Технологическая карта урока технологии "Как работает скульптор?"
план-конспект урока по технологии (3 класс)
В данной технологической карте содержится конспект урока технологии на тему "Как работает скульптор?".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
Дата:
Ф.И.О. студента: Бурматова Ирина Владимировна
Тема урока: Как работает скульптор?
Класс: 3
Цель: создать условия для ознакомления учащихся со скульптурой, изготовить кошку из пластилина
Задачи урока: | |||||||||
Дидактические: сформировать представления о профессии скульптор и его работе, научить изготавливать изделия комбинированным способом, планировать практическую работу и работать по составленному плану, лепить фигурку кошки, передвавая её характерные особенности. | |||||||||
Развивающие: развивать наблюдательность, творческое воображение, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук и согласованность движений обеих рук. | |||||||||
Воспитательные: воспитать бережное отношение к животным, самостоятельность, творческий подход. Оборудование: а) для учителя: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, стека, досточка для пластилина, клеёнка, салфетки, презентация, технологическая карта (лепка кошки комбинированным способом), образец изделия, ноутбук, проектор, фотография кошки, фотография вылепленной фигуры кошки. б) для обучающихся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, стека, досточка для пластилина, клеёнка, салфетки ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА | |||||||||
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Мето-ды и прие-мы рабо-ты | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая | Дидактичес-кие средства, Интер-активное обору-дова-ние | Планируемые результаты | ||
Предметные | Мета-предметные (П-позна-вательные, Р – регулятив-ные, К – коммуника-тив-ные) | Личностные | |||||||
I. Актуализация знаний 1.1. Приветствие. 1.2. Проверка организации рабочего места 1.3. Эмоциональный настрой на урок 1.4. Целеполагание | Психологический настрой детей на урок. Постановка цели урока. | Словесный | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Владимировна и сегодня занятие проведу у вас я. Давайте проверим, правильно ли вы сидите: руки на месте, ноги на месте, локти у края, спина прямая. Давайте проверим, всё ли у вас готово к нашему занятию. У вас на парте должны лежать лежать пластилин, стека, учебник, рабочая тетрадь, клеёнка, досточка для лепки, салфетки. Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь урок нам начинать пора. Тема нашего урока: «Как работает скульптор». Предлагаю определить цель нашего урока. | обучающиеся готовятся к уроку на перемене | Ф Ф | Слайд 1 Слайд 2 | Слушать учителя | определять и формулировать цель деятельности на уроке | проявлять интерес к занятию, самоопределение |
II. Основной этап 2.1. Вводное слово. 2.2. Анализ образца. 2.3. Планирование предстоящей работы 2.4. Вводный инструктаж 2.5. Практическая работа | Формирование готовности восприятия учебного материала | Словесный и наглядный Практический | Скульптура — это вид искусства, в котором создаются объёмные фигуры. Это могут быть статуи людей, животных или даже абстрактные формы. Скульптуры могут быть сделаны из разных материалов, таких как камень, дерево, металл или глина. Скульптура очень сложная по своей композиции, и в ней выделяют несколько видов: по форме, туда входят круглая и рельефная скульптура. Круглая — это статуя, скульптурная группа, бюст, которую можно обойти и осмотреть с разных сторон. Рельеф — это форма, в которой фигура выступает из поверхности, от части оставаясь погружённой в плоский фон. В зависимости от предназначения скульптура делится на: Монументальная (памятники, монументы), связанная с архитектурной средой. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами. Монументально-декоративная. Включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура). Станковая. Не зависит от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. Рассчитана на восприятие с близкого расстояния. Люди, которые работают со скульптурой, создают её - называются скульпторами. Эта работа очень сложная, чтобы им стать надо иметь хорошую физическую силу и выносливость, творческое мышление, точный глазомер, наблюдательность, отличную память и аккуратность. Вот несколько шагов, которые они обычно проходят в своей работе: 1. Идея: Сначала скульптор придумывает, какую фигуру он хочет создать. Он может рисовать эскизы или делать небольшие модели. 