сначала выберем лист цветной бумаги. Отрежем  лишнюю полосу, и получился квадрат. Затем  сложим квадрат в треугольник. Самую длинную сторону треугольника загибаем на 2 см. Боковые стороны треугольника ведём от себя к центральному углу, нужно чтобы между этими углами не осталось свободного пространства - это ушки кролика. Следует загнуть центральный угол с лицевой стороны так, чтобы мордочка кролика была шестиугольной формы. Последним этапом будет вырезание и наклеивание глаз носа и усов кролика из цветной бумаги(или можно нарисовать фломастером). И получился кролик! Вам потребуется быть очень внимательными и аккуратными для того, чтобы изготовить такого кролика правильно.

Отвечают на вопросы учителя.

Повторяют ТБ при работе с ножницами.

Повторяют ТБ при работе с клеем.

Выполняют работу

самостоятельно

по инструкции

Выставка детских работ

- Когда работа будет готова, поднимите руку!

Вызываю к доске 3 (и более) обучающихся.

- У кого самая аккуратная работа?

- У кого самая оригинальная работа?

- У кого самая яркая работа?

- В чем была сложность работы?

Остальные обучающиеся

1 ряд показывает свои работы 2 и 3 ряду.

3 ряд показывает свои работы 1 и 2 ряду.

2 ряд показывает свои работы сначала 1ряду, затем 3.

Показывают свои работы классу.

Итог

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (узнали о истории праздника Пасха)

- Чему учились? (изготовлению пасхального кролика в технике оригами)

- Что повторяли? (повторили правила при работе с ножницами и клеем)

Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия

-А теперь каждый оценит свою работоспособность на уроке.

-Если вы считаете, что вы справились сегодня с этой работой, и у вас не возникло трудностей, то поднимите свои работы вверх

- Ну, а если вы считаете, что у вас работа не получилась, вам было не понятно и трудно, то не поднимайте.

- Я очень довольна нашей работой и благодарю вас за такой замечательный урок!

Оценивают свою деятельность.

Инструкция:

1. Приготовить 2 листа бумаги, в форме квадрата, со сторонами 21 см

C:\Users\Anna\Desktop\2262_49ecb40f30c1d4e8039b1f50295033a1.jpg.jpg

2. Взять для работы сначала только один квадрат. Сложить его по диагоналиC:\Users\Anna\Desktop\2262_a9aa699975f263daaf7b82b802305fe3.jpg.jpg

3. Острые углы опустить к прямому углу.C:\Users\Anna\Desktop\2262_b23d04beb60f7cbca24e01d2e19b0066.jpg.jpg

4. Острые углы поднять вверх. Заготовку перевернутьC:\Users\Anna\Desktop\2262_96cc185a2630f448ef5276a52a512df5.jpg.jpg

5. Опустить вниз треугольникC:\Users\Anna\Desktop\2262_c771065c96a4f68628b5047b37d6d9d6.jpg.jpg

6. Слегка поднимаем треугольник вверх. Это будет нос зайчикаC:\Users\Anna\Desktop\2262_0d276160df2f138b3633376376b55a3f.jpg.jpg

7. Снова перевернуть заготовку на другую сторону. Верхние и нижние углы сложить к центруC:\Users\Anna\Desktop\2262_fb09af824884426b3e2fd9dbde32c7a1.jpg.jpg

8. Загнуть треугольник вверх (поднять только один слой бумаги). Нижний треугольник будет вставляться в «держалку»C:\Users\Anna\Desktop\2262_c27c9ad4e28accd5b83a8a8c4c562329.jpg.jpg

9. Так будет выглядеть зайчик с лицевой стороныC:\Users\Anna\Desktop\2262_a7454de2e5bb0c79ab125ba776e7a055.jpg.jpg

10. Для держалки на втором квадрате наметить диагонали

C:\Users\Anna\Desktop\2262_da06ea4eacfd0705b8dfcc873790eceb.jpg.jpg

13. Согнуть пополам, поднимая нижнюю часть вверх 

C:\Users\Anna\Desktop\2262_74f7b7e419ff66b80fe51dee9f9ef3e6.jpg.jpg

11. Сложить базовую форму "БЛИН", согнув все прямые углы к центру заготовки 

C:\Users\Anna\Desktop\2262_00ab3fc095573ac4f0c710507298d70b.jpg.jpg

14. В щель заготовки вставить ЗАЙЧИКА, подклеить

C:\Users\Anna\Desktop\2262_7855efc05c9f5660e21937819836d468.jpg.jpg

2. Два противоположных угла сложить к центру 

C:\Users\Anna\Desktop\2262_f10deac48ea3da008eec93574a19adc5.jpg.jpg

15. Правый угол «ДЕРЖАЛКИ» вставляем в левый карман и подклеиваем.
Оформляем мордочку ЗАЙЧИКУ

C:\Users\Anna\Desktop\2262_ae265f168e4ec37058d2ff28324a332d.jpg.jpg

16. Ну вот, наш ЗАЙЧИК и готов! C:\Users\Anna\Desktop\2262_96225446d0ac43f347a8c91a395c3860.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока изобразительное искусство"Мастер Украшения помогает сделать праздник".1 класс."Школа России"

Разработка урока изобразительное искусство "Мастер Украшения помогает сделать праздник"1 класс."Школа России"....

Конспект урока окружающего мира "Такие разные праздники" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с праздниками в России, их различиями и особенностями.Планируемые  результатыПредметные:·     знать праздники в России;·...

Рабочие программы 1-2 класс Школа России. 4класс Планета Знаний. Планы уроков по предметам. Классные часы. Родительские собрания. Праздники.

Рабочие программы по предметам . УМК  Школа России 1-2 класс. УМК  Планета Знаний 4 класс. Программы ро внеурочной деятельности< Русский Фольклор>. Краткие планы уроков по русскому язы...

Конспект урока по изобразительному искусству (1 класс). Тема: Мастер украшения помогает сделать праздник. УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: - знакомство с различными праздничными украшениями; выполнение изделия «ёлочная игрушка»Планируемые результатыПредметные:-знать средства выразительности в украше...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Такие разные праздники" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Такие разные праздники»  Цели деятельности учителя: знакомство с праздниками в России, их различиями и особенностями. Планируемые...

Тест по разделу "Самое великое чудо на свете" 2 класс "Школа России"

Тест по разделу "Самое великое чудо на свете" 2 класс "Школа России"...