Программа "Здоровячки"
рабочая программа (2 класс) по теме

Вахрушева Маргарита Анатольевна

Здоровье детей - это будущее страны. Здоровье нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Данная программа "Здоровячки" направлена на сохранение и укрепление физического, психического здоровья младшего школьного возраста,  формирование у родителей, детей, педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья, социализацию личности ребенка в современных условиях. Программа расчитана на один год с обучающимися 2 класса. Составлена на занимательном материале, что помогает проводить занятие интересно, расширяет кругозор детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Programma_Zdorovyachki.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»

Программа  «Здоровячки»

               

                                                                       Составитель программы:

                                                         Вахрушева М.А.  

                                                                            учитель начальных классов

                                                                                 I квалификационная категория

г. Набережные Челны  

Составитель программы

учитель I квалификационной категории

по должности «Учитель»

Муниципального общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная

школа № 49» города Набережные Челны

Вахрушева Маргарита Анатольевна.

Программа « Здоровячки» рассчитана на один год с обучающимися 2 класса ( 8-9 лет).  С сентября по май (включительно) проводится два занятия в неделю, продолжительность каждого занятия 45 минут. Используется фронтальная форма проведения (всей группой численностью  15 человек).

  Программа составлена на занимательном материале, что помогает проводить занятие интересно, расширяет кругозор детей.

      Занятия выстраиваются в творческом диалоге с обучающимися, открытой инициативе семьи, нравственном сближении детей и взрослых, последовательной подготовке к различным праздникам. Игровая атмосфера занятий, выдумка и инициатива детей, взаимодействие, общение и дружба со взрослыми, перспектива предстоящих праздников поддерживают интерес детей и семьи к физическим упражнениям, вызывают эмоциональное и нравственное сопереживание, способствуют овладению обучающихся основными двигательными навыками.

       Игровой сюжет занятий служит предпосылкой эстетического восприятия движений, веселого творчества и сотрудничества детей и взрослых.

       Подведение итогов реализации  программы - на итоговом занятии «Папа, мама, я — спортивная семья» в конце первого года обучения.

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Название темы

Кол-во часов

всего

теор.

практ.

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

2

Культура здоровья

15

6

9

3

Знай и будь осторожным

11

5

6

4

Хорошее самочувствие

27

-

27

5

Наша безопасность

8

2

6

6

Крепыши (воспитательная работа)

9

-

9

7

Итоговое занятие

1

-

1

Итого

72

14

58

Объяснительная записка

к курсу «Здоровячки»

        Современное состояние общества, высочайшие темы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.  

        Здоровье детей - это будущее страны. Здоровье нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранение укрепления его – огромная каждодневная работа, начиная с рождения. Понятие «здоровье» определяется как физическое и социальное благополучие человека. Такая трактовка понятия «здоровья» поднимает роль физической культуры совершенно на новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни людей, которое закладывается в  младшем школьном возрасте. Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействию окружающей среды.

 Данная  программа направлена на сохранение и укрепление физического, психического здоровья младшего школьного возраста, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья, социализацию личности ребенка в современных условиях.

Принципы построения программы:        

  1. Доступность, соответствие возрастным особенностям детей.
  2. Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений.
  3. Личностно-ориентированный подход к детям.
  4. Изучение интересов и потребности детей.
  5. Практическое участие детей, педагогов, родителей.
  6. Творческий подход в решении проблемы.

Программа состоит из пяти разделов:

  •  «Культура здоровья»
  •  «Знай и будь осторожным»
  •  « Хорошее самочувствие»
  •  « Наша безопасность»
  • «Крепыши» - прогулки, походы, игры, соревнования, эстафеты, взаимодействие с родителями.

Планируемые результаты:

К концу года общими усилиями педагогов, родителями все задачи, направленные на укрепление здоровья ребенка, должны быть решены полностью.

Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если:

  1. В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме, все параметры физического развития не имеют отклонений от нормы.
  2. В интеллектуальном плане – проявляет хорошие, умственные способности, любознательность, воображение, возросла познавательная активность, интерес к миру и желание узнать новое.
  3. В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен, способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату.
  4. В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить, начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиций общих ценностей (добро – зло, справедливо – несправедливо, хорошо – плохо).
  5. В эмоциональном плане – уравновешен, способен восхищаться, удивляться.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ

Способствовать укреплению здоровья обучающихся через систему профилактико-оздоровительных мероприятий и различных видов деятельности, содержащих здоровьесберегающие факторы.

