РП Вязание на спицах.
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

Пояснительная записка

Направленность программы – художественная.

Уровень программы – ознакомительный.

Актуальность программы – ручное вязание на спицах – один из наиболее старых и популярных видов рукоделия. Несмотря на высокие темпы развития трикотажного производства, интерес к ручному вязанию не только не ослабевает, а продолжает расти с каждым годом. И это понятно: из клубка ниток можно сделать множество красивых и удобных вещей. Программа широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта детей в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа «Вязание на спицах» открывает детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Педагогическая целесообразность программы – поможет обучающимся научиться вязать на спицах, разовьёт их художественно-эстетический вкус, научит аккуратности, усидчивости, терпению, вниманию, ответственности, умению довести начатое дело до конца.

Цель программы – обучить техникам вязания на спицах.

Задачи программы:

  1. Познакомить с историей, развитием техники вязания на спицах.
  2. Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами.
  3. Научить четко выполнять основные приемы вязания.
  4. Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания.
  5. Обучить особенностям вязания простых моделей.
  6. Обучить основным условным обозначениям.
  7. Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

Отличительные особенности программы – работа по данной программе способствует организации детского досуга; развитию и поддержке талантливых и одаренных детей; ранней профессиональной ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._vyazanie_na_spitsah.docx43.42 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № » 

________________________________________________________________________________________

«ПРИНЯТО»

на заседании

Педагогического совета № _____

«_____» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ № _________ от _____________

Директор ГБОУ Школа №

_____________________

«____» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

Вязание на спицах

Направленность программы: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающегося: 6-8 лет

Срок реализации программы: 1год

Количество часов в год: 66

Педагог, реализующий программу:

______________________________

                                                                   

                 

Москва, 2023

  1. Пояснительная записка

Направленность программы – художественная.

Уровень программы – ознакомительный.

Актуальность программы – ручное вязание на спицах – один из наиболее старых и популярных видов рукоделия. Несмотря на высокие темпы развития трикотажного производства, интерес к ручному вязанию не только не ослабевает, а продолжает расти с каждым годом. И это понятно: из клубка ниток можно сделать множество красивых и удобных вещей. Программа широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта детей в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа «Вязание на спицах» открывает детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Педагогическая целесообразность программы – поможет обучающимся научиться вязать на спицах, разовьёт их художественно-эстетический вкус, научит аккуратности, усидчивости, терпению, вниманию, ответственности, умению довести начатое дело до конца.

Цель программы – обучить техникам вязания на спицах.

Задачи программы:

  1. Познакомить с историей, развитием техники вязания на спицах.
  2. Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами.
  3. Научить четко выполнять основные приемы вязания.
  4. Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания.
  5. Обучить особенностям вязания простых моделей.
  6. Обучить основным условным обозначениям.
  7. Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

Отличительные особенности программы – работа по данной программе способствует организации детского досуга; развитию и поддержке талантливых и одаренных детей; ранней профессиональной ориентации.

Категория обучающихся – дети 6-8 лет.

Срок реализации программы – 1 год с 01 октября 2023г. по 31 мая 2024г.

Объём (общее количество учебных часов) программы – 66 часов.

Формы организации образовательной деятельности:

Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний – раскрытие основной темы занятия (беседа, лекция, интерактивная экскурсия с использованием интернет-ресурсов, занятий МЭШ);

- формирование практических навыков изготовления образцов вязания, вязанных изделий.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстративный, упражнение, познавательная игра.

Режим занятий – занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу (60 мин).

Планируемые результаты:

Обучающиеся будут знать:

  • Историю техники вязания на спицах;
  • Правила поведения, правила техники безопасности;
  • Инструменты и материалы;
  • Условные обозначения, понятие «раппорт»;
  • Основные приёмы набора петель и вязания на спицах.

Обучающиеся будут уметь:

  • соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе со спицами, ножницами, вязальными иглами;
  • правильно пользоваться вязальными спицами, ножницами, вязальными иглами;
  • выполнять основные элементы вязания;
  • пользоваться инструкционными, технологическими картами, вязать согласно раппорту (с помощью взрослого);
  • выявится интерес к художественно-декоративной деятельности, который способствует самоопределению обучающегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.

