Развитие воспитательного потенциала в МОУ Александроневская сош
материал на тему

Швидкая Ирина Александровна

Программа по воспитательной работе в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_sovet.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

25.01.2011  педагогический совет

«Развитие воспитательного потенциала МОУ Александроневская СОШ»

Абдулина Р.М., Швидкая И.А.  

В нашей школе выстроена система воспитательной работы по направлениям.

Но сегодня переменилась школа, в ней всё больше действия и меньше размышления; переменились ученики, родители, учителя, возник новый язык о детстве и учении, который часто скрывает за гуманистическим пафосом формулировок почти полную неспособность школы перемениться по существу, стать человечнее, нужнее ребёнку.

  Для развития воспитательного потенциала школы, достижения высокого образовательного результата очень важно сочетать традиционные формы работы, которые зарекомендовали себя как эффективные, и новые подходы в организации воспитательного процесса. Новое время ставит перед нами новые задачи. Школа развивается, и отсутствие движения вперёд равнозначно движению назад. Чтобы развиваться, надо реагировать на возникающие проблемы, тревожные тенденции среди которых можно отметить:

 - снижение интереса к учёбе

 - дефицит чуткости, агрессия, эгоизм детей.

 В наше время в конкурентной борьбе за влияние на школьников педагогам приходится соперничать с телевидением, интернетом, улицей, неформальными объединениями.

  Главная задача школы – сделать школьную жизнь интересной ребёнку, наполнить её значимыми для школьника событиями, дать ему возможность быть не зрителем, а главным действующим лицом школьной жизни

 

Что же такое  воспитание,  и каким оно должно быть в школе? Какие условия для развития воспитательного потенциала уже созданы в школе, и в чём мы видим ресурсы развития?

Программа развития  воспитательной системы

 МОУ Александроневская СОШ

       Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармоничное развитие личности ребенка.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

1.     Закон РФ «Об образовании».

2.     Государственная программа «Развитие воспитания детей в РФ до 2010».

3.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы»

4.     Письмо Минобразования России «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» от 02.04.2002г. № 13-51-28/13

5.     Конвенция ООН о правах ребенка.

6.     Устав МОУ Александроневская СОШ

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

          Развитие социально активной личности, способной к успешной адаптации в обществе, живущей в согласии со своей собственной природой, имеющей опыт личного участия в социально значимой экологически ориентированной деятельности.

ЗАДАЧИ:

·             Создание оптимальных условий для разностороннего развития личности, формирования духовно-нравственных качеств личности, развития творческих способностей, гражданской ответственности, правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, целостного миропонимания;

·             Формирование социальной и коммуникативной компетентности в процессе преподавания всех учебных дисциплин;

·             Формирование чувства ответственности за свое здоровье, сознательного отношения к семейной жизни;

·             Сохранение и развитие многообразия содержания и форм учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей формирование у учащихся чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли, формирующей экологическое сознание; расширяющей возможности самореализации;

·              Включение учащихся в экологически ориентированную деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ определяется остротой социальных и педагогических проблем современного российского общества, порожденных как координальными переменами, произошедшими внутри нашей страны  (переоценка ценностей, разрушение традиционных форм работы с учащимися,  отмирание старых социальных институтов, структурные изменения во всех  подсистемах общества ), так и теме изменениями, которые произошли в мире в целом.  В настоящих условиях необходимо строительство воспитательной системы школы, с одной стороны возрождая  положительный опыт деятельности советской школы, с другой переоценивая этот опыт с современных позиций, обогащая его достижениями в области воспитания  представителей зарубежной школы и отечественных педагогов- новаторов.  

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

1.     Ориентировочный (2010-2011 г.)

Разработка нормативных документов, программ, выявление воспитательного потенциала всех образовательный областей и предметов, совершенствование технологии воспитания в процессе обучения, создание творческих групп, реализующих программу развития на практике, поиск актуальной темы для экспериментальной работы.

2.     Основной этап (                    г.)

Реализация разработанных программ, социальных проектов, включение всех участников образовательного процесса в воспитательную работу.  Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

3.     Обобщающий (                       г.)

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

-     принцип свободы предоставляет участникам образовательного процесса реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирует чувство ответственности за ее результаты;

-       принцип гуманизации подразумевает «очеловечивание» системы образования через реализации личностно-ориентированного подхода;

-       принцип гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей, сохранению естественной природы человека, экологичному влиянию школы на личность ученика, программирует внутреннюю уверенность, толерантность, удовлетворенность своей жизнью;

-       принцип сотрудничества – принципиально диалогическое образование, приносящее  результаты развития, обучения и воспитания при сохранении психологической комфортности; коммуникабельность, чуткость, отзывчивость, толерантность, демократические ценности;

принцип природосообразности основывается на научном понимании естественных и социальных процессов, на формировании экологического сознания школьников в процессе образования, воспитания.

          Осуществление данного принципа дает очевидные  плюсы: здоровье,  гармонию, отсутствие комплексов, глубокие и  прочные знания в    соответствии с запросами и способностями личности.

-             принцип целостного образования основывается на единстве развития, воспитания, обучения в образовательном процессе, педагогической деятельности; эффективном использовании новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление учащимися нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта; развитии творческо-исследовательской деятельности учащихся на  уроке и реализации полученных знаний, умений, навыков в   практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время.

