Главные вкладки

    Концепция развития личности ребенка младшего школьного возраста
    статья по теме

    Обобщение опыта по данной теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obobshchenie_vospitanie.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

                                   Актуальность темы

       Обучаем, развиваем , воспитываем.Эта триединая задача решается каждым педагогом на каждом уроке и во внеурочной  деятельности. И хотя школа – это прежде всего обучение ,жизнь убедительно  доказывает, что воспитание  современных школьников не только труднее, но и важнее , чем обучение.  В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, определена приоритетность воспитания: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…»

    Воспитать такого человека не легко. Н.И. Лобачевский говорил: « Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и все совершенствовать».

    Это особенно актуально для начальной школы, когда происходит формирование ребенка как личности, закладываются основы  мировоззрения и мировосприятия окружающего мира и себя в этом мире. Педагоги начальной школы едины во мнении, что абсолютной  ценностью воспитания является ребенок , маленький  человек, которому  мы должны помочь вырасти свободной, самодостаточной , гармонично развитой личностью.

        С педагогической  точки зрения это означает воспитание  у учащихся   таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, способность принимать  решения и нести ответственность за свои поступки, коммуникативные и организаторские способности.

    У современных школьников значительно расширен кругозор, им доступна любая информация, в том числе и та, которая нарушает покой и психическое равновесие. Как сохранить детство здоровым, полноценным, радостным? Как направить их познавательную активность в нужное русло?

          За  годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.

    Основными идеями, которые легли в основу моей воспитательной работы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства.

    Воспитательная работа построена на следующих принципах:

    1. Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Культура, Отечество, Знания, Труд, Мир, Здоровье.
    2.  Развитие способностей ребенка как субъекта собственного поведения.
    3. Принятие ребенка как личности .

    Цель воспитательной системы  класса  - формирование личности ребенка на основе общечеловеческих ценностей. В современном обществе, где фактически потеряны многие гуманистические ценности, становится наиболее важным пробудить в детях "доброе сердце", научить чувствовать чужую боль, воспитать патриотизм. Основное внимание в воспитательной системе направлено на нравственное воспитание, охватывающее все стороны нашей жизни.

      Задачами воспитательной деятельности являются:

    1. Изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки.
    2. Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
    3. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
    4. Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.
    5. Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
    6. Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.
    7. Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
    8. Взаимодействие с семьей.

    Направления воспитательной деятельности

       Как обеспечить успешную социализацию младших школьников? Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе? Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?

    Уровни социального пространства, которые осваивает человек, когда является учеником начальных классов школы, можно систематизировать следующим образом:

    "Мир моего Я" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).

    "Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).

    "Я и школа" (традиции в школе и в классе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса).

    "Я и мир" (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, края).

    В систему работы включены следующие программы:

    "Здоровье" (формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей).

    "Интеллект" (определение "зоны ближайшего развития" обучающихся, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами).

    "Подросток" (формирование классного коллектива, формирование культуры социального поведения, обучение способам преодоления коммуникативных проблем, проблем передачи социального опыта).

    "Досуг и Семья" (создание условий для проявления учащимися своих индивидуальных способностей в равной степени посредством включения в активные и нестандартные формы деятельности, для развития умения адекватной оценки своих и чужих ошибок и достижений, для организации социализирующего досуга).

       В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии личности. И тогда выполняется одно из самых главных моих правил: "Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением! Без обиды и досады!". С самого начала работы с классом, я работаю над созданием психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов моей работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам. Я за сотрудничество

    Ученическое самоуправление в воспитательной системе класса.

      Главный упор в создании модели самоуправления делается на саморазвитие человека, развитие инициативы через воспитательную работу и дополнительное образование посредством организации ученического самоуправления в классе «Лучик»  в объеме детской организации «Радуга».

    Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе является  делом трудным, особенно в начальной школе. Это  может связано с возрастными    психологическими   особенностями младших школьников, и с  отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.

       Цель: формирование человека с высоким самосознанием. Проявляющим инициативу, активно участвующего в школьной жизни  класса; личности, способной выражать свое  мнение и вносить коррективы в школьную жизнь, обладающей высокой нравственностью.

      Задачи: создание оригинальной системы самоуправления, как воспитательной среды школы; развитие потребности и  способности учиться без посторонней помощи, принимать решения в повседневной ситуации; воплощать их в действие и нести за них ответственность;  воспитание положительного отношения к школьным потребностям и готовность совершенствовать  свою личность;

     развитие лидерских качеств учащихся; формирование положительного отношения родителей к работе органов школьного самоуправления и привлечения  их к участию в этой деятельности.

       Учителя начальных классов условно делят  организацию самоуправления в своих классах на следующие этапы.

                               «Нулевой  этап» -1 класс

     У  уч-ся  первых классов возникают трудности адаптации к школе  в первый учебный год, в программе школьного самоуправления, они исполняют роль наблюдателей , выполняя легкие  задания под моим руководством  и воспитателя..

