Профессионально - трудовое воспитание на уроках труда ( технологии) и во внеурочной деятельности
консультация по технологии (4 класс)

В подростковом возрасте школьники мало кто себе представляет свою будущую профессию. Ребята не задумываются всерьез о необходимости выбора дела всей своей жизни, у них практически отсутствует готовность к профориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессионально - трудовое воспитание на уроках труда

( технологии) и во внеурочной деятельности

В подростковом возрасте школьники мало кто себе представляет свою будущую профессию. Ребята не задумываются всерьез о необходимости выбора дела всей своей жизни, у них практически отсутствует готовность к профориентации.

Какие  причины этого можно выделить:

  • выбор профессии под воздействием внешних причин («престиж», подражание сверстникам);
  • недостаточность информации о характере, особенностях и разнообразии профессий;
  • мало учитываются профессионально-значимые качества, особенности здоровья, и тд.

Даже в старших классах многие из детей не знают, с какой деятельностью свяжут свою жизнь.

         Как же помочь обучающемуся  определиться, выбрать профессию по душе? Для этого и необходимо проводить профориентационную работу со школьниками.     С целями и задачами школьной профориентациионной работы вы можете познакомиться на представленном слайде. 

          Эти задачи реализуются в учебном процессе и внеурочной деятельности силами учителей, врачей, психологов, других специалистов, родителей. Ознакомление с миром профессий проходит в форме бесед, экскурсий, встреч, конференций, конкурсов и пр.  

            Для профессиональной диагностики имеются различные методики: тесты, опросники, деловые игры. Развитию интересов и способностей служит работа кружков, клубов, детских центров.

         Важную роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю  труда (технологии).  Предмет «Труд (технология)» позволяет школьникам приобрести трудовые и некоторые специальные знания и умения и обеспечить умственное, физическое и художественное  развитие обучающихся, подготовить их к будущей трудовой деятельности.  

     

   Содержание предмета «Труд (технология)» даёт возможность познакомить детей со многими профессиями, воспитать интерес к ним.  На уроках школьники не только получают определенные знания, но и  приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Методические средства реализации профориентационной задачи на уроках Труда (технологии) представлены на слайде.

         

Начиная любую тему на уроках, мы выявляем список профессий, имеющих к ней отношение. Обратите внимание на представленные темы.

В своей работе я чаще всего использую такие профориентационные методы: 
• производственные иллюстрации и практические примеры; 
• упражнения и задачи с практическим содержанием; 
•проектные работы 
• деловая игра
• проведение экскурсий. 

            Например для популяризации промышленных  профессий мной была проведена онлайн  экскурсия на  АО Уральская сталь.  Ребята  не только  прочувствовали  атмосферу съемок культового фильма "Терминатор": металлический звук скрежета, доносящийся из листопрокатного цеха, и растекающаяся лава из стали, но и познакомились с профессиями сталевар, резчик металла, стропальщик.

           В 6 классе при изучении отделки помещений я провела урок – игру, где все дети смогли побыть мастерами-отделочниками. Школьникам было необходимо произвести ремонт помещения, рассчитать количество расходных материалов, а также итоговую сумму затрат. Любая практическая работа делает процесс запоминания более легким. В этой работе были задействованы знания учеников не только в области технологии, но и в области математических наук.

          

Проектная деятельность на уроках  является одним из эффективных инструментов для реализации профориентационных задач. Во время работы над проектами обучающиеся могут попробовать себя в различных ролях — от проектировщика и дизайнера до мастера, работающего с материалами. Например, при создании изделия из дерева ученики могут узнать, как работают плотники, мебельщики и столяры, а при разработке технических моделей — ознакомиться с основами инженерии и конструирования. Такие задания помогают школьникам не только развивать свои практические навыки, но и лучше понимать, какие профессии связаны с их интересами и способностями.

         Изучая модуль "Материаловедения", ребята узнают о характере труда оператора прядильного производства. На уроке «Модельер и портной одевают нас с тобой» учащиеся выполняют работу этих мастеров. В ходе работы над проектами по разделу «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» учащиеся не только изучают технологию изготовления изделия, но и параллельно знакомятся с содержанием труда таких профессий как художник-модельер, художник-конструктор, технолог швейного производства, швея, утюжильщик.

       Предмет труд «технология» один из предметов, на котором очень явно прослеживаются межпредметные связи. Выполняя чертеж выкройки, мы используем математические знания, в кулинарии – химии.

