Авторская программа внеурочной деятельности "Моя Москва"
рабочая программа (2,3,4 класс) по теме

Глуховская Ольга Владимировна

Программа представляет единство базовых образовательных предметов и предметов художественно-эстетического цикла как основу для воспитания гармонично развитой личности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyat-ti.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Предмет москвоведение дает широкие возможности для организации внеурочной деятельности учащихся как в стенах школы в условиях дополнительного образования, так и вне школы. Неформальная обстановка, интересные формы и приемы внеклассной работы позволяют развивать творческие способности детей. В связи с этим мероприятия, предлагаемые детям в системе дополнительного образования, могут иметь нестрогую, ассоциативную связь с темами базовых уроков по москвоведению.

Программа внеурочной деятельности основана на базовом курсе москвоведения, задача которого состоит в подведении детей к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей. Между тем, методологической основой внеурочной деятельности является интеграция, т. е. взаимодействие базовых предметов, предметов искусства и системы дополнительного образования. Предлагаемая программа предполагает применение москвоведческих знаний в различных областях учебно-воспитательной системы (межпредметно), в системе дополнительного образования (метапредметно) и в разных жизненных ситуациях (надпредметно).

В процессе работы по данной программе у учащихся формируются следующие компетенции:

  • высокий уровень знаний по москвоведению, а также по предметам эстетического цикла;
  • формирование у младших школьников исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;
  • умение анализировать и оформлять полученные знания;
  • социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;
  • развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города.

Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности, умения воспринимать художественные образы.

С помощью художественно-эстетического воспитания у учащихся выстраивается целостная картина мира. Таким образом, через внеурочную деятельность посредством творческого развития происходит воспитание гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.

Содержание программы

Базовый предмет искусства

Театрально-сценическая деятельность

Художественно-изобразительная деятельность

Классное мероприятие

Внешкольное мероприятие

  1. Москва – наш город.

Как Москва росла. «Годовые кольца Москвы». Адрес.

Музыка.

Разучивание песни «С чего начинается родина» (Сл. — М. Л. Матусовский, муз. — В. Е. Баснер)

Конкурс чтецов.

Стихи о Москве.

Изготовление открыток

«С Днем рождения, Москва!»

Классный час «Байки, поведанные москвичком-старичком»

Прогулка на День города. Фоторепортаж.

  1. Добрые волшебники города.

Знакомство со службами города, социально-бытовыми объектами и профессиями людей, работающих на них.

Сюжетно-ролевые игры «Почта», «Магазин», «Зоопарк» и т.п.

Выставка рисунков «Городские профессии»

Рассказ родителей о своей профессии (врач, продавец, диспетчер и т.д.)

Экскурсия на предприятие (почта, аптека, магазин, пожарное депо и т.д.)

  1. Городская символика.

Геральдика. Что такое герб города. Легенда о Георгии Победоносце. Как Москва стала столицей. Почему московский герб изображен на государственном флаге России.

Музыка.

Разучивание гимна Москвы

Изображение личного герба

Классный час «Кто управляет городом»

Подбор материалов «Где встречается символика города Москвы»

  1. Московская мозаика.

Административные округа Москвы. История Западного округа. Район, в котором мы живем и учимся.

Разучивание гимна ЗАО.

История района Кунцево. Что изображено на гербе района.

Разработка и проведение экскурсии по району, подготовка отчетов «Наш район»

  1. Стены древнего Кремля.

      Зачем Москве нужна была крепость. Древняя крепость – выдающееся произведение архитектуры и военного искусства. Башни древней Москвы.

Оформление альбома «Московский Кремль»

Интерактивная экскурсия «Путешествие по Кремлю». Разработка маршрутного листа.

Экскурсия в Оружейную палату

  1. Прогулка по Кремлю.

Памятники Кремля. Царь-пушка. Царь-колокол. Ивановская площадь. Соборная площадь. Колокольня «Иван Великий».

Конкурс-инсценировка «Во всю Ивановскую»

Лепка из пластилина моделей Царь-пушки и Царь-колокола

Работа над альбомом «Московский Кремль»

Экскурсия в Большой Кремлевский дворец

  1. Главная площадь страны.

Красная площадь – сердце России. Почему площадь назвали Красной. Парады на Красной площади. Башни, выходящие на Красную площадь. Спасская башня. Главные часы Москвы. Звезды Кремля.

Изобразительное искусство

«А из нашего окна»

Литературно-сценическая зарисовка «Красная площадь сквозь века»

Изготовление лего-макета Красной площади

Классный час «На Красной площади парад»

Прогулка с родителями по Красной площади

  1. Герои Великой Отечественной войны в названиях городских улиц.

Имена героев. Площадь Победы. Поклонная гора.

Музыка.

