Программа профильной смены летнего лагеря «Ромашка»
методическая разработка по теме

Лето - наилучшая пора для общения с друзьями, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год.   Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yuid.doc279.5 КБ

Предварительный просмотр:

        «УТВЕРЖДАЮ»

                                    Программа профильной смены летнего лагеря «Ромашка»                     Директор МОУ «Куйбышевская СОШ»

                                                                              с  3июня по 29 июня 2010 г                                                                     ________________В.Д.Лагутин

«___»____________2010г.

Программа отряда ЮИД

 

Куйбышев,2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Актуальность создания программы.

            Лето - наилучшая пора для общения с друзьями, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год.   Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?!

        1 смена в детских пришкольных лагерях объявлена профильной сменой, целью которой является активизация работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, пропаганда безопасного поведения на улицах и дорогах. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка настолько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.  Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем неоправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Отличительные особенности программы.

        Настоящая программа разрабатывалась с опорой на имеющиеся типовые образовательные программы:

  1. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
    травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002
  2. Программа «Безопасность дорожного движения». Опыт организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма преподавателя – организатора ОБЖ МОУ СОШ С УИОП №1 г. Малмыжа Лаврентьева Владимира Дмитриевича.

Особенностью разработанной программы является то, что в течение лагерной смены  предполагается постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем ежедневного изучения правил дорожного движения с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Особое внимание по изучению правил дорожного движения уделяется совместная работа с ГИБДД и родителями, благодаря этой работе закладываются основы формирования культуры общения, толерантности. Совместно с родителями учащиеся  разрабатывают безопасные маршруты «дом-школа-дом».  

В программу включены методические рекомендации по организации и проведению профилактической работы по ДДТТ. Разработана серия тематических занятий обучению ПДД.

Программа создана с учетом особенностей младшего школьного  возраста; нормативных документов, регламентирующих, деятельность детских объединений в учреждении МОУ и адаптирована к условиям летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. Программа  способствует формированию целостной системы знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах, интеллектуальному развитию и оздоровлению подрастающего поколения.

       Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи. Таки образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.

Срок реализации программы: 18 дней

Возраст воспитанников: 8-11 лет

Цель: Формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

  1. формировать у учащихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;
  2. формировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  3. обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи.
  4. воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  1. самостоятельности в принятии правильных решений;
  2. убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
    правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
    жизни;
  3. внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
    дорожного движения. 
  4. здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
    совершенства.

Ожидаемый результат:

  1. приобретение учащимися  знаний по технике безопасности и жизненно-важным гигиеническим навыкам;
  2. развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
  3. формирование интереса к регулярным  занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
  4. овладение  двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.

Нормативно – правовое обеспечение программы:

  1. - Конституция РФ.
  2. - Конвенция «О правах ребенка».
  3. - Правила дорожного  движения.
  4. - Устав образовательного учреждения.
  5. - Учебный план.
  6. - Учебные программы.
  7. - Положение об отряде юных инспекторов движения.

Научно – методическое обеспечение:

  1. Государственный образовательный стандарт.
  2. Учебный план и учебные программы школы.
  3. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
  4. Учебники по ОБЖ, ПДД.
  5. Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями

Приложение 1

Тема 1.

Введение в образовательную программу.

Теория: История детского объединения юных инспекторов движения; цели и задачи объединения «Светофор». Знакомство с положением об отрядах ЮИД.  Организационные вопросы структура отряда, выборы командира, его заместителя, связного, пропагандистов, редакторов стенной газеты, агитационного листка, оформителя дневника отряда. Выбор названия, девиза, речевки, песни.

Тема 2.

История правил дорожного движения. 

Теория: История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте - легковом, грузовом, общественном, о велосипеде в России, в городе Коломне. Первые дорожные знаки, жезлы, разметки.

Практика: Изготовление макетов первого светофора, автомобиля, знаков.

Задание: Оформить собранную информацию в дневник отряда.

Тема3. 

Изучение правил дорожного движения.

Теория: Правила дорожного движения в России (Утвержденные Постановлением Совета министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 с изменениями и дополнениями от 28 июня 2002 года № 472). Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий ПДД для пешеходов - правостороннее движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. ПДД для пассажиров - виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Психодиагностика ПДД для велосипедистов - техническое состояние велосипеда, дорожные знаки, движение групп велосипедистов. Тормозной и остановочные пути. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств.

Практика: В рабочей тетради и в дневнике отряда сделать подборку светофоров, соответствующих дорожных знаков, автомобилей (отечественных и зарубежных). Оформить красочно места перехода проезжей части дороги. Нарисовать схемы остановочного и тормозного путей автомобиля. Проверить теоретические и практические знания велосипедистов.
Задание: С помощью схем и зарисовок провести беседы в лагере о недопустимости перехода проезжей части дороги в неустановленном месте и перед приближающемся транспортом.

Тема 4-8

Дорожные знаки.

Теория: Дорожные знаки и их группы (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные, приоритета, сервиса, дополнительной информации). Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков.
Практика: В рабочей тетради сделать зарисовки дорожных знаков, написать их название.
Задание: В лагере провести занятие «Сами не видят, а другим говорят».
Тема 9.

Экскурсии по улицам посёлка.

Практика: Во время экскурсии провести наблюдение за дорожной ситуацией на перекрестке, предвидеть скрытую опасность. Научиться оценивать скорость и направление движения машин. Из участников дорожного движения выделить «образцовых и нарушителей».

