Урок технологии "Секреты тульского пряника"
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Петрова Александра Георгиевна

Урок содержит материалы, развивающие функциональную грамотность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx206.71 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Технология

Тема урока: Секреты тульского пряника

Единица содержания: создать паспорт тульского пряника для развития умения решать практико – ориентированные задания

Цель:

обучающий аспект:

- уметь находить информацию в сплошных и несплошных текстах и использовать её при решении практических заданий (познавательные универсальные учебные действия);

- уметь выстраивать алгоритм действий и работать по алгоритму (познавательные универсальные учебные действия);

- знать особенности работы с солёным тестом (познавательные универсальные учебные действия)

развивающий аспект:

- развивать умение самостоятельно планировать свою учебную деятельность при составлении индивидуального алгоритма работы (регулятивные универсальные учебные действия);

- развивать логическое мышление при выявлении несоответствий и ошибок в тексте (познавательные универсальные учебные действия);  

- развивать внимание при проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (регулятивные универсальные учебные действия)

воспитывающий аспект:

- воспитывать культуру общения при работе в парах и группах, а также такие качества как ответственность, уважительное отношение к одноклассникам (коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия);

- воспитывать аккуратность при выполнении практической работы (регулятивные универсальные учебные действия);

- понимать ценность чтения для решения учебных задачи применения в различных жизненных ситуациях (личностные универсальные учебные действия)

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
  • применение знаний,
  • итог на рефлексивной основе.

Ход урока

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

3 мин.

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.

Форма работы: /фронтальная, групповая, парная, индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организует беседу о важности выполнения практико – ориентированных заданий

Презентация (прил.0)

  1. Организует формулирование темы и целей урока

Слайд 1

             

Отвечают на вопросы

Формулируют тему и цели урока.

Применение знаний и способов действий

37 мин.

Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.

Форма работы: / фронтальная, индивидуальная, парная, групповая/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организует парную работу для составления теоретической части паспорта пряника

Слайд 2

Прил.1,2

                     

                 

  1. Организует индивидуальную работу для ознакомления с различными рецептами тульских пряников

Слайд 3 - 6

Прил.4

  1. Организует групповую работу для составления практической части паспорта пряника

Слайд – 7 - 8

Прил.5

  1. Организует индивидуальную практическую работу по созданию модели пряника из солёного теста

Слайд 9

Работают в парах. Пара получает текст, вместе должны выделить два важных факта, каждый записывает по одному факту на бланк (прил.3)

Оценивание 0-1-2

1балл – правильность

1 балл – аккуратность

Проверка фронтальная

Дети на активном слушании выбирают наиболее важный факт (при помощи карточек 1,2)

 и аргументируют свой ответ

Работают индивидуально, сравнивают рецепт и список продуктов, выявляют несоответствия, исправляют ошибки

Карточка №1 -

Карточка№2 -

Карточка №3 -

Оценивание 0-1-2

2 - без ош.

1 - 1-2 ош.

0 – более 2 ош.

Самопроверка по образцу

Работают в группах

Каждый получает индивидуальную карточку с этапом алгоритма создания пряника, выстраиваются в правильном порядке.

Проверка фронтальная

Без оценивания. Лучшей команде бонусный балл

После проверки фиксируют алгоритм в тетрадях

(прил.6)

Работают индивидуально по алгоритму

Оценивание 0-1-2

2 – работал по алгоритму, выполнил работу аккуратно.

1 – нарушал алгоритм, в работе есть неровности

0 – работа не выполнена

Самопроверка по критериям

Итог на рефлексивной основе

5 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке,

выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.

Форма работы: / индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организует рефлексию

а) Предлагает ответить на вопрос.

- На что мы опирались на уроке, чтобы достичь поставленной цели?

б) Предлагает подобрать одно прилагательное, которое лучше всего характеризует тульский пряник.

  1. Организует оценивание урока

                Слайд 10

Отвечают на поставленный вопрос

Работают со стикерами

Оценивают урок:

«5» - 5 - 6 баллов

«4» - 3 – 4 балла

«3» - 1 - 2 балла

Приложение 1. Паспорт тульского пряника

История и легенды

Необычная форма

Уникальный узор

Как делали и дарили

Секретный рецепт

Алгоритм создания пряника

Приложение 2. Карточки для парной работы

1

История и легенды

Тульский пряник — один из самых старых русских пряников. О нём знали ещё в 1685 году!

Существует красивая легенда. Однажды император Александр I проезжал через Тулу.

Купцы преподнесли ему огромный пряник, на котором был изображён герб города. Царю так понравился пряник, что он велел навсегда сохранить его производство. С тех пор Тула славится своими пряниками на всю Россию.

2

Необычная форма

Классический тульский пряник — это не просто прямоугольник или круг. Это печатный пряник. Его особенность — в форме-резной доске, на которой вырезан узор. Прянику придают форму, отпечатывая тесто на этой доске. Самые популярные формы — прямоугольная с закруглёнными углами, в виде рыбы, птицы или зверя. Часто на прянике есть надпись «Тульский».

3

Уникальный узор

Узор на тульском прянике — это не просто украшение. Раньше каждый узор что-то означал. Ветка ели означала пожелание долгой жизни, цветы — красоты и радости, птицы — семейного счастья. Узоры вырезались на специальных деревянных досках мастерами-резчиками. Часто на прянике изображали герб Тулы — ружьё и шпагу.

