Литературное чтение 4 класс Тема: «История коренных народов Ленинградской области, народные традиции и национальный язык» Интегрированный урок
методическая разработка (4 класс)

Соколова Елена Яковлевна

Формирование исследовательских компетенций. Работа с текстом. Подготовка к урокам истории.

 

Тип урока: комбинированный

Цель: Активизация познавательного интереса учащихся к истории родной страны при работе с текстом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokolova_e.ya_._vod_otkrytyy_urok.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Соколова Е.Я   МОУ СОШ № 4 г. Всеволожск

Формирование исследовательских компетенций. Работа с текстом. Подготовка к урокам истории.

Литературное чтение 4 класс                                                        13.02.24

Тема: «История коренных народов Ленинградской области, народные традиции и национальный язык» Интегрированный урок

Тип урока: комбинированный

Цель: Активизация познавательного интереса учащихся к истории родной страны при работе с текстом.

Задачи:

Метапредметные:

Развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

Воспитание чувства патриотизма;

Формирование умения излагать и аргументировать свою точку зрения;

Формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексий;

Формирование навыка работы с дополнительными источниками информации;

Развитие связной диалогической речи учащихся;

Воспитание чувства взаимоуважения, умение сотрудничать с товарищами;

Предметные:

Продолжить работу по формированию уровня читательской компетентности;

Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста;

Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение ориентироваться в тексте, речь;

Воспитывать интерес к истории;

Ход урока:

1. Организационный этап

- Урок литературного чтения.

- Давайте поздороваемся с гостями и начнем наш урок.

- Проверим готовность к уроку. У каждого из вас на столах лежат книги, толковый словарь, рабочий лист, простой карандаш. Работать будем индивидуально и в парах.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Сегодня на уроке у каждого из вас будет возможность показать все ваши знания и умения, выступить в роли исследователей, которые самостоятельно могут найти ответ на любой из поставленных вопросов. Но самое главное, вы можете показать, насколько слажено и результативно мы умеем работать.

В начале давайте сформулируем тему нашего урока.

- О чем пойдет речь? Попробуйте догадаться.

- Перед нами различные предметы ( историческая карта, конверт со словами «этнограф, водь, вожане, вепсы, ижора, вожанка, каури, бусы, народ, народный язык» (Ответы учащихся)

- Да. Сегодня мы отправимся в регион, в котором проживаем, в Ленинградскую область.

Тема нашего урока «История коренных народов Ленинградской области, народные традиции и национальный язык»

3. Актуализация знаний.

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Почему Россию называют многонациональной страной?

- Сколько народов проживает в нашей стране, кто знает?

(по последней переписи населения в России проживает более 190 народов)

- На каких языках могут говорить жители нашей страны?

- Какой язык является государственным в нашей стране?

- Попробуем объяснить.?

- Как связаны между собой такие понятия, как

(народ, язык, традиции, история, быт, культура)

- Отправляемся в Ленинградскую область (открывается доска с картой Ленинградской области)

4. Первичное усвоение новых знаний.

- История коренных народов Ленинградской области, насчитывает не одну тысячу лет. Сейчас в Ленинградской области проживает самое большое количество малых народов в России.

- Сегодня мы познакомимся с одним из них и выступим в роли исследователей.

Водь – «народ земли». (На экран)

- Откройте, пожалуйста, книгу

- на с.14. помещен научно-популярный текст, в котором содержатся исторические факты.

- Что необходимо иметь при работе с новым текстом? (толковый словарь, карандаш, блокнот или чистый лист)

- самостоятельно прочитайте (с карандашом в руках) текст и проанализируйте

- Спасибо. Понравился текст? Что показалось непонятным?

5. Первичная проверка понимания

Лексическая работа

- Кто такие этнографы? (специалисты, изучающие народы (их быт, численность и культуру)

- Объясните значение слова «губерния»

- Какие однокоренные слова встретились в тексте?

Вожане, вожанка, водская  – принадлежность к народу водь.

Вопросы по тексту

- Что известно о численности народа водь?

