Моя малая Родина- город Нурлат
классный час по теме

Хвалеева Оксана Юрьевна

У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, городом… Данное мероприятие имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Обычно эта миссия возлагается на школу, на классных руководителей. Мероприятие привлекать к представлению информации об историческом наследии родного края пользователей, заинтересованных в пропаганде культурно-исторического наследия малой Родины в сети Интернет; дополняет комплекс мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, ответственности за её судьбу; способствует совершенствованию системы организации совместного досуга учащихся и родителей, повышению социальной активности семьи, вовлечениию родителей и детей в совместную проектную деятельностью; воспитывает в подрастающем поколении истинные семейные ценности, чувство гражданственности, патриотизма. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, города, края, памятников культуры, архитектуры, никогда не совершит акта вандализма. Он просто будет знать им цену. Он прислушается к своим родным, близким, которые объясняют ему что такое Любовь к Родине, Отчизна, родной дом, семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina-nurlat.docx361.21 КБ
Файл viktorina_znaesh_li_ty_nurlat.docx498.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Среднекамышлинская средняя общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»

                                                                       

Подготовила учитель начальных классов:

Хвалеева Оксана Юрьевна

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества. Зреет в сердцах наших детей как наивысший уровень гражданского самосознания – патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время.

ЦЕЛИ:

  1. Проверить уровень усвоения программного и дополнительного учебного материала, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину, прививать интерес к историческому, краеведческому и культурному наследию Нурлатского района и г. Нурлат
  2. Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе. 
  3. Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.

ЗАДАЧИ:

  1. активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории Нурлата.
  2. Обогащать и систематизировать знания детей о городе Нурлат.
  1. Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего города.
  2. способствовать проявлению творческой активности, формированию патриотизма, любви к Родине, стремлении приумножать природное и культурно-исторического наследия
  3. Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.
  4. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Для учеников:

-  ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

- самореализация.

Для педагога:

- повышение профессионализма;

- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

- личностный и профессиональный рост;

- самореализация.

Для родителей.

- повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

Ход мероприятия:

  1. Организация начала занятия.

- Ребята, сегодня мы с вами проведём не совсем обычное занятие. Для начала проведем  игру  - энергизатор.

Игра – энергизатор. “Я собираюсь в путешествие”

Все сидят в кругу. Игра начинается с высказывания: “Я собираюсь в путешествие и беру с собой объятие” и участник обнимает человека справа от себя. Этот человек затем говорит: “Я собираюсь в путешествие и беру с собой объятие и похлопыванье по спине” и затем обнимает человека справа и похлопывает его по спине. И так каждый участник повторяет то, что было сказано и добавляет новое действие к сказанному. Необходимо пройти по кругу, чтобы до всех дошла очередь.

2. Актуализация опорных знаний.

- Прочитайте заголовок. «Моя малая Родина –город Нурлат».

- Как вы думаете, о чём сегодня будет идти речь?

- Какие вопросы и о чём вам могут сегодня встретиться?

- Уже через несколько минут мы узнаем, что вы знаете о своей малой Родине, как вы усвоили материал, который мы вместе изучали на уроках.

3. Знакомство с материалом.

Ведущая: Ребята, сегодняшняя беседа  посвящена нашему родному городу.

-Кто может на карте показать, где находится Россия, а где расположен Татарстан? ( На доске карта России)

- Почему слова «мама» и «Родина» так близки?

-Где росли и начали ходить в школу? Это и есть ваша малая Родина. Если сложить маленькие родины всех ребят нашей страны, получится одна большая Родина – Россия.

- Что вы себе представляете под словом  Родина?

В моем сердце уголок найдется

Для тебя, любимый край родной,

Ведь не зря ты малой родиной зовешься,

Ты в душе всегда, всегда со мной

Государство наше большое в его состав входит много республик, краев, областей. Не исключение и наша Республика – Татарстан.

  1. Разгадаем кроссворд

1   Столица Татарстана

2  Президент России

3   Наша страна и государство

4   Один из символов государства

5   Столица России

6   Наша Республика

5 М

1 к

О

  А

С

  З

К

  А

2   п

4 Ф

В

  Н

У

3 Р

Л

А

6Т

  Ь

Т

О

А

А

И

С

Г

Т

Н

С

А

И

Р

Я

С

Т

А

Н


  1. Чтение стихотворения учителем

Мой Нурлат!

Мой Нурлат, ты родина малая моя,
Здесь мои корни, здесь моя земля!
Ты только хорошеешь год от года
А тебе уж скоро сотня лет от роду.

Мне всё родное тут: и реки, и леса,
И хлебные, золотом залитые поля,
И Черемшан, бегущий на просторах,
Да разве можно всё окинуть взором?