-       принцип психолого-педагогической поддержки помогает участникам  образовательного процесса, при квалифицированной помощи  психологов, создавать обстановку  психологической  комфортности, обогащаться теоретическими  представлениями о физическом и психическом здоровье человека,  адаптироваться в сложных  условиях.

Наше педагогическое кредо: природосообразная  и разумно – инновационная школа, базирующаяся на приоритетах педагогики сотрудничества, сохраняющая свою   духовность, культуру, патриотизм, нравственность, активную жизненную позицию, предоставляющая своим ученикам равные возможности в образовании, которые они могут реализовать на разных уровнях и разными путями, в соответствии со своим личным выбором.

 

ОЖИДАЕМЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

        -  обновление содержания и технологий обучения и воспитания с    

           учётом современных требований к ним;

-       создание программ, проектов, методических разработок, прагматического (практически полезного) по содержанию и технологиям образования;

-       максимальный учет истинных потребностей (социального запроса) и способностей участников образовательного процесса, т.е. сохранение естественной природы    человека;

       -  создание широких возможностей для самореализации учителей и  учащихся

-       овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями,  широким кругозором;

-       создание открытой воспитательной системы.

Качественные изменения:

-       обеспечение психолого–педагогической поддержки детей, формирование чувства психологического комфорта;

-       улучшение физического, духовного и нравственного состояния здоровья участников образовательного процесса;

-       воспитание бережного отношения к природе, сохранение ее богатств ради  здоровья человека;

-       повышение степени удовлетворенности качеством образовательного процесса его участников;

-        положительная динамика развития межличностных отношений;

-   приобретение в рамках района статуса социально-активной школы.

Количественные изменения

          - динамика степени школьной адаптации;

          - динамика степени удовлетворенности школой;

          - повышение общественной активности;

          - увеличение творческих способов самореализации во всех видах  деятельности;

          - реализация школьного мониторинга;

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

         Современная школа осуществляет свою деятельность в сложных социально-экономических условиях, в обществе с кризисом нравственного сознания. В этих условиях борьбы за свое собственное существование школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и созданы условия для формирования, развития и реализации личности.

Концепция построена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, Уставом школы. Основными идеями, которые легли в основу концепции воспитательной системы школы, являются идеи гуманизма, педагогики сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного пространства. Научным и практическим основанием для данной концепции стали педагогические идеи В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.П. Иванова, В.А.Караковского.

Воспитание мы понимаем как целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое в учебной и внеучебной деятельности педагогическим коллективом.

Управление процессом развития личности имеет диалоговый характер, является не столько воздействием субъекта на объект, сколько взаимодействием сторон. Mы говорим о «мягком», «гибком, опосредованном воздействии на личность. Управлять - значит создавать условия для развития  ребенка,  включать его в разнообразную деятельность,  в систему отношений, стимулировать самопознание,  саморазвитие, самореализацию (Л.И. Новикова, В.А. Караковский.  Н.С. Селиванова). Каждый воспитатель в значительной мере осуществляет педагогическую поддержку развивающейся личности.

   Важнейшим компонентом воспитательной системы является ее цель. Основная цель воспитательной системы школы - ориентация развивающегося ребенка на вечные общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого воспитанника с учетом национальной культуры, народных традиций и потребностей современного общества.

Общечеловеческие ценности являются основой единого воспитательного процесса (по В.Л. Караковскому):

Человек - абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось понятием гуманистической педагогики. Сегодня, когда из средства развития цивилизации человек становится ее целью, личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью.

Семья - начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его обитания и развития, где закладываются основы будущей личности. В феномене деторождения заключена основная социальная функция семьи, значит, дети - это ее главный признак. Чтобы в сознании людей семья вновь стала величайшей нравственной ценностью, начинать надо со школы.

Труд - основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Задача педагога - одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитать уважение к людям, достигшим успехов в жизни честным трудом, учить благотворительности, бескорыстию, добротворчеству. Вместе с тем сегодня актуальным является воспитание в детях деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства, овладение ими основами экономических знаний, современного менеджмента.

Знания - результат разнообразного и, прежде всего, творческого труда. Знания учащихся - мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели - развитию личности ученика. Учебный же процесс, происходящий в школе, не всегда способствует развитию человека. Воспитывают лишь знания,  что являются для ученика субъективной ценностью, имеют нравственную направленность.

Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих , спя и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразным. Задача педагога - помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к ее мировым сокровищам. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера - высокая духовность, нравственные постоянные искания, возвышающие человека. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность.

Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям: изменилось Отечество. Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни своих современников - соотечественников, личным вкладом во благо Отечества.

Земля - общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Земля людей и живой природы. Надо понять, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Если они сумеют почувствовать себя землянами, овладеют планетарным мышлением, они сумеют уберечь планету от катастроф и катаклизмов, предрекаемых си в новом веке, Сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостный образ мира, неоценимо также экологическое воспитание, формирование устойчивого интереса к общечеловеческим проблемам.

Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами -данное условие существования Земли, человеческой цивилизации. Актуальные задачи воспитания - преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага. развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в народную дипломатию, а главное - создание в школе атмосферы гражданского мира и национального согласия.

 

Воспитательные цели детализированы на каждом возрастном этапе:

1 ступень. Воспитание в начальном звене.

Задачи:

1. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.

  2. Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.

  3.  Формирование потребности в творческой деятельности,

  4.   Развитие художественно-эстетических способностей.

  5.   Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.

