Методы обучения
методическая разработка по технологии

Долбня Сергей Николаевич

Основные методы обучения, применяемые на уроках столярнрго дела

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_kontrolya_i_samokontrolya.docx171.58 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

Методы контроля и самоконтроля - это способы, при помощи которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя (Ю. К. Бабанский, 
К. П. Королев, П.И. Щукина и др.).

В соответствии с задачами, содержанием и принципами обучения методы контроля должны обеспечить достаточно полное и оперативное получение обратной информации о процессе обучения в целом и отдельных его этапах как необходимого условия своевременного корректирования учебной деятельности школьников; помощь учащимся в формировании общих познавательных и практических умений, самооценки и самоконтроля своей деятельности; формирование оценочного отношения к изучаемым знаниям путем раскрытия их ценностей.

В педагогической теории и практике выделяется шесть групп методов контроля учебно-познавательной деятельности школьников: методы устного, письменного, графического, практического, машинного и тестового контроля.

1. Методы устного контроля: рассказ учащегося, чтение им книг, чертежа, карты, технической или технологической документации, сообщения о проделанных опытах, наблюдениях на географической площадке.

Устная проверка знаний и умений проводится по-разному, в зависимости от цели и характера изучаемого материала. Она может проводиться по материалу предшествующего урока, по отдельным темам и разделам курса. Основой устной проверки знаний и умений являются контрольные вопросы и проверочные задания. При формулировке вопросов и заданий во время устного опроса учителю следует предусмотреть возможность получения в ответах учащихся исчерпывающей информации о качестве и уровне усвоенных знаний и умений, об овладении логическими приемами мышления (анализа и синтеза, доказательства, индукции и дедукции и др.).

Для проведения устного контроля учителю необходимо иметь в виду следующие методические требования:

– ясность и четкость постановки вопросов;

– соблюдение последовательности и системы в их постановке;

– стимулирование самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении.

В зависимости от поставленной цели и содержания материала устный контроль может осуществляться в форме индивидуального или фронтального опроса.

Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные ответы учащихся в форме связного изложения вопроса, относящегося к изучаемой теме.

При фронтальном опросе учитель подбирает систему логически связанных вопросов и ставит их перед всем классом. В этом случае на вопросы учителя требуются краткие ответы, благодаря чему в беседе участвует значительное число учащихся и даже весь класс.

В методике обучения сложилась система проверочных заданий с учетом уровней познавательной самостоятельной деятельности учащихся.

Первый уровень предполагает задания на воспроизведение знаний и умений, которые требуют ответа на вопросы: где, когда, сколько. Они необходимы при усвоении отдельных приемов учебной работы в процессе овладения фактами, понятиями.

Задания второго уровня выполняются по образцу, в знакомой ситуации с использованием плана, алгоритма действий, с использованием схем, таблиц.

Задания третьего уровня ‒ творческие, направленные на раскрытие взаимосвязей, закономерностей, посвящены разрешению проблемных ситуаций. Здесь ставятся требования объяснить, доказать, сделать выбор, ответить на вопросы почему.

На практике фронтальный опрос часто сочетается с индивидуальным. Эффективность индивидуального и фронтального опроса обеспечивается умением учителя вести с учащимися проверочную беседу.

2. Методы графического контроля связаны с выполнением учащимися рисунков, диаграмм, картограмм, чертежей, схем, эскизов, таблиц. С помощью этих методов выявляется уровень сформированности важных графических умений и навыков, познавательных умений синтезирования и обобщения учебного материала, применения его на практике; выявляется понимание связей и зависимостей между явлениями, процессами.

3. Методы практического контроля направлены на выявление умений учащихся применять теоретические знания в практической деятельности. К проверочным заданиям практического характера относятся задания, требующие проведения опытов, трудовых операций, разнообразных наблюдений и т. п. С помощью этих методов проверяется не просто умение что-то делать, но умение связать теорию с практикой.

Каждая практическая, контрольная работа предполагает предварительную проверку теоретических знаний и инструктирование учащихся о ее выполнении.

4. Методы машинного контроля. В практику обучения постепенно входят методы машинного контроля качества усвоения знаний, что связано с применением компьютеров. Они автоматизируют определенные этапы учебного процесса на основе взаимодействия с каждым учащимся в отдельности. Компьютеры сами проверяют правильность ответа учащихся. Они соблюдают высокую степень объективности контроля, позволяют накапливать объективную статическую информацию о каждом шаге учебного процесса, но не могут учесть психологические особенности ученика, не позволяют проверить логичность и грамотность речи, оказать своевременную помощь ученику при затруднениях.

5. Педагогические тесты. Традиционные методы контроля выделились в особую группу в связи с применением тестов в отечественной школе. Их принято называть новыми методами контроля, но это деление условное. Английское слово «test» переводится как «проба», испытание.

Основными функциями педагогических тестов являются следующие: диагностическая, обучающая, организующая, воспитывающая.

Отличие педагогических тестов от других форм оценивания состоит в их формализованности и более высокой степени объективности проводимого с их помощью оценивания. Объективность обеспечивается за счет стандартизации вопросов и ответов, особой процедуры проведения тестирования и способов обработки результатов; подтверждения качества теста: определение надежности, валидности, дискриминативности и использованием математического статистического инструментария для оценки полученных результатов. Качественно сделанные тесты, в отличие от набора контрольных заданий, позволяют решить проблему - объективизации педагогических измерений.

