Главные вкладки

    Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"
    календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

    Мухаметова Лариса Анатольевна

    Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса учителей и учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tvorcheskiy_proekt_Nurlat.doc245.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      МОУ средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан

                                                                            Утверждено на заседании

                                                                        методического объединения

                                                                       учителей начальных классов.                                    

                                                                Протокол № 2 от 9 октября 2009 г.

                                                        Председатель МО              Иванова К. А.

                                                       Директор школы               Хисамова Р. С.

                                                   

                                             

    Автор- составитель проекта

    учитель высшей квалификационной категории

    Мухаметова Л. А.

    2009-2010 учебный год

                                                                 В моем сердце уголок найдется

                                                                     Для тебя, любимый край родной,

                        Ведь не зря ты малой родиной зовешься,

                                                                   Ты в душе всегда, всегда со мной!

    ТЕМА ПРОЕКТА: "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – ГОРОД НУРЛАТ"
    Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса учителей и учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» одним из вопросов рассматривает работу с родителями. Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми должно быть интересно и взрослым.

    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества. Зреет в сердцах наших детей как наивысший уровень гражданского самосознания – патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время.

    ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА: Можно ли через изучение своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.

     В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами:

    • отсутствие доступной информации по истории своего края;
    • отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
    • слабое умение представить окружающим полученные знания.

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

    • Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе. 
    • Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.

    ЗАДАЧИ:

    • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
    • Обогащать и систематизировать знания детей о городе Нурлат.
    • Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего города.
    • Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну.  
    • Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.
    • Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.

    УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся 1 «В» класса МОУ средней общеобразовательной школы № 2 г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, родители учеников.

    ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: ОКТЯБРЬ 2009 ГОДА – ФЕВРАЛЬ 2010 ГОДА.

    ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКИЙ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ.


    ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: творческая, поисковая, исследовательская. 

    СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА: культурологический, лингвистический, краеведческий.

    ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

    • фотографии, рисунки, поделки
    • презентации, видеофильмы
    • макет улиц города Нурлат

    ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: центральная детская и школьная библиотеки,  интернет, музей, в/фильмы, кабинет истории, архивные материалы школы.

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    Для учеников:

    -  ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

    - развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

    - самореализация.

    Для педагога:

    - повышение профессионализма;

    - внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

    - личностный и профессиональный рост;

    - самореализация.

    Для родителей.

    - повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

    ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

    В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

    1) Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности.

    2) Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

    3) Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

    4) Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

    5) Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

    ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

    - Познавательные занятия, экскурсии;

    - Продуктивная деятельность;

    - Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.

    Данный творческий проект реализуется в рамках авторской программы по краеведению для младших школьников «Нурлат - наш родной край» -

    рецензентом программы является доктор педагогических наук, профессор Набережночелнинского государственного педагогического института

    Миронов А. В.(16. 06. 2008 г.) 

    Деятельность участников проекта на различных этапах

    № п/п

    Этапы

    Задачи

    Деятельность учащегося и родителей

    Деятельность педагога

    1.

    Подготовительный

    Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта, формирование семейных групп для участия в проекте, определение источников информации.

    Уточнение информации;

    Обсуждение задания.

    Выбор и обоснование критериев успеха.

    Мотивация учащихся и родителей;

    обсуждение цели проекта на заседании круглого стола с родителями. Помощь по просьбам;

    наблюдение.

    2.

    Выполнение

    Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта

    Сбор информации: посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, просмотр в/д, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность.

    Выполнение работ;

    оформление, словотворчество "Моя малая Родина".

     Конкурс рисунков и семейных поделок,

    изготовление модели «Улицы нашего города», фотоматериал

    « Моя малая родина". 

    Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед: о городе Нурлат, "Моя улица", "Район, где я живу", "Моя семья".
    Организация экскурсий с родителями на предприятия города, краеведческий музей.

    Наблюдение;

    советы (по просьбе).

    3.

    Рефлексия

    Подведение итогов работы над проектом.

    Обсуждение перспективы развития проекта (создание банка данных «Моя малая родина» с целью дальнейшего использования).

    Благодарность за работу в проекте.

    План работы

    в рамках детско-родительского творческого проекта

    «Моя малая родина- город Нурлат»

    Тема

    раздела

    Содержание работы

    Продукт проектной деятельности

    «Улицы моего города»

    1. Прогулки и экскурсии по улицам родного города.

    2.Создание макета «Улица, на которой стоит наша школа».

    3. Экскурсия в городской парк, сбор природного материала для поделок.

    4. Коллективное творческое дело совместно с родителями «Золотая осень в городском парке»

    5. Семейная поисково-исследовательская работа «История моей улицы».

    Макет «Улица, на которой стоит наша школа»

    Выставка семейных поделок «Осенняя фантазия» в Доме престарелых.

    КТД «Золотая осень в городском парке».

    Создание банка данных «Улицы моего города».

    «Моя малая родина- Нурлат»

    1. Мой город Нурлат (расположение на карте республики), герб города, гимн -  тематическое занятие (см. приложение 1).

    2. Экскурсия в краеведческий музей.

    3. Семейное словотворчество.

    4. «Памятники моего города»

    Выставка рисунков «Мой город».