2. Выбор материала: он выбирает материал. Например, если он хочет сделать статую из мрамора, ему нужно будет работать с тяжёлым камнем. 3. Создание: Скульптор начинает работать с материалом. Если это глина, он может лепить её руками. Если это камень, он будет использовать специальные инструменты, чтобы вырезать нужные формы. 4. Доработка: После того как основная форма готова, скульптор добавляет детали и шлифует поверхность, чтобы сделать её гладкой и красивой. По завершению работы скульптура может быть окрашена или покрыта специальным составом для защиты. Выделяют 3 способа лепки: 1. Конструктивный (технический) – наиболее простой способ лепки, при котором скульптура создаётся из отдельных частей, вылепленных заранее. 2. Пластический (скульптурный) – более сложный способ лепки, при котором скульптура создаётся из целого куска пластического материала. 3. Комбинированный – способ лепки, который применяется тогда, когда целесообразно из целого куска вылепить основные части изображаемого объекта и соединить их для продолжения дальнейшей работы (например, лепятся туловище и толстые лапы медведя, а отдельно – голова). Теперь вспомним приёмы лепки: 1. Скатывание – простейший приём обработки бесформенного куска пластического материала для придания ему шарообразной формы с гладкой поверхностью. Кусок кладётся между ладонями и, слегка сжимаемый руками, кругообразными движениями скатывается в шар. Время от времени его поворачивают другой стороной и проверяют правильность формы. 2. Раскатывание - простейший приём обработки бесформенного курса пластического материала для придания ему конусообразной или цилиндрической формы. Кусок, положенный между ладонями или на плоскость, прямолинейными движениями рук раскатывается, удлиняясь и приобретая цилиндрическую форму. Конусообразное тело получают раскатыванием ранее сделанного шарика. Для этого верхнюю ладонь ставят не параллельно нижней, а наклонно. 3. Сплющивание - приём равномерного сжатия куска для получения уплощенной формы. Шарик сдавливают ладонями или пальцами, он приобретает форму диска, лепёшки. 4. Вдавливание – нажим пальцем или стекой для получения небольшого углубления или изгиба поверхности. Маленькую ямку делают одним пальцем, изгиб поверхности обминают всеми пальцами, ребристую, волнистую и чешуйчатую поверхности делают, прижимая стеку то боковой ее частью, то концами (заостренным и лопаточным). 5. Оттягивание – приём, применяемый для формирования какой-либо части предмета. Он осуществляется следующим образом: щепоткой пальцев ухватывается та часть большой формы, где создаётся новая часть и, слегка сжав, потягивается. 6. Прищипывание – приём, применяемый при лепке мелких деталей. Он осуществляется сильным сжатием двумя пальцами той части большой формы, где создаётся новая деталь, при этом ухватывается небольшая часть пластического материала. 7. Заглаживание – приём изображения плоских и гладких поверхностей, получения плавных переходов от одной поверхности к другой, в местах закруглений и соединений различных частей. Он выполняется концами пальцев, стекой и тряпкой. Продольными движениями пальцев и стеки, поставленной лопаточкой перпендикулярно к поверхности, смазывают или счищают все неровности, при этом стягивают пластическую массу с одного места на другое. А теперь давайте отгадаем, какую скульптуру мы будем лепить сегодня. Кошка - одно и наиболее популярных домашних животных. Вот несколько интересных фактов о ней: 1)Нормальная температура тела у кошек около 38 градусов. Это чуть больше, чем у человека. 2)Кошки могут различать некоторые цвета: красный, зелёный, синий. 3)Кошки могут видеть на расстояние до 60 метров. Чтобы видеть ночью, кошкам достаточно в 6 раз меньше света, чем человеку. 4)Рисунок линий на поверхности носа кошки уникален, как и отпечаток пальца у человека. Нет двух одинаковых кошачьих носов.
