В стране вежливых слов
план-конспект по теме

Белова Лариса Сергеевна

Разработка занятия по программе нравственного воспитания школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_strane_vezhlivyh_slov.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7 города Белово»

Классный час

«В стране вежливых слов»

 

 

                    Подготовила:

Белова Лариса Сергеевна,

учитель начальных классов

 МОУ ООШ №7

города Белово

Белово 2011

 

Классный час «В стране вежливых слов»

Цель: выработка у детей навыков   употребления в разговорной речи

          вежливых слов;

 Задачи:

 1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы

Оборудование: плакат «Вежливые слова», аудиозапись стихов С.Маршака.

 

Ход занятия.

I Сообщение новой темы и цели занятия.

- Ребята, послушайте стихотворение М. Лисянского и определите о чём пойдет речь на занятии.

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.


- Сегодня на занятии мы будем говорить о вежливых поступках и словах.

- А можно вас назвать вежливыми? ( ответы детей)

- Если вы вежливые, то будете внимательно слушать своих одноклассников, которые подготовили стихотворения о вежливости, отвечать на мои вопросы и задания, не перебивая друг друга.

II Инсценировка «Вежливые слова».

1. Театр открывается!

К началу всё готово.

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

2. В три часа открылась касса,

Собралась народу масса.

Говорит овечка: «Мне-е-е одно местечко

Вот моё: «Пожалуйста».

3. И сказала утка «Кряк» попрошу 1 ряд.

И достала утка «Доброе утро».

Я «спасибо» кладу, - говорит Какаду.

И местечко я жду, я приду.

4. Слоны смущены, очень просят слоны

О, пожалуйста, нам

В последнем ряду

Имейте в виду, чтобы нам, слонам,

Не мешать какаду, антилопе Куду,

И коту, и дрозду, и малышке Дрозду.

5. И вдруг, и вдруг толкнув старух,

Стариков, петухов, барсуков,

Вдруг ворвался косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого

 - Касса! Выдай мне билет!

 - Дайте вежливое слово!

 - У меня такого нет!

 - Ах, у вас такого нет?!

И кассир воскликнул:

«Не получите билет».

6. Косолапый воскликнул:

- Ничего кассир не дал.

Косолапый зарыдал

И ушёл со слезами

И пришёл к мохнатой маме.

7. Мама шлёпнула слегка

 Косолапого сынка

И достала из комода

Очень вежливое что-то.

- Вот – сказала – мой сынок

Добрый день, спокойной ночи,

Как вы поживаете?

Будьте здоровы

 И ещё сто одно вежливое слово.

На, – сказала – мальчик мой

И носи всегда с собой,

А теперь неси   кассиру

Дайте, пожалуйста, спасибо,

Посмотреть представление, второе отделение.

- Какие вежливые слова вы запомнили?

- Кто понравился? Почему?

- Где вам приходилось использовать вежливые слова?

III  Практическая часть

1) Прослушать   рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».

Вопросы для беседы:

1. Чем был опечален Павлик?

2. Почему к нему все плохо относились?

3. Что сказал Павлику старичок?

4. Как помогло Павлику «волшебное слово»?

- Рассказать случай из своей жизни в семье. Когда это волшебное слово помогло вам? (высказывания детей)

2) Сейчас будем решать задачи.

     а) Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?»

- Обращаясь к прохожему, мальчик сделал 3 ошибки. Какие это ошибки?

(Извините, пожалуйста. Скажите, пожалуйста, который час. Спасибо.)

     б) Случилось так, что Галя опоздала в школу. Подходит к двери класса и слышит, что урок уже начался.

- Как Галя должна поступить в данном случае? (Постучаться. Зайти и попросить извинения.)

Обобщение. Есть и другая вежливая форма обращения: «Будьте любезны», «Будьте добры»,

Эта форма уже исключает слова вежливости.

     в) Решим задачу не на сложение, а на уважение.

- По улице шли двое. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги, большой свёрток. Одна из книг упала.

- У вас упала книжка, - закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве? – удивился прохожий.

- Конечно! – объяснил мальчик. – У вас же было 3 книги, 1 пакет, 1 портфель, итого 5 вещей, а теперь осталось 4.

 - Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу.  

- Однако есть правило, которое ты ещё не усвоил, мальчик.

Какие же правила не усвоил мальчик?

Как бы вы поступили на его месте?

3. Чтение рассказа «Рубль».

Одна девочка покупала в булочной хлеб и обронила рубль. Она хотела поднять деньги, но рыжеволосый паренёк, стоявший рядом, опередил её. Только он нагнулся, девочка как закричит:

 - Не смей брать! Это мои деньги!

Все оглянулись.

- Конечно, твои, - сказал мальчик, протягивая ей деньги.

Девочка выхватила рубль из рук, и дёргая острым носиком опять закричала:

- Ты хотел прикарманить деньги, воришка!