  6.  Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.

  7.  Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: стремления говорить правду, поступать по справедливости, стремления быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.

8.          Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, стремления к здоровому образу жизни.

2 ступень. Воспитание в среднем звене (5-9 классы).

Задачи:

1.  Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.

2.   Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и развитии их ответственности за конечные результаты любой деятельности.

3.  Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

4.   Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

5.  Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических учений и навыков.

6.   Дальнейшее развитие национального самосознания на основе краеведческой, художественно-эстетической деятельности.

3 ступень. Воспитание и образование в старшем звене (10-11 классы).

Задачи:

1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития  личности учащихся.

2.  Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для дальнейшей профессиональной учебы, выполнения гражданских обязанностей, успешной жизни и деятельности в сложных экономических условиях.

3.Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределения.

4.  Дальнейшее физическое развитие личности.

5.Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.

Воспитательная система школы строится на принципах:

·        ориентации на общечеловеческие ценности как основу здоровой жизни;

·        содействия педагога развитию способностей ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и всей жизнедеятельности;

·        принятия ребенка как данности, признания его права на данное поведение и производимый им выбор.

Теоретические основы концепции воспитания в современном обществе

В настоящее время в науке и практике, в деятельности общественных организаций создаются предпосылки для обновления содержания воспитания в целях формирования гуманистических и при этом социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения.

Гуманистический взгляд на человека предполагает, что изначально сущность человека нейтральна, но она формируется не в результате внешних воздействий, а является результатом внутренней работы по самосозиданию. При этом позитивная актуализация не гарантирована, если у ребенка не вырабатывается умение самостоятельно делать выбор и нести ответственность за него. Следовательно, задачей воспитания является, прежде всего, предоставление ребенку возможности пробовать, учиться на собственных ошибках, выбирать, предвидя последствия своего выбора.

Именно этот подход лежит в основе предлагаемой концепции воспитания.

Конечная цель гуманистического воспитания — сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию, к саморазвитию.

Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следующими качествами:

• Свободная личность (высокий уровень самосознания, гражданственность, чувство собственного достоинства, честность, ориентация в духовной жизни, ответственность, самоуважение и т.п.)

• Гуманная личность (милосердие, доброта, способность к состраданию, готовность оказать помощь, терпение не, доброжелательность, стремление к миру, толерантность а т.п.)

• Духовная личность (потребность в познании и самопознании,, поиск смысла жизни, стремление к красоте и т.п..)

• Творческая личность (развитые способности, потребность в знаниях, умениях, развитый интеллект, интуиция и  т. п.)

• Практическая личность (трудолюбие, хозяйственность, знание народных и региональных обычаев и  особенностей, владение языками,  компьютером, хорошие манеры, обеспечение благосостояния семьи, здоровый образ жизни, забота о здоровье )

Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи гуманистического воспитания:

1. Личностный подход—признание личности ребенка высшей социальной ценностыо , принятие его таким, какой он есть,  учиться влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще, о данном человеке в частности.

2. Гуманизация межличностных отношений предполагает гуманное отношение к ребенку, терпимое отношение к его мнению, доброту и понимание. Авторитарность, грубость, насилие над ребенком губят воспитательный процесс и ребенка, как личность. Страх, чувство вины и незаслуженного стыда — все это тормозит развитие ребенка. Очень стимулирует  развитие ребенка эмоциональная стабильность его жизни, которая создается доброжелательным отношением, умением прощать, признанием прав ребенка.

3. Опора на чувства ребенка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами (индивидуально-рефлексивное, событийное воспитание).

 4. Деятельный подход в воспитании: ребенок не готовится в школе к будущей жизни—он уже живет реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.

 5. Средовой подход—школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья займет особое место и требует особого внимания.

6. Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, направлен на союз базового и дополнительного образования.

7. Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учет их интересов и склонностей, признание их уникальной неповторимости.

8. Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

9. Комплексный подход: предполагает воспитание и развитие каких-либо качеств ребенка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовывать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрывался со всех сторон и развивал все свои личностные качества.

                                 

Способы достижения целей:

1. Участие детей в управлении школой и классом (самоуправление):

         • Совместное с педагогами формулирование и принятие правил жизни школы и класса, формулирование прав и обязанностей каждого члена школьного и классного коллектива.

         • Совместное с педагогами принятие ответственных решений, касающихся жизни школьного или классного коллектива и отдельных людей;

         • Планирование детьми коллективной внеучебной деятельности;

         • Наличие гласности в жизни школы (детская школьная пресса).

2. Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:

          • В процессе обучения (на уроках).

         • После уроков: возможность для каждого учащегося школы участвовать в школьных клубов, кружков, общешкольных или классных КТД . Предоставление широкой палитры возможностей для выбора того, что ребенку нравится и соответствует его склонностям и способностям;

         • Возможность проявления со стороны детей и осуществления ими любой творческой инициативы.

3. Включение культуры достоинства и навыков достойного поведения в содержание школьного образования:

         • Включение знаний о типичных проблемах личностного роста детей и подростков  и подходах к разрешению их проблем в содержание учебных курсов (литературы, ОБЖ, биологии и пр.).

         • Проведение в школе ситуационных классных часов по методике индивидуально-рефлексивного воспитания Н.П. Капустина, на которых дети имеют возможность под руководством педагога обсуждать наиболее типичные для детей различного возраста психологические проблемы и способы их решения.