3. Из каких материалов изготовлено изделие? Есть ли особенности в подборе цвета? А каким цветом мы можем слепить кошку? 4. Можно ли использовать другие материалы? Почему? 5. Нужно ли деталям придать форму? Если да, то как? 6. Какими способами можно собрать изделие? 7.Требуется ли дополнительная отделка? Если да, то какая? Как её выполнить? Этапы лепки проведём комбинированным способом. Как думаете, что это за способ? Из одного кусочка мы слепим голову, туловище, хвост, а другим лапки, уши. Давайте спланируем план работы. Ребята, как вы думаете, что мы будем делать сначала? Что сделаем потом? Этапы лепки фигурки кошки 1. Определяем массу пластического материала для лепки всего объекта (кусок должен входить в руку), размечаем и разрезаем кусок на части. 2. Лепим каждую часть, начиная с главной (туловище) 3. Составляем схему и соединяем части всей фигурки кошки 4. Заглаживаем вылепленную фигурку. 5. Выполняем незначительную детализацию: лепим части мордочки 6. Придаём фигурке нужное положение (идёт, сидит, танцует и т.д., для этого конечности сгибаем в локтях, коленях). А) Повторение правил по технике безопасности работы при работе со стекой, с пластилином. 1)Правила по технике безопасности при работе со стекой 1. Пользоваться стекой только с разрешения учителя (воспитателя). 2. Брать в руки стеку только в случае необходимости. 3. Стеку нельзя подносить близко к лицу, брать в рот. 4. Не махать стекой. 5. Разрезать пластилин на досточке. 2) Правила по технике безопасности и правила работы с пластилином 1. Соблюдайте порядок на рабочем месте. 2. Не разбрасывайте пластилин, не роняйте его на пол. 3. Пластилин нельзя подносить к лицу, брать в рот. 4. Не касайтесь грязными руками лица, глаз, одежды. 5. Перед работой разогрейте пластилин в руках; разминать сразу весь кусок тяжело и неудобно, поэтому отделите небольшую часть, разомните, потом следующую. 6. Лепите из пластилина только на подкладной доске. 7. После окончания работы положите остаток пластилина в коробку, очистите досточку с помощью стеки и салфетки. 8. После работы необходимо протереть руки сухой тряпочкой и вымыть тёплой водой с мылом. Б) Показ приёмов лепки фигуры кошки. -Давайте определимся с цветом будущей кошки. 1. Определяем массу пластического материала для лепки всего объекта (кусок должен входить в руку). а) размечаем стеком кусочек на две не равные части, чтобы одна была больше другой. Большую часть оставляем как есть, вторую делим пополам дважды, чтобы вышло 4 равных кусочка. б) разрезаем кусок стекой на части. 2. Лепка каждой части, начиная с главной (туловище), лепим исходную форму: а) из большого кусочка формируем шарик (при формировании шарика кладем кусок между ладонями, и, слегка сжимаемый руками, кругообразными движениями скатывается в шар) б) из шарика формируем цилиндр (колбаску)(кладем получившийся шар на доску для лепки, и начинаем катать ладошкой шар по досточке прямыми движениями рук. Удлиняясь, шар примет цилиндрическую форму. Движение производится ладонью, рука должна быть параллельна столу.) в) из туловища лепим шею. Вытянув материал для шеи, выше формируем голову г) мордочку. Для лепки головы берём в руки туловище, щепоткой пальцев хватаемся за большую часть формы, где будет располагаться новая часть, и слегка сжав, потягиваем. д) На голове лепим ушки приёмом прищипывания, потягивая малую часть материала от головы сверху. Формируем из материала треугольники, придаём форму ушкам. Кончики ушек должны быть острыми. е) хвост. Таким же образом делается хвост с противоположной стороны туловища, приёмом оттягивания. Потягиваем материал щепотками пальцев. Хвост поднимаем выше, загибаем к голове, кончик хвостика большой, к туловищу сужается. ё) из 4 равных кусочков лепим лапки кошки, они должны быть в форме усечённого конуса (тупой морковки): скатываем шарик, раскатываем его, держим ладонь наклонно. Лапки должны быть с длинной туловища. Формируем ступни, оттягивая часть пластилина. 3. Составляем схему и соединяем части всей фигурки кошки: а) составляем схему. К туловищу кошки сбоку, широкой частью вверх. Подставляем лапки на равном расстоянии (чтобы они не были одна выше другой). б) Соединяем лапы с туловищем плотно, придавливая материал. Пользуемся приёмом заглаживания. Снаружи стягиваем материал с лапок на туловище, внутри (где животик) с туловища на лапки. Заглаживание выполняется концами пальцев 4. Заглаживаем вылепленную фигурку: придаём поверхности фигурки ровную поверхность, (пальчиками разглаживаем неровности) 5. Выполняем незначительную детализацию: лепим части мордочки: лепим глаза, нос, усики. Глаза лепим либо приёмом вдавливания при помощи стеки очень маленьким кусочком, либо скатываем шарики на ладошке, прикладываем на место глаз, придавливаем. Нос лепим также как глазки, при помощи маленького кусочка делаем шарик, лепим на место, где должен располагаться нос. Усики лепим в форме длинных жгутиков: сначала скатываем шарик, из него длинную полоску. Делим ее на 6 равных частей (делим пополам, и половинки делим на две части) 6. Придаём фигурке нужное положение (идёт, сидит, танцует и т.д., для этого конечности сгибаем в локтях, коленях): сгибаем лапки в зависимости от движения кошки. -Ребята, если ваша кошка будет играть с клубком, пить из миски или делать ещё какие-то подобные движения, то придётся долепливать дополнительные фигурки. (Возможные атрибуты для передачи движения (бантики, клубки и т.д)) Обратите внимание на слайд. Перед тем, как мы приступим к работе, давайте разомнём наши руки. Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки) Эти пальчики гуляют( Указательный и средний "идут" по другой руке.) Эти - любят поболтать (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга) Эти - тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.) А большой с мизинцем братцем могут чисто умываться.( Крутим большим пальцем вокруг мизинца.) Учитель следит за соблюдением ТБ, за посадкой обучающихся, за ходом ведения работы, делает методические указания, оказывает индивидуальную помощь, выявляет типичные ошибки и проводит текущий инструктаж (при необходимости) | Слушают учителя Смотрят, слушают, запоминают Отгадывают загадку -кошка.
