Проектная работа "Народные традиции - исток национальной культуры"
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Аксёнова Елена Владиславовна

Работа по проекту "Народные традиции - исток национальной культуры". Проведение проектной работы с учащимися 3 класса. Цели, задачи, планирование работы с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Proektnaya_rabota_Narodnye_tradicii.docx36.88 КБ

Предварительный просмотр:

            ГОУ общеобразовательная школа – интернат № 16

                                         среднего (полного) общего образования                                    

                  с углублённым изучением отдельных предметов

                                                 г. Москвы

      Проектная работа

                          по теме

«Народные традиции –

   исток национальной культуры»

                          Научные руководители проекта:

                                              учитель начальной школы Аксёнова Е.В.

                                             воспитатель                         Безрукова А.М.

                                                         Члены проектной группы:

                                                           Учащиеся 3 «Б» класса

                                             2009 – 2010 учебный год

                                        Пояснительная записка

       Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

     Определился целый ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения. Это и организационное переустройство учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей, и совершенствование методических принципов и поиск новых средств и методов формирования творческой личности, связанных с внедрением вариативного содержания обучения, индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов школьников, реализацией их творческого потенциала.

     Одним из важных направлений разрешения познавательных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий, применение активных методов и форм обучения.

      Важнейшей задачей современной школы является развитие у детей самостоятельного творческого мышления, познавательных интересов.    

      Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является проектная деятельность.

1. Проектная деятельность как средство обучения.

       В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир познания, минуя его собственную деятельность. Таким образом, ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении, направленный на формирование средств и способов мыслительной деятельности.

      В настоящее время в связи с реформированием школьного образования, встала проблема возрождения метода проектов в школьной практике. Основные положения метода можно соотнести с деятельностным подходом в обучении и воспитании младших школьников.

       Сущность овладения учебной деятельностью в младшем школьном возрасте состоит в усвоении ее структуры (учебные ситуации, учебные действия, действия контроля и оценки). В традиционном обучении структура учебной деятельности формируется стихийно. В проектной деятельности структурные компоненты формируются в процессе выполнения заданий проекта, т.к. проектная деятельность полностью представляет собой развернутую структуру учебной деятельности.

Структура учебной деятельности

Деятельность участников проектного обучения

1. Учебная ситуация, цели и задачи учебной деятельности

1. Анализ исходной позиции, определение целей и задач деятельности

2. Учебные действия по достижению цели

2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей, выполнение необходимых операций

3. Учебный контроль

3. Контроль, коррекция

4. Оценка деятельности, рефлексия

4. Оценка деятельности, рефлексия

      Алгоритм проектной деятельности способствует поэтапному формированию мыслительных операций.

2. Проектная деятельность как средство развития личности.

       Одной из закономерностей развития психических образований является их опосредованность деятельностью, в которую включен субъект. Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.

     В младшем школьном возрасте акценты смещаются на обучение младших школьников умению планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.

    Выполнение творческих проектов, защита помогает школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определенных волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.

  Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.

3. Технология выполнения творческих проектов в начальной школе.

     Строить проектную деятельность необходимо с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также с помощью методов, соответствующих данному возрасту. Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению.            

    Особенностью содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна.

     Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.

    Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения. На исследовательском (подготовительном) этапе, когда учитель ставит перед учащимися проблемы, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), используются метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки. На следующем этапе учитель, используя метод информационной поддержки, предоставляет учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники и другие источники. На технологическом этапе широко используется метод упражнений – основной метод обучения проектной деятельности на данном этапе. Учитель с помощью демонстрации плакатов, личного примера формирует у учащихся умения и навыки деятельности. На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов), конкурс творческих проектов. 

4. Осуществление проекта.

По доминирующей деятельности учащихся.

 Творческий . Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

По характеру координации проекта.

С открытой координацией. Учитель (координатор) участвует в проекте в своём собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта; работа в сотрудничестве с учащимися, при сохранении консультирующей функции, но без навязывания учителем своего мнения.

