Литературное чтение 4 класс Тема: «История коренных народов Ленинградской области, народные традиции и национальный язык» Интегрированный урок
методическая разработка (4 класс)
Формирование исследовательских компетенций. Работа с текстом. Подготовка к урокам истории.
Тип урока: комбинированный
Цель: Активизация познавательного интереса учащихся к истории родной страны при работе с текстом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Соколова Е.Я МОУ СОШ № 4 г. Всеволожск
Формирование исследовательских компетенций. Работа с текстом. Подготовка к урокам истории.
Литературное чтение 4 класс 13.02.24
Тема: «История коренных народов Ленинградской области, народные традиции и национальный язык» Интегрированный урок
Тип урока: комбинированный
Цель: Активизация познавательного интереса учащихся к истории родной страны при работе с текстом.
Задачи:
Метапредметные:
Развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
Воспитание чувства патриотизма;
Формирование умения излагать и аргументировать свою точку зрения;
Формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексий;
Формирование навыка работы с дополнительными источниками информации;
Развитие связной диалогической речи учащихся;
Воспитание чувства взаимоуважения, умение сотрудничать с товарищами;
Предметные:
Продолжить работу по формированию уровня читательской компетентности;
Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста;
Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение ориентироваться в тексте, речь;
Воспитывать интерес к истории;
Ход урока:
1. Организационный этап
- Урок литературного чтения.
- Давайте поздороваемся с гостями и начнем наш урок.
- Проверим готовность к уроку. У каждого из вас на столах лежат книги, толковый словарь, рабочий лист, простой карандаш. Работать будем индивидуально и в парах.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Сегодня на уроке у каждого из вас будет возможность показать все ваши знания и умения, выступить в роли исследователей, которые самостоятельно могут найти ответ на любой из поставленных вопросов. Но самое главное, вы можете показать, насколько слажено и результативно мы умеем работать.
В начале давайте сформулируем тему нашего урока.
- О чем пойдет речь? Попробуйте догадаться.
- Перед нами различные предметы ( историческая карта, конверт со словами «этнограф, водь, вожане, вепсы, ижора, вожанка, каури, бусы, народ, народный язык» (Ответы учащихся)
- Да. Сегодня мы отправимся в регион, в котором проживаем, в Ленинградскую область.
Тема нашего урока «История коренных народов Ленинградской области, народные традиции и национальный язык»
3. Актуализация знаний.
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Почему Россию называют многонациональной страной?
- Сколько народов проживает в нашей стране, кто знает?
(по последней переписи населения в России проживает более 190 народов)
- На каких языках могут говорить жители нашей страны?
- Какой язык является государственным в нашей стране?
- Попробуем объяснить.?
- Как связаны между собой такие понятия, как
(народ, язык, традиции, история, быт, культура)
- Отправляемся в Ленинградскую область (открывается доска с картой Ленинградской области)
4. Первичное усвоение новых знаний.
- История коренных народов Ленинградской области, насчитывает не одну тысячу лет. Сейчас в Ленинградской области проживает самое большое количество малых народов в России.
- Сегодня мы познакомимся с одним из них и выступим в роли исследователей.
Водь – «народ земли». (На экран)
- Откройте, пожалуйста, книгу
- на с.14. помещен научно-популярный текст, в котором содержатся исторические факты.
- Что необходимо иметь при работе с новым текстом? (толковый словарь, карандаш, блокнот или чистый лист)
- самостоятельно прочитайте (с карандашом в руках) текст и проанализируйте
- Спасибо. Понравился текст? Что показалось непонятным?
5. Первичная проверка понимания
Лексическая работа
- Кто такие этнографы? (специалисты, изучающие народы (их быт, численность и культуру)
- Объясните значение слова «губерния»
- Какие однокоренные слова встретились в тексте?
Вожане, вожанка, водская – принадлежность к народу водь.
Вопросы по тексту
- Что известно о численности народа водь?
(по переписи населения 21 года численность этого народа составляет 99 чел.)