4

Как делали и дарили

Раньше тульский пряник был не просто сладостью, а важным подарком. Его дарили на праздники, свадьбы, именины и даже в знак особого уважения.

Пряники были разных размеров — от маленьких, которые ели за чаем, до огромных, весом в несколько килограммов! Процесс изготовления был

долгим: замес теста, печать на доске, выпечка и украшение.

5

Секретный рецепт

Рецепт тульского пряника — это большой секрет! Но главные его составляющие известны: это ржаная мука, душистый мёд и ароматные пряности (корица, гвоздика, кардамон). Тесто для пряника получается очень плотным и ароматным. А ещё внутри пряника есть сладкая начинка, чаще всего из варёного сгущённого молока (варёнки) или фруктового повидла.

Приложение 3. Бланк для парной работы(для каждого ученика)

Приложение 4. Разноуровневые карточки для индивидуальной работы.

Никита, Ира и Миша захотели испечь тульские пряники. В Интернете они нашли три разных рецепта и составили к ним список продуктов, но допустили ошибки. Ребята просят о помощи. Помогите им найти ошибки в списке продуктов

Карточка №1 (базовый уровень)

Список продуктов Никиты

Рецепт:

для приготовления теста тульского пряника

 нам понадобится: пшеничная мука, свежий

 мёд, сливочное масло, сахарный песок,

 молоко, яйцо и сода. Для начинки

 возьмём вишнёвое варенье. Все

ингредиенты нужно смешать и испечь.

Список продуктов:

•        Пшеничная мука

•        Соль

•        Сливочное масло

•        Сахарный песок

•        Вода

•        Яйцо

•        Сода

•        Яблочное повидло

Образец для проверки

                                                                 

Карточка №2 (повышенный уровень)

Список продуктов Иры

Рецепт:

классическое тульское пряничное тесто

 замешивается на ржаной муке с

 добавлением мёда, воды, яиц и

 пряностей: корицы, гвоздики и

 кардамона. Тесто должно быть крутым.

 Для сладости добавляется патока.

 Начинка традиционно готовится

 из варёного сгущённого молока

 (варёнки).

 Список продуктов:

  • Пшеничная мука
  • Мёд
  • Молоко
  • Яйцо
  • Корица
  • Имбирь
  • Патока
  • Фруктовый джем

Образец для проверки

                                                                 

Карточка №3 (высокий уровень)

Список продуктов Миши

Рецепт:

основа тульского пряника — это ароматное

 тесто, в котором главными компонентами

 являются ржаная мука, мёд и охлаждённое

 сливочное масло. Жидкой основой

 служит крепкий чай.

 Обязательны пряности: корица, бадьян и

 мускатный орех. Для придания тёмного

 цвета и особого вкуса используется жжёный

 сахар (карамель). Начинка — маковое

повидло с мёдом.

 Список продуктов:

  • Ржаная мука
  • Сахарный песок
  • Размягчённое сливочное масло
  • Молоко
  • Корица
  • Имбирь
  • Ванилин
  • Патока
  • Варёное сгущённое молоко

Образец для проверки

                                                                 

Приложение 5. Карточки для групповой работы

Группа 1

Группа 2

Смазать форму

 маслом

Смазать форму

 маслом

Заполнить форму

 тестом

Заполнить форму

 тестом

Поставить форму

на левый торец

Поставить форму

на левый торец

Отодвинуть      

заготовку от

правого края

формы

Отодвинуть      

заготовку от

правого края

формы

Извлечь  

 заготовку      

Извлечь  

 заготовку      

Украсить заготовку

 узором

Украсить заготовку

 узором

Приложение 6. Карточка для индивидуальной работы «Алгоритм изготовления пряника»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Секреты тульского пряника

Слайд 4

Список продуктов Никиты Рецепт: для приготовления теста тульского пряника нам понадобится: пшеничная мука, свежий мёд, сливочное масло, сахарный песок, молоко, яйцо и сода . Для начинки возьмём вишнёвое варенье . Все ингредиенты нужно смешать и испечь. Список продуктов: • Пшеничная мука • Соль • Сливочное масло • Сахарный песок • Вода • Яйцо • Сода • Яблочное повидло

Слайд 6

2 - без ошибок 1 - 1-2 ошибки 0 – более 2 ошибок.

Слайд 8

1 2 3 6 5 4

Слайд 9

2 – работал по алгоритму, выполнил работу аккуратно. 1 – нарушал алгоритм, в работе есть неровности 0 – работа не выполнена

Слайд 10

«5» - 5 - 6 баллов «4» - 3 – 4 балла «3» - 1 - 2 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тульский пряник. Тульский самовар.

Конспекты занятий кружка "Юный художник". Можно использовать на уроках изо....

Конспект урока: "Тульский пряник"

класс:2 адисциплина:  изобразительное искусство Тема урока:  «Печатный пряник с ярмарки»...

Презентация "История Тульского пряника"

Материал может быть использован на уроках ознакомления с окружающим миром,а также на классных часах....

Мастер класс "Тульский пряник"

Мастер класс по изготовлению макета Тульского пряника из бумаги...

Тульский пряник.

Тульский пряник....

Презентация "Архангельские и тульские пряники"

В помощь для уроков технологии и изобразительного искусства...

Презентация к занятию "Декоративное рисование" - "Тульский пряник"

Презентация к занятию "Декоративное рисование" - "Тульский пряник"...