МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССАХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ТМНР
статья по технологии

Гринкевич Людмила Николаевна

Цель статьи заключается в рассмотрении методов работы с детьми с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития на уроках изобразительной деятельности в начальной школе.  Предлагаемые методы преподавания направлены на коррекцию нарушений  в развитии,  созданию новых возможностей для развития потенциала умственно отсталых детей,  развитие сенсомоторных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССАХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ТМНР

Аннотация.

Цель статьи заключается в рассмотрении методов работы с детьми с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития на уроках изобразительной деятельности в начальной школе.  Предлагаемые методы преподавания направлены на коррекцию нарушений  в развитии,  созданию новых возможностей для развития потенциала умственно отсталых детей,  развитие сенсомоторных навыков.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, обрывная аппликация, аппликация из смятых комочков бумаги, аппликация из пластилиновых шариков.

Важное место в образовательном процессе обучающихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития занимают продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, аппликация. Уроки изобразительной деятельности дают ребёнку  разнообразные сенсорные впечатления, развивают мелкую моторику, формируют волевую сферу, знакомят с предметами и явлениями окружающего мира, что, в свою очередь, позитивно сказывается на его общем развитии.

Цель программы по учебному предмету «Изобразительная деятельность», 2 вариант УП: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Это конечная цель, которая, возможно, будет достигнута на момент выпуска детей из школы. Однако и в начальной школе мы ожидаем от своих учеников как предметных (умение различать и использовать инструменты и материалы; умение использовать различные изобразительные технологии; соблюдение последовательности  при работе с материалами; умение решать задачи с опорой на усвоенные способы действий и т.д.). так и личностных результатов: способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности; положительные и эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности; стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результат работы; умение выражать свое отношение  к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

       Бумага, пластилин, материал для нетрадиционного творчества (ватные палочки, бумажные салфетки, листья деревьев и т.д.) – уникальный арсенал, способный  реабилитировать детей с тяжёлой умственной отсталостью, ТМНР,  создать новые возможности для развития их потенциала.

Уроки изобразительной деятельности в начальных классах обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью, ТМНР по форме напоминают занятия в детском саду. Содержание программы  выстроено по принципу «от простого к сложному». В начале формируются те навыки, которые более доступны ребёнку на данном этапе и, овладев которыми, ученик почувствует, что применять их удобно и в каком-то смысле выгодно. Тематика первого года обучения базируется на освоении формы, цвета, величины, например, «Светофор», «Огурцы», «Флажки». Темы проходят через все разделы программы: рисование, лепка, аппликация.

 Для укрепления мышц кистей использую задания, включающие однообразные графические упражнения. Но рисовать линии, завитки, точки скучно, детям интересней  нарисовать шарфик с разноцветными полосками слоёный торт, платочек в горошек или полосатый арбуз.

Использование игровых приёмов актуально в классах обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью, ТМНР. Дети искренне верят, что пришедшему на урок плюшевому Мишке нужно помочь нарисовать дорожку в лес, слонику необходим нарисованный надувной шарик, а для встречи гостей необходимо вылепить из пластилина печенье.

Аппликация - замечательное средство для развития силы детских пальчиков, умения координировать движения, воспринимать части образа как единое целое. Аппликация из готовых деталей требует трудоёмкой подготовки учителя и не столь эффективна для развития детей. Поэтому, на начальном этапе, когда у детей недостаточно развита координация движений, не сформированы навыки владения ножницами, использую обрывную аппликацию, которая предполагает не вырезание ножницами составляющих ее компонентов, а их обрывание.

Начинаю с точечной  обрывной  аппликации[1]. Детям предлагается уже готовый фон с  основным изображением (например, тучка) и полоски бумаги нужного цвета. Им необходимо изготовить дождинки (разорвать полоски бумаги   на небольшие отрезки), дополнить полученными  отрезками бумаги основное  изображение. На следующем этапе детям предлагаю выполнить контурную обрывную аппликацию. Кусочки бумаги  выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство. Можно использовать как один цвет бумаги, так и чередовать несколько цветов.  По мере усвоения детьми данного навыка, переходим к технике плоскостной обрывной аппликации - заполнению всего пространства изображения. Заполнение может быть как с просветами между кусочками бумаги, так и многослойным.  Каждый кусочек бумаги наклеивается отдельно. Как усложнение можно предложить детям целый лист бумаги, из которого необходимо выщипывать небольшие кусочки бумаги.

В подобном алгоритме выполняется аппликация из смятых комочков бумаги (бумажных салфеток). Увлекательным и очень эффективным как для физического развития мышц пальцев рук, так и для формирования волевых качеств является  процесс подготовки к аппликации – сминание бумаги и формирования комочков. Аппликация из комочков, как и обрывная аппликация, может быть точечной, контурной, плоскостной.