ЗАДАЧИ:

а) содействовать обогащению разностороннего развития обучающихся;

б) совершенствовать двигательные умения и навыки;

в) способствовать формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровью, системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющей сознательно вести здоровый образ жизни;

г) воспитывать положительные качества в ходе проведения подвижных игр.

ПЕРЕЧЕНЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

1

Общеразвивающие упражнения

ежедневно

2

«Тропа здоровья» -  занятия

ежедневно

3

Солнечные и воздушные ванны: прогулка на свежем воздухе, походы в лес, экскурсии

4

Подвижные игры, соревнования, эстафеты

5

Физкультминутка

ежедневно

6

Гимнастика для глаз

ежедневно

7

ЛФК

1 р.в неделю

8

Аромотерапия

9

Коктейль

10

Витамины

11

Фиточай

12

Бассейн

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа «Здоровячки»

Основания для разработки программы

*Устав МОУ СОШ №49

* План учебно-воспитательной работы

* Конвенция о правах ребёнка.

* Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».

* Закон РФ «Об образовании».

* Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. от 11.02.2002 г. №393.

* Программа развития МОУ СОШ № 49 на 2009-2013 г.г.

Заказчик программы

Совет Школы

Цель

Способствовать укреплению здоровья обучающихся через систему профилактико-оздоровительных мероприятий и различных видов деятельности, содержащих здоровьесберегающие факторы.

Задачи

а) содействовать обогащению разностороннего развития обучающихся;

б) совершенствовать двигательные умения и навыки;

в) способствовать формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровью, системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющей сознательно вести здоровый образ жизни;

г) воспитывать положительные качества в ходе проведения подвижных игр.

Направления реализации программы

  1. Организация здоровье сберегающего образовательного пространства.
  2. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа.
  3. Воспитательная, профилактическая, физкультурно-оздоровительная работа.
  4. Спортивно-массовая работа
  5. Работа с родителями.

Формы работы, используемых при реализации программы

  • теоретические и практические занятия, беседы
  • мероприятия в режиме учебного дня: урок физической культуры.
  • занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной и подготовительной медицинским группам
  • внеклассные профилактические и спортивно-оздоровительные мероприятия
  • дни здоровья: школьная спартакиада, «Веселые старты»
  • внеклассные мероприятия: праздники, экскурсии, походы
  • защита проектов «Здоровый образ жизни»
  • занятия по курсу ОБЖ
  • мониторинг уровня физического развития и двигательных качеств учащихся
  • наглядная агитация: «Галерея успехов», стенды, плакаты, классные уголки
  • библиотечные уроки
  • работа спортивных кружков и секций

Обеспечение программы

  • Методическое обеспечение
  • Кадровое обеспечение
  • Медицинское обеспечение
  • Социальное обеспечение
  • Материально-техническое обеспечение

Сроки реализации программы, этапы

2010

сентябрь 2010 подготовительный период

октябрь - май 2010 реализация программы

декабрь, май 2010 итоговый

Орган ответственный за реализацию

Научно-методический совет МОУ СОШ №49

Исполнители

Педагог дополнительного образования, педагог-психолог, работники столовой, медицинский работник

Источники финансирования

Средства родителей

Предполагаемые результаты

Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если:

  1. В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме, все параметры физического развития не имеют отклонений от нормы.
  2. В интеллектуальном плане – проявляет хорошие, умственные способности, любознательность, воображение, возросла познавательная активность, интерес к миру и желание узнать новое.
  3. В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен, способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату.
  4. В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить, начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиций общих ценностей (добро – зло, справедливо – несправедливо, хорошо – плохо).

5. В эмоциональном плане – уравновешен, способен восхищаться, удивляться.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

- повышение уровня знаний по здоровьесбережению

-количественный и качественный рост показателей участия обучающихся в школьных и городских соревнованиях

- динамика изменений в состояниях психофизического здоровья

- динамика уровня обученности и качества знаний обучающихся

Формы предоставления результатов программы

- отчеты о ходе реализации программы

- методические рекомендации и разработки педагогов школы по проблемам здоровьесбережения

- опубликованные в СМИ материалы по технологиям организации школьной здоровьесберегающей среды

- материалы занятий, собраний, игр, соревнований, праздников.

Задачи программы:

В работе с обучающимися

1. Формировать личность обучающего, способную самостоятельно развивать себя духовно в течение всей жизни:

* обучать жизненно важным навыкам и умениям;

* развивать двигательные качества;

* обеспечивать получение знаний в области физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

* формировать умения контролировать и корректировать изменения своего физического состояния.

2. Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, благодаря реализации программы для обучающихся.