     

                               «Первый этап» 2 класс

      Уч.-ся сам должен принимать решения и уметь  реализовывать их при участии взрослого,  разделять с ним ответственность.

       Моя позиция - «учитель». Характер деятельности : сообщаю о значении самоуправления; формирую положительные мотивы у уч.- ся  к самоуправленческой деятельности; вырабатываю навыки самостоятельной работы.

                               «Второй этап»3 класс.

       На данном этапе школьного самоуправления уч.-ся 3 класса  должен уметь учиться сам принимать решение, реализовать его при помощи взрослого, а ответственность  брать на себя.

       Моя  позиция- «консультант». Характер деятельности: передаю уч.- ся организаторский опыт, показываю пример участия в общественной работе, выступаю носителем традиций, сложившимся в самоуправлении школы.

                               «Третий  этап».

       Уч.-ся должен  учиться сам принимать решение, реализовать его без посторонней помощи, сам нести  ответственность за свои действия.

       Моя позиция - «партнер». Характер деятельности – сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении задач.

         Работая с коллективом по этой системе, можно еще раз убедиться, что без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в нем. Детей объединяет их отношения, которые возникают именно в деятельности в общении, во взаимодействии,  и которым необходимы  три стороны, три силы . три полюса (дети, родители, учителя), которые образуют поле

    Внеурочная деятельность.

    Воспитательная система класса - максимально открытая система, родители, педагоги школы, работники учреждений дополнительного образования - наши сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности.  

    Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, праздник “Первой отметки”, День Учителя, Новогодний праздник, 23 февраля, 8 марта, День именинника, день Семьи, совместные походы   преподавателей и детей.

    Одной из самых эффективных форм внеклассной воспитательной работы в начальной школе являются тематические классные часы, занятия и мероприятия. Я организуя и проводя  такие дела, особое внимание уделяю тому, чтобы мои  ученики  не относились к ним как к формальному мероприятию, на котором «нужно посидеть».
    Важно, обучая, развивая и воспитывая, развивать. В этом случае дети любят внеклассные мероприятия, они их ждут, они к ним готовятся вместе со мной и одноклассниками.  Моя задача как   классного руководителя — создание условий для развития творчества детей, коммуникативной культуры, формирование здорового детского коллектива, где каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно.
    Бесценно время продуктивного неформального общения учителя с учениками, когда можно говорить о самом интересном, волнующем. Это возможность для каждого ребенка проявить свои возможности в различных сферах деятельности. Это прекрасная возможность для слабых учащихся «реабилитироваться» в глазах одноклассников и учителя, раскрыться с неожиданной стороны, продемонстрировать те таланты и способности, которые не востребованы на уроках. Школьники, которые недостаточно успешны в учебе, часто бывают хорошими организаторами, спортсменами, могут нестандартно мыслить, они инициативны, умеют преодолевать трудности и быть самостоятельными в быту.
    При выборе наиболее эффективных форм проведения тематических классных часов я  стараюсь учитывать современные увлечения и интересы детей. Новой формой проведения классных часов и внеклассных мероприятий стали деловые игры, где дети учатся работать в команде, обсуждать проблему с разных сторон, где каждый ребенок — участник действа, у каждого  находится роль, мнение каждого интересно. Очень любят школьники соревнования «классных» команд. В процессе командной борьбы  участники учатся организовывать себя, договариваться о распределении поручений, оценивать свои силы, оказывать команде посильную помощь.  Для тех детей, успехи которых в индивидуальном труде на уроках не очевидны групповая работа вне урока становится организационной  зоной ближайшего развития.
    С особым интересом дети относятся к  проведению КТД. Старшие берут на себя роль организаторов и руководителей, малыши с присущим им задором и энергией участвуют в игре. Дети раскованны и инициативны. Их не надо уговаривать сыграть роль, нарядиться в костюм,  сочинить что-то.. Я стараюсь задействовать всех, никого не обойти, помочь каждому определить свое участие. И какую радость испытываю я , когда застенчивый и тихий ученик, от которого на уроке трудно дождаться четкого ответа, вдруг оказывается замечательным артистом, преодолев стеснение и робость, выступает перед детьми и учителями. Каким счастливым чувствует себя маленький
     человечек, сойдя с подмостков! Для него это выступление — доказательство своей значимости, повышение самооценки и веры в собственные силы. И приятно видеть благодарность в   глазах родителей, которые увидели своего ребенка в новом , неожиданном  даже для них качестве. Разве это не основная цель воспитания? Моим  ученикам  запомнились такие  КТД как ; «Праздник осени», « Урок толерантности»,

    «Душа народа к добру зовет», « Хлеб – всему голова».

