Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса учителей и учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 245.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
Утверждено на заседании
методического объединения
учителей начальных классов.
Протокол № 2 от 9 октября 2009 г.
Председатель МО Иванова К. А.
Директор школы Хисамова Р. С.
Автор- составитель проекта
учитель высшей квалификационной категории
Мухаметова Л. А.
2009-2010 учебный год
В моем сердце уголок найдется
Для тебя, любимый край родной,
Ведь не зря ты малой родиной зовешься,
Ты в душе всегда, всегда со мной!
ТЕМА ПРОЕКТА: "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – ГОРОД НУРЛАТ"
Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса учителей и учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» одним из вопросов рассматривает работу с родителями. Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми должно быть интересно и взрослым.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества. Зреет в сердцах наших детей как наивысший уровень гражданского самосознания – патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА: Можно ли через изучение своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.
В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами:
- отсутствие доступной информации по истории своего края;
- отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
- слабое умение представить окружающим полученные знания.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
- Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.
ЗАДАЧИ:
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
- Обогащать и систематизировать знания детей о городе Нурлат.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего города.
- Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну.
- Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся 1 «В» класса МОУ средней общеобразовательной школы № 2 г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, родители учеников.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: ОКТЯБРЬ 2009 ГОДА – ФЕВРАЛЬ 2010 ГОДА.
ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКИЙ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: творческая, поисковая, исследовательская.
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА: культурологический, лингвистический, краеведческий.
ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- фотографии, рисунки, поделки
- презентации, видеофильмы
- макет улиц города Нурлат
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: центральная детская и школьная библиотеки, интернет, музей, в/фильмы, кабинет истории, архивные материалы школы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для учеников:
- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- самореализация.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей.
- повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности.
2) Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
3) Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
4) Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
5) Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Познавательные занятия, экскурсии;
- Продуктивная деятельность;
- Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.
Данный творческий проект реализуется в рамках авторской программы по краеведению для младших школьников «Нурлат - наш родной край» -
рецензентом программы является доктор педагогических наук, профессор Набережночелнинского государственного педагогического института
Миронов А. В.(16. 06. 2008 г.)
Деятельность участников проекта на различных этапах
№ п/п | Этапы | Задачи | Деятельность учащегося и родителей | Деятельность педагога |
1. | Подготовительный | Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта, формирование семейных групп для участия в проекте, определение источников информации. | Уточнение информации; Обсуждение задания. Выбор и обоснование критериев успеха. | Мотивация учащихся и родителей; обсуждение цели проекта на заседании круглого стола с родителями. Помощь по просьбам; наблюдение. |
2. | Выполнение | Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта | Сбор информации: посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, просмотр в/д, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность. Выполнение работ; оформление, словотворчество "Моя малая Родина". Конкурс рисунков и семейных поделок, изготовление модели «Улицы нашего города», фотоматериал « Моя малая родина". | Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед: о городе Нурлат, "Моя улица", "Район, где я живу", "Моя семья". Наблюдение; советы (по просьбе). |
3. | Рефлексия | Подведение итогов работы над проектом. | Обсуждение перспективы развития проекта (создание банка данных «Моя малая родина» с целью дальнейшего использования). | Благодарность за работу в проекте. |
План работы
в рамках детско-родительского творческого проекта
«Моя малая родина- город Нурлат»
Тема раздела | Содержание работы | Продукт проектной деятельности |
«Улицы моего города» | 1. Прогулки и экскурсии по улицам родного города. 2.Создание макета «Улица, на которой стоит наша школа». 3. Экскурсия в городской парк, сбор природного материала для поделок. 4. Коллективное творческое дело совместно с родителями «Золотая осень в городском парке» 5. Семейная поисково-исследовательская работа «История моей улицы». | Макет «Улица, на которой стоит наша школа» Выставка семейных поделок «Осенняя фантазия» в Доме престарелых. КТД «Золотая осень в городском парке». Создание банка данных «Улицы моего города». |