По числу участников проекта.

Групповой.

  • В проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  • Проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне;
  • В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предполагающие различные пути решения проблемы, идеи; элемент соревнования, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта;

По продолжительности проведения.

Долгосрочный. Несколько месяцев.

По комплексности (или предметно – содержательной области).

Межпредметный.

Возраст участников: 8-10 лет (3 класс).

Тема:  Народные традиции – исток национальной культуры.

 Актуальность выбранной темы .

      Неотъемлемой частью творческого вклада множества поколений в культуру народа является народная педагогика, которая определяется как "совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т.п." (Г.Н. Волков). Насыщенные яркой образностью и выразительностью произведения народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. Они вызваны к жизни "педагогическими надобностями народа" и по силе воздействия на чувства и воображение ребенка занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств. Неоценимы возможности народного творчества в музыкальном воспитании детей.

      Народная педагогика мудро создавала ребенку условия для присвоения им духовных ценностей, предлагая в самых различных жизненных ситуациях богатые разнообразными переживаниями музыкальные впечатления. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов. Эстетически ценные музыкальные впечатления ребенок получал с детства. Так формировался и усваивался подобно словам родной речи многокрасочный язык родной национальной культуры.

      В художественно-эстетическом образовании и воспитании учащегося значительную роль играет приобщение к народному  творчеству, к народной  культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
     Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому,
очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном культуре ( фольклоре).
    Основой при формировании эстетического сознания школьников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.
   Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни.
Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.

 Задачи  проекта.

     * Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству    (способствие развитию творческих способностей учащихся).
    * Воспитание у учащихся стремления к самовыражению посредством творческой деятельности (способствует развитию творческих способностей).
    * Освоение народного творчества через овладение учащимися навыками народного пения, исполнительства народной хореографии, инсценирования (способствует развитию музыкально-творческих способностей).
    * Воспитание эстетических чувств.
    * Через фольклор решать воспитательные задачи.


     Система знаний детского объединения  по фольклору позволяет школьникам становиться эстетически развитыми людьми, имеющими необходимый объем знаний, умений и навыков, позволяющим им принять активное участие в культурной жизни общества.


 Работа над этим проектом  опирается на принципы государственной политики в области образования, ст. 2 Федерального «Закона об образовании», где продекларирован гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.

5. Этапы проектной деятельности.

Учебный проект состоит из следующих этапов:

1 этап – выбор темы (подготовительный этап),

2 этап – организация деятельности (планирование работы),

3 этап – исследование,

4 этап - оформление собранного материала,

5 этап – презентация,

6 этап – рефлексия.

                             Проектная работа

                                            по теме  

«Народные традиции – исток национальной культуры»

            примерное тематическое планирование  ( 34 часа)

Тема, содержание

Формы деятельности

Подготовительный этап

1

Формирование проектной группы.

Количество участников, состав группы, время и        место        занятий,         психологические характеристики членов проектной группы

Собеседования:

•        с заместителем директора по НМР;

•        с учащимися 3 «Б» класса;

•        с психологом школы.

2

Что такое «проект»?

Понятие   «учебный   проект»,   его   типология, этапы работы над проектом.

Беседа, групповая работа

3-4

Тема проекта.

Определение темы, её актуальности,  цели  и задач проекта

Дискуссия, «мозговой штурм».

Планирование работы над проектом

5-6

Составление        развёрнутого        плана работы

Выбор методов, которые будут использоваться в работе  над проектом. Определение формы представления           результатов           проекта. Определение     вида     презентации     проекта. Определение         источников         информации. Совместная    разработка   плана   работы    над проектом.

Дискуссия, «мозговой штурм».

7-8

Планирование          деятельности          по реализации проекта.

Распределение    обязанностей    среди    членов группы. Составление индивидуальных планов работы над проектом.

Групповая  работа, самостоятельная работа.

9-10

Защита темы проекта.