Песни на военную тематику

Литературная композиция «Поклонимся великим тем годам»

Выставка рисунков «Они сражались за Родину»

Составление классной Книги памяти

Посещение мемориала в Александровском саду

  1. История города в названиях улиц.

Война 1812 года в названиях улиц нашего округа.

Изготовление макета Бородинского сражения.

Экскурсия в Бородинскую панораму.

  1. Главная улица столицы.

Улица памятников и площадей. На Триумфальной площади. Памятник В. Маяковскому. Пушкинская площадь.

Изобразительное искусство

«Сказки Пушкина»

Постановка «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо»

Составление путеводителя по главной улице Москвы

 

  1. Памятники и мемориалы Москвы.

Воплощенная история города и родного района.

Изготовление открыток «Памятники Москвы».

Для чего люди берегут память о значительных событиях и великих людях.

Фоторепортаж «Памятники Кунцева»

  1. Московская архитектура.

Здания разных времен на территории Москвы. Московские высотки. Дом Пашкова. Палаты бояр Романовых. Современная архитектура.

Моделирование города будущего

Заседание круглого стола «Красота нашего города»

Экскурсия в Музей архитектуры им. Щусева

  1. Московский транспорт.

История общественного транспорта Москвы. Извозчики. Конка. Трамвай. Автобус. Метро. Красота столичного метрополитена.

Инсценировка «Песни старого извозчика»

Коллаж «От кареты до метро»

Классный час «Азбука безопасности в городе»

Посещение с родителями Музея московского метро (по ЧТ, 9.00-16.00, ул. Хамовнический Вал, 36, юж вестиб ст м Спортивная)

  1. Московская природа.

Кто живет в московских лесах.. Что растет в московских парках. Красная книга.

Игра-шарада «Угадай животное»

Конкурс ландшафтного дизайна – изготовление макета парка/сквера

Изучение гербария. Беседа о бережном отношении к природе

Изготовление кормушек «Птичья столовая»

  1. Московские реки.

Значение рек для жизни города. Главная река Москвы.

Изобразительное искусство «Узор в полосе»

Конструирование модели городского моста

Фоторепортаж «Реки, речки и речушки»

  1. Московские музеи.

Какие бывают музеи. Правила поведения в музеях.

Беседа о правилах поведения в музее.

Посещение с родителями городских музеев и подготовка к творческой защите «Самый интересный музей»

  1.  Путешествие по Москве на машине времени.

Москва деревянная. Москва белокаменная. Лубяной торг.

Автобусная экскурсия «Мифы и легенды Москвы»

  1. Как жили москвичи раньше.

Внутреннее убранство помещений. Мебель, посуда и одежда древних москвичей.

Классный час «Как освещались московские улицы».

Посещение выставки «Московская старина в Музее русского костюма и быта в Измайлове»(Измайловское ш., 73-ж).

Экскурсия в музей «Огни Москвы» (Армянский пер., 3).

  1. Семейные праздники москвичей.

Свадьба. Новоселье. Крестины. Что такое обряды.

Новый год. Масленица.

Разучивание обрядовых песен.

Посещение выставки «Масленица в Музее русского костюма и быта в Измайлове»

  1. Маленькие москвичи.

Игры и игрушки древних москвичей. Ролевые игры.

Проведение старинных игр.

Изготовление игрушек из природного материала.

Экскурсия «Волшебный сундучок» в Музее русской усадебной культуры (Тополевая аллея, 6).

  1. Город мастеров.

Московские ремесленники. Ремесленные слободы.

Выставка-ярмарка.

Экскурсия в Музей декоративно-прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, 3).

  1. Дорогая моя столица.

Устный журнал «Золотая моя Москва»

Москва старинная. Москва наших бабушек. Москва современная. Оформление фотовыставки.

Подготовка и проведение викторины «На семи холмах».

Экскурсия на Поклонную гору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Весёлый информатик" (для детей 7-9 лет))

Программа создана на основе обучающих развивающих компьютерных игр и программ для обучения младших школьников компьютерной грамотности, а также развития логического мышления. Обучение строится на межп...

Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Студия Мульти-Пульти" (для детей 8-11 лет)"

Важной особенностью программы является её мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства - мультфильмы: дети ещё не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смо...

Авторская программа внеурочной деятельности "Эко-мир"

Программа разработана мною для внеурочной деятельности социального направления.Программа построена в соответствии с возрастными особенностями детей: наглядно-образное мышление; потребность в активност...

авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"

Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...

Авторская программа внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического направления "Чудо- тесто"

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Чудо-тесто" художественно-эстетического направления. Актуальной эта программа является потому, что соленое тесто -это доступный, экологически чист...

Авторская программа внеурочной деятельности "Мир загадок"

Пояснительная запискаАктуальность курсаНаучить ребенка думать, приучить его к умственному труду - нелегкая задача, стоящая перед педагогом. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но дум...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...