Адаптация первоклассников
методическая разработка (1 класс) по теме
Адаптация учащихся 1 класса, адаптированный ребенок, этапы адаптации, карта наблюдений.Учитель начальных классов Костарева В.Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Adaptaciya_pervoklassnikov.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация первоклассников.
Вам известно состояние ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного… Находишься в постоянном напряжении…
Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близком человеке), а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидишь на месте, и все валится из рук.
Вам знакомо подобное состояние? Тогда вы легче поймете ребенка в трудный период его жизни – переход от дошкольного детства в школьную жизнь. Как и мы, взрослые, дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Могут появиться состояние тревоги, капризы, проявиться более ярко любые “шероховатости” характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т.п..
Ребенку трудно. И взрослым непросто с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий. Для ребенка приход в школу – это своеобразное “оформление на должность” (по меткому выражению Т.А. Нежновой). “Настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает Отметки” – сыграть в такую игру жаждет практически любой будущий первоклассник.
Через несколько дней или лет ребенок сочтет себя обманутым, а учителя – обманщиком, с которым надо было, оказывается, играть совсем в другие игры. Часами сидеть за партой оказалось не так интересно, как ожидалось. Так второго(!) сентября у ребенка на всю оставшуюся школьную жизнь разошлись его реальные интересы и быстро приевшаяся игра в школьные атрибуты. Из отличника он разом превращается в троечника, прогульщика. Так одного за другим школа теряет своих пылких неофитов, рвавшихся в 6–7 лет стать “настоящими школьниками”.
Не слишком ли это дорогая цена за то, что ребенок, находясь на распутье и остро нуждаясь в какой-то жизненной определенности. Создал себе такой образ будущего школьника, какой сумел?
Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.
Цель психолого-педагогической поддержки в этот период – создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде.
Адаптационный период выстроен следующим образом.
Для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития необходимо:
1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения.
2. Создать систему психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
3. Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
Первый этап – поступление ребенка в школу.
Он начинается с 1 октября.
Занятия с будущими первоклассниками проводятся с целью:
• сокращения адаптационного периода детей;
• создания групповых и индивидуальных консультаций родителям будущих первоклассников с целью сообщения родителям полезную информацию по организации жизни ребенка перед началом школьных занятий;
• групповая и индивидуальная консультация педагогов и психолога, которые будут работать с будущими первоклассниками.
В цикл первого этапа входит:
• знакомство детей со школой и ее территорией (экскурсия);
• знакомство с учителями через занятия;
• развитие мелкой и крупной моторики (специальные занятия и упражнения);
• психологические занятия;
• развитие интеллектуальных способностей;
• сохранение эмоционального благополучия и психического здоровья детей.
Во время занятий детям необходимо предоставлять возможность быть успешными: задания подбираются в соответствии с возрастными интересами (игра, рисование, лепка).
Занятия строятся на сочетании индивидуальных и групповых приемов.
Индивидуальное собеседование позволяет определить уровень развития ребенка.
Групповое – определить уровень готовности ребенка принять нормы и правила школьной жизни.
Второй этап – адаптация детей в школе.
Без преувеличения мы можем этот период назвать самым сложным для родителей и самым ответственным для детей.
Этот этап начинается 1 сентября и заканчивается 1 января.
В рамках данного этапа:
1. Организовываем педагогическую поддержку школьников в урочное и во внеурочное время. Основной формой ее проведения являются различные игры. Эти игры помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.
2. Организовываем методическую работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленные в ходе наблюдения за детьми в первые недели обучения.
3. Консультируем и просвещаем родителей первоклассников, знакомим взрослых с основными трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.
Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками,
имеющими повышенный, высокий уровни тревожности.
Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса.
Цель: выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
1. Организовываем групповую психо-коррекционную работу со школьниками, испытывающими трудности в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками. При мониторинге психического здоровья отслеживаем наиболее значимые признаки, влияющие на отклонение поведения:
• агрессивность;
• самооценка;
• тревожность.
2. Просвещаем и консультируем педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками.
3. Назначаем индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам отслеживания адаптации первоклассников.
С целью отслеживания динамики роста учащихся разработана и утверждена ПМПк психолого-медико-социальная карта сопровождения учащихся.
ДАТА ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
класс | класс | класс | класс | |
20__ - 20__ | 20__ - 20__ | 20__ - 20__ | 20__ - 20__ | |
1. ВОСПРИЯТИЕ | ||||
цвета | ||||
формы | ||||
времен года | ||||
пространства | ||||
2. МЫШЛЕНИЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ | ||||
наглядно-действенное | ||||
образное | ||||
логическое | ||||
классификация | ||||
аналогия | ||||
общая осведомленность | ||||
понятливость | ||||
счет прямой | ||||
счет обратный | ||||
понятие числа | ||||
3. ВНИМАНИЕ | ||||
зрительное | ||||
слуховое | ||||
4. ПАМЯТЬ | ||||
зрительная | ||||
слуховая | ||||
5. МОТОРИКА | ||||
крупная | ||||
мелкая | ||||
ведущая рука | ||||
6. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | ||||
связная речь по 1 картинке | ||||
связная речь по серии картинок | ||||
7. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА | ||||
сензитивность | ||||
агрессия | ||||
тревога | ||||
страхи | ||||
8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ||||
общая семейная ситуация | ||||
со взрослыми | ||||
со сверстниками | ||||
9. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА | ||||
произвольность | ||||
самооценка | ||||
уровень притязаний | ||||
СУММА БАЛЛОВ: |
Костарева Вера Рудольфовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»
В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников и их родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...
Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...
3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...
Комментарии
Здравствуйте, Вера
Адаптация первоклассников.