Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в электронике"
рабочая программа по технологии (4 класс)

 Внеурочной деятельность "Первые шаги в электроннике" для обучения конструированию и моделированию.Программа , КТП, 4 класс, 2 час в неделю (68 ч.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_pervye_shagi_v_elektronike.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Первые шаги в электронике» (далее – Программа) реализуется в соответствии с рекомендацией УМО МПГУ Министерства образования и науки РФ и технической направленностью образования: использование электронного конструктора «Знаток» как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию.

Актуальность программы обусловлена тем, что очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в  сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, изучают принципы работы многих механизмов.

Отличительные особенности программы заключается в том, что работа с конструкторами «Знаток» позволяет детям в форме познавательной игры узнать основы электротехники и электроники. При построении моделей и схем затрагивается множество проблем из разных областей знаний о физическом мире, что является вполне естественным. Этот конструктор помогает стать ребенку более внимательным, усидчивым, рассудительным. Так же происходит лучшее развитие воображения ребенка, словесно-логического мышления. При помощи электронного конструктора ребенок сможет научиться комбинировать, абстрактно мыслить.

         Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что конструктор очень наглядно показывает основные принципы работы электричества, электромеханики, электромагнетизма. Многие схемы, собранные своими руками, можно использовать в практических целях. Конструктор «Знаток» поможет ребёнку в освоении таких разделов школьной программы, как: «Механические колебания и волны. Звук», «Основы электроники», «Интегральные микросхемы», «Цифровая техника. Логические схемы», «Электрические явления. Постоянный ток», «Электрический ток в различных средах. Полупроводниковые компоненты», «Электромагнитные явления» и др.

Цель программы: получение детьми первоначальных знаний об электричестве, о электро - и радиотехнике, подготовка их к восприятию понятий из школьного курса физики.

Задачи:

- сформировать интерес у детей к электро - и радиотехнике, а также к видам деятельности, связанными с ними;

- дать представление о правильной технической терминологии, технических понятиях и сведениях, следить за использованием их детьми в своей речи и практической работе с конструктором;

- научить составлять план собственной деятельности на основе поэтапной отработки предметно – преобразовательных действий;

- развивать умения детей искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических, текстовых, схематичных, информационно-коммуникативных).

Возраст учащихся, которым адресована программа: 8-10 лет.

Формы занятий:

Фронтальная – даёт возможность работать со всем коллективом детей на занятии.

·  Групповая – создание микрогрупп (2-3 человека) для выполнения определенного задания.

·  Коллективная – дети могут сотрудничать друг с другом, работая в микрогруппах.

·  Индивидуальная – очень результативная форма обучения, основанная на дифференцированном подходе.

·  Игры и тренинги.

·  Участие в конкурсах.

Срок реализации программы: 1 год, 68 часов из расчёта 2 ч в неделю. 

Планируемые результаты:

Предметные:

К концу обучения дети должны знать:

  • технику безопасности и правила поведения при проведении практических занятий;
  •  технику безопасности при использовании электроприборов;
  • методы сборки электрических цепей;
  •  основные понятия, используемые при сборке различных электронных цепей;
  •  принципы последовательного и параллельного соединения цепей;
  •  принципы работы и диапазоны измерений различных измерительных приборов.

К концу обучения дети должны уметь:

  • проводить наблюдения, учет, опыты и измерения;
  •  описывать результаты проведенных измерений;
  • формулировать выводы;
  • собирать простые, усложненные и сложные электрические схемы;
  •  свободно собирать различные электрические схемы;
  •  различать логические элементы и собирать различные логические схемы;
  •  собирать схемы включения цифр от 1 до 9, прописных и строчных букв с различными видами их управления.

Метапредметные:

У обучающихся должны быть развиты следующие умения:

  • определять адекватные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • самостоятельно организовывать и выполнять различные творческие работы по созданию изделий;
  • использовать дополнительную информацию при проектировании и создании объектов.

Личностные:

К концу обучения у детей должны быть сформированы следующие качества:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности;
  • выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • самооценка умственных и физических способностей;
  • осознание необходимости общественного полезного труда;
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

Способы и формы проверки результатов

Формы и средства контроля: терминологические диктанты, практические работы, индивидуальные и фронтальные опросы, самостоятельная работа, презентации работ, участие в конкурсах. 