Ты посмотри вокруг – дыханье затая,
Увидишь ты цветущие луга, поля,
Увидишь землю, недра чьи годами
Нас награждают щедрыми дарами.

Все дорого мне в крае светлом этом,
Закаты тихие и ясные рассветы,
И церкви колокольный перезвон,
И мечети полумесяц над шатром.

Я поздравляю мой родной Нурлат
С волнующим столетним юбилеем!
Хочу я, чтобы с каждым днём
Он становился краше и милее!
( стихи написала Юлия Шувалова г.Нурлат)

  1. Рассказ о Нурлатском районе и его символах

Нурлат наша малая родина. У нашего города есть  свой герб, своя история.                                                             

Описание района

Нурлатский район расположен на юге Республики Татарстан на территории Западного Закамья и Самарского Заволжья, охватывает бассейн среднего течения р. Большой Черемшан, р. Кондурча и нижнее течение р. Сульча. Находится в 220 км от Казани. Район представляет собой зону черноземов и лежит в южной части лесостепной зоны, где имеются залежи нефти, бентонитовой и керамзитовой глины. Территория Нурлатского района составляет 2308,95 кв. км., где расположены 26 Советов местного самоуправления, которые объединяют 82 населенных пункта. Район граничит на юге с Самарской и Ульяновской областями, с Аксубаевским, Черемшанским и Алькеевским районами на севере. Южную часть района пересекает Куйбышевская железная дорога. На станции Нурлат формируются погрузочно-разгрузочные перевозки сырья и материалов.

Население

В районе проживает 60,0 тыс. человек, в том числе в городе 32,1 тыс. человек. Среди них татар–52%, чуваш–27%, русских–20%, представителей других национальностей –1%.

Промышленность

Основным природным богатством района является нефть, имеющая решающее значение для экономики района, поэтому важными отраслями промышленности являются нефтедобывающая и перерабатывающая. К крупным промышленным предприятиям района относятся НГДУ "Нурлатнефть" АО "Татнефть", ОАО "Татнефтепром-Зюзеевнефть", ОАО "Кондурчанефть", Нурлатское управление буровых работ ООО "Татнефть-бурение" и др.

Cельское хозяйство

В Нурлатском районе выращивают зерновые и кормовые культуры, кукурузу, свеклу. Район в последние годы стал лидером не только в Республике Татарстан, но и в Российской Федерации по производству зерна. В районе стабильно развивается животноводство, разводят крупный рогатый скот, свиней, овец и лошадей. В Нурлатском районе более 112 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе около 88,3 тыс. га пашни, действует 15 сельхозпредприятий и 32 фермерских хозяйств. Из наиболее крупных предприятий района можно назвать КФХ "Сулейманов А.И.", ОАО "Нурлатский сахар", ООО "Нурлат сэте" и др.

Образование

В системе образования Нурлатского муниципального района функционируют 46 общеобразовательных школ и 3 филиала, 32 детских общеобразовательных учреждений, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8-го вида, ГБУ НПО профессиональный лицей №99-ЦНПО, центр детского творчества, музыкальная школа.

Культура

Культурное обслуживание в районе осуществляют городской Дворец культуры, ДК "Нефтяник", МАОУ ДОД "ДЮСШ по хоккею с шайбой "Ледок", МБОУ ДОД "ДЮСШ" им. Г.С. Хусаинова, 57 сельских домов культуры и клубов, 48 библиотек. Действуют 2 музея: музей истории Закамья и города Нурлат (в Нурлате) и музей нашего земляка основателя татарского профессионального театра Габдуллы Кариева - филиал Государственного исторического музея РТ (в селе Кульбаево Мараса). Работает 2 татарских народных театра и 2 народных ансамбля.

Герб Нурлатского муниципального района

"В пересечённом зеленью и червленью (красным) поле - золотое сияющее солнце (без изображения лица), диск которого окаймлён вверху зеленью, а внизу червленью, и поверх всего - скачущий серебряный конь, в оконечности две золотые головки колосьев, сложенными стеблями накрест".

Герб Нурлатского района отражает исторические, культурные и экономические особенности района.

Символика главной фигуры герба - скачущего коня на фоне сияющего солнца многозначна. По одной из версий название города Нурлат переводится с татарского языка как "лучезарный конь". Таким образом, герб района является гласным.

Конный спорт и коневодство являются приоритетными направлениями социально-экономического развития района. Нурлатские скакуны и наездники широко известны не только в Татарстане и в России, но и за рубежом. Конезавод является одним из крупнейших предприятий в России по разведению лошадей английской верховой породы.

Колосья в красном поле показывают, что Нурлатский район в основе своей является сельскохозяйственным районом.

Золото - символ урожая, богатства, стабильности, уважения, интеллекта. Красный цвет - символ труда, силы, мужества, красоты. Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Зелёный цвет - символ природы, здоровья, жизненного роста.

