Статья "Основы воспитания будущих родителей закладываются через заботу о Зелёном друге"
статья (3 класс) на тему

Ежова Наталья Александровна

Статья учителя начальных классов, высшей категории, руководителя группы "Юный эколог" МОУ "СОШ № 34 с УИП"  города Саратова  Ежовой Натальи Александровны  "Основы воспитания будущих родителей закладываются через заботу о Зелёном друге".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Statya_uchitelya_nachalnyh_klassov.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя начальных классов, высшей категории, руководителя экологической группы «Юный эколог» МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно- эстетических предметов» города Саратова Ежовой Натальи Александровны

            «Основы воспитания будущих родителей закладываются

                              через заботу о «Зелёном друге».

         В 2010 году группа «Юный эколог», где я являюсь руководителем, стала участником эколого-образовательного регионального проекта «Мой Зелёный Друг». В феврале-марте работали с ребятами по «Экологическому дневнику школьника», где получили массу теоретических и практических знаний по уходу за комнатными растениями. А в апреле приступили ко второй части работы по проекту - к практике.

        Перед посадкой растений была проведена беседа с ребятами: « В одной мудрой притче говорится: «Чтобы стать настоящим человеком,- нужно: построить дом, посадить дерево и родить сына». Конечно, построить свой дом - это тяжело, но необходимо. Без надёжного уютного и тёплого дома жить очень тяжело. Ну, родить сына, то есть,  продолжателя рода, -  даже очень нужно. Ведь кто же будет твоей опорой в глубокой старости, если не твой ребёнок?   А вот дерево-то, зачем?»

В классе после моего вопроса повисла непродолжительная тишина. Двадцать восемь пар внимательных глаз следят за мной и ждут подсказки. Затем слышу робкие ответы: «Может, чтобы в жаркую погоду в твоём доме было хорошо и прохладно?».  «А я думаю, чтобы на земле было очень красиво». «А мы бы с моей семьёй всегда собирались под деревом вечером,  и пили чай…». «Да, но для этого нужно, чтобы дерево выросло большим и крепким, знаешь сколько нужно времени для этого? О-го-го!»

Вступаю в беседу: «Вы правы, ребята. Чтобы вырастить дерево, за ним нужно долго и заботливо ухаживать, как за своим ребёнком. Будет хороший уход, и растение вырастет сильным и здоровым. А без внимания, конечно же, не таким, может даже погибнуть. Посадить – это одно, а вот вырастить…  Деревья мы ещё с вами посадим, но вначале научимся ухаживать за теми растениями, которые с нами каждый день».

        И вот 19 апреля в нашем классе родилось 28 детей (комнатных растений). Сделать удобную полочку на подоконнике помог папа Юли. Ребята ласково назвали первенцев «Зелёным детским садом». Каждый завёл свой «Дневник наблюдений за Зелёным другом». И стал ухаживать за своим ребёнком - растением.

        В анкете, помещённой в «Дневнике наблюдения» есть много вопросов: Где родина твоего Зелёного друга? Что нового ты узнал о нём?  Какие условия ему нужны? Научное название Зелёного друга? и др. Есть памятка по ведению дневника, где ребята указывают дату наблюдения, внешний вид растения, рост (мм, см), отмечают свои действия по уходу за Зелёным другом, пишут, довольны ли результатами роста растения.

         Вопрос анкеты: Как же ты будешь звать своего Зелёного друга?

И у растений появились свои ласковые названия: Колёсик (Колеус), Хавроша (Хавротия), Лапуся (Сохнум Капсикаструм), Декабристик (Зиго кактус притуплённый), Спатифик (Спацифилум), Гузманчик (Гузмания), Пуся (Пеперония) и тд.

       В «Дневнике наблюдения» ребята ведут записи об изменениях, происходящих с растением: подрос на 2 мм; появился новый листочек; не изменился.…  А так же отмечают своё отношение к этим изменениям: Я ростом доволен…; Я расстроился, он не растёт…; Мне плохо, моё растение болеет…; Ура!!! Я рад, появился росток…

       Через неделю после посадки некоторые растения стали болеть, появилась желтизна на листах, а у Кристины листик просто высох, несмотря на то, что она его поливала. Подошла ко мне с вопросом: « А можно я вырву этот и посажу новый?». Не успела я даже рот раскрыть, как на Кристину обрушился шквал упрёков: « А, когда ты родишь ребёнка, и он у тебя заболеет, ты тоже ему голову отрывать будешь, и нового родишь?...».  У меня шок, ступор, думаю, как разрядить обстановку. А Кристина задумалась, молча отошла от ребят. Наблюдаю, что будет делать… . На перемене подошла к своему растению , что-то ему шепчет. Через неделю на месте опавшего сухого листа появился маленький зелёный листочек. Счастью Кристины нет предела, а ребята хитро подмигивают,  «мы же тебе говорили…».

