Урок технологии "Секреты тульского пряника"
план-конспект урока по технологии (4 класс)
Урок содержит материалы, развивающие функциональную грамотность учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 206.71 КБ | |
| 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Технология
Тема урока: Секреты тульского пряника
Единица содержания: создать паспорт тульского пряника для развития умения решать практико – ориентированные задания
Цель:
обучающий аспект:
- уметь находить информацию в сплошных и несплошных текстах и использовать её при решении практических заданий (познавательные универсальные учебные действия);
- уметь выстраивать алгоритм действий и работать по алгоритму (познавательные универсальные учебные действия);
- знать особенности работы с солёным тестом (познавательные универсальные учебные действия)
развивающий аспект:
- развивать умение самостоятельно планировать свою учебную деятельность при составлении индивидуального алгоритма работы (регулятивные универсальные учебные действия);
- развивать логическое мышление при выявлении несоответствий и ошибок в тексте (познавательные универсальные учебные действия);
- развивать внимание при проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (регулятивные универсальные учебные действия)
воспитывающий аспект:
- воспитывать культуру общения при работе в парах и группах, а также такие качества как ответственность, уважительное отношение к одноклассникам (коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия);
- воспитывать аккуратность при выполнении практической работы (регулятивные универсальные учебные действия);
- понимать ценность чтения для решения учебных задачи применения в различных жизненных ситуациях (личностные универсальные учебные действия)
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Этапы урока:
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
- применение знаний,
- итог на рефлексивной основе.
Ход урока
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 3 мин. | |
Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности. Метод: /репродуктивный, продуктивный/. Форма работы: /фронтальная, групповая, парная, индивидуальная/. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Презентация (прил.0)
Слайд 1
| Отвечают на вопросы Формулируют тему и цели урока. |
Применение знаний и способов действий 37 мин. | |
Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Метод: /репродуктивный, продуктивный/. Форма работы: / фронтальная, индивидуальная, парная, групповая/. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Слайд 2 Прил.1,2
Слайд 3 - 6 Прил.4
Слайд – 7 - 8 Прил.5
Слайд 9 | Работают в парах. Пара получает текст, вместе должны выделить два важных факта, каждый записывает по одному факту на бланк (прил.3) Оценивание 0-1-2 1балл – правильность 1 балл – аккуратность Проверка фронтальная Дети на активном слушании выбирают наиболее важный факт (при помощи карточек 1,2) и аргументируют свой ответ Работают индивидуально, сравнивают рецепт и список продуктов, выявляют несоответствия, исправляют ошибки Карточка №1 - Карточка№2 - Карточка №3 - Оценивание 0-1-2 2 - без ош. 1 - 1-2 ош. 0 – более 2 ош. Самопроверка по образцу Работают в группах Каждый получает индивидуальную карточку с этапом алгоритма создания пряника, выстраиваются в правильном порядке. Проверка фронтальная Без оценивания. Лучшей команде бонусный балл После проверки фиксируют алгоритм в тетрадях (прил.6) Работают индивидуально по алгоритму Оценивание 0-1-2 2 – работал по алгоритму, выполнил работу аккуратно. 1 – нарушал алгоритм, в работе есть неровности 0 – работа не выполнена Самопроверка по критериям |
Итог на рефлексивной основе 5 мин. | |
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке, выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению. Метод: /репродуктивный, продуктивный/. Форма работы: / индивидуальная/. | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
а) Предлагает ответить на вопрос. - На что мы опирались на уроке, чтобы достичь поставленной цели? б) Предлагает подобрать одно прилагательное, которое лучше всего характеризует тульский пряник.
Слайд 10 | Отвечают на поставленный вопрос Работают со стикерами Оценивают урок: «5» - 5 - 6 баллов «4» - 3 – 4 балла «3» - 1 - 2 балла |
Приложение 1. Паспорт тульского пряника
История и легенды |
Необычная форма |
Уникальный узор |
Как делали и дарили |
Секретный рецепт |
Алгоритм создания пряника |
Приложение 2. Карточки для парной работы
1 | История и легенды Тульский пряник — один из самых старых русских пряников. О нём знали ещё в 1685 году! Существует красивая легенда. Однажды император Александр I проезжал через Тулу. Купцы преподнесли ему огромный пряник, на котором был изображён герб города. Царю так понравился пряник, что он велел навсегда сохранить его производство. С тех пор Тула славится своими пряниками на всю Россию. |