Смотрят показ | Ф Ф Ф | Слайд 3-4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8-10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 | Строить полноценные ответы на вопросы | формулировать высказывание, умение выражать свою точку зрения. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений развивать навыки регуляции своего поведения в коллективе. |
III. Заключительный этап 3.1. Анализ детских работ. 3.2. Оценивание 3.3. Подведение итогов урока 3.4. Рефлексия. 3.5. Уборка рабочего места | Развивать навыки самопроверки и взаимопроверки Подведение итогов | Словесный | - Чья работа удалась? Почему? Точно ли изготовлены отдельные детали? Аккуратно ли выполнена сборка изделия? С какими конструктивными и технологическими проблемы столкнулись? Удачно ли они были решены? Какую отметку ты себе поставила(а) бы? Учитель выставляет отметку каждому обучающемуся с комментарием. А) самооценка/взаимооценка Б) оценка учителя (выставление оценок детям с комментарием) -Кто такой скульптор? Что нового узнали? Чему учились? Что вам запомнилось? Что показалось вам самым трудным? - Ребята, пожалуйста, поднимите руку те, кто остался доволен своей работой. - Как вы думаете, какие умения нужны, чтобы выполнить аппликацию? Очищаем досточку от пластилина стекой, протираем, складываем клеёнку, убираем пластилин в коробку, протираем руки сухой салфеткой и моем водой под краном. | Анализируют работы, отвечают на вопросы Дети убирают рабочее место | Ф Ф | Слайд 24 Слайд 25 | Делать выводы о проделанной работе | стремление самоконтролю и анализу своих действий. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока \'Как работает наш организм".УМК:\' "Перспектива". 3 класс.
Урок разработан с учётом требований ФГОС. Учебный процесс построен таким образом, чтобы ученики самостоятельно добывали знания, перед детьми ставится задача определить тему урока, составить цели, путё...

Технологическая карта урока + презентация "Работа с текстильным материалом"
учебник технологии, 1 класс, УМК «ПНШ». Презентация, раздаточный материал (трафареты), наглядный материал (картон с отверстиями, игла, шерстяная нить)....

Технологическая карта урока технологии "Работа с бумагой и картоном" Изделие: "Вестник весны" (4 класс, УМК "Перспектива")
Тема: "Работа с бумагой и картоном" Изделие: "Вестник весны"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей...

Технологическая карта урока технологии «Работа с пластичными материалами. Проект праздничный стол» (2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с сервировкой стола; формирование умений выполнение изделия из пластилина; выполнить проекты праздничных столов.Задачи уро...

Технологическая карта урока технологии "Работа с пенопластом" (УМК "Перспектива" Н. И. Роговцева, 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИТема урока: «Работа с пенопластом».Изделие: «Грибок».Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий по формир...

Технологическая карта урока "Контрольная работа по разделу "Число от 1 до 1000. Сложение и вычитание"
Технологическая карта урока для 3 класса по математике "Контрольная работа по разделу "Число от 1 до 1000. Сложение и вычитание""...

