Профессионально - трудовое воспитание на уроках труда ( технологии) и во внеурочной деятельности
консультация по технологии (4 класс)
В подростковом возрасте школьники мало кто себе представляет свою будущую профессию. Ребята не задумываются всерьез о необходимости выбора дела всей своей жизни, у них практически отсутствует готовность к профориентации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профессионально - трудовое воспитание на уроках труда
( технологии) и во внеурочной деятельности
В подростковом возрасте школьники мало кто себе представляет свою будущую профессию. Ребята не задумываются всерьез о необходимости выбора дела всей своей жизни, у них практически отсутствует готовность к профориентации.
Какие причины этого можно выделить:
- выбор профессии под воздействием внешних причин («престиж», подражание сверстникам);
- недостаточность информации о характере, особенностях и разнообразии профессий;
- мало учитываются профессионально-значимые качества, особенности здоровья, и тд.
Даже в старших классах многие из детей не знают, с какой деятельностью свяжут свою жизнь.
Как же помочь обучающемуся определиться, выбрать профессию по душе? Для этого и необходимо проводить профориентационную работу со школьниками. С целями и задачами школьной профориентациионной работы вы можете познакомиться на представленном слайде.
Эти задачи реализуются в учебном процессе и внеурочной деятельности силами учителей, врачей, психологов, других специалистов, родителей. Ознакомление с миром профессий проходит в форме бесед, экскурсий, встреч, конференций, конкурсов и пр.
Для профессиональной диагностики имеются различные методики: тесты, опросники, деловые игры. Развитию интересов и способностей служит работа кружков, клубов, детских центров.
Важную роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю труда (технологии). Предмет «Труд (технология)» позволяет школьникам приобрести трудовые и некоторые специальные знания и умения и обеспечить умственное, физическое и художественное развитие обучающихся, подготовить их к будущей трудовой деятельности.
Содержание предмета «Труд (технология)» даёт возможность познакомить детей со многими профессиями, воспитать интерес к ним. На уроках школьники не только получают определенные знания, но и приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Методические средства реализации профориентационной задачи на уроках Труда (технологии) представлены на слайде.
Начиная любую тему на уроках, мы выявляем список профессий, имеющих к ней отношение. Обратите внимание на представленные темы.
В своей работе я чаще всего использую такие профориентационные методы:
• производственные иллюстрации и практические примеры;
• упражнения и задачи с практическим содержанием;
•проектные работы
• деловая игра
• проведение экскурсий.
Например для популяризации промышленных профессий мной была проведена онлайн экскурсия на АО Уральская сталь. Ребята не только прочувствовали атмосферу съемок культового фильма "Терминатор": металлический звук скрежета, доносящийся из листопрокатного цеха, и растекающаяся лава из стали, но и познакомились с профессиями сталевар, резчик металла, стропальщик.
В 6 классе при изучении отделки помещений я провела урок – игру, где все дети смогли побыть мастерами-отделочниками. Школьникам было необходимо произвести ремонт помещения, рассчитать количество расходных материалов, а также итоговую сумму затрат. Любая практическая работа делает процесс запоминания более легким. В этой работе были задействованы знания учеников не только в области технологии, но и в области математических наук.
Проектная деятельность на уроках является одним из эффективных инструментов для реализации профориентационных задач. Во время работы над проектами обучающиеся могут попробовать себя в различных ролях — от проектировщика и дизайнера до мастера, работающего с материалами. Например, при создании изделия из дерева ученики могут узнать, как работают плотники, мебельщики и столяры, а при разработке технических моделей — ознакомиться с основами инженерии и конструирования. Такие задания помогают школьникам не только развивать свои практические навыки, но и лучше понимать, какие профессии связаны с их интересами и способностями.
Изучая модуль "Материаловедения", ребята узнают о характере труда оператора прядильного производства. На уроке «Модельер и портной одевают нас с тобой» учащиеся выполняют работу этих мастеров. В ходе работы над проектами по разделу «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» учащиеся не только изучают технологию изготовления изделия, но и параллельно знакомятся с содержанием труда таких профессий как художник-модельер, художник-конструктор, технолог швейного производства, швея, утюжильщик.
Предмет труд «технология» один из предметов, на котором очень явно прослеживаются межпредметные связи. Выполняя чертеж выкройки, мы используем математические знания, в кулинарии – химии.
