конспект урока по предмету домоводство (техкарта)
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Надежда Алексеевна Миронова

формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, приготовлению еды, ремонту дома и другому. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_domovodstvo.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: Домоводство.

Тема урока: «Приготовление блюда»

Цель: формировать умение готовить винегрет.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение правильно пользоваться кухонным оборудованием, посудой и приборами, соблюдать правила безопасного обращения с ножом.

Коррекционно-развивающие:

Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи, бережного отношения к продуктам.

Форма проведения: комбинированный урок.

Оборудование: Картинки-пиктограммы с ингредиентами винегрета, карта с алгоритмом приготовления винегрета.

Учебные действия:

Принимать ситуацию нахождения в классе на уроке в соответствии с правилами поведения;

Принимать ситуацию взаимодействия с педагогом, детьми;

Смотреть, слушать;

Выполнять инструкции учителя;

Переходить от одного действия, операции, упражнения, задания к другому, при необходимости, с помощью взрослого;

Выполнять задания.

Планируемые результаты

• Проявлять интерес к предложенной деятельности;

• Принимать ситуацию взаимодействия с педагогом и детьми при выполнении задания;

• Совершать целенаправленные действия по инструкции, по показу, по образцу;

• Ждать своей очереди;

• Выполнять задание от начала до конца.

Оборудование:

Разделочные доски, ножи кухонные, салатница, миски для очисток.

Карточки с изображением ингредиентов винегрета, овощей, словом «винегрет». Продукты: сырые и отварные овощи (картофель, морковь, свекла), лук, соленый огурец, консервированный горошек подсолнечное масло, соль.

Предварительная работа:

- упражнения по очистке отварных овощей от шкурки;

-упражнения по нарезанию овощей ломтиками, полосками и кубиками;

-упражнения по технике безопасности при работе с ножом;

- упражнения по смешиванию мелко нарезанных продуктов;

- актуализация представлений об овощах.

Технология проведения урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

#1054;рганизационный момент.

- Сейчас у вас урок «Домоводство».

- Какие правила существуют на уроке?

1. Внимательно слушать учителя.

2. Не разговаривать на уроке.

3. При ответе поднимать руку.

4. Соблюдать порядок на рабочем месте.

5. Использовать предметы с учетом правил безопасной работы.

6. Хорошее настроение.

- Мы составили рецепт удачного урока. Выполняя все эти правила наш урок пройдет очень хорошо.

Слушают учителя, принимают учебную задачу.

Коммуникативные БУД:

учатся использовать ритуал социального взаимодействия.

Регулятивные БУД:

адекватно использовать ритуалы школьного поведения.

#1040;ктуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.

Дидактическая игра

«Да – нет».

Беседа о видах салатов.

- Салат – это холодное блюдо, приготовленное из смеси различных продуктов.

- Все ли помнят, как правильно приготовить и хранить салаты, сейчас я проверю.

- Если вы соглашаетесь с предложением, то хлопаете, если нет, то топаете.

1. При приготовлении салатов используются только свежие продукты. (ДА)

2. Готовые салаты хранятся без холодильника. (НЕТ)

3. Салаты смешивают перед подачей на стол. (ДА)

4. Салаты подаются в кастрюле. (НЕТ)

5. Салаты едят руками. (НЕТ)

6. В салат можно класть и горячие и холодные продукты. (НЕТ)

7. Салата можно съесть 2-3 ложки в день. (ДА)

- Какие виды салатов вы знаете?

-

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Обучающиеся выполняют действия руками и ногами.

Учащиеся рассказывают о видах салатов.

Мясные салаты (в состав которых входят мясные продукты);

- Рыбные салаты;

- Овощные салаты;

- Фруктовые салаты.

Познавательные БУД:

выделяют главное, существенные признаки; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их; оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Личностные БУД:

демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Коммуникативные БУД:

вступают и поддерживают коммуникацию.

3. Сообщение темы и цели урока.

- О каком салате сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:

Витаминов целый воз

Нам салат с собой привез,

И морковку, и картошку,

И огурчиков немножко.

Свекла, масло и горошек,

Лук, конечно же, немножко

То-то будет вкусно,

Угадайте – ка скорей, что это за закуска?

- Да сегодня будем говорить о салате «Винегрет».

Ученики слушают учителя и отгадывают загадку.

Регулятивные БУД:

принимают цель и произвольно включаются в деятельность, следуя предложенному плану.

4. Актуализация опорных знаний.

Сравнение сырых и отварных (консервированных) овощей.

Отбор овощей.

Работа с технологической картой приготовления салата.

Повторение с алгоритма с использованием визуального подкрепления.

Фронтальная работа.

Техника безопасности при работе с ножом.

Пальчиковая гимнастика.

Практическая работа.

Показ учителя приемов нарезки овощей кубиками.

Самостоятельное выполнение работы по показу.