    Конкурс семейных сочинений «Родной и любимый  мой город Нурлат»,

    КТД «Памятники моего города» (пластилин)

    «С чего начинается Родина?»

    1. Экскурсия на предприятия города, где работают родители».

    Выставка фотографий «Мой город», оформление стенда.

    2. Встречи с интересными людьми нашего города.

    3. КВН «Когда ты станешь взрослым?» (расширить знания о профессиях) (см. приложение 2)

    4. Коллективное творческое дело  совместно с родителями «Новогоднее чудо в Нурлате»

    Творческий вечер Казаковой А. М.

    Выставка детских рисунков « Когда я стану взрослым».

    КТД «Новогоднее чудо в Нурлате»

    «Коли семья вместе, так и душа на месте»

    1. Конкурс рисунков «Моя семья»

    2. «Семейная мастерская»

    3. «О том, что дорого и свято…»»

    4. «При солнышке тепло, а при матери – добро». (см. приложение3)

    Выставка поделок: «Мамины руки не знают скуки», «В папиной мастерской – кормушки для птиц».

    «Из семейного архива»- воспоминания  о дедах и прадедах, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

    Семейный праздник «День приятных сюрпризов»

    «Я юный гражданин своей страны»

    1. «Папа, мама, я - спортивная семья» (см. Приложение 4).

    2. Диагностика уровня воспитанности по методике Н. П. Капустина. Тестирование «Самое дорогое в моей жизни».

    3. «Хоть полсвета обойдёшь, лучше края не найдёшь!»

    4. Заключительное занятие – презентация «Наша дружная семья». (см. Приложение 5)

    Выставка рисунков «Мой папа-защитник Отечества».

    Выступление перед воспитанниками старшей группы ДОУ «Родничок».

    Занятие – презентация «Наша дружная семья», защита семейных газет, закрепление и обобщение материала по краеведению в конкурсах, загадках, викторинах.

           

    Очень приятно, что моими единомышленниками в проектной деятельности стали родители воспитанников, которые готовы продолжать работу по гражданско-патриотическому воспитанию в семейном кругу.

          Большое место отводилось участию детей во всех этапах проекта: они вместе с родителями участвовали в экскурсиях и изготавливали материалы по итогам этих экскурсий, участвовали в изготовлении совместных поделок для творческих выставок, самостоятельно выполняли рисунки, сочиняли  стихотворения о своем городе и другое.


    В процессе работы над творческим проектом ученики овладели следующим:

    • навыками коммуникативной деятельности;
    • умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор;
    • учились вырабатывать навык работы по чётко определённому плану (поэтапно);
    • учились развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;
    • развивали творческие способности.

    Результаты проектной деятельности.

    1. Все участники проекта проявили активность, получили положительный эмоциональный заряд от проделанной работы.
    2. Дети расширили знания о своем родном крае, родословной, интересах и традициях своей семьи, они с гордостью делились информацией об этом.
    3. Семьи участвовали в презентации выполненных работ.
    4. Администрация школы дала высокую оценку творческому проекту.   

    Список литературы:

    1. . Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
    2. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город». Нурлат.
    3. .Сборник стихотворений о Нурлате «Наш край». 1989г.
    4. А.М.Казакова «Помнит школа». Газета «Дружба» № 55, 1985 г.

    5. И. Сандлер «Читая архивные документы» (из истории Нурлатского района) 2000 г.

    6. 12 декабря –День города. « Взметнулись стрелы кранов над Нурлатом». г.Дружба», № 142, 1998г.

    7.  «Край родной, навек любимый2 ( к 70 –летию образования района). г. «Дружба», № 88, 2000г.

    8. Р.Гильмутдинов « Нурлат – город новостроек». г. «Дружба», № 189, 2008г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Моя малая Родина- город Нурлат

    У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой род...

    Моя малая родина- город Павлово

    Занятие для  детей в школе будущего первоклассника с презентацией...

    Внеклассное мероприятие «Что я знаю о своей малой родине – городе Сясьстрой» (Проектно-исследовательская деятельность учащихся 3Б класса)

    У всех народов мира есть своё настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись, и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты».  Таким ...

    Моя малая Родина – город Тарко-Сале.

    Тематический классный час.Общая педагогическая цель: воспитание у детей любви к малой родине.Задачи:Образовательные: познакомить детей с историей города Тарко-Сале, его достопримечательностями, символ...

    Классный час "Моя малая Родина" (город Колпино)

    Классный час посвящённый теме: "Моя малая Родина -город Колпино. Приложение -презентация о городе Колпино....

    Проект: "Моя малая Родина – город Верхнеуральск".

    Город в верховьях Урала, основанный в 1734 году как пристань для организации сплава по реке Яик (впоследствии-Урал) провианта и стройматериалов для строительства города Оренбурга, впоследствии ставший...

    Исследовательский проект по краеведению ученика 3 класса школы №695 "Радуга" Аксенова Дениса "Моя малая Родина-город Заозерск".

    Цель моего выступления – выяснить, собрать и изучить информацию о моей малой родине. Задачи, которые я поставил перед собой до того, как приступил к исследованию, были такими:Выяс...