  1. Содержание программы

Учебный (тематический) план

Тема

Количество часов

Теория  

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Техника безопасности. История техники вязания на спицах. Техника набора петель. Входной контроль

1

1

2

2

Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка

2

12

14

3

Расчёт петель. Раппорт. Промежуточный контроль

2

6

8

4

Техника безопасности (повторный инструктаж). Основные приёмы вязания спицами изнаночных петель. Чулочная вязка

2

14

16

5

Узоры из лицевых и изнаночных петель.

4

10

14

6

Окончание вязки – техника закрытия петель последнего ряда.

1

4

5

7

Вязание шарфика. Итоговый контроль

1

6

7

Итого:

13

53

66

Содержание учебного (тематического) плана

  1. Вводное занятие – 2 ч.

Техника безопасности (вводный инструктаж). Знакомство с планом работы объединения. История возникновения техники вязания на спицах. Беседа о видах пряжи и номерах спиц. Входной контроль (собеседование с целью определения уровня знаний, умений и навыков при вязании спицами). Набор петель первого ряда.

  1. Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка – 14 ч.

Знакомство с понятиями «лицевые петли», «изнаночные петли», «платочное вязание», «чулочное вязание», «кромочные петли», «закрепление петель». Обучение приёмам вязания лицевых петель.

  1. Расчёт петель. Раппорт. Промежуточный контроль – 8 ч.

Расчёт петель. Раппорт 10х10. Плотность вязания. Схема узора. Обозначение петель. Вытянутые петли.

  1. Основные приёмы вязания спицами изнаночных петель. Чулочная вязка – 16 ч.

Техника безопасности (повторный инструктаж). Обучение приёмам вязания изнаночных петель. Кромочная петля.

  1. Узоры из лицевых и изнаночных петель – 14 ч.

Знакомство с простейшими узорами из лицевых и изнаночных петель. Понятия «простая резинка», «шахматка», «путанка», «жгуты».

  1. Окончание вязки – 5 ч.

Способы закрытия петель последнего ряда. Закрепление нити.

  1. Вязание шарфика – 7 ч.

Беседа «Особенности выбора пряжи для шарфа». Выбор узора. Итоговый контроль. Вязание шарфика. Выставка изделий, изготовленных обучающимися.

  1. Формы аттестации и оценочные материалы

Цель аттестации – выявление исходного, промежуточного и итогового уровня развития творческих знаний, практических умений и навыков, соответствие прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы «Вязание на спицах».

Содержание аттестации:

Виды контроля:

  • входной контроль (проводится в начале учебного года в виде собеседования с целью определения уровня знаний, умений и навыков при вязании спицами);
  • промежуточный контроль (определяет уровень практической подготовки и качества усвоение обучающимися учебного материала по итогам учебного периода), выставка изделий;
  • итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы). Вязание шарфика. Выставка изделий, изготовленных обучающимися.

Формы аттестации и оценочные материалы:

  • собеседование;
  • выставка работ обучающихся за истекший период (конец I полугодия, конец года);
  • участие в конкурсах художественно-прикладной направленности.

Критерии оценки результативности обучения

Уровень усвоения Программы

Результат

Минимальный уровень

Обучающийся не приобрел предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений, навыков: не усвоил виды пряжи, выполняет приёмы вязания при помощи взрослого, путает названия понятий, выполняет простейшие узоры

Базовый  уровень

Обучающийся стабильно занимается, выполняет учебную программу, свободно ориентируется в изученном материале: умеет определять виды пряжи, знает назначение номера спиц, ориентируется в терминологии, знает и выполняет основные виды узоров. Составляет новый узор при помощи взрослого

Повышенный уровень

Обучающийся проявляет устойчивый интерес к изучаемому предмету. Выполняет программу: имеет начальные представления об истории возникновения вязания на спицах, соотносит виды пряжи с нумерацией спиц, знает терминологию, определяет название узора по его виду, пытается самостоятельно составлять новые узоры, интересуется новыми способами вязки, стремится к дополнительным занятиям.

Творческий уровень

Обучающийся выполняет программу. Дополнительно самостоятельно занимается. Проявляет ярко выраженные способности к изучаемому предмету.

