"Формирование исследовательских навыков младших школьников в проектной деятельности"
статья (3 класс) по теме

Шукшина Елена Валентиновна

Презентация по внеклассной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_issledovatelskih_navykov.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Раздольненская средняя общеобразовательная школа им. В.Н.Ролдугина»

«ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

                                                                                                                    Подготовила

Шукшина Елена Валентиновна,

учитель начальных классов

Ноябрь

2011 г.

Слайд № 1

«Почему у детей от класса к классу пропадает интерес к обучению?» - такой вопрос я часто задаю себе. А изменившиеся социальные условия выдвигают новые требования к начальному школьному образованию: пересматривается содержание учебных планов и программ, расширяется круг знаний. В современное время разрабатываются новые образовательные технологии, которые построены на исследовательском поиске учащихся. Одной из продуктивных форм организации учебной деятельности на уроке и вне его, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной мотивации, может стать самостоятельная работа учащихся. Самостоятельность учащихся лежит в основе проектной деятельности.

Слайд № 2

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта»; «Проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов в журналистике, на телевидении и во всех сферах микро- и макросоциума почти устранило техническое звучание этого понятия». (Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям// Методология учебного проекта. — М.: МИПКРО, 2001.)

Слайд № 3

Метод проектов  можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Цель работы над проектами в начальной школе – создание условий для развития личности и создания основ творческого потенциала учащихся

Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Слайд № 4,5

Задачи:

1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2.Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

   - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности;

  - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

 - формирование социально адекватных способов поведения.

3.Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  - воспитание целеустремлённости и настойчивости;

 - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

 - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией

Слайд № 6

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.

Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.

Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Особо внимательно надо подойти к выбору темы проекта. Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Слайд № 7 (Работая в начальных классах чаще всего использую следующие типы проектов: )

Классификация (приемлемая для младших школьников):

I.По доминирующей деятельности учащихся.

-Практико – ориентированный или прикладной проект.

-Исследовательский проект.

-Творческий проект.

Слайд № 8

II.  По характеру контактов между участниками.

    - внутриклассными;
   - внутришкольными;

III.  По продолжительности

-Мини – проекты.

 -Краткосрочные проекты.

Слайд № 9

Этапы проектов:

I этап – Погружение в проект.

II этап – Организация деятельности.

III этап – Осуществление деятельности.

IV этап – Презентация результатов.

На практике чаще всего используются следующие типы проектов:

-исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

-ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

Основные требования к проекту.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Таким образом, мы видим, что проект – это “пять П” : Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

 Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоемок. Учитель начальной школы должен продумать замысел и разработать структуру проекта; создать организационные, дидактические и методические материалы; оформить грамоты и благодарственные письма.

На подготовительном этапе очень эффективными являются обучающие игры – исследования на различные темы, интересующие детей, в которых они знакомятся с основами проектно-исследовательской работы, получают все необходимые рекомендации по построению своей первой научной работы.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы..

Виды презентационных проектов могут быть различными.

Мультимедийная презентация обеспечивает наглядное представление результатов исследовательской работы (видеозаписи опытов, снимки полевых изысканий, календарные графики замеров температуры и др.), формирует у младших школьников навыки публичного выступления.

Особенностью проведения учебных проектов в начальной школе является активное участие родителей в исследовательской деятельности своих детей, поэтому целесообразно защиту проектов проводить во время открытых внеклассных мероприятий с приглашением и награждением взрослых благодарственными письмами.

Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. По окончании проекта проводится занятие, на котором ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".

Слайд № 10

Проектной деятельностью с учащимися я начала заниматься с 2009-2010 уч. года, когда они учились во 2-м классе.  В нашей школе был объявлен конкурс рисунков: «Мой любимый мультфильм». Просто нарисовать рисунки мне показалось не интересно. Я предложила ребятам сделать проект. Надо отметить, что мини-проекты дети уже делали. Мы разработали план работы, наметили цели и работа закипела. Ученики работали с большим интересом. Ребята провели анкетирование взрослых и сверстников, нарисовали рисунки, сделали поделки, создали свой мультфильм из пластилина. В классе организовали выставку и пригласили родителей. Все были очень довольны результатом работы и решили продолжить этот вид деятельности.  

Проектную деятельность можно использовать и как способ развития интереса к своему краю, месту, в котором мы живем.

Слайд № 11,12

Ученикам понравилось предложение собрать информацию о нашем крае, но тему они выбрали во время посещения школьной библиотеки. Рассматривая стенд посвященный Камчатке, ребята увидели книгу «Корякские и ительменские сказки». Работа над этим проектом длилась всю III четверть. В классе и дома вместе с учителем и родителями дети читали сказки, составили словарь трудных и непонятных слов, рисовали рисунки. Один из учеников с родителями сделал на компьютере альбом: «Иллюстрации художника В.И.Столярова. Корякские и ительменские сказки» Презентацию провели в виде мини-спектакля. Детские рисунки использовали для оформления класса.

В 2010-2011 уч. году  в школе проходили смотры исследовательских работ и ученики моего класса принимали в них активное участие. Дети собрали ценный материал, который пополнил школьный музей и был использован в проведении  классного часа.  В результате были созданы проекты:

Слайд №13,14,15,16

1. . «Их имена связаны с нашей школой»

 2. «История моей семьи»

3.  «Моя малая родина»

4. «Я помню, я горжусь!»

Цель данных проектов: собрать сведения и обобщить знания учащихся о жизни своей семьи в годы ВОВ, откуда идут «корни» семьи, кто из родных учился в нашей школе.

Задачи: воспитывать любовь к Родине на примере истории своей семьи; формировать уважительное отношение к участникам ВОВ, гордость за мужество и героизм своих близких в годы войны; формировать умение работать с различными источниками информации, обобщать данные.

Слайд № 17,18

В этом году у меня ученики 1 класса. Используя технологию «Проблемные уроки»  я создала с ними мини-проекты: «Математика вокруг нас», «Занимательная геометрия»

Я считаю, что проектная работа - творческий вид деятельности, требующий очень большого труда как от учителя, так и от детей. Но работа эта очень интересная и нужная, а также отвечает новым образовательным требованиям.

Слайд № 19

- Спасибо за внимание!

Литература:

Журнал «Начальная школа» № 7,8,10,11\2010 г

Журнал «Начальная школа» № 2,4,6 \2011 г

Интернет:

1.Standart.edu.ru  ФГОС «Проектные задачи в начальной школе»

2.Festival.1september.ru «Проектная деятельность в начальной школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность

Статья "Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектную деятельность"...

Формирование исследовательских навыков младших школьников.

Программа предполагает тренинг, исследовательскую практику и мониторинг.  Тренинг - это специальные занятия и развитие умений и навыков исследовательского поиска. Важно развить у детей умение вид...

Методическая разработка "Формирование социальной культуры младших школьников через проектную деятельность"

Проблема  формирования социальной культуры подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. От того, как пройдёт социализация зависит будущее детей, а значит и будущее страны. Актуальн...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников.

Любому обществу нужны одаренные люди. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализо...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ"

В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность»...