         • Проведение под руководством школьного психолога групповых тренинговых и индивидуальных занятий по конкретным проблемам детей определенного  возраста.

4. Создание условий выбора и приобретения нового социального опыта, который учащиеся могут получить, выходя за рамки принятых социальных ролей:

         • Проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие от детей инициативности и  ответственности (выборы, благотворительные акции т.д.)

Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов к тому, чтобы:

            • Создавать условия, в которых ребенок может осознанно следовать правилам;

         • Включать ребенка в разработку правил, которым он должен следовать;

         • Предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать в рамках принятых правил, создавать условия, при которых ребенок обязательно несет ответственность за свой выбор;

         • Предоставлять детям возможность знакомиться с разными точками зрения и версиями;

         • Учитывать индивидуальные различия и прирожденные задатки учащихся и создавать условия, направляющие их развитие;

         • Уважать индивидуальные особенности ребенка;

         • Слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения, учитывать его мнение;

         • Согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое.

 Направления воспитательной работы

            • Ориентация детей на вечные абсолютные ценности—Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Здоровье. Взятые в самом общем виде они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную основу воспитания.

         • Целенаправленная работа по повышению положительной мотивации к обучению и поддержка интеллектуально, творчески и физически одаренных детей.

  • Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознание активного гражданина, обладающего политической культурой.

         • Поддержка детского и молодежного движения в школе и районе. В рамках самоуправления реализуются лидерские качества учащихся.  

         • Развитие кружковой и досуговой деятельности—особой формы жизни детей. Максимальное разнообразие, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей—важные принципы ее организации.  Кружковая деятельность создает каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха.

         • Выбор здоровьесберегающих образовательных технологий.

         • Организация культурного досуга достойного человека.

Работа с педагогическими кадрами, выстроенная по следующим направлениям.

            1. Работа по созданию в школе такой системы взаимоотношений, в которой достойное поведение становится общественно престижным, поддерживаемым педагогами с детьми.

         2. Работа по повышению коммуникативной компетенции взрослого, работающего с ребенком в школе. Обучение практически всех учителей и сотрудников школы навыками конструктивного взаимодействия с детьми и подростками.

         3. Формирование у учителя умений в области профилактической воспитательной работы. Педагоги должны владеть психологическими знаниями о типичных проблемах детей и представлять себе наиболее продуктивные пути их преодоления для того, чтобы обсуждать эти проблемы с детьми и, возможно, прорабатывать их—в индивидуальной или групповой форме.

         4. Изучение новых образовательных технологий, поиск эффективных методов и приемов воспитания и развития детей.

 Управление воспитательной системой.

            1.Управление воспитательной системой школы предполагает координацию работы всех ее компонентов. Она направлена на интеграцию усилий в создании условий для формирования индивидуальности и развития личности каждого ребенка.

         2. Управление носит административно-общественный характер, его субъектами являются администрация школы, общешкольный родительский комитет, органы ученического самоуправления, Совет профилактики школы.

         3. Главная задача управления—контроль за реализацией положений данной концепции.

         4. Диагностика эффективности воспитательной работы предусматривает:

• Выявление реального состояния воспитательной работы;

• Анализ изменений, происходящих в воспитательной работе;

• Выявление потенциальных возможностей, путей и средств дальнейшего совершенствования педагогической деятельности;

• Определение эффективности влияния различных педагогических средств на результаты воспитательной работы.

       5. Общими критериями могут быть:

     Воспитанность учащихся (направленность личности, мотивы поведения, степень сформированности социально значимых и индивидуальных качеств, свойств личности, нравственные ценности и ориентации). Дагностика    Шиловой М.И.    «технология изучения и анализа воспитанности современных школьников» (1 раз в год для 1-11 классов);

·         Уровень социального становления детей (социальная адаптивность, социальная активность, социальная устойчивость),  диагностика соцокружения. (2 раза в год для 1 и 5 классы);

·         Отношения между участниками педагогического процесса (между учащимися, родителями и детьми, педагогами и учащимися, между педагогами), диагностика исследования межличностных отношений внутри классного коллектива «цветной коврик» (1 раз в год для 3-11 класса), анкета для родителей (1 раз в год для 1-11 классов);

·         Уровень самоуправления в школе, ее объединениях и коллективах, диагностика уровня самоуправления  (9 или 11кл)

         В основу диагностики воспитательной работы положен анализ результатов, установленных при сравнении настоящего и предыдущего состояния воспитательной работы в соответствии с поставленными воспитательными задачами.

         6. В управлении воспитательной системой особое значение имеет научно- методическое обеспечение воспитательной работы. Оно осуществляется через:

• Школьное методическое объединение классных руководителей.

 • Подготовка кадров на курсах повышения квалификации.

• Педагогические советы.

• Районные (кустовые) педагогические семинары.

• Самообразование.

Целевые школьные программы - составляющие воспитательной системы

Воспитательная система школы имела бы более высокие результаты, но  недостаточное использование своевременного методик образования, стремительное старение  учебной базы,  что приводит к снижению уровня качества образования. Недостаточно действенное сотрудничество с родителями и  низкий уровень социума породили наличие числящихся за школой, но не получающих образование несовершеннолетних и педагогически запущенных детей, обучающихся по программе VII-IIX вида Разрозненность действий школы, правоохранительных органов и социальных учреждений в профилактике безнадзорности и подростковой преступности способствовало росту количества подростковых правонарушений.  Всё это негативным образом отразилось на уровне воспитанности школьников.