Уборка рабочего места.

-Скажите, винегрет делают из сырых или вареных овощей?

-Винегрет готовят из вареных и сырых овощей.

-На подносе лежат овощи вареные и сырые.

-Покажите сырой картофель.

-Покажите вареный картофель.

-Как мы определяем, что картофель вареный?

-Покажите вареную свеклу, какая она?

-Саша, выбери сырую морковь, попробуй ее, какая она?

-А теперь попробуй вареную морковь, какая она?

-У вас на подносах есть свежий и соленый огурец.

-Возьмите кусочек свежего огурца, попробуйте, какой он, твердый или мягкий?

-Попробуйте кусочек соленого огурца, какой он твердый или мягкий?

-Теперь вы знаете, что сырые овощи твердые и хрустящие. А вареные – мягкие.

-Какие овощи нужно отварить для винегрета?

-А сейчас выберем продукты для приготовления винегрета.

-Посмотрите, на подносе лежат продукты. - Смотрите внимательно. Отберите только те, которые нужны для приготовления винегрета.

-Давайте проверим.

(Отбор овощей у каждого на свой поднос)

- Давайте вспомним рецепт салата. Откройте технологическую карту приготовления салата.

1. Свекла – 2 штуки

2. Картофель – 2 штуки

3. Морковь – 2 штуки

4. Лук – 1 штука

5. Соленый огурец – 2 штуки

6. Зеленый горошек – 1 банка

7. Подсолнечное масло – 3 столовых ложки.

-Что еще нужно для приготовления винегрета?

-Какая посуда?

-Чем мы будем резать?

-На чем мы будем резать?

-Как эта доска называется? Давайте все хором повторим.

-Давайте внимательно рассмотрим, что мы будем делать, последовательность нашей работы.

Показ алгоритма сопровождается показом пункта на карте.

1. Сначала мы должны очистить овощи: картофель, морковь, свеклу, лук.

2. Нарежем овощи: картофель, морковь, свеклу, соленый огурец, лук.

3. Складываем их в салатник.

4. Добавляем в салатник зеленый горошек.

5. Солим и заправляем подсолнечным маслом.

6. Все хорошо перемешиваем.

А теперь все вместе расскажем и покажем, как мы будем делать винегрет.

-Повтори, Коля, с чего мы начинаем приготовление винегрета?

-Саша, что ты будешь делать потом?

-Андрей, а дальше?

-У вас на столе лежат карточки, посмотрите их, ребята.

-На них все, что мы должны сделать для приготовления винегрета.

-Разложите карточки в том порядке, как нужно для приготовления винегрета.

-Все разложили? Молодцы!

-Начинаем готовить винегрет. Смотрим на карточки и выполняем все, как на ваших карточках.

-Перед началом работы надеваем фартук и моем руки.

-Давайте вспомним, как мы должны обращаться с ножом?

-Нож держим в правой руке захватом сверху.

-А как передаем нож друг другу? Покажи Саша.

-С ножом обращаемся очень осторожно, чтобы не поранить пальцы при нарезке левая рука должна быть расположена сверху продукта.

-Пальцы слегка согнуты, вот так! (показ)

-Давайте разомнем пальчики, чтобы они хорошо поработали. (под музыку)

Вот помощники мои

Их как хочешь, поверни

Раз, два, три, четыре, пять

НЕ сидится им опять!

Постучали, повертели

И работать захотели.

-С чего начинаем работу?

-Посмотрите на карточки.

-Начинаем чистить картофель. Аккуратно снимаем кожицу с картофеля тонкими полосками, очистки складываем на поднос (показ).

-Дальше чистим морковь, потом свеклу и лук, лук сполоснуть водой. Как вариант: лук предварительно вымыт, корешок срезан.

-На столе у каждого есть миска, складываем в нее очистки.

-Начинаем чистить овощи

-Что мы чистим в начале? Что потом?

-А теперь будем резать овощи кубиками.

-Сегодня я вас научу, как правильно резать овощи кубиками.

-Сначала овощ режу пополам.

-Потом одну половинку, еще пополам

-Эту половинку режу на ломтики

-Потом ломтики на кубики.

-Запомнили?

-Посмотрите на эти тарелки, определите, где овощи порезаны кубиками, а где ломтиками?

-Саша покажи, как ты будешь резать.

Комментирую действия ученика.

-А какие овощи для винегрета берем консервированные? Помните?

-С какого овоща мы начнем работать?

-Затем будем резать? Посмотрите на нашу карту-подсказку.

-После моркови?

-Далее?

-И в конце?

--Приступаем к работе.

-Внимательно смотрим на карте что нужно делать.

Контроль действий учеников, при необходимости обращая их внимание на технологическую карту.

-Все овощи мы нарезали кубиками и сложили в салатник.

-Что нужно еще добавить в салат?