2 | Необычная форма Классический тульский пряник — это не просто прямоугольник или круг. Это печатный пряник. Его особенность — в форме-резной доске, на которой вырезан узор. Прянику придают форму, отпечатывая тесто на этой доске. Самые популярные формы — прямоугольная с закруглёнными углами, в виде рыбы, птицы или зверя. Часто на прянике есть надпись «Тульский». |
3 | Уникальный узор Узор на тульском прянике — это не просто украшение. Раньше каждый узор что-то означал. Ветка ели означала пожелание долгой жизни, цветы — красоты и радости, птицы — семейного счастья. Узоры вырезались на специальных деревянных досках мастерами-резчиками. Часто на прянике изображали герб Тулы — ружьё и шпагу. |
4 | Как делали и дарили Раньше тульский пряник был не просто сладостью, а важным подарком. Его дарили на праздники, свадьбы, именины и даже в знак особого уважения. Пряники были разных размеров — от маленьких, которые ели за чаем, до огромных, весом в несколько килограммов! Процесс изготовления был долгим: замес теста, печать на доске, выпечка и украшение. |
5 | Секретный рецепт Рецепт тульского пряника — это большой секрет! Но главные его составляющие известны: это ржаная мука, душистый мёд и ароматные пряности (корица, гвоздика, кардамон). Тесто для пряника получается очень плотным и ароматным. А ещё внутри пряника есть сладкая начинка, чаще всего из варёного сгущённого молока (варёнки) или фруктового повидла. |
Приложение 3. Бланк для парной работы(для каждого ученика)
Приложение 4. Разноуровневые карточки для индивидуальной работы.
Никита, Ира и Миша захотели испечь тульские пряники. В Интернете они нашли три разных рецепта и составили к ним список продуктов, но допустили ошибки. Ребята просят о помощи. Помогите им найти ошибки в списке продуктов | |
Карточка №1 (базовый уровень) | |
Список продуктов Никиты | |
Рецепт: для приготовления теста тульского пряника нам понадобится: пшеничная мука, свежий мёд, сливочное масло, сахарный песок, молоко, яйцо и сода. Для начинки возьмём вишнёвое варенье. Все ингредиенты нужно смешать и испечь. | Список продуктов: • Пшеничная мука • Соль • Сливочное масло • Сахарный песок • Вода • Яйцо • Сода • Яблочное повидло |
Образец для проверки | |
| |
Карточка №2 (повышенный уровень) | |
Список продуктов Иры | |
Рецепт: классическое тульское пряничное тесто замешивается на ржаной муке с добавлением мёда, воды, яиц и пряностей: корицы, гвоздики и кардамона. Тесто должно быть крутым. Для сладости добавляется патока. Начинка традиционно готовится из варёного сгущённого молока (варёнки). | Список продуктов:
|
Образец для проверки | |
| |
Карточка №3 (высокий уровень) | |
Список продуктов Миши | |
Рецепт: основа тульского пряника — это ароматное тесто, в котором главными компонентами являются ржаная мука, мёд и охлаждённое сливочное масло. Жидкой основой служит крепкий чай. Обязательны пряности: корица, бадьян и мускатный орех. Для придания тёмного цвета и особого вкуса используется жжёный сахар (карамель). Начинка — маковое повидло с мёдом. | Список продуктов:
|
Образец для проверки | |
| |
Приложение 5. Карточки для групповой работы
Группа 1 | Группа 2 |
Смазать форму маслом | Смазать форму маслом |
Заполнить форму тестом | Заполнить форму тестом |
Поставить форму на левый торец | Поставить форму на левый торец |
Отодвинуть заготовку от правого края формы | Отодвинуть заготовку от правого края формы |
Извлечь заготовку | Извлечь заготовку |
Украсить заготовку узором | Украсить заготовку узором |
Приложение 6. Карточка для индивидуальной работы «Алгоритм изготовления пряника»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Список продуктов Никиты Рецепт: для приготовления теста тульского пряника нам понадобится: пшеничная мука, свежий мёд, сливочное масло, сахарный песок, молоко, яйцо и сода . Для начинки возьмём вишнёвое варенье . Все ингредиенты нужно смешать и испечь. Список продуктов: • Пшеничная мука • Соль • Сливочное масло • Сахарный песок • Вода • Яйцо • Сода • Яблочное повидло
2 - без ошибок 1 - 1-2 ошибки 0 – более 2 ошибок.
1 2 3 6 5 4
2 – работал по алгоритму, выполнил работу аккуратно. 1 – нарушал алгоритм, в работе есть неровности 0 – работа не выполнена
«5» - 5 - 6 баллов «4» - 3 – 4 балла «3» - 1 - 2 балла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тульский пряник. Тульский самовар.
Конспекты занятий кружка "Юный художник". Можно использовать на уроках изо....

Конспект урока: "Тульский пряник"
класс:2 адисциплина: изобразительное искусство Тема урока: «Печатный пряник с ярмарки»...

Презентация "История Тульского пряника"
Материал может быть использован на уроках ознакомления с окружающим миром,а также на классных часах....

Презентация "Архангельские и тульские пряники"
В помощь для уроков технологии и изобразительного искусства...

Презентация к занятию "Декоративное рисование" - "Тульский пряник"
Презентация к занятию "Декоративное рисование" - "Тульский пряник"...