(по переписи населения 21 года численность этого народа составляет 99 чел.)

- Где сегодня на территории Ленинградской области проживает народ? (в деревнях Кингисепского района, дети показывают на карте Л.о)

(первое упоминание о води в русских летописях относится к 11 веку)

- А раньше где проживали и чем занимались вожане?

- Как выглядят по мнению этнографов вожане?

- В чем особенность национальной водской одежды?

- Почему так говорят? «Гудит-трещит за золотым замком»

- Где стремились селиться вожане?

- Какая традиция этого народа почетаема и заслуживает внимания в современном мире?

- Приняли ли вожане православную веру?

- Прочитайте, пожалуйста, 1 предложение в последнем абзаце.

Народ - это его национальный язык.

-  Поясните, пожалуйста.

- Как вы понимаете это высказывание?

-  И как можно связать такие понятия, как «народ» и «язык»???

(по последней переписи носителями водского языка являются 10 человек. Язык возрождается - значит народ жив.)

- А знаете ли вы?  Экран

- Скоро, 21 февраля в нашей стране отмечается День родного языка.

Физминутка!

6. Первичное закрепление

- Какова главная мысль этого текста? (Беречь традиции, знать историю своего народа, быт, культуру, бережно относиться к родному языку))

- Найдите в тексте предложения, в которых говорится о том, как вожане возрождают свой народ.

- А теперь еще раз внимательно просмотрите текст и выберите ключевые моменты, предложения, которые помогут нам составить краткое сообщение об этом малочисленном народе.

(ответы детей)

- Спасибо.

7. Контроль усвоения, обсуждение

- Занимательное задание - филворд.

(дети ищут слова, относящиеся к уроку, на доске выделяют)

(водь, вожане, исследователи, язык, этнографы, каури, народ)

-  Проверяем!!!!! Молодцы.

- Внимание на экран!  Фильм о народе водь.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- В качестве домашнего задания могу предложить вам найти дополнительную информацию об этом замечательном народе, проживающем на территории Ленинградской области или посетить музей. (текст на с. 15)

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Над чем задумались?

- Что еще хотели бы узнать ?

- Спасибо большое вам за работу, а нашим гостям, за то, что нас слушали.

- Наш урок я хочу закончить такими словами.

Не забывайте корни свои,

предков,

Язык отцов, традиции и быт,

Любите это,

сердцем своим крепко,

Пока оно в груди у вас стучит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Народные традиции - исток национальной культуры"

Работа по проекту "Народные традиции - исток национальной культуры". Проведение проектной работы с учащимися 3 класса. Цели, задачи, планирование работы с учащимися....

Интегрированный урок русского языка(интеграция с литературным чтением,введением в историю) в 4 классе по теме:<<Закрепление знаний о наречии>>.

 Цели урока: Закреплять знания об образовании наречий.1)  совершенствование знаний детей об образовании наречий от имениприлагательного и имени существительного с предлогом при ...

Интегрированный урок в 1 классе по русскому языку, литературному чтению по теме "Текст.Семья"

Интегрированный урок по русскому языку, литературному чтению, ОПК, экономике в 1 классе по теме "Текст. Семья", целями которого являются развитие речи учащихся, их воображения, знакомство с текстом и ...

Урок литературного чтения по теме: "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"

УМК "Гармония", 3 класс, р.н.с. «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»...

Интегрированный урок русского языка (интеграция с литературным чтением, введением в историю) по теме; «Закрепление знаний о наречии».

Интегрированный  урок русского языка (интеграция с литературным чтением, введением в историю)по теме; «Закрепление знаний о наречии»....

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: " История славянской азбуки. В. Куприн. Первоучители словенские" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: " История славянской азбуки. В. Куприн. Первоучители словенские" 1  класс Школа России...

Исследовательская работа по литературному чтению на тему "История алфавита и книгопечатания на Руси"

Работа содержит все разделы научной статьи: введение, теоретическую и практическую части, заключение, список литературы, приложения. В теоретической части раскрыты следующие вопросы: создание старосла...