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы

  1. Помещение для занятий (кабинет № 22)
  2. Оборудование (мебель, аппаратура: ноутбук, проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала)
  3.  Образцы работ
  4. Методические пособия
  5. Методическая литература

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

  1. Дидактические игры, пособия к занятиям
  2. Мультимедийное оборудование, компьютер
  3. МЭШ

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования

Дидактическое обеспечение

  1. Дидактические игры
  2. Демонстрационные пособия

Методическое обеспечение

  1. ГМЦ. Методическое пространство.  Примерные дополнительные общеразвивающие программы.
  2. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных и развивающих программ.
  3. Нормативно-правовая документация.

Список литературы

  1. Журналы «Вязание. – Нижний Новгород, ООО «Слог».
  2. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
  3. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом 2ОВА-ПРЕСС».
  4. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. - 216 с.
  5. Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия /Д.В.Нестерова. – М.: АСТ, 2007.
  6. Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с.

Приложение 1

Календарный (тематический) план

Дата

проведения

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма

проведения

занятия

Место

проведения занятия

1

03.10.2023

1

Техника безопасности (вводный инструктаж). Вводное занятие. История возникновения вязания на спицах

Комплексное занятие

2

05.10.2023

1

Входной контроль. Техника набора петель первого ряда

Опрос. Изучение нового

3

10.10.2023

1

Знакомство с понятиями «лицевые петли», «изнаночные петли», «платочное вязание», «чулочное вязание», «кромочные петли», «закрепление петель»

Изучение нового

4

12.10.2023

1

Обучение приёмам вязания лицевых петель. Платочное вязание

Изучение нового

5

17.10.2023

1

Обучение приёмам вязания лицевых петель. Платочное вязание

Изучение нового

6

19.10.2023

1

Обучение приёмам вязания лицевых петель. Платочное вязание

Изучение нового

7

24.10.2023

1

Обучение приёмам вязания лицевых петель. Платочное вязание

Изучение нового

8

26.10.2023

1

Обучение приёмам вязания лицевых петель. Платочное вязание

Изучение нового

9

31.10.2023

1

Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка

Изучение нового

10

02.11.2023

1

Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка

Изучение нового

11

07.11.2023

1

Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка

Изучение нового

12

09.11.2023

1

Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка

Комплексное занятие

13

14.11.2023

1

Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка

Комплексное занятие

14

16.11.2023

1

Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка

Комплексное занятие

15

21.11.2023

1

Основные приёмы вязания спицами лицевых петель.

Платочная вязка

Комплексное занятие

16

23.11.2023

1

Основные приёмы вязания спицами лицевых петель. Платочная вязка

Комплексное занятие

17

28.11.2023

1

Техника безопасности (повторный инструктаж). Расчёт петель. Раппорт 10х10

Изучение нового

18

30.11.2023

1

Промежуточный контроль. Расчёт петель

Практическое занятие

19

05.12.2023

1

Плотность вязания. Схема узора

Практическое занятие

20

07.12.2023

1

Схема узора

Комплексное занятие

21

12.12.2023

1

Схема узора

Изучение нового

22

14.12.2023

1

Схема узора

Изучение нового

23

19.12.2023

1

Разновидность снятых, или вытянутых петель

Изучение нового

24

21.12.2023

1

Обозначение петель. Понятие «вытянутая петля»