Я уверена, чем больше практической работы будет в учебной деятельности ученика, тем результативнее процесс профориентации.

Таким образом учитель технологии может внести значительный вклад в подготовку школьников к осознанному выбору профессии, а  использование  системного подхода в профессиональной ориентации школьников поможет им в выборе своей жизненного и профессионального пути.

Внеурочная деятельность

Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии, классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных сферах труда, конкурсы, выставки, кружки…

В рамках трудового воспитания во внеурочной деятельности в школе проводятся:

  • Классные часы «Разговор о важном» (Век информации. Дорогами России. Путь зерна и тд)
  • Традиционные выставки поделок из природного материала, открыток ко Дню Матери, Новому году, Дню защитника отечества, 9 мая.
  • Изготовление сувениров для ветеранов ВОВ, ветеранов педагогического труда, для мам и пап.
  • Профессиональные пробы – «День самоуправления», День учителя, презентации-рекламы «Профессия моей мамы», «Профессия моей мечты».
  • Встречи с людьми различных профессий, представителями трудовых династий.
  • Тренинги самопознания и саморазвития: «Учимся рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы», «Начатое дело доводим до конца»
  • Конкурсы «Самый чистый (уютный) класс», «Лучшая территория»
  • Акции помощи птицам в зимний период – изготовление кормушек, наблюдение за поведением птиц.
  • Профориентационные занятий «Россия – мои горизонты»

Современное российское образование не может существовать без взгляда в будущее. А в будущем школьников – огромный выбор профессий, разобраться в котором ребенку не так просто. Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты», который запущен для учеников 6–11-х классов, в этом поможет. Посещая его, подростку намного легче сориентироваться в мире профессиональных навыков. Единая модель профориентации – часть формирования единой образовательной среды, которая сейчас создается в школах.

Во время профориентационной работы мы столкнулись со следующими проблемами:

  • Низкая мотивация учащихся в участии профоринтационных мероприятиях (высокая внеклассная загруженность и наоборот тотальное нежелание что-либо делать);
  • Нацеленность родителей именно на высшее образование или наоборот, выбор в пользу среднего профессионального, в силу ограниченности ресурсов семьи;
  • Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе той или иной профессии.

Наиболее подходящими решениями этих проблем на мой взгляд являются:

(Решения  представленны на слайде)

  • Проводить профориентационные образовательные мероприятия при любой наполняемости группы обучающихся;
  • Работать над информированностью родителей о деятельности различных профессий и сферах их деятельности;
  • Формирование устойчивого положительного отношения в предпочтении собственной профессии через развитие личностных качеств.

Конечно, любая профориентация (тестирование, экскурсии, дни открытых дверей и тд) это приобретение небольшого опыта, но у человека меняется отношение к выбранной сфере. Учащийся может заинтересоваться профессией ещё сильнее или, напротив, разочароваться. Он получает информацию, видит и понимает частичку выбранной работы. Выбор становится более осознанным. Профориентационная работа будет мной продолжена, впереди много разных мероприятий, которые помогут понять подходит область деятельности или не подходит, и далее искать новую область, и каждому находить что-то своё.

Главная задача профориентационной работы с обучающимися 5-6 классов:

  •   осознание детьми общественного значения труда  (ответственные учителя труда Каленова Е.А., Оглы С.П., кл. руководители)
  •   техническое оснащение, богатство интеллектуального содержания (постановка перед обучающимися интересных технических, технологических и организационных задач) (администрация школы, учителя труда Каленова Е.А., Оглы С.П., кл. руководители)
  •   включение в труд элементов самостоятельности, творчества, соревнования (ответственные учителя труда Каленова Е.А., Оглы С.П., кл. руководители)



Век информации. 

Дорогами России. 

Путь зерна. 

День учителя.


.

Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. 

Твой вклад в общее дело. 







День российской печати. 





Бизнес и технологическое предпринимательство. 

Искусственный интеллект и человек. 

Арктика – территория развития.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского.  с



Герои космической отрасли. 

Гражданская авиация России.

Медицина России. 

Что такое успех? (ко Дню труда). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Повышение эффективности образовательного процесса - одна из актуальных проблем современного образования. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэ...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности...

Система работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности с применением региональных условий

     Одна из задач трудового обучения является формирование и развитие творческих способностей младших школьников. Обучаясь, дети приобретают необходимые для творческого труда на...