 Бумажные салфетки – мягкий, податливый материал, работа с ними доступна детям даже с низким уровнем развития мелкой моторики. Освоив навыки аппликации из бумажных комочков, укрепив силу пальчиков, дети без труда будут выполнять подобную работу уже с пластилином – аппликацию из пластилиновых шариков.

Состав обучающихся в моём классе неоднородный, у каждого свой диагноз, свой уровень интеллектуальных, сенсорномоторных нарушений. Провести урок изобразительной деятельности в данной ситуации помогает подбор и использование активных методов  в соответствии с характерными особенностями развития каждого ребёнка.

      Привитие посильных навыков изобразительной деятельности у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью, ТМНР затрудняется спецификой их заболеваний. У детей легко удается вызвать желание трудиться, творить, но это желание часто бывает неустойчивым.  Поддержанию интереса способствует организации уроков, включающая в себя:

  • подготовку помещения, столов к уроку согласно санитарным, эстетическим требованиям;
  • дифференцированный подход к выбору  заданий,  игровые ситуации;
  •  сообщение только полезной для работы информация, сопровождаемой демонстрацией натурального объекта, реалистическим изображением, образца;
  • интегрированное обучение, когда одна область внедряется в другую, или дополняет ее. Например, изучение на уроке чтения новой буквы продолжается на занятии аппликации в технике «обрывная аппликация», «смятые комочки»:
  • наличие как яркой демонстрационной наглядности, чтобы привлечь внимание обучающихся, так и индивидуальной наглядности, чтобы разглядеть предмет в ближнем поле;
  • красочность, удобство  материалов. На начальном этапе обучения удобно использовать двустороннюю цветную бумагу, в этом случае дети не будут путать, с какой стороны следует наносить клей.   Для наклеивания готовых изображений целесообразно взять плотную цветную бумагу, так как тонкая бумага при намазывании клеем сворачивается, мнется, может порваться. Для уроков с использованием обрывной аппликации подойдёт более тонкая двухсторонняя цветная бумага, для техники сминания – бумажные салфетки, для создания основы понадобится белый или цветной картон. Фон обязательно должен быть более плотным, иначе он пропитается клеем и не выдержит груза   аппликации. Использование дополнительных материалов позволяет  сделать изделие более разнообразным и интересным. Подойдут наклейки, пуговицы, блестки,  пайетки, бусины, готовые картинки, вата, ткань и др.

Чтоб помочь детям в овладении навыками изобразительной деятельности, включаю в занятия предметно-практической деятельности тренировочные упражнения.

В классах обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью, ТМНР не выставляются оценки, но, считаю,  дети должны знать результат своего труда. Оценкой за трудолюбие, настойчивость служит моё одобрение, похвала, восторг пусть даже одним смятым комочком салфетки, изготовленным руками ребёнка.

Библиографический список

  1. Гринкевич Л.Н. Учебно-методическое пособие «Работа с бумагой: первые ступеньки».  Режим доступа-https://happy59.com/res/content/docs/f855_seminar_0_txt.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность с применением арт-технологий (музыкальной терапии) в работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития"

Педагоги, работающие с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), часто сталкиваются с проблемой подготовки к различны...

АООП НОО для обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью и ТМНР

Участвовала в разработке АООП  НОО для    обучающихся стяжёлой умственной отсталостью и ТМНР. Основное , что важно знать, это составить привильно структуру программы, обратить вни...

Урок «Окружающий природный мир» 3 класс для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР Тема: Сезонные изменения в природе. Месяц декабрь

Урок для учащихся с ТМНР по предмету "Окружающий природный мир". Целью урокаставилось формирование у учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития деятельностных способностей к с...

Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Изобразительная деятельность" для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.

Адаптированная общеобразовательная программа для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по "Изобразительной деятель...

Технологическая карта урока "Изобразительная деятельность" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 (3 класс)

Предмет:  Изобразительная деятельностьТема урока:  Лепка. Нарядная бабочка.Тип урока: Открытие нового знанийЦель Формирование  интереса  к лепке. Закрепить представления детей...

Рекомендации по организации уроков, воспитательных мероприятий с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью

Проблемы обучения обучающихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью напрямую связаны с их медико-психологическими особенностями. Поддержанию познавательной активности обучающихся спос...

Технологическая карта урока "Изобразительная деятельность" 2 класс "Зима"

Технологическая карта урока по ФГОС "Изобразительная деятельность" 2 класс для детей с У.О....