Рабочая программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо"
рабочая программа по технологии (1, 2, 3 класс)

Холодионова Светлана Васильевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая прогамма художественной направленности "Пластилиновое чудо" для обучающихся 6-8лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_plastilinovoe_chudo.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«Пластилиновое чудо»

 стартовый уровень

Форма обучения – очная

Возраст обучающихся: 6-7лет

Срок реализации программы: 1 год

Составитель программы:

Холодионова Светлана Васильевна

учитель начальных классов

 


Пояснительная записка

Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей обучающихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности обучающихся, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда преподаватель покажет, что существует множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов.

Актуальность программы

        В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку возможность легко обучаться новому, будь  то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

        Пластилинография — это один из новых видов изобразительной деятельности

        Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил»— создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творчес кие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление.

        Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. В процессе занятий пластилинографией у ребенка развивается умелость и сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, у детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью. Таким образом, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

        В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

        Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных качеств: цвет, форма, величина.

        В основе Программы - концептуальные идеи Л.В. Выготского, Г.В.Плеханова, теория деятельности П.Я Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубенштейна и теории художественного воспитания детей А.В. Бакушинского, Н.А. Ветлугиной, И.А. Лыковой.

Новизна

        Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей — бисера, бусин, природного, а также бросового материала. Необходимо, чтобы каждое занятие пробуждало у детей чувство прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость, воспитывало любовь к Родине.

Адресат программы

Программа рассчитана для обучающихся 6 - 7 лет.

Максимальное количество обучающихся в группе: до 15 человек.

Объем, срок и уровень освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, объем 40 часов.

Программа предполагает стартовый уровень освоения.

Формы обучения

Для реализации программы используются различные формы занятий:

  • Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся.
  • Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
  • Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
  • Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
  • Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
  • Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
  • Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
  • Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
  • Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный        год.        Может        проходить        в        виде        мини-выставок,        просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Особенности организации образовательного процесса, состав группы

        Наполняемость учебной группы до 15 человек. В группу принимаются все поступающие. Специального отбора не производится.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Год обуче

ния

Возраст

Количест во

недель

Количество часов в

неделю

Всего часов за

год

Режим занятий

Продолжитель ность занятий

1 - й

6-7 лет

40

1 час

40 ч

1 занятие

1 раз в неделю

40 мин

Форма реализации программы: очная

Форма проведения занятий: теоретическая и практическая

Содержание программы

1.1 Цель и задачи программы

Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; развитие способности к восприятию художественного произведения.

Программа ставит следующие задачи:

Предметные: (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

  1. Показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое и сдобное тесто, влажный песок, снег, манная каша), познакомить с их свойствами.
  2. Сформировать навык создавать  простейшие формы и видоизменять их – преобразовывать в иные формы, создавая при этом выразительные образы.
  3. Учить создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, предавая пропорции и взаимное размещение деталей.
  4. Учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом лепки; показать способ лепки на форме или каркасе, предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа.
  5. Сформировать умения создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему.

Метапредметные: (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

  1. Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику.
  2. Развивать интерес к художественной деятельности; развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности.

3. Развивать координационные движения рук в соответствии с характером  создаваемого образа.

Коммуникаттивные:        (связаны        с        развитием        личностных        качеств, содействующих        освоению        содержания        программы;        выражаются        через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

  1. Способствовать формированию у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
  2. Формировать уважительное отношение к искусству разных стран и народов;
  3. Воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие,  аккуратность.

1.2. Учебный план

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы аттестации/контроля

теория

практика

всего

1

Вводное        занятие. Инструктаж        по технике безопасности.

Знакомство        с материалом.

1

1

2

Опрос

2

«Яблочки румяные в нашем саду».

1

2

3

Анализ выполненных работ

3

«На        грибной полянке».

1

1

2

Анализ выполненных работ

4

«Пушистое облачко».

1

1

2

Анализ выполненных работ

5

«Листья        кружатся, падают в лужицы».

1

1

2

Анализ выполненных работ

6

«Дождь- проказник».

1

2

3

Анализ выполненных работ

Выставка        творческих работ

7

«Ёлочка-красавица,

всем        ребяткам

1

2

3

Анализ выполненных

работ

нравится!»

8

8 «Хвост с узорами, сапоги        со

шпорами».