Флаг Нурлатского муниципального района

"Флаг Нурлатского муниципального района представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, разделённое по горизонтали на две равновеликие полосы: зелёную и красную, несущее посередине полотнища фигуры герба района: жёлтое солнце, на его фоне - скачущий белый конь и под ним две жёлтые головки колосьев, сложенными стеблями накрест".

Флаг Нурлатского района разработан на основе герба, который отражает исторические, культурные и экономические особенности района.

Символика главной фигуры флага - скачущего коня на фоне сияющего солнца многозначна. По одной из версий название города Нурлат переводится с татарского языка как "лучезарный конь".

Конный спорт и коневодство являются приоритетными направлениями социально-экономического развития района. Нурлатские скакуны и наездники широко известны не только в Татарстане и в России, но и за рубежом. Конезавод является одним из крупнейших предприятий в России по разведению лошадей английской верховой породы.

Колосья в красном поле показывают, что Нурлатский район в основе своей является сельскохозяйственным районом.

Жёлтый цвет (золото) - символ урожая, богатства, стабильности, уважения, интеллекта. Красный цвет - символ труда, силы, мужества, красоты. Белый цвет (серебро) - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Зелёный цвет - символ природы, здоровья, жизненного роста.

— Продолжение  нашей беседы  — «Городская архитектура» (предлагаются иллюстрации достопримечательностей города. Дети должны ответить, что изображено).

Следующий конкурс  — «Гонка по магазинам» (называют магазины , которые расположены в городе)

Следующий конкурс — «Трус не играет в хоккей»                                                       - Назовите место, где можно играть в хоккей или  покататься на коньках.

Следующее  задание —  (ведущая предлагает отгадать загадки):

Что за дом —
Музыку услышишь в нем,
Пенье, танцы, плач и смех —
Удовольствие для всех. (
Школа искусств.).

Город наш  родной и чистый.
Он прекрасный, златоглавый,
Хлебосольный и большой.
Нурлатцами зовемся,
Этим званием горды.
Очень счастливы и рады,
Что живем в Нурлате мы

  1. Рефлексия. Итог ( ответы детей)

Я    узнал  …

      вспомнил…

      повторил…

      удивился…


Список литературы:

  1. . Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
  2. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город». Нурлат.
  3. .Сборник стихотворений о Нурлате «Наш край». 1989г.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Среднекамышлинская средняя общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»

Викторина

«Хорошо ли я знаю

 свой город

 Нурлат?»

Подготовила учитель начальных классов:

Хвалеева Оксана Юрьевна

Викторина

«Хорошо ли я знаю свой город Нурлат?»


  1. Перед вами три флага. Какой из них символизирует Нурлат? Выбери из данных иллюстраций флаг  города Нурлат:

                     

       

2. Выбери из данных иллюстраций герб города Нурлат:

                            

  1. Что обозначают каждый цвет и предметы на рисунке-гербе Нурлат (основная идея герба)?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как называют жителей Нурлата?

________________________________________________________________

  1. Какие названия улиц Нурлата ты знаешь?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сколько лет нашему городу?_____________________________________

  1. Какие отрасли промышленности развиты?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Приведи по одному примеру название промышленного предприятия,   учебного заведения, учреждения культуры, памятника архитектуры города Нурлат.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие экологические проблемы существуют в нашем городе?

_______________________________________________________________

  1. Какой транспорт развит?

_______________________________________________________________

  1. Назови не менее 3 известных людей, биография которых связана с Нурлатом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назови своё любимое место отдыха в родном городе. Объясни, почему ты любишь там бывать?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите  памятники, посвящённые погибшим героям-землякам.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как называются новые жилые микрорайоны г. Нурлат?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"

Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...

Моя малая родина- город Павлово

Занятие для  детей в школе будущего первоклассника с презентацией...

Внеклассное мероприятие «Что я знаю о своей малой родине – городе Сясьстрой» (Проектно-исследовательская деятельность учащихся 3Б класса)

У всех народов мира есть своё настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись, и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты».  Таким ...

Моя малая Родина – город Тарко-Сале.

Тематический классный час.Общая педагогическая цель: воспитание у детей любви к малой родине.Задачи:Образовательные: познакомить детей с историей города Тарко-Сале, его достопримечательностями, символ...

Классный час "Моя малая Родина" (город Колпино)

Классный час посвящённый теме: "Моя малая Родина -город Колпино. Приложение -презентация о городе Колпино....

Классный час "Моя малая Родина город Азов"

Даётся понятие Родина, малая родина, Представляется история города Азова, его достопримечательности, почётные жители....

Классный час "Моя малая Родина город Азов"

Даётся понятие Родина, малая родина, Представляется история города Азова, его достопримечательности, почётные жители....