Тема 10.

Психологический тренинг «Давать и получать».

Тема 11.
«ЮИД – надежный друг ГИБДД»
Теория:
 Развитие детского движения ЮИД в России. Цели и задачи отрядов ЮИД.
Тема 12. 
Агитация и пропаганда Правил дорожного движения. 
Теория: Подготовка приветствий, визитных карточек «Знакомьтесь - наш отряд». театрализованных выступлений с отражением тем для пешеходов, пассажиров, велосипедистов; оформление агитационных плакатов, профильных газет, памяток-закладок, дневника отряда и др.; Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях «Перекресток у школы». Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.
Практика: Оформление собранного материала на стендах «Правила дорожные - Правила надежные», «ЮИД в действии», в дневнике отряда. Изготовление «Перекрестка у школы» - рисунок, макет, его защита. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. Психологический тренинг «Превращения», «Живые картинки».
Задание: Провести в лагере беседы: «Светофор, - которым мы пользуемся», «Места перехода проезжей части дороги», «Велосипед мой верный друг», и др.
Тема 13. 
«Правила дорожные - компас взрослых и ребят».

Теория: Дорожные ситуации в картинках, на макете, в словах. Разбор и причина ДТП. Использование кино, пантомимы, сказок, рассказов, пословиц и поговорок в изучении ПДД.
Практика: Нарисовать схему маршрута «Дом-школа-дом», развод автотранспорта и пешеходов на макете. Пантомима в изучении ПДД для пассажиров. Работа с книгой: подбор пословиц и поговорок со словами дорога, транспорт, движение.
Задание: Внести в дневник учащихся первых классов схему-маршрут «Дом-школа-дом».
Тема 14. 
«Стихи и песни сочиняем - Правила движенья изучаем».

Теория: Прослушивание песен и стихов о ПДД. Просмотр фильмов о ПДД.
Практика: Составление рифмы по заданным словам, теме. Подготовка к конкурсу «Музыкальный перекресток».
Задание: Придумать и записать игры по ПДД.
Тема 15.

Функции служб участвующих в раскрытии дорожно-транспортного происшествия.
Теория:
 История создания и развития милиции и Госавтоинспекции - ГИБДД. История детского объединения ЮИД в России и Коломне. Положение об отрядах ЮИД. Цели и задачи отрядов ЮИД. Знакомство с положением программы третий год обучения.

Тема 16.

«Правила дорожного движения» — государственный нормативный документ и основа дорожной грамоты участников дорожного движения.

Теория: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. «об утверждении Правил дорожного движения». Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196 - ФЗ от 10.12.1995 г. Извлечение из кодекса «Об административных правонарушениях за несоблюдение ПДД» Соблюдение ПДД — обязанность каждого гражданина. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
Практика: Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий. Психологический тренинг на внимание «Где я?».

Тема 17.

Основы пути обеспечения дорожной безопасности. 

Теория: Элементы улицы. Формы регулирования движением: светофорное и регулировщиком. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Виды перекрестков. Железнодорожные переезды: правила перехода и проезда.
Элементы загородной дороги. Дорога с односторонним и двустороннем движением. Дорожная разметка, ее значение для регулирования движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметки.
Назначение дорожных знаков. Места установки дорожных знаков. Группы дорожных знаков.
Причины дорожно-транспортных происшествий. Разбор ДТП. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.

Практика: Нарисовать виды перекрестков и выступить перед ребятами летнего лагеря с темой «Как перейти дорогу на перекрестке».
.

Тема 18.

Агитация и пропаганда Правил дорожного движения.

Теория: Роль народного фольклора в агитации. Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях. Как провести театрализованное представление по ПДД
Практика:  Организация лекторских групп из учащихся для проведения лекций в среднем и младшим звеньях. Оформление собранного материала на стендах, в дневнике отряда, агитационных плакатах. Оформить для родителей выставку поделок по темы ПДД (дневник, закладка, вышивка, оригами, объемный светофор, рисунки и т.д.).
Задание: Провести с учащимися 1-3 классов беседы «Регулировщик - постовой», «Мы по улице идем и дорогу перейдем», «Мой друг - велосипед»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профильной смены: "Будущий первоклассник"

Эта программа для подготовки детей к школе....

Торжественное мероприятие открытия профильной смены детского лагеря

Данный сценарий предназначен для открытия смены детского лагеря гражданско-патриотической направленности. Подобраны стихи о Кубани, родной станице Каневской, а так же развлекательные детские игры для ...

Календарный план мероприятий по реализации программы профильной смены пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей « Тополек» МОУ СОШ № 7 « Волшебник родниковой долины»

Календарный план мероприятий по реализации программы профильной смены пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей « Тополек» МОУ СОШ № 7 « Волшебник родниковой долины»...

ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ

1. Паспорт программы Название программы:Программа  профильной смены летнего пришкольного лагеря МОУ СОШ №12 с дневным пребыванием  «Планета Детства» «Перекрёстки време...

Программа тематической смены летнего оздоровительного лагеря «Открываем тайны с Югоркой»

Комплексная программа по организации детского отдыха учреждений, обеспечивающих летний отдых детей....

Программа для профильной смены летнего лагеря.

Программа для профильной смены летнего лагеря "Детский Дорожный Дозор"...

Сценарий открытия смены летнего лагеря дневного пребывания. ( Праздник)

Методическая разработка представляет сценарный конспект праздничного мероприятия для обучающихся начальной школы - открытие школьного Лагеря дневного пребывания. По структуре, разделам, информационной...