-Аккуратно выкладываем горошек в салатник.

-Теперь нам осталось...?

-Чем надо заправлять винегрет, сметаной, подсолнечным маслом или майонезом?

-Аня, возьми масло и налей 3 ложки в наш винегрет.

-А теперь надо все хорошенько перемешать.

-Вот и готов наш винегрет!

-Давайте его украсим, чтобы винегрет был не только вкусным, но и красивым!

-Чем можно украсить?

-Давайте украсим веточкой укропа.

-Не забываем убрать свое рабочее место.

Учащиеся сравнивают сырые и отварные овощи.

Формулируют собственное мнение и отвечают на поставленные вопросы.

Пробует на вкус, остальные наблюдают.

Ученики самостоятельно отбирают нужные для салата овощи.

Учащиеся работают с технологической картой приготовления салата.

Ученики отвечают на вопросы учителя. Называют предметы и дают им характеристики.

Учащиеся работают с технологической картой приготовления салата.

Ученики отвечают на вопросы учителя о последовательности приготовления винегрета.

Учащиеся работают с карточками, раскладывая их в правильной последовательности.

Ученики надевают фартуки и моют руки.

Учащиеся рассказывают о технике безопасности при работе с ножом.

Ученики слушают стихотворение и выполняют движения по образцу. Осуществляют самоконтроль.

Учащиеся слушают инструкцию учителя и выполняют практическую работу сначала по образцу, а затем по словесной инструкции.

Осуществляют самоконтроль.

Показывают учителю, как будут резать.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся смешивают нарезанные овощи и заправляют салат маслом.

Убирают рабочее место.

Познавательные БУД:

выделяют существенные, общие и отличительные свойства овощей.

Регулятивные БУД:

активно участвуют в деятельности, контролируя и оценивая свои действия и действия одноклассников.

Коммуникативные БУД:

излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные БУД:

классифицируют овощи на наглядном материале.

Регулятивные БУД:

соотносят свои действия и их результаты с заданными образцами.

Коммуникативные БУД:

вступают и поддерживают диалог, отвечают на вопросы.

Познавательные БУД:

используют логические действия на наглядном доступном вербальном материале.

Регулятивные БУД:

активно участвуют в деятельности, контролируя и оценивая свои действия и действия одноклассников.

Регулятивные БУД:

осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности.

Познавательные БУД:

используют готовый алгоритм деятельности, устанавливают простейшие связи и взаимозависимости.

Регулятивные БУД:

корректируют полученную информацию, организовывают свою деятельность.

Личностные БУД:

Адекватно эмоционально откликаются на музыку.

Познавательные БУД:

наблюдают под руководством учителя за предметами.

Регулятивные БУД:

активно участвуют в деятельности, контролируя и оценивая свои действия и действия одноклассников.

Познавательные БУД:

наблюдают под руководством учителя за предметами.

Регулятивные БУД:

соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами.

Коммуникативные БУД:

участвуют в коллективном обсуждении.

Регулятивные БУД:

определяет достаточный круг действий и их последовательность для достижения поставленной задачи.

Осуществляет взаимный контроль и самооценку.

#1056;ефлексия.

-Что мы приготовили сегодня?

-Какие продукты нам были нужны?

-Что на уроке учились делать?

-Какой получился винегрет?

-Ваш винегрет получился красивый, и наверное вкусный, пойдемте, попробуем?

Ученики отвечают на вопросы учителя, что узнали нового, что понравилось, что могут сделать полезного.

Коммуникативные БУД:

участвуют в коллективном обсуждении.

Регулятивные БУД:

Оценивает свою работу с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету домоводство. Тема: "Удаление сложных пятен с одежды"

Открытый урок по предмету домоводство для воспитателей детских домов....

Презентация для урока по предмету Домоводство «Последовательность действий при жарке продукта» (4 класс) для детей ТМНР

Презентация для урока по предмету Домоводство «Последовательность действий при жарке продукта» (4 класс) для детей ТМНР...

Презентация для урока по предмету Домоводство «Последовательность действий при варке продукта» (4 класс) для детей ТМНР

Презентация для урока по предмету Домоводство «Последовательность действий при варке продукта» (4 класс) для детей ТМНР...

Методическая разработка урока по предмету: "Домоводство" на тему: «Пересыпание с помощью мерных ложек и стаканчиков» для учащихся 3 класса

Цель урока -  совершенствование действий с природным материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание, перекладывание и др.Задачи урока: Образовательная:...

Конспект урока по предмету Домоводство для 3 класса, обучающихся с ТМНР - Бытовые приборы

Конспект урока по предмету Домоводство для 3 класса, обучающихся с ТМНР - Бытовые приборы...

Презентация для урока по предмету Домоводство «Хранение круп» (4 класс)

Презентациядля урока по предмету Домоводство«Хранение круп»(4 класс)...