Адаптация первоклассников
методическая разработка (1 класс) по теме

Костарева Вера Рудольфовна

Адаптация учащихся 1 класса, адаптированный ребенок, этапы адаптации, карта наблюдений.Учитель начальных классов Костарева В.Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Adaptaciya_pervoklassnikov.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников.

Вам известно состояние ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного… Находишься в постоянном напряжении…

Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близком человеке), а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидишь на месте, и все валится из рук.

Вам знакомо подобное состояние? Тогда вы легче поймете ребенка в трудный период его жизни – переход от дошкольного детства в школьную жизнь. Как и мы, взрослые, дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Могут появиться состояние тревоги, капризы, проявиться более ярко любые “шероховатости” характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т.п..

Ребенку трудно. И взрослым непросто с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий. Для ребенка приход в школу – это своеобразное “оформление на должность” (по меткому выражению Т.А. Нежновой). “Настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает Отметки” – сыграть в такую игру жаждет практически любой будущий первоклассник.

Через несколько дней или лет ребенок сочтет себя обманутым, а учителя – обманщиком, с которым надо было, оказывается, играть совсем в другие игры. Часами сидеть за партой оказалось не так интересно, как ожидалось. Так второго(!) сентября у ребенка на всю оставшуюся школьную жизнь разошлись его реальные интересы и быстро приевшаяся игра в школьные атрибуты. Из отличника он разом превращается в троечника, прогульщика. Так одного за другим школа теряет своих пылких неофитов, рвавшихся в 6–7 лет стать “настоящими школьниками”.

Не слишком ли это дорогая цена за то, что ребенок, находясь на распутье и остро нуждаясь в какой-то жизненной определенности. Создал себе такой образ будущего школьника, какой сумел?

Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.

Цель психолого-педагогической поддержки в этот период – создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде.

Адаптационный период выстроен следующим образом.

Для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития необходимо:

1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения.

2. Создать систему психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

3. Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Первый этап – поступление ребенка в школу.

Он начинается с 1 октября.

Занятия с будущими первоклассниками проводятся с целью:

• сокращения адаптационного периода детей;
• создания групповых и индивидуальных консультаций родителям будущих первоклассников с целью сообщения родителям полезную информацию по организации жизни ребенка перед началом школьных занятий;
• групповая и индивидуальная консультация педагогов и психолога, которые будут работать с будущими первоклассниками.

В цикл первого этапа входит:

• знакомство детей со школой и ее территорией (экскурсия);
• знакомство с учителями через занятия;
• развитие мелкой и крупной моторики (специальные занятия и упражнения);
• психологические занятия;
• развитие интеллектуальных способностей;
• сохранение эмоционального благополучия и психического здоровья детей.

Во время занятий детям необходимо предоставлять возможность быть успешными: задания подбираются в соответствии с возрастными интересами (игра, рисование, лепка).

Занятия строятся на сочетании индивидуальных и групповых приемов.

Индивидуальное собеседование позволяет определить уровень развития ребенка.

Групповое – определить уровень готовности ребенка принять нормы и правила школьной жизни.

Второй этап – адаптация детей в школе.

Без преувеличения мы можем этот период назвать самым сложным для родителей и самым ответственным для детей.

Этот этап начинается 1 сентября и заканчивается 1 января.

В рамках данного этапа:

1. Организовываем педагогическую поддержку школьников в урочное и во внеурочное время. Основной формой ее проведения являются различные игры. Эти игры помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.

2. Организовываем методическую работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленные в ходе наблюдения за детьми в первые недели обучения.

3. Консультируем и просвещаем родителей первоклассников, знакомим взрослых с основными трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.

Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками,
имеющими повышенный, высокий уровни тревожности.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса.

Цель: выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

1. Организовываем групповую психо-коррекционную работу со школьниками, испытывающими трудности в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками. При мониторинге психического здоровья отслеживаем наиболее значимые признаки, влияющие на отклонение поведения:

• агрессивность;
• самооценка;
• тревожность.

2. Просвещаем и консультируем педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками.

3. Назначаем индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам отслеживания адаптации первоклассников.

С целью отслеживания динамики роста учащихся разработана и утверждена ПМПк психолого-медико-социальная карта сопровождения учащихся.

ДАТА ИССЛЕДОВАНИЯ

класс

класс

класс

класс

20__ - 20__

20__ - 20__

20__ - 20__

20__ - 20__

1. ВОСПРИЯТИЕ

цвета

формы

времен года

пространства

2. МЫШЛЕНИЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

наглядно-действенное

образное

логическое

классификация

аналогия

общая осведомленность

понятливость

счет прямой

счет обратный

понятие числа

3. ВНИМАНИЕ

зрительное

слуховое

4. ПАМЯТЬ

зрительная

слуховая

5. МОТОРИКА

крупная

мелкая

ведущая рука

6. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

связная речь по 1 картинке

связная речь по серии картинок

7. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

сензитивность

агрессия

тревога

страхи

8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

общая семейная ситуация

со взрослыми

со сверстниками

9. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

произвольность

самооценка

уровень притязаний

СУММА БАЛЛОВ:

Костарева Вера Рудольфовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...


 

Комментарии

Соколова Валентина Петровна

Здравствуйте, Вера Рудольфовна. Хотелось бы познакомиться с вашим материалом по адаптации первоклассников, а его нет, он у вас не загрузился.
Костарева Вера Рудольфовна

Прошу прощения за пустой файл!!! Постаралась исправить ошибку!!!