Экспериментальная деятельность как способ повышения результативности работы
статья по технологии

До поступления в школу ребёнок общается на своём родном языке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost_ega.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность

 как способ повышения результативности работы

Подготовила: Ерметова Г.А.

 

        На современном этапе развития общества все образовательные учреждения, в том числе и наша школа, заинтересованы в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ. Все нововведения вызваны стремлением педагогического коллектива реализовать социальный запрос общества, стремлением повысить качество образования, раскрыть и развить индивидуальные (творческие, лидерские, интеллектуальные, спортивные) способности учащихся.

Население нашего города многонациональное. До поступления в школу ребёнок общается на своём родном языке. С приходом в школу, где обучение ведётся на русском языке, а родные языки изучаются как предмет, младший школьник испытывает затруднения в общении с учителем и сверстниками на русском языке. Многолетний опыт работы с детьми в условиях двуязычия подсказал нам, учителям сельской начальной школы, обучать общению на русском языке невозможно на чисто лингвистической основе, с опорой лишь на системное описание структуры языка. Поэтому необходимо вместе с усвоением системы языка опираться на нормы речевого поведения носителей языка, т.е. учитывать внеязыковые факторы, организующие процесс речевого общения.

В рамках опытно-экспериментальной работы составлена метапредметная программа элективного курса «Учимся общаться посредством диалога», реализация которой помогает решить проблему преодоления языкового барьера у детей-билингвов, научит их овладеть коммуникативными умениями.

Основная цель участников опытно-экспериментальной работы школы - формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, что предполагает их способность к полноценному речевому общению во всех сферах деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения.

 Из обозначенных нами  задач главными стали:

- изучение и внедрение новых методов и приемов обучения диалогу;

- разработка различных видов диалоговых упражнений и методических рекомендаций по их использованию в соответствующих ситуациях;

- разработка механизмов внедрения технологии формирования коммуникативной компетентности младших школьников посредством диалога в условиях национально-русского двуязычия в практику.

Диагностика уровня сформированности коммуникативных и речевых умений свидетельствует о том, что учащиеся экспериментальных групп умеют учитывать мнения других людей, достаточно убедительно обосновывают собственное мнение; умеют слушать и слышать собеседника; понятно и правильно задают ему вопрос; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль; согласовывают усилия по достижению общей цели; могут организовать и осуществлять совместную деятельность, соответствующую их возрасту; ориентируются на партнера по деятельности, могут договариваться, находить общее решение практической задачи; высказывают и аргументируют свое предложение в процессе совместной деятельности, работая в парах и группах; умеют убеждать и уступать, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов.

  Исследование подтвердило предположение педагогов школы, о том, что низкий уровень коммуникативной компетентности отражается в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. В момент исследования наблюдались случаи переживания одиночества некоторыми учениками школы, проявления враждебности и агрессивности по отношению к сверстникам.

Работа учителей-экспериментаторов по  данной теме, школы дала свои положительные результаты. Сегодня наши дети стали другими. Они отличаются любознательностью и информированностью. Образовательные результаты школы в течение ряда лет стабильные. Неуклонно растет число победителей и призеров различных конкурсов разных уровней.     

Экспериментальной деятельностью занимались не только учителя-экспериментаторы, но все педагоги школы, логопед, психолог, социальный педагог, библиотекарь.   Включение учителей в экспериментальную деятельность является сильным стимулом для освоения новых форм и способов работы. Все изучали научную и методическую литературу, обсуждали  вопросы, которые особенно актуальны в условиях реализации ФГОС нового поколения.                             

Обобщение и распространение опыта, полученного в результате экспериментальной деятельности осуществлялись через участия педагогов в семинарах, образовательных форумах, научно-практических конференциях различных уровней. Участниками эксперимента были проведены мастер-классы, открытые уроки и занятия внеурочной деятельности, опубликованы статьи в педагогических изданиях и электронных средствах массовой информации, сделаны выступления по теме эксперимента.

В результате    экспериментальной деятельности школы:

- разработана и издана рабочая тетрадь учителя-экспериментатора;

- составлен и издан словарь наиболее употребительных формул речевого этикета в различных ситуациях общения для младших школьников на трех языках;

- разработана программа метапредметного курса «Учимся общаться посредством диалога» с методическими рекомендациями по темам занятий по внеурочной деятельности;

- издан сборник с материалами из опыта работы педагогов школы по теме эксперимента;

Внедрение инновационных, в том числе экспериментальных технологий в образовательный процесс способствует более активному развитию обучающихся.

     Школа - постоянно меняющийся живой организм, выполняющий социальную задачу воспитания активного, открытого к изменениям, инновациям и экспериментам человека. Следовательно, не только ученик, но и учитель  обязан быть способным к развитию и совершенствованию; четко понимать и осознавать свои цели; стремиться к высокому результату. И все мы хотим, чтобы в школе работали талантливые педагоги, учителя по призванию, мастера-педагоги, чтобы каждый учитель мог найти нестандартный оригинальный ответ на любой вопрос, сумел по-особому подойти к ученику, зажечь его мысли.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

Применение ИКТ в начальной школе, как способ повышения качества работы учителя

Использование компьютерных технологий в начальной школе является необходимостью, которая обусловлена меняющимися условиями, всеобщей информатизацией, диджитализацией повседневной жизни.Главная цель пр...

Технологическая карта – как способ мониторинга повышения результативности одаренных детей

Технологическая карта одаренных детей с использованием мониторинга тестирования уровня физической подготовленности по нормативам ГТО I-II ступени и циклограммы...

Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...

Геймификация на уроках математики как способ повышения результативности обучения

Геймификация на уроках математики как способ повышения результативности обученияГеймификация на уроках математики как способ повышения результативности обучения...