         Таким образом, были  определены, так называемые,  «точки роста», обозначающие те компоненты воспитательного процесса, которые требуют особого внимания, где необходимо добиться значительной позитивной  динамики: это исполнение «Закона об образовании РФ», духовно-нравственное, патриотическое воспитание учеников, здоровье учащихся, педагогическая поддержка детей, взаимодействие школы, родителей и общественности, руководство и контроль  за воспитательным  процессом.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ  «ПОДРОСТОК»

Цель: создание оптимальных условий для проведения работы по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних и про ведение первичной профилактики употребления психоактивных веществ.

Задачи:

1. Своевременное выявление детей, нуждающихся в оказании социально - психолого  - педагогической помощи.

2.    Установление причин возникающих трудностей и конфликтных ситуаций.

3. Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребёнка активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приёма психоактивных веществ.

4. Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни; а также технологии раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися.

Введение

В последние годы в России происходят процессы, связанные со стабилизацией общественной жизни, однако последствия явлений предыдущих лет еще не преодолены. Социальный фон воспитания детей в современной России продолжает оставаться неблагоприятным.

Особую тревогу вызывает рост количества детей, употребляющих алкоголь, наркотики, психотропные сильнодействующие вещества, растет количество курящих детей.

Острой остается проблема детей, оказавшихся без образования, не снижается число право нарушений, совершенных несовершеннолетними, увеличил ось количество преступлений, совершаемых подростками женского пола.

Большое влияние на подрастающее поколение оказывает та среда, в которой находится ребёнок. Изучив состояние микрорайона, где расположена школа, можно сделать следующие выводы. В микрорайоне отсутствуют спортивные центры и поэтому именно школа должна стать социокультурным центром.

Этапы реализации программы

1-й этап - подготовительный ( 2010-2011)

*  Аналитико - диагностическая деятельность .

* Поиск инновационных форм и способов первичной профилактики употребления наркотических и психотропных средств .

* Установление причин возникающих у детей трудностей и конфликтных ситуаций.

* Определение стратегии и тактики деятельности.

2-й этап - практический (                       )

 * Использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребёнка активного жизненного стиля поведения.

 * Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию через проведение индивидуальных консультации, организацию реабилитации детей.

 * Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися.

З-й этап - обобщающий (                            )

*  Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации .

 *Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами .

Нормативно-правовое обеспечение программы

1.     Федеральный закон от 21 мая 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в

образовательной среде.

3.Федеральная целевая программа по профилактике наркомании.

4.Положение по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в МОУ Александроневская СОШ

5. Положение о постановке на внутришкольный учет учащихся  МОУ Александроневская СОШ

Основные направления программы

1 направление. Профилактика вредных привычек

Мероприятия по профилактике вредных привычек

№        Мероприятия             Формы работы              сроки                 Кто проводит работу

         

Проведение диагностики по проблемам курения, злоупотребления спиртными напитками, наркотиками        

анкетирование        

 

1 четверть, постоянно        

  соцпедагог, классные руководители

         

Изучение нормативных документов        

         

В течение года        

Замдиректор по ВР, соцпедагог

         

Планирование работы классных руководителей с учащимися школы, проведение тематических классных часов        

Классные часы, беседы постоянно        

Замдиректор по ВР, соцпедагог, классные  руководители

         

Выработка методических рекомендаций по проведению работы с учащимися по данному направлению        

Рекомендации         постоянно        соцпедагог

         

Встречи со специалистами района        : инспектором по делам несовершеннолетних, участковым, психтологом…

Беседы, лекции         По мере возможности

Замдиректор по ВР, соцпедагог

                    

Классные часы        по ЗОЖ        

Классные руководители

         

Участие в школьных и районных соревнованиях     постоянно        

Учитель физкультуры

         

Проведение конкурсов листовок, плакатов, газет по профилактике вредных привычек        

Замдиректор по ВР,  классные руководители

День Здоровья         Учитель физкультуры, классные руководители

         

Оформление стендов  по данной тематике        постоянно        

Замдиректор по ВР,  

         

Проведение родительских собраний по данной тематике        

Родительские собрания, лектории        1раз в год         

администрация, соцпедагог,

2 направление. Профилактика правонарушений подростков

 

1.Работа классных руководителей:

* Руководство воспитательно-профилактической работой .

 * Планирование работы с педагогически запущенными детьми .

 *  Определение «трудных» подростков в кружки и секции школы.

  *  Работа классных руководителей по успеваемости и посещаемости учебных занятий учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, учете в ИДН (инспекция по делам несовершеннолетних) .

 *Индивидуальные беседы с родителями .

  *  Посещение «трудных» учащихся на дому .

 2. Работа социального педагога .

  *  Планирование работы с учащимися, попавшими в трудную жизненную

ситуацию.

 *Создание картотеки «трудного» подростка .

*  Диагностика учащихся, родителей, учителей .

 * Контроль за определением учащихся, состоящих на учете в ИДН, внутришкольном контроле, в кружки секции школы).

 *Контроль за успеваемостью и посещением занятий .

* Организация труда и летнего отдыха детей .

 * Посещение семей, организация свободного времени подростка. Индивидуальные беседы.

 * Связь с право охранительными органами, органами социальной защиты, психолога-педагогическими центрами района, молодежной биржей труда и др.