Он никак не ожидал такого упрёка и покраснел от обиды.

- А почему покраснел? – не унималась девочка – Что стыдно стало? Стыдно?

Рядом с ребятами стоял рабочий в синей спецовке. Очевидно, он понял чувства обиженного мальчика и, дружелюбно похлопав его по плечу, похвалил громко, чтобы все услышали:

- Гляжу я на тебя, молодчина! Дважды хорошо сделал. Поднял девочке деньги – это раз! Покраснел за неё – это два. И мне почему-то стыдно.

Остроносая услыхала эти слова и тоже покраснела. Наверное, и она поняла, кому действительно должно быть стыдно.

Вопросы. 1. Хорошо ли поступила девочка?

         2. Что должна была она сказать мальчику?

         3. Как бы вы поступили на месте девочки?

4. Ребята, скажите, с какими словами мы с вами познакомились?

- Помните, ребята, об этих замечательных словах. Тот, кто не забывает о них, давно уже испытал их силу. Трудно отказать человеку в просьбе, если он говорит «пожалуйста», «будьте любезны» и т.д. Они поистине волшебные, всемогущие, большие делают дела.

5. Игра «Дорогие слова».

- Я вам прочитаю стихотворение А. Шибаева. В нём отсутствуют некоторые слова. Я думаю, вы сумеете их отгадать и произнести хором.

1. Дядя Саша огорчён

                 Рассказал он вот о чём:

                 Видел Настю октябрёнка

                 Я на улице сейчас.

                 Настя славная девчонка

                 Настя ходит в 1 класс.

                 Но давно уже от Насти

                 Я не слышу слова … (здравствуй)

                 А слово-то какое … (очень дорогое)

             2. Встретил Витю я соседа

                 Встреча грустная была.

                 На меня как торпеда

                 Налетел из-за угла,

                 Но представьте!

                 Зря от Вити

                 Ждал я слово … (извините)

                 А слово-то какое … (очень дорогое)

              3. Он про внучку говорил:

                  - Экая досада

                  Я портфель ей подарил

                  Вижу – очень рада.

                  Но нельзя ж молчать как рыба

                  Ну сказала бы … (спасибо)

                  А слово-то какое … (очень дорогое)

- Молодцы, ребята, вы отгадали. Никогда не забывайте про эти слова.

Для того, чтобы вы лучше запомнили самые необходимые слова, мы проведём ещё одну игру.

У меня 3 кружка: красный, синий, зелёный. Когда я покажу красный кружок, вы говорите «спасибо», когда покажу синий, вы говорите «извините», когда покажу зелёный – «пожалуйста».

Спасибо, ребята! Игра закончена.

6. Аудиозапись С.Я. Маршака

«Песенка о вежливости».

«Ежели вы вежливы и к совести не глухи».

Итог.

- Чему мы учились на занятии? Чему научились?

Как бы ни было в жизни нам туго,
Нужно вежливость не растерять.
Мы окажем вниманье друг другу,
И друг друга сумеем понять.

-Занятие на этом закончилось. Спасибо вам за работу.

 

Источники информации:

Сказова И.В. Котенок Тимка учится вежливости: Стихи - 10 с.  Харьков:2004

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. -
М.: Художественная литература, 1969. С. 131.

http://shalamonova.ucoz.ru 

http://detskaja.ucoz.ru 

http://www.olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-vezhlivye_slova.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Необычное путешествие по стране вежливых слов"

Воспитание эстетических норм поведения и общей культуры личности младшего школьника. Формирование дружного классного коллектива и привитие уважения друг к другу. Закреплять знания школьников о правила...

Внеклассное мероприятие по теме: "В стране вежливых слов"

Это мероприятие я проводила с детьми в 3 классе.На нем присутствовали учителя из других школ.Мероприятие понравилось как детям, так и взрослым.Содержание этого мероприятия учит детей быть вежливыми, ч...

Занятие "Путешествие в страну вежливых слов".

Тема: «Путешествие в страну вежливости»        «…Жизнь не настолько коротка, чтобы  людям не хватало времени на вежливость»Цель: повторить и закрепить с детьми формы вежливого...

Сценарий занятия по внеурочной деятельности "Путешествие в страну вежливых слов"

Предложенный материал способствует формированию нравственных установок у первоклассников....

Игровой практикум "Путешествие в страну вежливых слов"

Игровой практикум разработан для 1-х классов, проведен в группе продленного дня. Цель -развитие представления о вежливом общении в классном коллективе, сплочение класса и привитие уважения ребят друг ...

Классный час "Путешествие в страну вежливых слов"

Классный час "Путешествие в страну вежливых слов"...

Внеклассное мероприятие для первоклассников. Тема классного часа: В стране вежливых слов.

В первом классе очень важно научить детей быть вежливыми и пользоваться словарем вежливых слов. Я предлагаю учителям начальных классов и воспитателям разработанное мною внеклассное мероприятие, которо...