3. Организовать в течении учебного года серию занятий. Привлечь к организации этих занятий специалистов в области педагогики, психологии, медицины.

4. Подготовить и провести спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия для учащихся, родителей.

* дни здоровья;

* спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»;

* игра «Зов Джунглей»

* совместные соревнования по игровым видам спорта

* участие в походах, экскурсиях.

В работе с родителями.

Достичь тесного сотрудничества педагога, обучающихся, родителей в организации здорового образа жизни детей путем:

* проведение совместных занятий детей и родителей, участите в играх на свежем воздухе, походах, спортивных соревнованиях и праздниках;

* участие в проведении родительских собраний, круглых столов с тематическими выступлениями;

* проведение консультирования (по специальному ежемесячному расписанию) по вопросам организации ЗОЖ детей , их физического развития, соблюдения оптимального двигательного режима;

* установление тесного контакта в работе между медицинскими сотрудниками, учителями физкультуры, родителями учащихся;

* ознакомление родителей с требованиями программы обучающихся посредством консультаций, выступлений на родительских собраниях.

* разработка индивидуальных заданий (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонение в здоровье.

В работе с социальными партнерами.

1.Выработка совместной стратегии в вопросах профилактики здорового образа жизни

2. Организация и проведения совместных спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

3. Расширение сферы дополнительных услуг (разнообразие видов спорта).

Обеспечение программы

Методическое обеспечение

- нормативные и инструктивно-методические документы

-результаты мониторинга физподготовки.

- санитарно-гигиенические нормы и правила

- программы основных курсов

- локальные акты школы

Кадровое обеспечение

- квалифицированные учителя ФК, педагог дополнительного образования, библиотекарь, привлечение специалистов учреждений дополнительного образования

Медицинское обеспечение

- беседы врача и мед. сестры с обучающимися

- посещение стоматологической поликлиники

- выпуск санитарных бюллетеней

- допуск учащихся к спортивным соревнованиям

- заполнение паспортов здоровья класса

- контроль питания учащихся и соблюдение санитарно-гигиенических норм и психолого-педагогических правил

Социальное обеспечение

- тесное сотрудничество педагога и родителей с целью выработки общей стратегии деятельности, реализации совместных мероприятий, направленных на укрепление психо-физического здоровья

- предупреждение конфликтных ситуаций, реализация программы, направленных на установление доброжелательных отношений в коллективе

- решение проблем, связанных с трудностями возникающими у обучающихся в процессе занятий

Материально-техническое обеспечение

- спортивный инвентарь и оборудование

- медицинский кабинет

- спортивный зал

- спортивная площадка

- библиотека

- спортивные сооружения

- кабинет ОБЖ

- столовая

Основные требования к учащимся,

окончивших курс «Здоровячки».

Обучающийся должен уметь:

1) называть:

- основные правила здорового и безопасного образа жизни;

- правила поведения в природе, общественных местах, учреждениях культуры.

2) различать (соотносить):

- основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие, трудолюбие – леность, заботливость, внимательность, доброта и т.д.)

3) решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:   

- выполнять режим своего дня;

- оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;

- выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;

- выполнять трудовые поручения;

- характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Зайцев Г.К. «Уроки Айболита», Спб, 1997 г.
  2. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра», Спб, 1997 г.
  3. Зайцев Г.К. «Твои первые уроки здоровья», 1995 г.
  4. Гращенкова В.С. «Занимательный материал на уроках природоведения», Смоленск СГПИ, 1993 г.
  5. Кисляковская В.Г., Васильева Л.П., Гурвич Д.Б. «Питание детей дошкольного и школьного возраста», Москва, «Просвещение», 1983 г.
  6. Латохина Л.И. «Творим здоровье души и тела», Спб, 1997 г.
  7. Мир детства: Младший школьник, Москва, 1988 г.
  8. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «30 уроков здоровья», Москва, 1998 г.
  9. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы, под ред. Г.М.Королева, Москва, 1996 г.
  10. Пармз К.А., Либерман Л.Р. «Путешествия Джуно», Москва «Просвещение», 1993 г.
  11. Соковня-Семенова Н.Н. «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь»:Учебное пособие, 2-е изд., стереотипное, Москва, 1997 г.
  12. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б, Калинина т. н. Валеология. Основы безопасности ребенка: Пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени, Спб, 1997 г.
  13. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Как я расту»: Советы психолога родителям», Москва, 1996 г.
  14. Физкультура для всей семьи, сост. Т.В.Козлова, Т.А.Рябухина, Москва, 1989 г.