3 направление. Деятельность заместителя директора по ВР:

·        Разработка и внедрение школьных программ воспитательно-профилактической деятельности .

·        Планирование работы с коллективом учащихся:

1.      организация работы по профилактике правонарушений;

2.      правовое просвещение учащихся;

3.      работа с учащимися «группы риска»;

4.      организация КТД, классных часов, конференций.

·        Планирование работы с коллективом педагогов.

·        Методическая работа:

 *      заседания МО классных руководителей;

*      совещания при заместителе директора по ВР;

·        Индивидуальные беседы, консультации с учащимися, классными руководителями.

·        Работа с родителями:

1.      профилактика и корректирование негативной воспитательной среды в семье;

2.      помощь в преодолении негативных явлений;

3.      проведение родительских собраний;

 

Научно-методическое обеспечение программы

1.      Наркомания / Под ред. А.Н. Таранского. - СПб., 2000.

2.    Данилин А., Данилина И. Героин: советы врачей для подростков и их родителеЙ.- М., 2001.

3.Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков: пособие для родителей. - М.

 

Программа "Семья"

Сроки реализации  2010-2011 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Система семейного воспитания в последнее время претерпевают значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло  разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития  и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка.

Нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные восприятия родительства и детства. Катастрофически снижается рождаемость (число детей в РФ за последние 5 лет уменьшилась на 5,5 миллионов).

Следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначенная как главная проблема национальной безопасности России. Заметно увеличился в обществе, особенно в подростковой среде, рост социально-обусловленных заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания.

Динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи, школы, образовательных учреждений.

Необходимость создания и реализации программы «Семья» была обусловлена этими факторами. Невозможно промедление в решении данных проблем. Выход из этого положения возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия системы образовательных учреждений и семьи, в перестройке взглядов на роль семьи, возрождению семьи как главного воспитательного института.

 ЦЕЛЕВОЕ  НАЗНАЧЕНИЕ

Цель программы: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания, вовлечение родителей во внеклассную и воспитательную работу в ОУ.

Задачи программы:

1) пропаганда и возрождение семейных традиций;

2) воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

3) формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

4) всестороннее педагогическое просвещение родителей;

 

МЕХАНИЗМ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Осуществляется через:

- установления отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;

- вовлечение родителей в педагогическое самообразование,  

- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;

- привлечение  родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению духовных традиций;

- повышение роли   в  организации совместной деятельности детей и взрослых: духовно-нравственной, патриотической, интеллектуальной, художественной, эстетической,   физического воспитания.

УЧАСТНИКИ  ПРОГРАММЫ

Родители  Дети  Педагоги   Администрация школы

 

Основным звеном программы является коллектив педагогов, родителей и детей,  выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении внеклассных мероприятий, творчески подходящий к реализации целей и задач программы «Семья».

УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ, МОНИТОРИНГ

Программа «Семья» рассчитана на 3 года .

Управление и контроль над реализацией программы  осуществляет заместитель

 директора по воспитательной работе образовательного учреждения.

 

Реализация программы «Семья» на                      гг. предполагает апробацию основных параметров мониторинга на уровне учреждения и различных форм работы с родителями, организацию тематических общешкольных и классных родительских собраний

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  РАБОТЫ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ  ЭФФЕКТИВНОСТЬ

1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

2. Улучшение микроклимата в семье.

3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).

4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  С СЕМЬЕЙ

Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.)

Организация диагностической работы по изучению семей. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой  и индивидуальной работе с семьей.

Организация педагогического просвещения родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.

  Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

Использование различных форм сотрудничества с родителями – отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса.

Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни.

 

Информирование родителей через стенд «Уголок для родителей».

ФОРМЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ПЕДАГОГОВ  И РОДИТЕЛЕЙ

 

Формы взаимодействия педагогов  и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

 

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.

Родительские собрания могут проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Встречи родителей с администрацией школы. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия  педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив – это опора педагогов  и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

ОРГАНИЗАЦИЯ  СОВМЕСТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.

Формы взаимодействия с семьей.

Формы познавательной деятельности: дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, интеллектуальные игры, олимпиады.

 Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора,

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей,

соревнования, конкурсы, экскурсионные поездки.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка – главная ошибка семейного воспитания.

Хорошо, когда родители понимают, что какими бы серьезными не были семейные проблемы, это не дает повода отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет – на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности.

Мероприятия по совместной работе родителей, детей и школы

 

направления              Формы работы                  сроки

 

Развитие ученического самоуправления

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать свою позицию, а если необходимо, приходить к компромиссам.

Развитие ученического самоуправления - актуальная педагогическая задача.

Цель:

1.   воспитание   отрицательного   отношения   к   негативным   явлениям:

безнравственности, безответственности, антисоциального образа жизни;

2.  обучение детей демократическим принципам, подготовка их к жизни

в обществе.

Задачей                   учебного года были формирование детских организацией и органов самоуправления:

1. Парламент,   сформированный   на   выборной   основе (учащиеся 6-11 кл.),  оказывающий практическую помощь педагогическому коллективу в организации учебного процесса, внеурочных мероприятий,     контроля    за    организацией    дежурства,    гигиеническим состоянием школы, организации и проведении общественно полезных дел. В             году разработано положение о парламенте.

                                                    «АШКУФ»

 

                           1.Общие положения:

1. Детская  общественная организация является добровольным общественным формированием, в котором объединяются обучающиеся школы  педагоги для совместной деятельности.