Изучение нового

25

26.12.2023

1

Основные приёмы вязания спицами изнаночных петель. Чулочная вязка

Изучение нового

26

28.12.2023

1

Обучение приёмам вязания изнаночных петель

Изучение нового

27

09.01.2024

1

Обучение приёмам вязания изнаночных петель

Изучение нового

28

11.01.2024

1

Обучение приёмам вязания изнаночных петель

Практическое занятие

29

16.01.2024

1

Обучение приёмам вязания изнаночных петель

Практическое занятие

30

18.01.2024

1

Кромочная петля

Изучение нового

31

23.01.2024

1

Обучение приёмам вязания изнаночных петель

Закрепление изученного

32

25.01.2024

1

Обучение приёмам вязания изнаночных петель

Практическое занятие

33

30.01.2024

1

Обучение приёмам вязания изнаночных петель

Изучение нового

34

01.02.2024

1

Обучение приёмам вязания изнаночных петель

Комплексное занятие

35

06.02.2024

1

Обучение приёмам вязания изнаночных петель

Изучение нового

36

08.02.2024

1

Обучение приёмам вязания изнаночных петель

Закрепление изученного

37

13.02.2024

1

Обучение приёмам вязания изнаночных петель

Практическое занятие

38

15.02.2024

1

Обучение приёмам вязания изнаночных петель

Изучение нового

39

20.02.2024

1

Обучение приёмам вязания изнаночных петель

Закрепление изученного

40

22.02.2024

1

Обучение приёмам вязания изнаночных петель

Практическое занятие

41

27.02.2024

1

Знакомство с простейшими узорами из лицевых и изнаночных петель

Изучение нового

42

29.02.2024

1

Узоры из лицевых и изнаночных петель

Закрепление изученного

43

05.03.2024

1

Простая резинка 1х1

Изучение нового

44

07.03.2024

1

Простая резинка 1х1

Практическое занятие

45

12.03.2024

1

Простая резинка 1х1

Практическое занятие

46

14.03.2024

1

Простая резинка 2х2

Изучение нового

47

19.03.2024

1

Простая резинка 2х2

Практическое занятие

48

21.03.2024

1

Простая резинка 2х2

Практическое занятие

49

26.03.2024

1

«Путанка» 1х1

Изучение нового

50

28.03.2024

1

«Путанка» 1х1

Закрепление изученного

51

02.04.2024

1

«Шахматка»

Изучение нового

52

04.04.2024

1

«Шахматка»

Практическое занятие

53

09.04.2024

1

«Шахматка»

Практическое занятие

54

11.04.2024

1

Знакомство с понятием «жгут»

Изучение нового

55

16.04.2024

1

Окончание вязки. Способы закрытия петель последнего ряда. Закрепление нити

Изучение нового

56

18.04.2024

1

Окончание вязки. Способы закрытия петель последнего ряда. Закрепление нити

Практическое занятие

57

23.04.2024

1

Окончание вязки. Способы закрытия петель последнего ряда. Закрепление нити

Практическое занятие

58

25.04.2024

1

Окончание вязки. Способы закрытия петель последнего ряда. Закрепление нити

Закрепление изученного

59

30.04.2024

1

Окончание вязки. Способы закрытия петель последнего ряда. Закрепление нити

Закрепление изученного

60

07.05.2024

1

Беседа «Особенности выбора пряжи для шарфа». Выбор узора

Закрепление изученного

61

14.05.2024

1

Вязание шарфика (коврика)

Закрепление изученного

62

16.05.2024

1

Вязание шарфика (коврика)

Закрепление изученного

63

21.05.2024

1

Вязание шарфика (коврика)

Закрепление изученного

64

23.05.2024

1

Вязание шарфика (коврика)

Практическое занятие

65

28.05.2024

1

Итоговый контроль. Подготовка изделия к выставке

Практическое занятие

66

30.05.2024

1

Выставка изделий, изготовленных обучающимися

Выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Художественное вязание спицами".

Через знакомство и преобщение детей к искусству художественного вязания спицами оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор дл...

презентация "Вязание спицами и на машине"

Презентация рассказывает как создаются вязаные вещи, что для этого нужно-это теоретическая часть, в практической части предлагается сделать помпон из ниток....

Технология. Вязание крючком. Приёмы вязания.

Технология. Вязание крючком....

Инструкционная карта "Вязание крючком. Вязание по кругу"

Инструкционная карта для совершенствующих свои навыки в вязании....

Чем же полезно вязание на спицах для учащихся начальной школы?

Эта статья о том, на сколько в наше время гаджетов актуален такой вид досуговой деятельности, как вязание спицами, какую пользу приносит и почему не стоит им принебрегать в начальной школе....

Занятие по теме: "Вязание" для особенных детей. "Основные понятия вязания: петля, ряд и столбик"

Материал содержит презентацию для наглядности и визуальной подсказки и план-конспект с перечнем необходимых материалов и описанием практической работы....

Дополнительная образовательная программа «Вязание на спицах»

Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.Набор детей - св...