Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Труд (технология)" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по технологии (3 класс)

Представлена пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_predmetu_trud_tehnologiya.docx109.53 КБ

Предварительный просмотр:

                   ТРУД (технология)

Основная цель изучения учебного предмета «Труд (технология)» заключается во всестороннем развитии личности обучающегося младшего возраста с интеллектуальными нарушениями в процессе формирования у него трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации рабочей программы по учебному предмету «Труд (технология)» в третьем классе предусматривает решение следующих основных учебно-воспитательных и коррекционных задач:

  • формирование культуры труда (организация трудовой деятельности, соблюдение техники безопасности, организация рабочего места, качество изготовляемого изделия  и, самое главное отношение к труду);
  • закрепление и расширение знаний о поделочных материалах (бумаге, картоне, нитках, ткани, природных материалах), применяемых на уроках  труда в третьем классе;
  • ознакомление с более широким спектром новых поделочных материалов (проволокой, металлом, древесиной и др.), их свойствами, технологиями обработки;
  • обучение трудовым действиям с новыми поделочными материалами (проволокой, металлом, древесиной и др.),
  • закрепление и совершенствование двигательных трудовых приемов при работе колющими, режущими и измерительными инструментами;  
  • выработка устойчивости и качества общетрудовых умений и навыков, полученных школьниками ранее (целеполагание, планирование, контроль и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • формирование представлений о видах труда близких к деятельности столяра, переплетчика, слесаря, швеи и др. (усиление профессиональной ориентации);
  • осуществление нравственного, эстетического, экологического воспитания на уроках  труда;
  • коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности, повышение познавательной активности, компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы и коррекция недоразвития мелкой моторики.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Труд (технология)» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

 Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

 Планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе для третьего класса, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета «Труд (технология)» и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей программы с учетом возрастных особенностей и возможностей обучающихся.

 К личностным результатам освоения АООП относятся:

- положительное отношение и интерес к труду;

- понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной необходимости.

- понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

- осознание своих достижений в области трудовой деятельности;

- способность к самооценке;

- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится;

- привычка к организованности, порядку, аккуратности.

 Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Труд (технология)» является обязательным для большинства обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в ПрАООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

 Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью третьего класса, включающий следующие знания и умения:

 К концу третьего класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: 

- правила организации рабочего места;

- виды трудовых работ, предусмотренные содержанием программы для третьего класса;

- названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках  труда в третьем классе, правила их хранения и санитарно-гигиенические требования при работе с ними;

- названия инструментов и приспособлений, необходимых на уроках  труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;

- технологические операции (разметка деталей, выделение детали из заготовки; формообразование; сборка изделия; отделка изделия);

- приемы работы (приемы разметки деталей по шаблону, с помощью линейки; приемы разрывания, отрывания резания; - приемы сминания, сгибания; приемы склеивания, сшивания, плетения, соединения деталей с помощью винта и гайки; примы вышивания, аппликация).

 К концу третьего класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны уметь:

- организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с частичной помощью учителя и самостоятельно;

- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства с частичной помощью учителя и самостоятельно;

- определять способы соединения деталей с частичной помощью учителя и самостоятельно;

- составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя и самостоятельно;

- работать с доступными материалами (с бумагой и картоном, текстильными материалами, древесиной и проволокой).

- владеть некоторыми технологическими операциями и приемами ручной обработки поделочных материалов с частичной помощью учителя и самостоятельно.

 Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся третьего класса.

 К концу третьего года обучения  труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: 

- правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;

- название инструментов и их устройство, правила обращения с ними и рациональное использование их в том или ином виде работы;

- физические и художественно-выразительные свойства материалов, с которыми работают на уроках  труда.

 К концу третьего класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны уметь:

- самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

- работать с доступной для третьеклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

- самостоятельно рассматривать образец несложного изделия, определять его признаки и свойства и планировать ход работы над изделием;

- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

- оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

- выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков  труда.

2. Процедура текущей аттестации планируемых результатов освоения

учебного предмета «Труд (технология)»

 Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета «Труд (технология)», сопровождается текущим контролем успеваемости целью, которого является систематическая проверка учебных достижений обучающихся, предотвращение трудностей в дальнейшем обучении детей и лучшая организация учебного процесса.

Текущий контроль успеваемости обучающихся на уроках  труда разнообразен по методам (методы устного контроля, методы практического контроля, метод нетрадиционного контроля, наблюдение и др.), формам (индивидуальная, фронтальная, комбинированная) и средствам (учебники, рабочие тетради и др.; средства информационно-коммуникативных технологий).

 Метод устного контроля как текущий проводится на каждом уроке в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме.

 Одним из основных элементов устного контроля в третьем классе на уроках  труда являются вопросы. Задаваемые школьникам вопросы должны быть составлены так, чтобы учитель мог понять, насколько они усвоили изучаемый учебный материал; доступны по формулировке и разнообразны по технике опроса обучающихся с разным интеллектуальным потенциалом.

 Примеры контрольно-оценочных материалов в условиях применения

устного контроля на уроках  труда в третьем классе:

  • Устный контроль знаний об организации  труда на уроках.

Вопросы:

1. Как правильно надо вести себя на уроках  труда?

2. Как правильно располагать материалы, инструменты и приспособления на рабочем месте? Где должны находиться инструменты на рабочем столе, а где материалы? и др.

3. Какие правила обращения с ножницами ты знаешь? Какие правила обращения с иглой ты знаешь? Почему игла относится к опасным инструментам? Где надо хранить иглы? и др.

5. Как правильно надо работать с клеем? Какие правила обращения с проволокой ты знаешь? и др.

  • Устный контроль знаний о видах работы, материалах и инструментах:

Вопросы:

1. Как называется вид работы, в котором применяются бумага и картон? Как называется вид работы, в котором применяются нитки и ткань? Как называется вид работы, в котором применяются шишки, листья, трава, скорлупа орехов? и др.

2. Какого цвета, формы и величине бывают природные материалы? Какие природные материалы меняют свой цвет в связи с сезонными изменениями? Какие природные материалы имеют гладкую поверхность, а какие шероховатую поверхность? Какую часть грецкого ореха используют для изготовления поделки? С помощью чего можно соединить детали изделия? Из каких сортов бумаги сделаны газеты, книги, тетради, салфетки и т.д.? Для чего деревянные изделия зачищают? Чем зачищают деревянные изделия? и др.

3. С помощью какого приспособления производят разметку деталей? Чем размечают детали изделия? Какие инструменты и приспособления надо использовать при разметке деталей изделия? и др.

4. В какой аппликации контур ровный, четкий? В какой аппликации контур неровный? Какой силуэт вырезали ножницами, а какой оборвали руками?

  • Устный контроль знаний о геометрических фигурах и телах:

Вопросы:

1. Какую форму имеет основание коробки? Сколько у квадрата сторон, углов? Сколько планок потребуется для сборки квадрата? Сколько гаек потребуется для сборки квадрата? и др.

3. Как называется геометрическое тело, на основе которого сделаны детали игрушки? Что ты знаешь о цилиндре? Что ты знаешь о конусе? Что ты знаешь о шаре? и др.

  • Устный контроль знаний о предметах их применении, форме, цвете деталях и других свойствах, и признаках:

Вопросы:

1. Из каких частей состоит дерево? Из чего состоит крона дерева? Что ты знаешь о пауках? и др.

2. Из каких природных материалов сделаны игрушки, изображенные на картинке? Кого ты узнаёшь в этих игрушках? и др.

3. Какие предметы относятся к мебели? Какие музыкальные инструменты делают из дерева? Какая часть молотка и кисти сделаны из дерева? и др.

4. Кто на Руси носил кокошники? Для чего предназначался кокошник? Какие головные уборы ты знаешь? Кто на Руси носил шлемы? Для чего предназначался шлем? и др.

5. Для чего нужна прихватка? Для чего нужна коробка? и др.

6. Какие предметы природного и рукотворного мира имеют форму конуса и усеченного конуса? Какие предметы природного и рукотворного мира имеют форму цилиндра? и др.

 Метод практического контроля. С помощью этого метода получают данные об умении обучающихся применять полученные знания при решении практических задач (пользоваться различными таблицами, чертежными и измерительными инструментами, применять соответствующие приемы обработки материалов и др.).

 Одним из основных элементов практического контроля в третьем классе на уроках  труда является применение разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

 Задания, используемые в практическом контроле должны быть доступным, посильным, соответствовать возрастным и психофизическим особенностям обучающихся третьего класса. Каждое задание должно соответствовать цели проводимого текущего контроля или носить функцию практического повторения с целью закрепления необходимого умения. Техника проведения практического контроля может быть в устной форме или с опорой на текст или дидактические материалы в виде иллюстраций в учебнике, карточек-заданий, таблиц, схем для контроля, графических упражнений; игр-заданий, лото и др. с ожиданием решения поставленных практических задач.

Примеры контрольно-оценочных материалов в условиях применения

практического контроля на уроках  труда в третьем классе:

  • Практический контроль знаний организации уроков  труда:

Задания:

1. Проверь, все ли необходимые материалы, инструменты и приспособления есть на твоем рабочем месте.

2. Возьми материалы, инструменты и приспособления, которые лежат на столе, и разложи их в нужном порядке как показано на рисунке. Сравни картинку и свое рабочее место.

3. Подготовь свое рабочее место к работе с нитками и тканью.

4. На своем рабочем месте слева разложи материалы, а справа инструменты и полушаблон и др.

  • Практический контроль знаний о материалах, инструментах:

 Задания:

1. «Прочитай названия сортов бумаги». «Посмотри на картинки и скажи, из каких сортов бумаги они сделаны. Впиши карандашом названия изделий в таблицу» и др.

2. «Найди такие детали и инструменты в своем металлоконструкторе» и др.

  • Практический контроль общетрудовых умений.

Задания для контроля умений анализировать объект:

1. «Посмотри на картинку, скажи или прочитай, как называется этот вид работы с бумагой».

2. «Найди на картинках школьные принадлежности, игрушки, столярный инструмент, сделанные из древесины. Прочитай из названия»

2. «Карандашом впиши название частей, из которых состоит дерево».

3. «Посмотри на картинки, скажи и прочитай, каких животных ты видишь. Из каких природных материалов они сделаны».

4. «Какой набор винтов и гаек необходимо иметь для сборки треугольника, а какой – для сборки квадрата? Соедини их стрелочками карандашом».

5. «Посмотри на картинку, скажи и прочитай, что необходимо для изготовления ткани». «Посмотри на образцы ткани. Скажи, какая из них гладкоокрашенная, а какая – с рисунком». «Впиши карандашом ответы на вопросы: Какие приборы, инструменты и приспособления применяют: - если ткань нужно отутюжить? - если ткань нужно разрезать? и.т.п.».

Задания для контроля умений планировать ход работы.

1. «Посмотри на картинки. Назови и впиши карандашом те операции, которые надо выполнить по каждому пункту плана работы».

2. «Составь краткий план работы с опорой на наглядность» и др.

Задания для самоконтроля:

1. Отрежь кусочки проволоки заданного размера и проверь с помощью «схемы для контроля», все ли кусочки проволоки соответствуют заданным размерам» и др.

  • Практический контроль умений владения технологическими операциями и приемами ручной обработки поделочных материалов:

Задания:

1. «Посмотри на картинки, скажи или прочитай, какие приемы работы с бумагой надо использовать при изготовлении аппликации из обрывной бумаги» и др.

2. «Посмотри на картинки, скажи или прочитай, как называются эти приемы работы с пластилином» и др.

3. «Рассмотри рисунки. Найди на них приемы работы с бумагой: разметку, сгибание и резание бумаги» и др.

. Одни их эффективных методов текущего контроля является метод нетрадиционного контроля, который применяется как дополнительный к известным методам контроля знаний и умений.

 На уроках  труда возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. Для контроля знаний по некоторым темам, разделам учебной программы по  труду могут быть специально разработаны кроссворды, игры-задания и др., составленные из слов письменных определений или картинок.

Примеры контрольно-оценочных материалов в условиях применения

нетрадиционного контроля на уроках труда в третьем классе:

  • Нетрадиционный контроль знаний по определенным темам учебной программы:

Кроссворды:

1. «Рассмотри картинки и вспомни, как называются эти материалы для поделок. Назови эти материалы, одним словом. Впиши это слово в клеточки карандашом». «Впиши в клеточки названия материалов, которые изображены на картинках».

2. «Посмотри на предметы, которые используются на уроках ручного труда. Назови их, одним словом. Впиши это слово в клеточки карандашом». «Вспомни название инструментов, которые изображены на картинках и впиши их в клеточки карандашом». «Скажи, из каких частей состоят ножницы. Впиши эти слова в клеточки карандашом». «Скажи, из каких частей состоит игла. Впиши эти слова в клеточки карандашом».

Игры-задания:

1. Игра «Подготовь свое рабочее место». Задание 1. Определи вид работы по материалам и инструментам, которые изображены на карточках. Задание 2. Разложи карточки их в нужном порядке на своем рабочем столе.

2. Разделитесь на группы по 2-3-4 человека. Изготовьте из проволоки буквы: Л, В, С, О, О. Составьте из этих букв слово.

3. Игра «Помоги Буратино попасть к папе Карло». Используя сделанную тобой складную доску, сыграй в игру. Условия игры - начав от точки, нарисуй путь Буратино: 2 шага влево, четыре шага вниз, 4 шага наверх и т.п. За границы доски выходить нельзя.

4. Лото «Сорта бумаги и их назначение». Задание. Разложи карточки с изображением изделий, сделанных из бумаги, в графы лото в соответствии с сортами бумаги

 Критерии оценки планируемых предметных результатов

 Основными критериями оценки планируемых предметных результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.

 По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные.

 Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

 Оценка «очень хорошо» (отлично), свыше 65% правильно выполненных заданий, ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение текущего программного материала, дает полный и правильный ответ на поставленный вопрос, отвечает связно, последовательно, без особых недочетов или допускает не более одной неточности в речи, подтверждает ответ своими примерами. Самостоятельно и правильно применяет полученные знания при решении практических задач. Достаточно легко выполняет задания практического контроля, которые учитель предлагает на уроке. Может осуществлять текущий и заключительный самоконтроль. Отмечается правильность рабочих действий различными инструментами (измерительными, режущими и колющими), эффективность приемов работы в конкретных условиях и правильный и высококачественный результат.

 Оценка «хорошо», от 51% до 65% правильно выполненных заданий, ставится, если обучающий обнаруживает осознанное усвоение текущего программного материала, но дает частично полный ответ на поставленный вопрос, допуская неточности в речевом оформлении ответа и в подтверждении ответа своими примерами. С частичной помощью учителя правильно применяет полученные знания при решении практических задач. С некоторыми ошибками выполняет задания практического контроля, которые учитель предлагает на уроке. С частичной помощью учителя правильно осуществляет текущий и заключительный самоконтроль. Отмечаются некоторая нерациональность рабочих действий различными инструментами (измерительными, режущими и колющими) и использование менее эффективных приемов работы в данных условиях, но при этом получает правильный и относительно качественный результат.

 Оценка «удовлетворительно», от 35% до 50% правильно выполненных заданий, ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание текущего программного материала, но отвечает на поставленные вопросы неполно и только по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить ответ примерами. Не всегда правильно применяет полученные знания при решении практических задач, поэтому нуждается в постоянной помощи учителя. Со значительными ошибками выполняет задания практического контроля, которые учитель предлагает на уроке. Испытывает трудности в осуществлении текущего и заключительного самоконтроля. Отмечается нерациональность рабочих действий различными инструментами (измерительными, режущими и колющими) и неэффективность использования приемов работы в конкретных условиях, поэтому получает не совсем правильный и не качественный результат.

3. Процедура промежуточной аттестации планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Труд (технология)»

в конце третьего класса

В конце третьего класса проводится промежуточная аттестация планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Труд (технология)».

Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Таким образом, основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

  • соответствие / несоответствие науке и практике;
  • полнота и надежность усвоения;
  • самостоятельность применения усвоенных знаний.

Оценки предметных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только проследить динамику освоения образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, но и выявить трудности, которые испытывают обучающиеся третьего класса в определенных видах работы.

Примерная карта индивидуальных предметных достижений

обучающегося третьего класса

ФИО обучающегося

Предметные результаты

Критерии оценки

Оценка

неполные

частично полные

полные

1

2

3

4

5

6

1. Промежуточный контроль организационных знаний и умений

1

Знание правил поведения и работы на уроках  труда.

2

Знание правил организации рабочего места на уроках труда.

3

Применение организационных знаний на уроках  труда.

2. Промежуточный контроль знаний о материалах, используемых

на уроках  труда в третьем классе

1.

Определение свойств материалов.

2

Знание правил работы с материалами.

3

Знание видов работы, в которых применяются те или иные материалы.

3. Промежуточный контроль знаний об инструментах, используемых

на уроках  труда в третьем классе

1

Знание инструментов и приспособлений, используемых на уроках труда и их отличие.

2

Знание устройства инструментов.

3

Знание правил работы инструментами.

4. Промежуточный контроль общетрудовых умений

1

Предварительная ориентировка в задании

2

Планирование хода работы.

3

Самоконтроль (текущий и заключительный).

5. Промежуточный контроль владения технологическими приемами

разметки деталей:

1

Разметка деталей по шаблону (лекалу)

2

 Разметка деталей с помощью измерительной линейки

6. Промежуточный контроль владения технологическими приемами

выделения деталей из заготовки:

1

 Резание ножницами по прямой длиной линии.

2

 Резание ножницами по кривой линии (кругу).

3

 Рациональное использование приемов резания бумаги.

4

Использование способов симметричного вырезания и тиражирования деталей.

5

Раскрой деталей из ткани.

6

Отрезание кусачками кусочков проволоки.

7. Промежуточный контроль владения технологическими приемами

формообразования:

1

Придание бумаге определенной формы путем сминания заготовки.

2

Складывание из бумаги разнообразных форм.

3

Формообразование из проволоки (сгибание проволоки руками волной, в кольцо, спираль; намотка проволоки на карандаш; сгибание проволоки под прямым углом плоскогубцами).

8. Промежуточный контроль владения технологическими приемами

сборки изделия:

1.

Склеивание деталей.

2.

Связывание ниток в пучок.

3.

Соединение деталей прямой строчкой

5.

Соединение деталей строчкой косого стежка

6.

Соединение деталей из природных материалов.

7.

Соединение деталей металлоконструктора винтом и гайкой.

9. Промежуточный контроль владения технологическими приемами

отделки изделия:

1.

Украшение изделия аппликацией.

2.

Украшение изделия вышивкой.

3

Украшение изделия орнаментом.

4.

Окантовка картона полосками бумаги

6

Обработка изделия наждачной бумагой (шлифовка).

7

Оклейка коробок полосками

10. Промежуточный контроль качества выполнения работы (готового изделия)

1

Соответствие изготовленного изделия образцу.

2.

Качество выполнения технологических операций и приемов.

11. Промежуточный контроль умений работать с информацией

1

Работа с текстом учебника

2

Чтение предметно-операционных планов

3

Чтение графических планов

При оценке предметных результатов обучения используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале. Такой подход не исключает возможности использования и других подходов к оцениванию результатов обучения учащихся. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование (социальных) жизненных компетенций

Оценка «5» ставится, если обучающийся в полном объеме демонстрирует верные знания, умения и навыки с точки зрения их соответствия науки и практики, полученные на уроках по ручному труду. Применяет их в решении технологических задач, и легко переносит в новые аналогичные ситуации. К выполнению задания приступает самостоятельно, в процессе его выполнения проявляет самостоятельность.  В случае допущенной ошибки, при выполнении задания, может исправить её без помощи или с незначительной помощью учителя. Анализируя своё готовое изделие, обучающийся способен установить причину, выявленной ошибки. Использует правильно технологическую терминологию.

Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует частично полные и верные знания, умения и навыки с точки зрения их соответствия науки и практики, полученные на уроках по ручному труду. Иногда затрудняется применять их в решении наиболее трудных технологических задач, и переносить в новые аналогичные ситуации. К выполнению задания приступает самостоятельно, однако в процессе его выполнения иногда нуждается в частичной помощи учителя. В случае допущенной ошибки, по указанию учителя, при выполнении задания, исправляет её самостоятельно. Анализируя своё готовое изделие, обучающийся способен установить причину, выявленную учителем ошибку. Использует правильно технологическую терминологию, но с незначительными неточностями.

Оценка «3» ставится, если обучающийся демонстрирует не в полном объеме и в ряде случаев не верные знания, умения и навыки с точки зрения их соответствия науки и практики, полученные на уроках ручного труда. Испытывает трудности применять их в решении технологических задач разной сложности, и переносе в новые аналогичные ситуации. К выполнению задания приступает с помощью учителя, нуждаются в дополнительной инструкции, в процессе его выполнения требуется помощь учителя. В случае допущенной ошибки, по указанию учителя, при выполнении задания, исправляет её с помощью учителя. Анализируя своё готовое изделие, обучающийся затрудняется без помощи учителя установить причину, сделанной ошибки. Затрудняется использовать технологическую терминологию.

Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание или непонимание значительной части учебного материала. Затрудняется в принятии помощи учителя и зачастую отказывается от выполнения задания или «соскальзывает» на доступный для него вид работы. Не использует технологическую терминологию.

3. Критерии оценки планируемых личностных результатов

Личностные результаты, выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся.

Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата.

 Программа оценки личностных результатов

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

 Положительное отношение ребенка к труду

Сформированность интереса к труду

Уровень устойчивости интереса к труду: ситуативный, ограниченный отдельными яркими вспышками; относительно устойчивый, достаточно устойчивый.

Способность проявлять интерес только к одному виду работы или нравятся все виды работы, предусмотренные учебной программой.

Заинтересованность к труду наблюдается только на уроках или и во внеурочное время.

Способность замечать, исправлять ошибки, и каким способом он это осуществляет

Уровень трудоспособности

Низкий, средний, высокий.

Способность к продуктивной работе

Способность преодолевать трудности и доводить работу до конца, проявляя настойчивость, решительность

Понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной необходимости.

Сформированность социальной мотивации труда

Способность понимать какое значение имеет труд в их личной жизни

Способность осознать значение своего труда для общества

Привычка к организованности, порядку, аккуратности

сформированность навыков

культуры труда

Способность аккуратно и удобно организовывать свое рабочее место. Сохранять порядок на рабочем месте в процессе работы. Убирать свое рабочее место после окончания работы.

Способность бережно и экономно относится к материалам и соблюдать санитарно-гигиенические требований при работе с ними

Способность правильно обращаться с инструментами и соблюдать правила техники безопасной работы с ними.

Привычка работать внимательно и не отвлекаться от работы

Привычка слушать инструктаж учителя перед началом работы

Привычка доводить дело до конца

Применение навыков культуры труда

Способность правильно применять навыки культуры труда согласно ситуации

Осознание важности их применения.

Осознание своих достижений в области трудовой деятельности;

Сформированность

самостоятельности в труде

Способность целенаправленно использовать свои знания и умения для выполнения трудового задания без помощи учителя

Сформированность дисциплинированности

Способность контролировать свое поведение

Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

Способность выполнять требования трудовой дисциплины

Сформированность личностных мотивационных компонентов трудовой деятельности

Способность добросовестно относится к труду

Способность понимать значимость требований к качеству производимой работы

Способность понимать и осознавать общественно-значимую задачу трудового задания

Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится;

Сформированность адекватного отношения к собственной деятельности

Способность правильно оценить свои собственные возможности

(ложная уверенность, в том, что он сможет выполнить любое задание; завышенная оценка собственных действий и возможностей (самоуверенность, некритичность); недооценивает свои возможности; угнетенное состояние в связи с неудачами в выполнении трудовых заданий)

Сформированность адекватного отношения к чужой творческой деятельности

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

Способность объективно оценить результат работы одноклассника

Понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

Сформированность мотивов, побуждающих к выполнению заданий с наиболее высоким качеством

Способность к выполнению задания с высоким качеством, связанного с проверкой и оценкой, выполняемой работы.

Способность к выполнению задания с высоким качеством, связанного с выполнением практически важного и общественно-значимого задания.

Сформированность умения производить качественную оценку своей работы (изделия)

Способность оценить качество изготовленного изделия

Способность находить специфические признаки каждого изделия, по которым можно производить оценку качества работы (изделия)

Сформированность представлений о требованиях эстетики в труде

Способность выполнять свою работу (трудовое задание) чисто, аккуратно, качественно и красиво

Способность правильно применить знания и умения согласно ситуации в соответствии с нормами эстетики.

Система бальной оценки личностных результатов:

0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика.

Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

2. Содержание учебного предмета

2.1. Особенности обучения  труду в третьем классе

 Учебный материал для третьего класса планируется с учетом повторения, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков, полученных школьниками во втором классе. Особенностью обучения в третьем классе является расширение спектра видов работы: «Работа с проволокой», «Работа с древесиной», «Работа с металлом и металлоконструктором». Программный материал направлен на формирование у умственно отсталых обучающихся представлений о видах труда близких к деятельности столяра, переплетчика, слесаря, швеи и др.

 В третьем классе формирование первоначальных трудовых навыков завершается, но по-прежнему в течение всего года активно ведется работа по поддержанию интереса к труду в самых различных формах. Большая роль в этом принадлежит учителю, который должен использовать разные методы подачи учебного материала, вносить в обучение элементы занимательности и игры, давать посильные и общественно значимые задания, бережно относиться к результатам детской деятельности.

 Отличительной особенностью обучения в третьем классе является увеличение степени самостоятельности обучающихся. Анализ образцов изделий предлагается проводить самостоятельно или с частичной помощью учителя. В помощь детям при создании полного и отчетливого образа будущего изделия не исключаются вспомогательные вопросы учителя или сформулированные вопросы в учебнике. Продолжается работа по выработке навыков составления «стандартного плана работы» (разметка детали, выделение детали из заготовки, формообразование, сборка изделия, отделка изделия) с опорой на графические и предметно-операционные планы.

 Школьники с проблемами в умственном развитии ограничены в выборе профессии, поэтому требуются значительные усилия по их профессиональной ориентации. Начиная с третьего класса, усиливается работа по пробуждению интереса именно к тем профессиям, обучение которым организовано в каждой конкретной образовательной организации. В связи с этим программой предусматривается организация и проведение экскурсий в школьные мастерские.

 Как и в предыдущие годы ведется систематическое наблюдение за обучающимися, отмечаются их достижения и трудности, выявляются причины этих трудностей. Виды ручного труда в третьем классе, близкие к деятельности столяра, слесаря швеи, позволяют учителю выявлять интерес, склонность каждого обучающегося к той или иной профессии.

2.2. Формы организации учебных занятий по предмету

 «Труд (технология)»

 Основной формой организации обучения  труду школьников с интеллектуальными нарушениями второго класса являет занятие продолжительностью один учебный час в неделю. Программой определены две формы организации занятий по ручному труду: урок и экскурсия.

 Урок - основная форма занятий. В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обучения, уроки в специальной школе строятся по смешанному или комбинированному типу. В качестве основных элементов этого типа урока являются: организация обучающихся к занятиям; повторение или проверка знаний школьников, выявление глубины понимания и степени прочности изученного учебного материала на предыдущих занятиях; введение учителем нового материала и организации работы школьников по его осмыслению и усвоению; первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у школьников умений и навыков применения знаний на практике; подведение итогов урока с выставлением оценки за работу.

 Все эти элементы сочетаются в том или ином порядке. Отдельные этапы уроков могут заменяться, переставляться, но обязательно все они должны быть взаимосвязаны и направлены на выполнение учебных задач. В таких случаях структура урока комбинированного типа становится гибкой и подвижной.

 В таблице приведены примерные варианты схемы урока комбинированного типа в третьем классе и не являются единственно возможными:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1.Организация школьников к занятиям.

2. Организация рабочего места.

3. Сообщение темы урока.

4. Введение учителем нового материала и организация работы школьников по его осмыслению и усвоению.

5. Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у школьников умений и навыков применения знаний на практике (Выполнение изделия по инструкции учителя, чередующейся с показом технологических операций и приемов работы).

6. Подведение итогов урока с выставлением оценки за работу.

1.Организация школьников к занятиям.

2. Повторение познавательных сведений или проверка знаний.