2. Членами детской организации являются учащиеся школы 5х – 11х классов.

3. Школьная   детская организация имеет свою символику: название, герб, гимн.

4. Членами школьной   детской организации могут быть все обучающиеся образовательного учреждения.

                                 2. Цели  и  задачи детской организации:

1. Целью детской организации является  воспитание и развитие обучающихся,  создание условий для  самоопределения и самореализации каждой личности.

2  Задачи

-       формирование личности, способные отстаивать свою точку зрения, противостоять

         негативным явлениям.

-       развитие организационных навыков старшеклассников, умение работать в  

         разновозрастных группах.

-       внедрение здорового образа жизни.

·        создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;

·        изучение личностей обучающихся, их интересов, стремлений и желаний;

·        создание условий для детей, при которых наиболее широко раскрываются  его

         лидерские качества;

·        формировать  умение сочетать  личные и групповые интересы;        

·        формировать  позитивные гражданские позиции;

привитие интереса к систематическому  нравственному, духовному и физическому самосовершенствованию.                                

    3. Содержание

Школьная   детская организация помогает реализовать себя каждому обучающемуся

 в  5 сферах жизнедеятельности:

- сфера познания (учеба, информация, знания) – учебный сектор;

- сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения и навыки) – трудовой сектор; сектор дисциплины и порядка.

- сфера  физического развития (реализация физических возможностей) – спортивный сектор;

- сфера игры (игровая  активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей) -  культурно- массовый сектор;

 - сфера оформления – сектор печати  

Все формы деятельности в палатах (классах) осуществляются на соревновательной основе.

   4. Управление и структура школьной   Детской  организации  

            Детская организация представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское  объединение,  имеющее  регулирующие  его  деятельность  нормы зафиксированные  в Уставе школы.

Органами управления Детской  организации  являются выборные органы самоуправления.

§    Высшим органом управления школьной   детской  организации является общее собрание всех обучающихся.

§    Общее  собрание  проводится один раз в год.

§    Орган, руководящий деятельностью школьной   детской  организации в период между общими собраниями – парламент.

§    Парламент  обсуждает и организует внеурочную деятельность обучающихся,  рекомендует различные виды поощрений, рассматривает отчеты секторов

5.  Права и обязанности членов  детской  организации «АШКУФ».  

1).  Члены детской организации имеют право:

·        Избирать и быть избранным в совет  детской  организации ;

·        Излагать выборным органам свои проблемы и получать от них помощь;

·        На участие в планировании деятельности детской организации и выполнение

        принятого плана;

·        Участвовать во всех школьных и районных мероприятиях;

·        За успешную работу иметь поощрения и награждения.

         На уважение своего человеческого достоинства

    2).  Члены детской организации  обязаны:

·      Соблюдать устав  детской организации ;

·      Добросовестно учиться, готовить себя к активной трудовой деятельности;

·      Достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте речи;

       Выполнять все возложенные поручения.

·      Информировать о своей деятельности.

 

План работы по организации ученического    самоуправления  

на                     ученый год

№         Мероприятия         участники        сроки           организатор

Программа летнего лагеря « Солнышко »  с дневным пребыванием детей    МОУ Александроневская СОШ

Пояснительная записка.

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников ;

– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала учащихся и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены. В лагере отдыхают  … обучающихся

Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 7–15 лет. При комплектовании в  лагерь  принимаются  дети,  родители  которых  вносят  взносы в Фонд социального страхования.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

O     Конвенцией ООН о правах ребенка;

O     Конституцией РФ;

O     Законом РФ «Об образовании»;

O     Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

O     Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;

O     Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

O      Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Концепция программы

Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.).

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.

Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги дополнительного образования единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.

Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.

Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда.

Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов,  как  двигательная  активность,  закаливание и др.

По результатам анкетирования все воспитанники образовательного учреждения считают, что здоровье важно для будущего поколения.

Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив школы ставит перед собой следующие цель и задачи:

Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

Задачи:

-     Организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с

     профилактикой распространенных заболеваний у детей;

-    Способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;

-     Раскрыть творческий потенциал детей;

-     Развить различные формы общения в разновозрастных группах;

-     Организовать  изучение  родного  края;

--     Способствовать  развитию  природоохранной  работы;

Основное содержание программы

№ п/п  Название блока        Краткое описание

1  Экологическое        

 Воспитание интереса к объектам и явлениям окружающего мира

2  Спортивное, здоровье        

 Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования здоровья, знакомство с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического здоровья

3  Трудовое         

 Формирование у учащихся потребности к общественно-полезному делу, приобщение к труду, развитие трудовых навыков

4  Культурное        

Передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения, культуры общения, понимания ценностей

5  Туристско – краеведческая работа        

Изучение растений своей местности,   оказание I медицинской помощи; историко – литературное краеведение; походы и экскурсии;

6  Ритуалы лагеря        

Название отряда, девиз, утреннее построение, подведение итога дня, подъём и спуск государственного флага лагеря        

Механизм реализации программы

I. Подготовительный этап включает:

O     подбор кадров;

O     комплектование отряда;

O     разработку документации.

II. Организационный этап включает:

O     выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

O     сплочение отряда;

O     формирование законов и условий совместной работы;

O     подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.

Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:

O     познают, отдыхают, трудятся;

O     делают открытия в  себе, в окружающем мире;

O     помогают в проведении мероприятий;

O     учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

O     развивают способность доверять себе и другим;

O     укрепляют свое здоровье.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.

