Как мы обращаемся друг к другу
план-конспект урока (3 класс) по теме

Посохова Людмила Дмитриевна

Данное внеклассное мероприятие обогатит опыт детей в ведении диалога, расширит знания о правилах хорошего тона. Подобранный материал даст возможность применить теоретический материал на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Kak_my_obrashchaemsya_drug_k_drugu.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Как мы обращаемся друг к другу»

        Задачи:        1. ознакомление с правилами речевого этикета во время

                            беседы

                        2. повторение сведений о диалоге

                        3. развитие умения вести беседу

                        4. воспитание уважения к собеседнику.

ХОД

                        ОРГМОМЕНТ

        Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Обратитесь к соседу по парте с любым добрым вопросом или пожеланием.

                        АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

- Что такое диалог?

                        ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

        Диалог – это разговор двух лиц.

        Во время разговора люди должны как-то обращаться друг к другу. Сегодня мы с вами поговорим о таких словах.

                        ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Попробуйте дать определение обращению. Что такое обращение?

Обращение – это слово, которое называет тех, кому адресуем свою речь.

        - Выбор обращения будет зависеть:

* от того, знаком ли нам человек, к которому обращаемся или нет

* знаем ли мы имя человека

         2. В нашем языке имя человека трехзначное: фамилия, имя, отчество. Каждый компонент может быть использован в качестве обращения.

- В каких случаях можно обратиться по имени?

Сценка

Задание. Определите, в какой форме употреблено имя и о чем оно свидетельствует.

Мама: - Женя, сходи, пожалуйста, в магазин. Купи, Женечка, хлеба.

                            Женя продолжает играться.

Папа: - Евгений, сколько раз нужно повторять!

Друг: - Женька, выходи в футбол играть. Я тебя жду.

Вывод: Каждая форма имени несет в себе определенную окраску. В первом случае обращение Женя – нейтральное. Обращение Женечка говорит о добром, ласковом отношении. Полная форма имени, третий случай, придает обращению официальный характер, несколько холодный, отчужденный. Последнее обращение распространено в среде подростков, оно грубовато, но несет оттенок доверительности.

- Когда мы обращаемся к человеку по имени отчеству?

        3. Существует еще и сугубо официальное обращение: гражданин + фамилия, господин + фамилия, госпожа + фамилия. Приведите примеры таких обращений.

Текст

Задание. В кругу каких людей распространено такое обращение?

- Хватит, Сидоровна! Уморила ты меня!

- Ничего, Иваныч, пляши, хоть молодость вспомним.

Вывод. Обращение по отчеству распространено среди людей пожилого возраста, особенно в сельской местности.

Текст

Задание. Послушайте и подумайте, от чего еще зависит обращение.

- Меня зовут Дэн. Или Даня.

- Это уж очень по-американски – Айк, Джек, Дэн… Как звали вашего отца?

- Оскаром.

- Так вот, Даниил Оскарович. Можно мне вас так называть?

- Пожалуйста, мне это будет только приятно.

 Вывод. Обращение связано и с национальными традициями.

        4. – Как надо обращаться к незнакомому человеку?

Текст

Задание. Подумайте, о чем говорят эти обращения.

А) Дяденька, скажите, пожалуйста, не видели ли вы собаку с черным ухом?

Б) Вопрос можно, гражданин? Мы, стало быть, пастухи. А собака пропала. Случаем не видели?

Вывод. Разговор проходил между незнакомыми людьми. В первом случае обращался ребенок, во втором – беседовали взрослые люди.

5. Выбирая обращение, можно учесть профессию человека. Назовите такие обращения.  (Доктор, водитель, кондуктор и пр.)

        Мы можем привлечь внимание такими словами: простите, скажите, будьте добры, извините.

        Мы всегда должны помнить, что с помощью обращения выражается вежливое, уважительное, доброжелательное отношение к человеку. Этого требуют правила речевого этикета, правила тактичного поведения.

        Давайте подумаем, когда мы должны употреблять при обращении местоимение «ты», а когда «вы»?

Вывод. Обращение на «ты» исконно русское, оно обозначает, что между людьми близкие, добрые отношения.  Обращение «вы» было заимствовано в XVIII веке, в эпоху Петра I. Вы – показывает вежливое, почтительное отношение. Прекрасное стихотворение А.С. Пушкина поможет более точно разобраться в этом вопросе.

Ты и Вы

Пустое Вы сердечным ты

Она, обмолвясь заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

- Почему автор называет обращение на «Вы» пустым? На «ты» сердечным?

                        ИТОГ

- От чего зависит выбор обращения?

  • знаком нам человек или нет
  • обстановка общения (официальная или неофициальная)
  • возраст говорящих
  • отношения между людьми (друзья, начальник)
  • уровень культуры
  • национальные традиции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чем люди отличаются друг от друга. Качества людей»

Познакомить ребят с понятием "качества людей"; помочь "исследовать" свои качества....

Мой первый друг, мой друг бесценный

Внеклассное занятие о дружбе....

Как эмоционально настроить детей на общение друг с другом

Часто, прежде чем начать объяснение нового материала, требуется настроить детей на более раскрепощенное общение с учителем и друг с другом. Данные приемы помогут наладить контакт....

Конкурсная программа "Друг за друга стой - выиграешь бой. "

Ежегодно 23 февраля мы отмечаем День защитника Отечества. Это день памяти всех, кто защищал нашу Родину. День защитника Отечества – день человека в погонах, посвятившего свою жизнь служению Родине, де...

Классный час по теме "Толернтность" : "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими."

1.Просмотр отрывка “Сцена птичьего двора” из м/ф “Гадкий утёнок” (2010г.). 2. Беседа. - Как отнеслись жители птичьего двора к утёнку?- Как они его назвали?   (Ответы детей) Га...

Памятка "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!"

ТолерантностьСотрудничество, дух партнерства;Готовность мириться с чужим мнением;Уважение человеческого достоинства;Уважение прав других;Принятие другого таким, какой он есть;Способность поставить себ...


 

Комментарии

Спасибо! Очень интересный и доступный для учеников начальных классов материал!