Тип и тема проекта, научный руководитель, аннотация проекта.

Публичное выступление.

Исследование

11-16

Работа с информацией.

Сбор и уточнение информации.

Беседа,   практикум,      групповая     работа, самостоятельная        работа        (работа        в библиотеке,          компьютерном         классе), индивидуальные и групповые отчёты.

17-20

Работа с информацией.

Структурирование информации.

Беседа,     практикум,      групповая     работа, самостоятельная        работа        (работа        в библиотеке,          компьютерном         классе), индивидуальные и групповые отчёты.

Оформление результатов

21-22

Анализ информации.

Обработка и анализ полученных данных.

Семинар, «круглый стол».

23-27

Оформление результатов.

Оформление  материалов проекта.  Получение отзыва и рецензии на проектную работу.

Консультации  по  содержанию  и  правилам оформления               проектных              работ, самостоятельная работа.

28-31

Презентация проекта.

Подготовка презентации проекта.

Подготовка продукта и презентации защиты проекта,     практикум,     групповая     работа, самостоятельная      работа     (работа           в компьютерном классе).

Подготовка      к      публичной      защите

Индивидуальные     и     групповые     отчёты,

32

проекта.

генеральная репетиция публичной защиты.

Подготовка проекта к защите.

Защита проекта

Защита   проекта   на   школьной   неделе

Публичное выступление.

33

науки.

Представление содержания проекта.

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Оценка       результатов       и       процесса

Групповая рефлексия, анкетирование.

проектной деятельности.

34

Анализ    выполнения    проекта,    достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Анализ   достижения   цели   и   задач   проекта.

Оценка работы группы, самооценка.


                          Результатами

            проведенной работы являются:

  1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  2. Умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
  3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного  искусства.
  4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
  6. Использование  атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
  7. Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

                   Участники проектной группы:

1.Абашина Елизавета

2.Агапов Николай

3.Айдова Мария

4.Григорьева Мария

5.Дмитриева Ксения

6.Дубинин Арсений

7.Дударев Дмитрий

8.Журин Алексей

9.Зарубина Татьяна

10.Коченов Егор

Немцов Георгий

Никанорова Дарья

Павкина Инна

Романов Виктор

Рыжнёва Галина

Салынин Илья

Соколов Артём

Шайтжанов Тимур

Штыкова Анна

Юхаев Дмитрий

Яковлева Екатерина

Янкович Елизавета

                           Осуществление проекта.

По доминирующей деятельности учащихся.

 Творческий . 

По характеру координации проекта.

С открытой координацией.

По числу участников проекта.

Групповой.

По продолжительности проведения.

Долгосрочный. Несколько месяцев.

По комплексности (или предметно – содержательной области).

Межпредметный.

Возраст участников: 8-10 лет (3 класс).

Тема:  Народные традиции – исток национальной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа по теме "Матрешка - символ российской национальной культуры"

Прикрепленный файл содержит методический паспорт и описание проектной работы по теме "Матрешка - символ российской национальной культуры"...

«Традиции, обычаи, национальные обряды, игры, праздники узбекского народа»

Задачи: - познакомиться с традициями, обычаями, фольклором, бытовыми особенностями узбеков -  жителей нашей страны. - наглядно продемонстрировать культурное  своеобразие и богатство узб...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Обобщение опыта работы по проектной деятьятельности с использованием национально-регионального компонента....

Проектная деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного становления личности учащихся.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...

Открытое внеурочное мероприятие посвященное Дню национальных культур по теме "Россия многонациональная страна.""Национальность евреи"

В рамках   внеурочного мероприятия  посвященного Дню национальных культур России Вашему вниманию представлена одна из национальностей проживающая на территории Р.Ф. -евреи.(Еврейский А...

доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и молодёжи на ценностях и традициях национальной культуры".

В данном материале содержится не только теория, но и рекомендации, что можно проводить по патриотическому воспитанию младших школьников, как при проведении уроков, так и во внеурочной деятельности...