IV. Заключительный этап.

Педагогический анализ результатов.

Кадровое обеспечение

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

В реализации программы участвуют педагоги образовательного учреждения,  работники МУК, работники школьной и сельской библиотек, медицинский работник.

Сведения об участниках  (социальный состав воспитанников)

Всего детей –  

Из них:

– из многодетных семей –

– из семей беженцев, переселенцев –  

– из числа детей-сирот –  

– из числа детей (опекаемых) –  

– из семей одиноких родителей –    

– из семей участников межнациональных конфликтов –

– детей с ограниченными физическими возможностями (инвалиды) –  

– детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении –  

– состоящих на учете в милиции –    

– состоящих на учете в школе –   .

Сроки и условия пребывания

Программа реализуется в течение одной лагерной смены. Финансирование лагеря осуществляется из фонда социального страхования.

Ожидаемые результаты

1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.

3. Укрепление здоровья воспитанников.

4. Развитие творческой активности каждого ребенка.

5. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является  Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина  России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

  1. В области формирования личностной культуры:
  • Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в различных видах деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной компетенции – «Становиться лучше»;
  • Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и  духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника  поступать согласно своей совести;
  • Формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
  • Формирование  нравственного смысла учения;
  • Формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
  • Принятие базовых национальных ценностей и духовных традиций;
  • Формирование эстетических потребностей;
  • Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию;

В области формирования социальной культуры:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности;
  • Пробуждение чувства личной ответственности за Отечество;
  • Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  •  Формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • Укрепления доверия к другим людям;
  • Становление гуманистических и демократических ценностей;
  • Формирование толерантности и основ межэтнического общения.

В области формирования семейной культуры:

  • Формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • Формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • Формирование о нравственных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям  человека
  • Ценности: любовь к России,  своему народу, своему краю;  служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон  и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства гражданского общества.
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни, справедливость; милосердие; честь; достоинство;  уважение  к родителям; уважение достоинства человека, равноправие; ответственность и чувства долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода  совести и вероисповедания;  толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  • Воспитания  трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Ценности:  уважение к труду, творчество и созидание стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость;  трудолюбие.

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающему миру

Ценности:  родная земля, заповедная природа,  планета Земля.

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (воспитание эстетическое).

Ценности: красота, гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение  в творчестве и искусстве.

Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  1. Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важных законах4
  2. Представления о символах государства – флаге, гербе России и гербе субъекта РФ, в котором находится ОУ;
  3. Элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  4. Элементарные представления о правах о правах и обязанностях гражданина России;
  5. Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  6. Уважительное отношение к русскому языку как государственному,  язык межнационального общения;
  7. Ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  8. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов  нашей страны;
  9. Элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России  и её народов;
  10. Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта РФ, края, населённого пункта, в котором находится ОУ;
  11. Стремление  активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
  12. Любовь к ОУ, своему селу, городу, народу, России;
  13. Умение отвечать за свои поступки;
  14. Уважение к защитникам Родины;
  15. Умение отвечать за свои поступки;
  16. Негативное отношение к нарушителям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  1. Первоначальные представления о базовых национальных ценностях;
  2. Различение плохих и хороших поступков;
  3. Представления  о правилах поведения в ОУ, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
  4. Элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей  страны;
  5. Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  6. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  7. Бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  8. Знание правил этики, культуры речи;
  9. Стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение  признаться в плохом поступке и проанализировать его;
  10. Представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  11. Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  1. Первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  2. Уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  3. Элементарные представления об основных профессиях;
  4. Ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  5. Представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  6. Навыки коллективной работы;
  7. Умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  8. Умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  9. Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  10. Отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде:

  1. Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  2. Элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  3. Бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование  представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  1. Представления о душевной и физической красоте человека;
  2. Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  3.  Интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  4. Интерес к занятиям художественным творчеством;
  5. Стремление к опрятному внешнему виду;
  6. Отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников"

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интереса...

"Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников"

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интереса...

Развитие воспитательного потенциала в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования Доме детского творчества

Новые социально-экономические условия, тенденции государственной политики в сфере образования актуализируют необходимость создания новой воспитательной системы учреждения.  В соответствии с новой...

Воспитательный потенциал семьи обеспечивающий успешное развитие ребёнка.

Разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют её воспитательные....

Использование воспитательного потенциала образовательной среды в духовно-нравственном развитии школьника

В данном докладе описана воспитательная работа на занятиях ОДНКНР по учебнику Н.Ф.Виноградовой....

Мастер класс для педагогов "Воспитательный потенциал притч как основа нравственно - этического развития школьников с нарушением интеллекта"

Мастер-класс для педагогов   "Воспитательный потенциал притч как основа нравственно - этического развития  школьников с нарушением интеллекта".  Обучение участников масте...


 

Комментарии

Чернавцева Людмила Геннадьевна

Спасибо. Проделана сложная работа, которая охватывает все сферы деятельности и ее участников. Никто и ничто не забыто. Грандиозная работа!
Швидкая Ирина Александровна

Людмила Геннадьевна, большое спасибо за комментарий. Извините что сразу не ответила, но у нас проблемы с интернетом. Для того чтобы добавить материал мне надо выехать в Новосибирск, а выезжаю я редко. Ещё раз большое спасибо.