1

2

3

Анализ выполненных работ

9

«Шубка        для ёжика».

1

2

3

Анализ выполненных работ

10

«У        солнышка        в гостях».

1

2

3

Анализ выполненных работ

11

«Плывёт,        плывёт кораблик».

1

2

3

Анализ выполненных работ

12

«Первая        зелень весны».

1

2

3

Анализ выполненных работ

13

Итоговые        работы. Выставки.

2

6

8

Итоговая диагностика Выставка

выполненных работ

ИТОГО

14

26

40

Содержание учебного (тематического) плана

ТЕМА 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с материалом.

Теория: Знакомство с техникой безопасности (ножницы, иглы), правила внутреннего распорядка, правила по технике пожарной безопасности, правила дорожного движения.

Практика: Закрепление нового материала, анкетирование. Отработка навыков эвакуации.

ТЕМА 2. «Яблочки румяные в нашем саду»

Теория: Учить освоению приёма рисования пластилином, отрабатывать приём «скатывание». Развивать образное восприятие, учить составлять композицию яблонька в сотворчестве с воспитателем.

Практика: Развитие образного восприятия, мелкой моторики.

ТЕМА 3. «На грибной полянке»

Теория: Осваивать рисование вертикальных и горизонтальных линий; вносить в картину дополнительные изображения: травы, солнца или тучки с дождём по желанию детей.

Практика: Рисуем пейзаж. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику.

ТЕМА 4. «Пушистое облачко»

Теория: Учить создавать образ облачка: отщипывание и примазывание пластилина пальчиками.

Практика: Коллективная работа. Вовлекать детей в сотворчество с воспитателем через создание коллективной композиции.

ТЕМА 5. «Листья кружатся, падают в лужицы»

Теория: Учить освоению техники рисования пластилином: скатывание шарика, примазывание, нанесение мазка.

Практика: Вовлекать детей в сотворчество с воспитателем через создание коллективной композиции. Воспитывать любовь к природе, развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

ТЕМА 6. «Дождь-проказник»

Теория: Учить рисовать капли дождя путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина; отрабатывать приём «скатывания». Развивать чувство ритма, цвета. Воспитывать творческое восприятие окружающего мира.

Практика: Изображение пейзажа.

ТЕМА 7. «Ёлочка-красавица, всем ребяткам нравится!»

Теория: Учить создавать образ ёлочки, ритмического рисунка веточек, направленных книзу в конусе; обучать нанесению ритмического мазка сверху вниз. Развивать мелкую моторику.

Практика: Выполнение работы на новогоднюю тематику.

ТЕМА 8. «Хвост с узорами, сапоги со шпорами»

Теория: Обучать рисованию длинных изогнутых линий с помощью пластилина.

Практика: Лепка фигурок животных.

ТЕМА 9. «Шубка для ёжика»

Теория: Учить моделированию образа ёжика путём изображения иголочек на спине ритмичными короткими мазками, используя приёмы скатывания и примазывания. Воспитывать любовь к животным.

Практика: Создание коллективной композиции.

ТЕМА 10. «У солнышка в гостях»

Теория: Учить создавать образ солнышка путём размазывания небольших шариков прямым движением в направлении вперёд к себе. Развитие пространственного мышления, восприятия, интерес к рисованию пластилином, мелкую моторику.

Практика: Выполнение работы на свободную тему.

ТЕМА 11. «Плывёт, плывёт кораблик»

Теория: Учить освоению способа рисования волнистых линий, размещённых горизонтально. Развивать чувство формы и композиции.

Практика: Выполнение работы на тему: «Морской пейзаж»

ТЕМА 12. «Первая зелень весны»

Теория: Воспитание интереса к наблюдениям в природе, отражение впечатлений в доступной изобразительной деятельности. Развитие чувства прекрасного (красивое дерево с нежной весенней зеленью). Закреплять умение рисовать пластилином, используя приём прикрепления небольших шариков к основе, преобразования их в овальную форму.

Практика: Изображение природы

ТЕМА 13. Подведение итогов.

Теория: Подведение итогов.

Практика: Оформление выставки работ.