«Моя малая родина- Нурлат» | 1. Мой город Нурлат (расположение на карте республики), герб города, гимн - тематическое занятие (см. приложение 1). 2. Экскурсия в краеведческий музей. 3. Семейное словотворчество. 4. «Памятники моего города» | Выставка рисунков «Мой город». Конкурс семейных сочинений «Родной и любимый мой город Нурлат», КТД «Памятники моего города» (пластилин) |
«С чего начинается Родина?» | 1. Экскурсия на предприятия города, где работают родители». | Выставка фотографий «Мой город», оформление стенда. |
2. Встречи с интересными людьми нашего города. 3. КВН «Когда ты станешь взрослым?» (расширить знания о профессиях) (см. приложение 2) 4. Коллективное творческое дело совместно с родителями «Новогоднее чудо в Нурлате» | Творческий вечер Казаковой А. М. Выставка детских рисунков « Когда я стану взрослым». КТД «Новогоднее чудо в Нурлате» | |
«Коли семья вместе, так и душа на месте» | 1. Конкурс рисунков «Моя семья» 2. «Семейная мастерская» 3. «О том, что дорого и свято…»» 4. «При солнышке тепло, а при матери – добро». (см. приложение3) | Выставка поделок: «Мамины руки не знают скуки», «В папиной мастерской – кормушки для птиц». «Из семейного архива»- воспоминания о дедах и прадедах, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Семейный праздник «День приятных сюрпризов» |
«Я юный гражданин своей страны» | 1. «Папа, мама, я - спортивная семья» (см. Приложение 4). 2. Диагностика уровня воспитанности по методике Н. П. Капустина. Тестирование «Самое дорогое в моей жизни». 3. «Хоть полсвета обойдёшь, лучше края не найдёшь!» 4. Заключительное занятие – презентация «Наша дружная семья». (см. Приложение 5) | Выставка рисунков «Мой папа-защитник Отечества». Выступление перед воспитанниками старшей группы ДОУ «Родничок». Занятие – презентация «Наша дружная семья», защита семейных газет, закрепление и обобщение материала по краеведению в конкурсах, загадках, викторинах. |
Очень приятно, что моими единомышленниками в проектной деятельности стали родители воспитанников, которые готовы продолжать работу по гражданско-патриотическому воспитанию в семейном кругу.
Большое место отводилось участию детей во всех этапах проекта: они вместе с родителями участвовали в экскурсиях и изготавливали материалы по итогам этих экскурсий, участвовали в изготовлении совместных поделок для творческих выставок, самостоятельно выполняли рисунки, сочиняли стихотворения о своем городе и другое.
В процессе работы над творческим проектом ученики овладели следующим:
- навыками коммуникативной деятельности;
- умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор;
- учились вырабатывать навык работы по чётко определённому плану (поэтапно);
- учились развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;
- развивали творческие способности.
Результаты проектной деятельности.
- Все участники проекта проявили активность, получили положительный эмоциональный заряд от проделанной работы.
- Дети расширили знания о своем родном крае, родословной, интересах и традициях своей семьи, они с гордостью делились информацией об этом.
- Семьи участвовали в презентации выполненных работ.
- Администрация школы дала высокую оценку творческому проекту.
Список литературы:
- . Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
- Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город». Нурлат.
- .Сборник стихотворений о Нурлате «Наш край». 1989г.
- А.М.Казакова «Помнит школа». Газета «Дружба» № 55, 1985 г.
5. И. Сандлер «Читая архивные документы» (из истории Нурлатского района) 2000 г.
6. 12 декабря –День города. « Взметнулись стрелы кранов над Нурлатом». г.Дружба», № 142, 1998г.
7. «Край родной, навек любимый2 ( к 70 –летию образования района). г. «Дружба», № 88, 2000г.
8. Р.Гильмутдинов « Нурлат – город новостроек». г. «Дружба», № 189, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя малая Родина- город Нурлат
У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой род...

Внеклассное мероприятие «Что я знаю о своей малой родине – городе Сясьстрой» (Проектно-исследовательская деятельность учащихся 3Б класса)
У всех народов мира есть своё настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись, и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты». Таким ...

Моя малая Родина – город Тарко-Сале.
Тематический классный час.Общая педагогическая цель: воспитание у детей любви к малой родине.Задачи:Образовательные: познакомить детей с историей города Тарко-Сале, его достопримечательностями, символ...

Классный час "Моя малая Родина" (город Колпино)
Классный час посвящённый теме: "Моя малая Родина -город Колпино. Приложение -презентация о городе Колпино....

Проект: "Моя малая Родина – город Верхнеуральск".
Город в верховьях Урала, основанный в 1734 году как пристань для организации сплава по реке Яик (впоследствии-Урал) провианта и стройматериалов для строительства города Оренбурга, впоследствии ставший...

Исследовательский проект по краеведению ученика 3 класса школы №695 "Радуга" Аксенова Дениса "Моя малая Родина-город Заозерск".
Цель моего выступления – выяснить, собрать и изучить информацию о моей малой родине. Задачи, которые я поставил перед собой до того, как приступил к исследованию, были такими:Выяс...