Методическое обеспечение программы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

1.  Словесный (устное изложение, беседа).

2.  Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу).

3.  Практический (практическая работа).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1.  Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

2.  Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

3.  Частично-поисковый – участие детей в поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

4.  Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:

1.  Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися.

2.  Групповой – организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек).

3.  Парный – организация работы по парам.

4.  Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Приёмы:  игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, наблюдение, работа по образцу, тренинг, практические работы и др.

Дидактический материал: схемы, дидактические карточки, памятки, раздаточный материал, компьютерные программные средства и др.

Формы подведения итогов: открытые занятия для педагогов и родителей, конкурс проектов, самостоятельная работа, защита творческих работ (проектов).

Материально — техническое оснащение занятий:

1.  Электронный конструктор «Знаток. Первые шаги в электронике» (набор А, 15 схем).

2.  Электронный конструктор «Знаток. Первые шаги в электронике» (набор В, 15 схем).

3.  Электронный конструктор «Знаток. Первые шаги в электронике» (набор С, 34 схемы).

4.  Электронный конструктор «Знаток. Играем и учимся» (180/320 схем).

5.  Электронный конструктор «Знаток. Для школы и дома» (999 схем).

Список литературы.

Используемая литература:

1.  Инструкция к игре «Электронный конструктор «Знаток. Первые шаги в электронике» (набор А, 15 схем)».

2.  Инструкция к игре «Электронный конструктор «Знаток. Первые шаги в электронике» (набор В, 15 схем)».

3.  Инструкция к игре «Электронный конструктор «Знаток. Первые шаги в электронике» (набор С, 15 схем)».

4.  Инструкция к игре «Электронный конструктор «Знаток. Играем и учимся» (180/320 схем)».

5.  Инструкция к игре «Электронный конструктор «Знаток. Для школы и дома» (999 схем)».

Литература для учащихся:

1.  Инструкция к игре «Электронный конструктор «Знаток. Первые шаги в электронике» (набор А, 15 схем)».

2.  Инструкция к игре «Электронный конструктор «Знаток. Первые шаги в электронике» (набор В, 15 схем)».

3.  Инструкция к игре «Электронный конструктор «Знаток. Первые шаги в электронике» (набор С, 15 схем)».

4.  Инструкция к игре «Электронный конструктор «Знаток. Играем и учимся» (180/320 схем)».

5.  Инструкция к игре «Электронный конструктор «Знаток. Для школы и дома» (999 схем)».

Интернет ресурсы:

1.  http://www. prodlenka. org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-2. shkola/obobschenie-opytom/39562-programma-kruzhka-lego-konstruktor. html

https://infourok. ru/rabochaya_programma_kruzhka_stolyar-konstruktor-130574.htm http://www.86sch29-nv. edusite. ru/DswMedia/programma_dop_obrazov_lego_konstruirovanie. pdf http://www. prodlenka. org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/obobschenie-opytom/39562-programma-kruzhka-lego-konstruktor. html http://imc. kurobr. spb. ru/PosobieLiubogor/addons/obespech. html Лист внесения изменений

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 4 класс

№ п\п

Тема урока

Количество часов

Сроки прохождения программы

По плану

Фактически

Раздел «Оригами» (8 ч.)

1.

Общее знакомство с электронным конструктором.

1

2.

Монтажная плата. Провод. Источники питания. Батарейки аккумуляторы.

1

3.

Монтажная плата. Источники питания. Батарейки аккумуляторы.

1

4.

Переключатели.

1

5.

Переключатели.

1

6.

Источники света. Лампочки и светодиоды.

1

7.

Источники света. Лампочки и светодиоды.

1

8.

Электродвигатель и электрогенератор.

1

9.

Электродвигатель и электрогенератор.

1

10.

Резисторы и реостаты.

1

11.

Резисторы и реостаты.

1

12.

Последовательное  и параллельное соединение.

1

13.

Последовательное  и параллельное соединение.

1

14.

Проводники и диэлектрики (изоляторы)

1

15.

Громкоговорители.

1

16.

Транзисторы.

1

17.

Транзисторы.

1

18.

Интегральные микросхемы.

1

19.

Комплексное повторение изученного материала.