1.3 Планируемые результаты

Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:

  • ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;
  • ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности;
  • ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;
  • у ребенка развиты сенсорные эталоны;
  • у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание;
  • ребенок способен принимать задачу;
  • ребенок        умеет        передавать        образы        предметов,        явлений        посредством   пластилинографии.

1.4 Материально-техническое обеспечение реализации программы

  • столы — 10 штук
  • стулья — 14 штук
  • доска
  • ноутбук
  • Муляжи (грибы, фрукты, овощи).
  • Природные        элементы        (букеты        из        сухоцветов,        искусственные        цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, набор камней).
  • Предметы быта:
  • стеклянные        (бутылки        разной        формы,        вазы,        чашки,        стаканы,        блюда, салатницы);
  • деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);
  • металлические        (самовары,        чайники,        утюги,        ложки,        ножи,        кастрюли, кофейники);
  • керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
  • Гипсовые        предметы        (геометрические        фигуры,        орнаменты,        головы        с античных слепков).
  • пластилин
  • манная крупа
  • стеки
  • картон

1.5 Информационное обеспечение

                        Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции: это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации.

                        Для активизации детей используются разработанные автором задания и игры на развитие фантазии и воображения.

                Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий.

1.6 Кадровое обеспечение

        Классный руководитель

1.7 Формы аттестации

Для        отслеживания        результативности        программы используется  мониторинг образовательной деятельности.

Промежуточный мониторинг проводится по итогам первого полугодия (до 15 января) и включает:

-уровень освоения программ;

-степень проявления активности и коммуникативности в той или иной значимой деятельности.

Итоговый мониторинг проводится по окончании текущего учебного года (май) и включает:

-уровень освоения программы;

-степень проявления активности и коммуникативности в той или иной значимой деятельности;

-уровень творческих достижений;

-уровень социальной активности (на основе анализа участия детей в социальнозначимой деятельности, неконкурсных достижений) степень удовлетворенности процессом обучения и результатом совместной деятельности.

1.8 Оценочные материалы

Количественные критерии определяют динамику развития владения техниками в различных видах творчества, мотивации к обучению, познанию и формированию устойчивого интереса к творческой деятельности, складывающиеся из показателей развития творческих способностей.

Недостаточный

Ребёнок выполняет задание по заданному образцу, с большим трудом, делая ошибки, не проявляя творческого подхода при его выполнении.

Достаточный

Ребёнок создаёт творческий продукт, на основе образца, применяя раннее полученные знания, с незначительными ошибками, но с некоторым напряжением, недостаточно уверенно. Занимается с удовольствием и интересом. Требуется помощь педагога.

Высокий

Ребёнок создаёт собственный творческий продукт, по своему замыслу, применяя ранее полученные знания, выбирая самостоятельно материал, технологию выполнения изделия. Работает с большим интересом, проявляя инициативу к творчеству, при этом стремится самостоятельно освоить различные виды творчества.

Методические материалы

                        Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции: это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации.

                        Для активизации детей используются разработанные автором задания и игры на развитие фантазии и воображения.

                Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий:

- рабочая программа;

  • методические рекомендации по проведению занятий;
  • дидактические материалы:        готовые образцы изделий;        иллюстрации; электронные презентации по темам программы.
  • дидактические пособия: раздаточный материал, практические задания.

Список используемых источников

  1. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке - Москва,

«Просвещение» 2011.

2. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М. В. Душин, В .Н .Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К», 2018.

  1. Давыдова Г.Н. Пластилинография . – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016.
  2. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  3. Лепим из соленого теста: украшения, сувениры, поделки, панно, декор: Пошаговый ил. практикум по лепке / Сост. И. Михайлова. – М.: Эксмо, 2004.
  4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2017.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2019.
  6. Лыкова И.А. Лепим с мамой. Азбука лепки. - М: Карапуз- дидактика, 2005.
  7. Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина. Ростов – на –Дону: «Феникс»,

2008.

  1. Шорыгина        Т.А.        Красивые        сказки:        Эстетика        для        малышей.        –        М.: Книголюб, 2016.

Интернет -ресурсы

  1. http://www.paintm.net/
  2. http://www.vestiario.ru/articles/
  3. http://www.handup.ru/page-up38.html/
  4. http://art-batic.ru/info/istoriya-batika/
  5. http://wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Пресс-центр Мыскаменской школы-интерната

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Поколение NEXT"

Программа предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный ...