Экспериментальная деятельность как способ повышения результативности работы
статья по технологии
До поступления в школу ребёнок общается на своём родном языке.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная деятельность
как способ повышения результативности работы
Подготовила: Ерметова Г.А.
На современном этапе развития общества все образовательные учреждения, в том числе и наша школа, заинтересованы в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ. Все нововведения вызваны стремлением педагогического коллектива реализовать социальный запрос общества, стремлением повысить качество образования, раскрыть и развить индивидуальные (творческие, лидерские, интеллектуальные, спортивные) способности учащихся.
Население нашего города многонациональное. До поступления в школу ребёнок общается на своём родном языке. С приходом в школу, где обучение ведётся на русском языке, а родные языки изучаются как предмет, младший школьник испытывает затруднения в общении с учителем и сверстниками на русском языке. Многолетний опыт работы с детьми в условиях двуязычия подсказал нам, учителям сельской начальной школы, обучать общению на русском языке невозможно на чисто лингвистической основе, с опорой лишь на системное описание структуры языка. Поэтому необходимо вместе с усвоением системы языка опираться на нормы речевого поведения носителей языка, т.е. учитывать внеязыковые факторы, организующие процесс речевого общения.
В рамках опытно-экспериментальной работы составлена метапредметная программа элективного курса «Учимся общаться посредством диалога», реализация которой помогает решить проблему преодоления языкового барьера у детей-билингвов, научит их овладеть коммуникативными умениями.
Основная цель участников опытно-экспериментальной работы школы - формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, что предполагает их способность к полноценному речевому общению во всех сферах деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения.
Из обозначенных нами задач главными стали:
- изучение и внедрение новых методов и приемов обучения диалогу;
- разработка различных видов диалоговых упражнений и методических рекомендаций по их использованию в соответствующих ситуациях;
- разработка механизмов внедрения технологии формирования коммуникативной компетентности младших школьников посредством диалога в условиях национально-русского двуязычия в практику.
Диагностика уровня сформированности коммуникативных и речевых умений свидетельствует о том, что учащиеся экспериментальных групп умеют учитывать мнения других людей, достаточно убедительно обосновывают собственное мнение; умеют слушать и слышать собеседника; понятно и правильно задают ему вопрос; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль; согласовывают усилия по достижению общей цели; могут организовать и осуществлять совместную деятельность, соответствующую их возрасту; ориентируются на партнера по деятельности, могут договариваться, находить общее решение практической задачи; высказывают и аргументируют свое предложение в процессе совместной деятельности, работая в парах и группах; умеют убеждать и уступать, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов.
Исследование подтвердило предположение педагогов школы, о том, что низкий уровень коммуникативной компетентности отражается в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. В момент исследования наблюдались случаи переживания одиночества некоторыми учениками школы, проявления враждебности и агрессивности по отношению к сверстникам.
Работа учителей-экспериментаторов по данной теме, школы дала свои положительные результаты. Сегодня наши дети стали другими. Они отличаются любознательностью и информированностью. Образовательные результаты школы в течение ряда лет стабильные. Неуклонно растет число победителей и призеров различных конкурсов разных уровней.
Экспериментальной деятельностью занимались не только учителя-экспериментаторы, но все педагоги школы, логопед, психолог, социальный педагог, библиотекарь. Включение учителей в экспериментальную деятельность является сильным стимулом для освоения новых форм и способов работы. Все изучали научную и методическую литературу, обсуждали вопросы, которые особенно актуальны в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Обобщение и распространение опыта, полученного в результате экспериментальной деятельности осуществлялись через участия педагогов в семинарах, образовательных форумах, научно-практических конференциях различных уровней. Участниками эксперимента были проведены мастер-классы, открытые уроки и занятия внеурочной деятельности, опубликованы статьи в педагогических изданиях и электронных средствах массовой информации, сделаны выступления по теме эксперимента.
В результате экспериментальной деятельности школы:
- разработана и издана рабочая тетрадь учителя-экспериментатора;
- составлен и издан словарь наиболее употребительных формул речевого этикета в различных ситуациях общения для младших школьников на трех языках;
- разработана программа метапредметного курса «Учимся общаться посредством диалога» с методическими рекомендациями по темам занятий по внеурочной деятельности;
- издан сборник с материалами из опыта работы педагогов школы по теме эксперимента;
Внедрение инновационных, в том числе экспериментальных технологий в образовательный процесс способствует более активному развитию обучающихся.
Школа - постоянно меняющийся живой организм, выполняющий социальную задачу воспитания активного, открытого к изменениям, инновациям и экспериментам человека. Следовательно, не только ученик, но и учитель обязан быть способным к развитию и совершенствованию; четко понимать и осознавать свои цели; стремиться к высокому результату. И все мы хотим, чтобы в школе работали талантливые педагоги, учителя по призванию, мастера-педагоги, чтобы каждый учитель мог найти нестандартный оригинальный ответ на любой вопрос, сумел по-особому подойти к ученику, зажечь его мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

Применение ИКТ в начальной школе, как способ повышения качества работы учителя
Использование компьютерных технологий в начальной школе является необходимостью, которая обусловлена меняющимися условиями, всеобщей информатизацией, диджитализацией повседневной жизни.Главная цель пр...

Технологическая карта – как способ мониторинга повышения результативности одаренных детей
Технологическая карта одаренных детей с использованием мониторинга тестирования уровня физической подготовленности по нормативам ГТО I-II ступени и циклограммы...

Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...

Геймификация на уроках математики как способ повышения результативности обучения
Геймификация на уроках математики как способ повышения результативности обученияГеймификация на уроках математики как способ повышения результативности обучения...
Экспериментальная деятельность как способ повышения результативности работы
Население нашего города многонациональное....