1

20.

Комплексное повторение изученного материала.

1

21.

Комплексное повторение изученного материала.

1

22.

Проект «Звук полицейской машины при разрыве провода».

1

23.

Проект «Звук пожарной машины при разрыве провода».

1

24.

Проект «Звук пулемётной стрельбы при разрыве провода».

1

25.

Проект «Звук кареты скорой помощи при разрыве провода».

1

26.

Проект «Проблесковый светодиодный сигнал для защиты от врагов».

1

27.

Проект «Карета скорой помощи со звуком и световым сигналом».

1

28.

Проект «Полицейская машина со звуковым и световым сигналом».

1

29.

Проект «Пожарная машина со звуковым и световым сигналом».

1

30.

Проект «Предупредительный красный свет и звук пулемётный стрельбы».

1

31.

Проект «Фонарик с лампочкой».

1

32.

Проект «Светодиодный фонарик».

1

33.

Проект «Вентилятор, управляемый сенсором».

1

34.

Проект «Управляемый кнопкой вентилятор».

1

35.

Проект «Вентилятор со звуком, управляемый сенсором».

1

36.

Проект «Вентилятор со звуком, управляемый сенсором».

1

37.

Проект «Вентилятор с переменной скоростью вращения».

1

38.

Проект «Последовательное соединение лампочки и электродвигателя».

1

39.

Проект «Последовательное соединение управляемой кнопкой лампочки и электродвигателя».

1

40.

Проект «Параллельное соединение и электродвигателя».

1

41.

Проект «Последовательное соединение батарей».

1

42.

Проект «Последовательное соединение светодиода с лампочкой».

1

43.

Проект «Параллельное соединение светодиода с лампочкой».

1

44.

Проект «Параллельное соединение лампочки, светодиода и электродвигателя».

1

45.

Проект «Последовательное соединение лампочки и электродвигателя».

1

46.

Проект «Параллельное соединение лампочки, светодиода и электродвигателя».

1

47.

Проект «Смешанное соединение лампочки, светодиода и электродвигателя».

1

48.

Проект «Поочерёдно включение лампочки и светодиода».

1

49.

Проект «поочерёдно включение электродвигателя и светодиода».

1

50.

Проект «Простейший телеграфный тренажёр».

1

51.

Проект «Управление лампочкой двумя параллельно соединёнными ключами».

1

52.

Проект «смешанного управление двумя выключателями двух электроприборов».

1

53.

Проект «Управление электроприборами двумя выключателями по отдельности».

1

54.

Проект «Управление двумя электроприборами с помощью двух параллельно соединённых выключателей».

1

55.

Проект «Управление двумя электроприборами с помощью двух последовательно соединённых выключателей».

1

56.

Проект «FM-радиоприёмник».

1

57.

Проект «Приёмник с индикатором уровня громкости».

1

58.

Проект «Приёмник с индикатором уровня громкости».

1

59.

Проект «Приёмник, управляемый касанием».

1

60.

Проект «Музыкальный дверной звонок с ручным управлением».

1

61.

Проект «Музыкальный дверной звонок с прерывистым звучанием».

1

62.

Проект «Музыкальный дверной звонок, управляемый электромотором».

1

63.

Проект «Светомузыкальный дверной звонок с ручным управлением».

1

64.

Проект «Светомузыкальный дверной звонок, управляемый электромотором».

1

65.

Комплексное повторение изученного материала.

1

66.

Комплексное повторение изученного материала.

1

67.

Комплексное повторение изученного материала.

1

68.

Контрольное занятие. Конкурс проектов.

1

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»

Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает   младших   школьников   к   изучению   экономического ...

программа внеурочной деятельности "Компьютерная графика. Первые шаги"

Программа внеурочной деятельности составлена для обучающихся 1 класса в соответствии с ФГОС НОО....

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»

«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку "Шаг за шагом"

«Шаг за шагом»/“Step by Step’’ рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1–4-х классов.Автор-составитель:Н.А. Ладик, учитель английского языка МБОУ«Лицей № 1»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".

Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...

Обобщение опыта «Развитие познавательных процессов и формирование структурных компонентов учебной деятельности младшего школьника через программу внеурочной деятельности «Шаги к успешности».»

          Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по...