По структуре различают тесты со свободным ответом (вопросы открытого типа) и с выбором ответа (вопросы закрытого типа). Применение тестов не позволяет получить развернутые ответы и определить умение школьников связно и последовательно излагать свои мысли, делать выводы и обобщения. Поэтому целесообразно сочетать тестовую проверку с устной. С этой целью после тестового задания включается вопрос, который требует от учащихся подготовки устного ответа, помогающей осмыслить фактический материал.

Роль тестовой проверки значительно повысилась в связи с введением ЕГЭ.

Методы контроля весьма специфичны и разнообразны. Но во всех случаях они должны содействовать самостоятельному и творческому мышлению, всемерно развивать у учащихся навыки самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

МБОУ Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ

Методическая разработка открытого урока столярного дела по теме: « Пиломатериалы. »

Провел и подготовил учитель ТО   Долбня С.Н.

Тип урока:

              Урок приобретения новых знаний.

          Методы обучения:

            Словесные, наглядные, практические.

 Наглядные пособия:

инструкция по правилам поведения и плакат  по технике безопасности   при работе в школьных мастерских, комплект образцов пород деревьев, выставка работ учащихся 7 классов, видеоролик (You Tube/com. Видео: «Работа пилорамы»).

 Инструменты и оборудование:

Компьютер, мультимедийная доска, столярный верстак с заготовкой пиломатериал, станок, верстаки, заготовки (брус 50×50 мм), рубанок; карандаши, линейки.

Цели урока:

Образовательная:

 -  Изучить с учащимися породы древесины, ее структуру и области ее применения.

Изучить с учащимися профили различных пиломатериалов , способ изготовления и область применения.

Развивающая:

– развивать логическое мышление, координацию движения рук, исполнительские умения.

Воспитательная:

– воспитывать трудолюбие, усердие, аккуратность, усидчивость, внимательность;

Профориентационная:

– Познакомить с профессией токаря.

Коррекционно-развивающая задача: корригировать пространственное воображение, мышление, внимание, память, речемоторную деятельность, развивать мелкую моторику рук, добиваться рефлексии выполняемых действий и знаний.

Дидактическое обеспечение: презентация на тему: "Пиломатериалы"

•        1. Организационный момент

1.

– приветствие

– проверка отсутствующих

– проверка готовности учащихся к уроку

Сообщение учащимся о необходимости быть на уроке в рабочих халатах или фартуках с нарукавниками.  Проверка наличия рабочей одежды у присутствующих учеников. Назначение дежурных по мастерской.( 1-2 мин)

 2.

Сообщение учащимся темы и цели урока. Запись даты и темы урока в рабочих тетрадях учащихся. (3 мин)

3.Вводный инструктаж по безопасному поведению в столярной мастерской. Презентация. (Обьяснить своими словами значение поговорок на тему техники безопасности) ( 5 мин)

2. Повторение пройденного материала.

К хвойным породам принадлежат

1.береза

2. дуб

3.сосна

4. ель

К лиственным породам принадлежат

1. клен

2. осина

3. ель

4. сосна

3.Изложение нового материала

(10мин)

Древесина – это природный конструкционный материал.

Древесная порода-это вид многолетнего древесного растения( лиственные и хвойные леса).

Текстура-рисунок на продольном срезе древесины.

Породы различают по цвету, текстуре, запаху и твердости

Лесопильные рама - это машина для продольной распиловки бревен ленточными пилами.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00d3/0001fca2-07653520/img10.jpg

Рассмотри образцы различных пород древесины.

2. Обозначь каждый образец мелом.

3. Сравни текстуру каждого образца древесины с текстурой

разных пород древесины, изображенных на рисунке 24 учебника.

4. Объясни, в чем сходство и отличие образцов (размещение

ширина годовых колец, цвет древесины, запах, другие признаки).

5. По вышеупомянутым свойствам и рисунку соответствующей

текстуры, изображенному в учебнике, определи породу древесины.

6. Заполни таблицу по следующему образцу:

№ образца.    Группа древесины.   Порода древесины

Закрепление материала

Тестовые задания

К пиломатериалам принадлежат

1.хлыст

2.доска

3.брус

4. все вышеупомянутые

Как называется естественный рисунок?

1. структура

2. текстура

3. фурнитура

4. сердцевина

Древесина действительно прекрасный конструкционный материал  без которого нам не обойтись в повседневной жизни и мебель и кухонная посуда, применяется в декоративно прикладном творчестве, вагоностроении, кораблестроении и т д.

2.Единственным недостатком является то, что она боятся влаги, под ее воздействием фанера расслаивается, плиты разбухают, а пиломатериал коробится.

3.Но все эти недостатки с лихвой перекрываются, когда сидишь за красивым столом из красного дерева, в экологически чистом доме построенном своими руками и ешь щи деревянной ложкой.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/040c/0004e60b-2e9cd348/640/img12.jpg

Подведение итогов урока.

Оценка самостоятельной работы учащихся, анализ характерных ошибок. Выставление оценок в электронный журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....