3. Сообщение темы урока.

4. Организация рабочего места.

5. Упражнения по ознакомлению с правильными приемами работы.

6. Введение учителем нового материала и организация работы школьников по его осмыслению и усвоению.

7. Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у школьников умений и навыков применения знаний на практике (выполнение изделия с планированием ближайшей операции).

8. Словесный отчет о проделанной работе.

9. Подведение итогов урока с выставлением оценки за работу.

1.Организация школьников к занятиям.

2. Сообщение темы урока.

3. Организация рабочего места.

4. Введение учителем нового материала и организация работы школьников по его осмыслению и усвоению.

5. Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у школьников умений и навыков применения знаний на практике (изготовление изделия по предварительно намеченному плану).

6. Словесный отчет о проделанной работе.

7. Подведение итогов урока с выставлением оценки за работу.

.

 

 Организация школьников к занятиям. Во втором классе продолжается работа по обучению школьников правилам подготовки к урокам ручного труда и поведения на этих уроках. Выработка организационных умений и навыков начинается еще до звонка на урок. Воспитание привычки перед занятием мыть руки. Дисциплинированно входить в класс и спокойно занимать свои постоянные рабочие места. Ничего не трогать на рабочем месте без разрешения учителя и др.

 Организация рабочего места. Овладение этим навыком свидетельствует о порядке, который диктует готовность к внутренней культуре, дисциплине.

 К организации рабочего места предъявляются особые требования:

  • у каждого школьника должно быть определенное рабочее место в классе, планировка которого, должна обеспечивать удобную рабочую позу и выполнение экономических, плавных, ритмических движений. Неудобное положение при работе вызывает физическое утомление, деформирует тело, снижает работоспособность;
  • в третьем классе повторяются и закрепляются навыки организации рабочего места. Школьники должны знать правила организации рабочего места (рациональное расположение инструментов, материалов и приспособлений на рабочем месте (с учетом ведущей руки ребенка); отсутствие лишних предметов; уборка рабочего места после завершения работы). Например, инструменты располагаются справа – их берут в правую руку во время работы; материалы и приспособления кладут слева – их удобнее взять левой рукой. Подкладная доска (лист), на которой производят рабочие операции, находится перед ребенком.

 Повторение или проверка знаний школьников, выявление глубины понимания и степени прочности изученного учебного материала на предыдущих занятиях. Недопустимо, когда повторение или проверка знаний школьников занимает много времени, тем самым отнимает время на работу по новой теме. Повторение познавательных сведений во втором классе целесообразно проводить в виде беседы с использованием элементов игры, игр-заданий («Лото», «несложные кроссворды», «электронные игры» и др.) и ответов на поставленные учителем вопросы с опорой на иллюстративные материалы.

 Ознакомительные упражнения. На уроках  труда школьники осваивают ряд трудовых приемов работы (приемы: разметки; приемы обработки материалов, предусмотренных программой; приемы соединения деталей; приемы контроля; приемы работы режущими, колющими и измерительными инструментами и др.).

 Процесс обучение трудовым приемам идет гораздо успешнее, если первичное освоение приемов осуществляется изолированно от конкретных практических работ школьников (в упражнениях). В первую очередь, ознакомительные и тренировочные упражнения используются при отработке более сложных приемов (резание ножницами, разметка по линейке, шитье, сгибание проволоки, завинчивание гаек и болтов), которые целесообразно выполнять на специальных образцах. В дальнейшем овладение приемом продолжается при изготовлении изделия.

 Введение учителем нового материала и организация работы школьников по его осмыслению и усвоению. Эта работа осуществляется в процессе сообщения познавательных сведений, ориентировки в задании и планировании выполнения изделия.

 Сообщение познавательных сведений происходит в виде короткого рассказа или беседы с обязательной демонстрацией наглядного иллюстративного или электронного материала. В ряде случаев можно организовать короткую лабораторную работу, в процессе которой школьники знакомятся с некоторыми физическими свойствами материалов (проволока гнется, скручивается, режется и др.).

 Ориентировка в трудовом задании включает анализ образца-эталона или натурального предмета, игрушки, рисунка. В процессе анализа предмета формируются соответствующие знания и представления. От умения качественно проводить анализ предмета зависит самостоятельность школьников и качество выполнения изделия. В целях активизации восприятия школьников необходимо выработать у них стереотип рассмотрения объекта. Так, при рассмотрении образца необходимо отметит следующие его признаки и свойства: название предмета; его назначение; форма; величина; цвет; конструкция; детали и материал.

 В процессе осмотра образца изделия учитель задает наводящие вопросы, которые должны быть ориентированы на детей с разным уровнем развития (вопросы - побуждение; вопросы-альтернативы; вопросы, содержащие в себе ответ; вопросы, побуждающие к сравнению и т.п.).

 Предварительное пооперационное планирование выполнения изделия один из основных признаков осмысленного и самостоятельного выполнения задания. Основная задача учителя обучить школьников составлению стандартного плана выполнения задания и придерживаться его в ходе всей работы над изделием. Стандартный план предусматривает следующую последовательность выполнения технологических операций школьниками третьего класса:

  1. Разметка деталей: по шаблону; с помощью линейки; по лекалу; с помощью линий сгиба; по клеткам.
  2. Выделение детали из заготовки: разрезание ножницами по разметочной линии; отрезание кусачками проволоки; вырезание и обрывание силуэта по контурной линии; раскрой ткани.
  3. Формообразование: сгибание, складывание, скручивание из бумаги, проволоки разнообразных форм.
  4. Соединение деталей: клеевое соединение деталей (точечное, сплошное); безклеевое соединение деталей; соединение деталей с помощью пластилина; соединение деталей из ткани булавками; сшивание деталей прямыми и косыми стежками, болтовое соединение, переплетение полос бумаги.
  5. Отделка изделия: аппликация; вышивка, шлифовка изделия, окантовка изделия полосками бумаги.