Я уверена, чем больше практической работы будет в учебной деятельности ученика, тем результативнее процесс профориентации.
Таким образом учитель технологии может внести значительный вклад в подготовку школьников к осознанному выбору профессии, а использование системного подхода в профессиональной ориентации школьников поможет им в выборе своей жизненного и профессионального пути.
Внеурочная деятельность
Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии, классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных сферах труда, конкурсы, выставки, кружки…
В рамках трудового воспитания во внеурочной деятельности в школе проводятся:
- Классные часы «Разговор о важном» (Век информации. Дорогами России. Путь зерна и тд)
- Традиционные выставки поделок из природного материала, открыток ко Дню Матери, Новому году, Дню защитника отечества, 9 мая.
- Изготовление сувениров для ветеранов ВОВ, ветеранов педагогического труда, для мам и пап.
- Профессиональные пробы – «День самоуправления», День учителя, презентации-рекламы «Профессия моей мамы», «Профессия моей мечты».
- Встречи с людьми различных профессий, представителями трудовых династий.
- Тренинги самопознания и саморазвития: «Учимся рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы», «Начатое дело доводим до конца»
- Конкурсы «Самый чистый (уютный) класс», «Лучшая территория»
- Акции помощи птицам в зимний период – изготовление кормушек, наблюдение за поведением птиц.
- Профориентационные занятий «Россия – мои горизонты»
Современное российское образование не может существовать без взгляда в будущее. А в будущем школьников – огромный выбор профессий, разобраться в котором ребенку не так просто. Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты», который запущен для учеников 6–11-х классов, в этом поможет. Посещая его, подростку намного легче сориентироваться в мире профессиональных навыков. Единая модель профориентации – часть формирования единой образовательной среды, которая сейчас создается в школах.
Во время профориентационной работы мы столкнулись со следующими проблемами:
- Низкая мотивация учащихся в участии профоринтационных мероприятиях (высокая внеклассная загруженность и наоборот тотальное нежелание что-либо делать);
- Нацеленность родителей именно на высшее образование или наоборот, выбор в пользу среднего профессионального, в силу ограниченности ресурсов семьи;
- Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе той или иной профессии.
Наиболее подходящими решениями этих проблем на мой взгляд являются:
(Решения представленны на слайде)
- Проводить профориентационные образовательные мероприятия при любой наполняемости группы обучающихся;
- Работать над информированностью родителей о деятельности различных профессий и сферах их деятельности;
- Формирование устойчивого положительного отношения в предпочтении собственной профессии через развитие личностных качеств.
Конечно, любая профориентация (тестирование, экскурсии, дни открытых дверей и тд) это приобретение небольшого опыта, но у человека меняется отношение к выбранной сфере. Учащийся может заинтересоваться профессией ещё сильнее или, напротив, разочароваться. Он получает информацию, видит и понимает частичку выбранной работы. Выбор становится более осознанным. Профориентационная работа будет мной продолжена, впереди много разных мероприятий, которые помогут понять подходит область деятельности или не подходит, и далее искать новую область, и каждому находить что-то своё.
Главная задача профориентационной работы с обучающимися 5-6 классов:
- осознание детьми общественного значения труда (ответственные учителя труда Каленова Е.А., Оглы С.П., кл. руководители)
- техническое оснащение, богатство интеллектуального содержания (постановка перед обучающимися интересных технических, технологических и организационных задач) (администрация школы, учителя труда Каленова Е.А., Оглы С.П., кл. руководители)
- включение в труд элементов самостоятельности, творчества, соревнования (ответственные учителя труда Каленова Е.А., Оглы С.П., кл. руководители)
Век информации.
Дорогами России.
Путь зерна.
День учителя.
.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства.
Твой вклад в общее дело.
День российской печати.
Бизнес и технологическое предпринимательство.
Искусственный интеллект и человек.
Арктика – территория развития.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского. с
Герои космической отрасли.
Гражданская авиация России.
Медицина России.
Что такое успех? (ко Дню труда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Повышение эффективности образовательного процесса - одна из актуальных проблем современного образования. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэ...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности...

Система работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности с применением региональных условий
Одна из задач трудового обучения является формирование и развитие творческих способностей младших школьников. Обучаясь, дети приобретают необходимые для творческого труда на...