- Где сегодня на территории Ленинградской области проживает народ? (в деревнях Кингисепского района, дети показывают на карте Л.о)
(первое упоминание о води в русских летописях относится к 11 веку)
- А раньше где проживали и чем занимались вожане?
- Как выглядят по мнению этнографов вожане?
- В чем особенность национальной водской одежды?
- Почему так говорят? «Гудит-трещит за золотым замком»
- Где стремились селиться вожане?
- Какая традиция этого народа почетаема и заслуживает внимания в современном мире?
- Приняли ли вожане православную веру?
- Прочитайте, пожалуйста, 1 предложение в последнем абзаце.
Народ - это его национальный язык.
- Поясните, пожалуйста.
- Как вы понимаете это высказывание?
- И как можно связать такие понятия, как «народ» и «язык»???
(по последней переписи носителями водского языка являются 10 человек. Язык возрождается - значит народ жив.)
- А знаете ли вы? Экран
- Скоро, 21 февраля в нашей стране отмечается День родного языка.
Физминутка!
6. Первичное закрепление
- Какова главная мысль этого текста? (Беречь традиции, знать историю своего народа, быт, культуру, бережно относиться к родному языку))
- Найдите в тексте предложения, в которых говорится о том, как вожане возрождают свой народ.
- А теперь еще раз внимательно просмотрите текст и выберите ключевые моменты, предложения, которые помогут нам составить краткое сообщение об этом малочисленном народе.
(ответы детей)
- Спасибо.
7. Контроль усвоения, обсуждение
- Занимательное задание - филворд.
(дети ищут слова, относящиеся к уроку, на доске выделяют)
(водь, вожане, исследователи, язык, этнографы, каури, народ)
- Проверяем!!!!! Молодцы.
- Внимание на экран! Фильм о народе водь.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- В качестве домашнего задания могу предложить вам найти дополнительную информацию об этом замечательном народе, проживающем на территории Ленинградской области или посетить музей. (текст на с. 15)
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Над чем задумались?
- Что еще хотели бы узнать ?
- Спасибо большое вам за работу, а нашим гостям, за то, что нас слушали.
- Наш урок я хочу закончить такими словами.
Не забывайте корни свои,
предков,
Язык отцов, традиции и быт,
Любите это,
сердцем своим крепко,
Пока оно в груди у вас стучит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Народные традиции - исток национальной культуры"
Работа по проекту "Народные традиции - исток национальной культуры". Проведение проектной работы с учащимися 3 класса. Цели, задачи, планирование работы с учащимися....
Интегрированный урок русского языка(интеграция с литературным чтением,введением в историю) в 4 классе по теме:<<Закрепление знаний о наречии>>.
Цели урока: Закреплять знания об образовании наречий.1) совершенствование знаний детей об образовании наречий от имениприлагательного и имени существительного с предлогом при ...

Интегрированный урок в 1 классе по русскому языку, литературному чтению по теме "Текст.Семья"
Интегрированный урок по русскому языку, литературному чтению, ОПК, экономике в 1 классе по теме "Текст. Семья", целями которого являются развитие речи учащихся, их воображения, знакомство с текстом и ...

Урок литературного чтения по теме: "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"
УМК "Гармония", 3 класс, р.н.с. «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»...

Интегрированный урок русского языка (интеграция с литературным чтением, введением в историю) по теме; «Закрепление знаний о наречии».
Интегрированный урок русского языка (интеграция с литературным чтением, введением в историю)по теме; «Закрепление знаний о наречии»....

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: " История славянской азбуки. В. Куприн. Первоучители словенские" 1 класс Школа России
Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: " История славянской азбуки. В. Куприн. Первоучители словенские" 1 класс Школа России...
Исследовательская работа по литературному чтению на тему "История алфавита и книгопечатания на Руси"
Работа содержит все разделы научной статьи: введение, теоретическую и практическую части, заключение, список литературы, приложения. В теоретической части раскрыты следующие вопросы: создание старосла...