 Обучение планированию в третьем классе предлагается проводить как с частичной помощью учителя с опорой на образец и пошаговую наглядную инструкцию, так и самостоятельное определение порядка работы над изделием. В то же время не исключается выполнение задания по инструкции, сопровождающейся показом (работа под диктант); определение ближайшей операции с опорой на образец и пошаговую наглядную инструкцию; составление плана по вопросам учителя в коллективной беседе с опорой на образец и пошаговую наглядную инструкцию.

 При обучении школьников планированию на уроках  труда значительную помощь окажут различные наглядные средства (учебник, рабочая тетрадь, предметно-операционный и графический план), которые позволят активизировать и направлять аналитическую и практическую работу школьников.

 Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у школьников умений и навыков применения знаний на практике. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений. Большая часть времени урока должна отводиться практической работе.

 За урок школьники должны изготовить то или иное программное изделие. В третьем классе учитель сокращает помощь в известных детям видах труда («Работа с текстильными материалами», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой») и подводит к самостоятельной работе. При введении новых видов труда («Работа с проволокой», «Работа с древесиной», «Работа с металлоконструктором») учитель увеличивает помощь школьникам, как при выполнении всех технологических операций, так и при проведении анализа образца и составлении плана работы. Такой вид работы как складывание фигурок из бумаги по-прежнему проводится по инструкции, сопровождающейся показом (работа под диктант).

 Словесный отчет. В третьем классе продолжается работа по речевому развитию школьников, что позволит научить их вполне удовлетворительно отвечать на вопросы о работе, проделанной на уроках ручного труда. В словесных отчетах школьников должны быть правильно отражены материалы и все технологические операции.

 Подведение итогов урока с выставлением оценки за работу является последним этапом урока комбинированного типа. Оценивая качество готовых изделий, необходимо выяснить у школьников нравится или не нравится ему его работа, как она сделана с точки зрения качества исполнения, с указанием не только допущенных ошибок, но и достигнутых успехов. Такой подход способствует формированию у детей критичности, правильного оценивания качества выполненного изделия, сознательного отношение к выполнению задания и умения преодолевать встречающиеся трудности.

 Эффективным приемом является прием взаимной проверки качества выполненной работы. Однако в этом случае школьникам необходимо дать предварительно 2-3 ориентира, по которым они должны оценить изделия. Оценку детей подтверждает (или не подтверждает) учитель. Оценка выставляется учителем в соответствии с критериями оценки планируемых предметных результатов, установленных в образовательной программе.

 В оставшееся время урока отмечается работа всего класса, обращается внимание на порядок на рабочем месте и чистоту в классе, вместе с детьми отбираются изделия на выставку.

 В целом результаты коррекционно-развивающей работы в процессе урока ручного труда во многом зависят от наиболее целесообразного, рационального дозирования каждой части урока.

 Подготовительная часть урока (организационный момент; повторение или проверка знаний школьников, полученных на предыдущих занятиях; сообщение темы и вводная беседа) не должна быть слишком продолжительной. Повышение работоспособности наступает через 5-10 минут после начала урока.

 Основная часть урока является наиболее активной и продуктивной фазой трудовой деятельности школьников (от 10-й до 30-й минуты урока). В этот период важно направить интеллектуальную деятельность школьников на анализ объекта, планирование предстоящей работы. В этот же период выполняется практическая часть задания.

 Примерно на 25-30 минуте урока может наблюдаться спад активности школьников. В этом случае рекомендуется проводить упражнения, восстанавливающие работоспособность (физкультминутки).

 В заключительной части урока (от 30-й до 40-45-й минуты) проводится словесный отчет и подведение итогов урока с выставлением оценки за работу.

 Экскурсии. Программой третьего класса предусмотрено проведение экскурсии в столярную, швейную, картонажно-переплетную и другие учебные мастерские с целью ознакомления, и накопления знаний о профильном труде.

 К организации экскурсии предъявляются следующие требования:

  • предварительное посещение учителем места проведения экскурсии и договоренность с учителем профильного труда;
  • составление плана проведения экскурсии, маршрута и определение задания для детей;
  • предварение экскурсии беседой с детьми, о ее теме и целях;
  • проведение инструктажа о правилах поведения в учебных мастерских;
  • активность, бдительность учителя в процессе экскурсии;
  • организованное завершение экскурсии;
  • разработка вопросов для школьников в целях повторения и закрепления знаний, полученных в результате экскурсии.

2.3. Основное содержание учебного предмета

«Труд (технология)»

Введение.

 Повторение пройденного учебного материала во втором классе. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда.

«Работа с природными материалами»

 Организация рабочего места при работе с природными материалами. Сведения о природных материалах (где используют, где находят, физические свойства, виды природных материалов). Правила работы с природными материалами. Инструменты (шило, ножницы). Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Изготовление аппликации с использованием скорлупы грецких орехов. Изготовление объемных изделий с использованием сухой тростниковой травы. Комбинированные работы: пластилин, бумага, проволока и природные материалы.

 Примерные практические работы: Собрать и засушить листья деревьев (березы, ивы). Собрать скорлупу грецких орехов. Заготовить сухую тростниковую траву. Составить аппликацию «Птица» из засушенных листьев ивы, берёзы. Изготовить аппликации «Воробьи на ветках», «Рыбки в аквариуме» из скорлупы грецких орехов. Сконструировать «Жука» из грецкого ореха и проволоки. Изготовить «Птицу» их пластилина и сухой тростниковой травы и др.

«Работа с бумагой и картоном»

 Организация рабочего места при работе с бумагой.

 Повторение сведений о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, бумаги. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном.

 Виды работы с бумагой и картоном:

- аппликация из вырезанных и обрывных деталей, элементов и силуэтов;

- конструирование из бумаги на основе плоских деталей (полоски, кольца, круги).