         Вопрос анкеты: Как ты будешь ухаживать за своим Зелёным другом?

Ответы: буду его поливать, вытирать с листочков пыль; буду рыхлить землю и удобрять; буду с ним иногда гулять (ему нужен свежий воздух); я буду с ним разговаривать и буду его любить…

         В одну из суббот, когда ребята были на отдыхе, заглядываю в наш «детский сад - цветник» на подоконнике. Вижу в одном горшочке цветные маленькие шарики-бусины. Может это кто – то из первоклассников играя, забросил? Убрала на учительский стол и забыла. А в понедельник ко мне с вопросом Настя: «Вы не видели игрушки моего Зелёного друга? Я ему положила, чтобы он без меня не скучал в выходные».  «Прости, девочка, вот они игрушки. Я не знала, что это ты положила, думала, - первоклассники».  (Мы взрослые разучились, к сожалению, фантазировать, а ребятам это легко.)

       Вопрос анкеты: Какие условия необходимы твоему Зелёному другу?

 Ответы: Мое растение светолюбивое; его нужно поливать 1 раз в неделю; моё растение любит полу – тень и покой; нужна постоянная тёплая температура и влажный воздух (буду часто опрыскивать) и тд.

        Вспоминаю в первые дни негласную борьбу «за место под солнцем и за тень». Всё как во «взрослой жизни»: «Я поставлю своё растение так, чтобы ему было комфортно…». И, в течение нескольких дней на перемене переставляли свои горшочки, ссорясь: «Моему растению тень нужнее…».    Напоминаю ребятам вопросом: «Подумайте, как, не переставляя растение сделать ему комфортное условие?» И, постепенно, не сразу, появляется полоска прозрачной бумаги для рассеивания света. Всё, успокоились мои «заботливые родители».

        Перед летними каникулами ребята забирают растения домой на лето, а в сентябре обещают принести подросших и окрепших Зелёных друзей: «Я с ним буду каждый день разговаривать, а перед сном рассказывать сказки и петь песни». «А я так счастлива, что буду каждый день со своим зелёным другом, я так этого ждала!!!» А Коля расстроен, растение в болезненном состоянии. «Наверно я мало о нём заботился…» «Да, Коля, придётся тебе научиться быть внимательным не только к себе, но и к другим…»

     Какими они вырастут мои дорогие третьеклашки, я не знаю. Но, точно знаю, - родителями они вырастут любящими и заботливыми. Очень хочу в это верить.

     Я уверена, что через любовь ко всему живому воспитывается любовь и внимательность к близким и родным.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Лук - зелёный друг"

Во 2 классе проводилась исследовательская работа " Лук- зелёный друг". По итогам работы была составлена презентация "Лук- зелёный друг"...

Презентация. Эколого-образовательный проект "Мой зелёный друг"

Реализация данного  эколого-образовательного проекта "Мой зелёный друг" в рамках комплексной программы "Формирование зкологической компетентности младших школьников на базе МОУ "СОШ №34 с УИ...

Лес-наш зелёный друг.

Леса России. Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белостволые березки, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры,таежные дебри. Одним из ...

ПРОЕКТ «Мой зелёный друг» Проект: краткосрочный, ученический, групповой, творческо-игровой.

Описание проектаПроект начинается с занятий познавательного цикла. Моделируются 3 вопроса: что мы знаем; что хотели бы узнать; что нужно сделать, чтобы узнать.Большое внимание уделяется самостоятельно...

Лес-наш зелёный друг..

Экологическое мероприятие для младших школьников....

Исследовательская работа "Многоярусный лук-зелёный друг", Беспалова Кристина

Лук стал пищей человека более 6 тысяч лет назад. Известно около 500 видов лука. 10 видов лука находятся под охраной и занесены в Красную книгу. Уже в глубокой древности ...

проект "Зелёный друг"

Изменившиеся социальные условия выдвигают новые требования к начальному школьному образованию: пересматривается содержание учебных планов и программ, расширяется круг знаний. Вместе с тем возникающее ...


 

Комментарии

Ичитовкина Татьяна Владимировна

Наталья Алексадровна! Очень понравилась ВАША СТАТЬЯ.Ведь действительно через любовь ко всему живому воспитывается любовь и внимательность к близким и родным.

Уважаемая Наталья Александровна, хотела бы поблагодарить Вас за такую полезную статью в важном направлении в современном воспитании и обучении новых поколений. В своей работе планирую воспользоваться практическими советами из Вашего опыта, приобщить учащихся к заботе об окружающем мире, природе, как минимум, через заботу о растениях. В нашем учебном заведении есть направление эко-волонтерства, Ваша работа и опыт нам очень интересны и полезны.