     В развитии младших школьников  использую социокультурный потенциал города и села :

     музеи ( поездки в Даровое, муз. им. А.С.Голубкиной,  Зарайский Кремль) , библиотеки , кружки, которые проводятся в школе. ( в моем классе 100% посещаемость  различных кружков).

    Основные внутренние и внешние связи классного сообщества: ученики - учитель - родители - интересные люди - жители нашего города - другие учителя - другие классы.

    Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы.

    Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности:

    нравственный (ценностно-ориентировочный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как “семья”, “природа”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства;

    познавательный потенциал: наблюдательность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;

    коммуникативный потенциал: (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе.

    художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;

    физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким и закаленным;

    трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитывать уважение к чужому труду - быть полезным в обществе - знакомство с распространенными профессиями.

    Взаимодействие семьи и школы.

       В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для классного воспитателя изучение семей учащихся является важной составляющей в структуре его общих обязанностей и профессиональных интересов.

      Стараюсь использовать различные формы работы с учениками и родителями. В своей работе я использую следующие формы  : родительские собрания, общеклассные собрания учеников и родителей, индивидуальные консультации для родителей, собрания – праздники, посещение на дому.

    Такая работа помогает мне лучше узнать семьи и их проблемы, родителям – особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребенку, детям – получить правильное ориентирование, становление личности.

    . Можно выделить основные этапы педагогических отношений семьи и школы, которые я использую  в своей работе:

    1. Собеседование с детьми и родителями при записи в школу.
    2. Изучение состава класса, уровня подготовленности детей к школе.
    3. Анкетирование родителей.
    4. Посещение детей на дому.
    5. Педагогическое руководство семейным воспитанием через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.
    6. Организация родительского самоуправления.
    7. Выявление положительного опыта воспитания детей  в семье.
    8. Обобщение опыта работы.

    С первого дня работы родителям сообщается, что необходим постоянный контакт с учителем, согласованная работа. На родительском собрании родители заполняют анкеты, идет знакомство с жизнью семьи, ее интересами. Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Повестка каждого собрания обязательно включает беседу, подведение итогов работы родителей, чтение детских сочинений о маме, каникулах, т.е. представление творческих работ учащихся. Одной из самых важных задач работы с детьми является воспитание культуры поведения, сознательной дисциплины, требовательности к себе и друг к другу, честности, правдивости, доброты, осознанного выполнения правил для учащихся, требований коллектива, что невозможно без деятельного участия родителей. Для этого необходимо единство требований классного руководителя и родителей.

    Так, одна из первых консультаций - ознакомление с режимом для школьников, с правилами для учащихся. Уже с первого класса устанавливается дежурство учащихся в классе и в столовой. Для соблюдения дисциплины и порядка за каждым учащимся закрепляется постоянное место. Дежурные обслуживают определенные столы, распределяют между собой обязанности, следят за соблюдением санитарно-гигиенических требований. От родителей требуется привить навыки культуры поведения за столом во время еды.

    Проведение индивидуальных и групповых консультаций выявляет, какую помощь оказывают родители детям, в чем они затрудняются.

    Организация родительского самоуправления начинается после первого родительского собрания. Создаются инициативные творческие группы.

    В истории нашей школы есть традиция, которую проводим с родителями - праздник «Прощание с начальной школой» . . На праздник приходят все родители, подводится итог за четыре года совместной работы.

    В конце каждого учебного года вместе с родителями и учащимися проводится анализ работы за год, отмечаются положительные моменты, выявляются лучшие мероприятия с точки зрения их организации, воспитательного воздействия на ребят, повышения их культурного уровня, расширения кругозора.

    Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

    Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел.

    Уверена, что путь к сердцу  ребенка можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая  система может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача - быть им другом, раскрыть их души


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста

    Как развить у школьников творческие способности? Предлагаю задания и упражнения.Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее...

    Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста

    Как развивать у детей творческие способности? Как научить их и себя быть креативным? Все это вы найдете в данном материале.Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных....

    ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ...

    Конспект аттестационного индивидуального логопедического занятия с ребенком младшего школьного возраста с тяжелыми сочетанными нарушениями в развитии

    тема занятия: Учимся, играя" (Возраст 9 лет.Заключение МПК: F.72, G.80. Органическое поражение ЦНС, ДЦП, тотальная отслойка сетчатки с пролиферацией. Логопедическое заключение: стойкое наруш...

    Формирование общечеловеческих и гражданских качеств личности в младшем школьном возрасте

    Гражданское воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребёнка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место...

    Воспитание нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте.

    В данной статье рассматриваются аспекты воспитательного процесса с точки зрения развития нравственных качеств личности младших школьников...

    Практическое занятие с родителями младших школьников "Особенности взаимоотношений с ребенком младшего школьного возраста"

    На занятии рассматриваются  особенности взаимодействия родителей с младшими школьниками, трудности, с которыми сталкиваются родители в повседневной жизни и  способы выхода из этих ситуаций. ...