- конструирование из бумаги на основе объемных геометрических тел (конус, цилиндр);

- элементарные картонажно-переплетные работы: окантовка картона полосками. Окантовка картона листом бумаги. Объемные изделия из картона.

 Технологические приемы работы с бумагой:

 Разметка бумаги. Приемы разметки:

  • разметка с помощью шаблона. Понятие «шаблон», «полушаблон». Правила работы с шаблоном и полушаблоном. Правила работы с шаблоном и полушаблоном. Понятия: «контурное изображение», «силуэт»;
  •  разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке). Понятие «линейка», ее применение и устройство;

 Сгибание бумаги: «сгибание прямоугольной формы пополам», «сгибание бумаги по типу гармошки», «перегибание полос в разных направлениях», «сцепление бумажных колец»;

 Вырезание ножницами из бумаги. Устройство режущих инструментов (ножниц). Правила работы ножницами. Приемы вырезания ножницами: «разрез по длинной линии»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам».

 Обрывание бумаги. Понятия» «аппликация», «бумажная мозаика», «силуэт», «контурное изображение». Технология обрывания бумаги по контуру.

 Скатывания бумаги в трубочку. «Накручивание бумаги на карандаш».

 Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок). Приемы сцепления деталей (колец).

 Примерные практические работы: Технология обрывания бумаги по контуру силуэтов животных и деревьев. Изготовление аппликации с использование обрывных силуэтов. Технология изготовления картины на окантованном картоне. Технология изготовления складной гирлянды из цветных полос. Технология изготовления цепочки из бумажных колец. Технология изготовление полумаски. Технология изготовления карнавальных головных уборов (кокошник, шлем). Изготовление складной доски для игры. Технология изготовления открытых коробок из тонкого картона. Технология изготовления коробки с помощью клапанов с последующей оклейкой полосками бумаги. Технология изготовления коробки с бортами, соединенными встык. Технология изготовления игрушек на основе конусов (матрешка) и цилиндров (собака).

 «Работа с текстильными материалами»

 Повторение сведений о нитках. Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: наматывание ниток на картонку и связывание ниток в пучок (кисточки).

 Повторение сведений о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Производство ткани. Свойства ткани: мнется, утюжится, режется ножницами. Шероховатая, скользкая, гладкая, толстая, тонкая. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения и устройство игл. Виды работы с тканью:

  •  раскрой деталей из ткани. Технология выкраивания детали из плотной ткани (квадраты, круги);
  •  шитье. Инструменты для швейных работ. Раскрой деталей из плотной ткани (квадраты, круги). Виды ручных стежков и строчек: «строчка прямого стежка», «строчка косого стежка». Технология сшивания деталей изделия прямыми стежками. Технология соединение деталей изделия косыми стежками. Вдевание нити в иголку и завязывание узелка на нитке. Технология изготовления прихватки.
  • вышивание. Повторение сведений о вышивке. Применение вышивки. Приемы вышивания: вышивка «строчкой прямого стежка в два приема», вышивка «строчкой косого стежка в два приема». Технология изготовления закладки с вышивкой
  •  отделка изделий из ткани. Вышивка.

 Комбинированные работы: бумага и нитки; фотопленка и нитки.

 Экскурсия в швейную мастерскую.

 Примерные практические работы: Изготовление кисточки из ниток, связанных в пучок для закладки и др. Соединение деталей (квадратов, кругов), выкроенных из плотной ткани, прямой строчкой. Изготовление закладки из фотопленки. Изготовление прихватки.

Работа с древесиной

 Изделия из древесины. Различия понятий «дерево» и «древесина». Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями («зачистка напильником», «обработка наждачной бумагой»). Технология изготовления опорного колышка для растений. Способы обработки древесины ручными инструментами («пиление»). Технология изготовления аппликации из древесных опилок.

Экскурсия в столярную мастерскую.

 Примерные практические работы: Изготовление колышка для растений. Изготовление аппликации из опилок.

Работа с проволокой

 Элементарные познавательные сведения о проволоке. Применение проволоки в изделиях, Свойства проволоки: медная алюминиевая, стальная, толстая, тонкая. Инструменты: плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, линейка. Подготовка рабочего места для работы с проволокой. Правила обращения с проволокой. Приемы работы с проволокой: Сгибание мягкой проволоки руками волной, в кольцо, в спираль, намотка проволоки руками на карандаш, сгибание проволоки под прямым углом плоскогубцами, резание проволоки кусачками. Технология изготовления изделий с использованием проволоки.

 Примерные практические работы: Изготовление жука из скорлупы грецкого ореха и проволоки. Изготовление из проволоки букв, цифр.

Работа с металлоконструктором

 Элементарные познавательные сведения о конструировании из металлоконструктора. Ознакомление с набором деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы, планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечные ключи, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой.

 Примерные практические работы: Сборка из планок треугольника и квадрата.

3. Тематическое планирование

 Согласно базисному (образовательному) плану АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью на изучение учебного предмета «Технология. Ручной труд» в третьем классе отводится 34 часа при 1-м часе в неделю.

    Примерное распределение учебного времени по видам труда представлено в таблице:

п/п

Виды работы

Количество часов в год

1

Повторение учебного материала второго классов

1

2

Работа с природными материалами

3

3

Работа с бумагой и картоном

13

4

Работа с текстильными материалами (нитки, ткань)

8

5

Работа с проволокой

3

6

Работа с древесиной

3

7

Работа с металлоконструктором

3

И Т О Г О

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

АООП НОО для обучающихся с легкой умственной отсталостью( вариант1) содержит целевой раздел с планируемыми результатами и системой оценки достижений обучающихся планируемых результатов, содержательный...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:·...

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Речевая практика" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Представлена пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Речевая практика" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Представлена пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....