Организация творческой деятельности учеников начальных классов
творческая работа учащихся по технологии (3 класс)

Куприкова Маргарита Антоновна

Формы и методы организации творческой деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_deyatelnost.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Организация творческой деятельности учеников начальных классов

Организация творческой деятельности в начальной школе — это залог развития гармоничной, креативной и уверенной в себе личности.

Вот комплексный подход к этому процессу, включающий цели, принципы, формы работы и практические идеи.

Цели и задачи творческой деятельности в начальной школе

· Развитие воображения и фантазии: Умение видеть необычное в обычном.

· Формирование креативного мышления: Находить несколько решений одной задачи.

· Раскрытие индивидуальности: Помочь каждому ребенку найти свой способ самовыражения.

· Развитие эмоционального интеллекта: Умение выражать и понимать эмоции через творчество.

· Воспитание трудолюбия и усидчивости: Доведение начатой работы до конца.

· Сплочение коллектива: Через совместные проекты и групповую работу.

---

Ключевые принципы организации

1. Безусловное принятие и поддержка. Любой творческий продукт ребенка ценен. Критика должна быть конструктивной и деликатной ("Интересная идея! А что если попробовать еще вот так?").

2. Свобода выбора. Ребенок должен иметь возможность выбирать тему, материалы, технику исполнения в рамках задания.

3. Игра — ведущий вид деятельности. Творческие задания должны быть похожи на увлекательную игру.

4. Связь с жизнью. Творчество должно быть связано с окружающим миром, литературой, природой, праздниками.

5. Доступность и успешность. Задания должны быть посильны для ребенка, чтобы он испытывал радость от результата, а не разочарование.

6. Интеграция с другими предметами. Творчество не должно быть замкнуто только на уроках ИЗО и технологии.

---

Формы и методы организации творческой деятельности

1. На уроках (интегрированный подход)

· Литературное чтение:

  · Рисование иллюстраций к прочитанному произведению.

  · Сочинение собственных сказок, рассказов, стихотворений.

  · Инсценировка отрывков из произведений, кукольный театр.

  · "Дорисуй конец истории" — графическое или письменное продолжение.

· Окружающий мир:

  · Создание макетов (вулкан, солнечная система, экосистема леса).

  · Коллажи и плакаты на темы "Береги природу", "Моя семья", "Профессии".

  · Ведение дневника наблюдений за природой с зарисовками.

· Математика:

  · Создание "геометрических городов" из бумажных фигур.

  · Рисование орнаментов и узоров по законам симметрии.

  · Придумывание творческих задач с героями сказок.

· Русский язык:

  · "Ожившие буквы" — нарисовать букву в виде персонажа.

  · Составление кроссвордов, ребусов, шарад.

2. Внеурочная деятельность и кружки

Это основное пространство для глубокого творческого погружения.

· Художественные студии: Рисование (акварель, гуашь, пастель), лепка (пластилин, глина), аппликация, работа с природными материалами.

· Театральная студия: Постановка спектаклей, развитие речи, пластики, работа с эмоциями.

· Музыкальное творчество: Детский оркестр (шумовые инструменты), хоровое пение, музыкальные игры.

· Прикладное творчество: Бисероплетение, вышивка, работа с тканью, бумагопластика, квиллинг.

· Литературная гостиная: Обсуждение книг, встречи с детскими писателями, создание классного журнала или газеты.

· Мультипликационная студия: Создание собственных коротких мультфильмов в технике перекладки или пластилиновой анимации.

---

Примеры творческих заданий и проектов (практическая копилка)

Индивидуальные:

· "Мое настроение в цвете": Нарисовать абстрактную картину, которая отражает текущее настроение.

· "Волшебное превращение кляксы": Сделать кляксу и дорисовать ее до узнаваемого образа.

· "Автопортрет в стиле...": Изобразить себя в стиле какого-либо художника (например, Ван Гога с его мазками).

· "Изобретатель": Придумать и нарисовать машину будущего или прибор, помогающий в быту.

Групповые:

· Коллективный коллаж/панно: "Город мечты", "Подводный мир", "Космос".

· Проект "Наш класс — музей": Каждая группа создает свою "экспозицию" на тему (динозавры, космос, древний Египет).

· Создание настольной игры: Дети придумывают сюжет, правила, рисуют поле и фишки.

· "Живая картина": Инсценировать известную картину и сфотографировать.

---

Роль учителя и создание среды

· Учитель — вдохновитель и проводник, а не контролер. Он создает ситуацию успеха.

· Организация творческого пространства: В классе должна быть "зона творчества" с разнообразными материалами (бумага разных видов, краски, кисти, карандаши, ткань, клей, природные материалы и т.д.).

· Организация выставок: Обязательно публичное представление результатов труда — на стенде в классе, в школьном коридоре, на сайте школы. Это повышает самооценку детей.

· Привлечение родителей: Совместные мастер-классы, творческие вечера, помощь в организации экскурсий в музеи и на выставки.

Важно помнить:

Главный результат творческой деятельности в начальной школе — не идеальная поделка, а горящие глаза ребенка, его желание творить дальше и вера в свои силы. Похвала и признание его усилий — лучший двигатель творческого роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Развитие творческих способностей учеников начальных классов

В презентации предоставлен материал по формированию творческих способнностей обучающихся начальной школы....

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "МОЯ СЕМЬЯ"

Выступление на конференции "Этнокультурное воспитание: проблемы и перспективы"...

Развитие самостоятельной творческой деятельности обучающихся начальных классов.

Статья опубликованная в сборнике по итогам « Форума инноваторов» . 2010г....

Обобщение опыта работы по использованию проектной и исследовательской деятельности для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся начальных классов

Обобщение материала по работе над проектной и исследовательской деятельностью учащихся начальных классов. В тексте отражены формы и методы используемые мной во внеурочной деятельности. ...

Творческий отчёт по теме: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учеников начальных классов»

 Наше современное общество нуждается в человеке, который много знает, умеет, а главное – который умеет думать. В наше современное время учёные, педагоги, воспитатели пришли к мнению, ...

ПОРТФОЛИО «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

ПОРТФОЛИО «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»...