занятие "Основные способы общения"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Золотарева Любовь Николаевна

 

Цель:

  • развитие коммуникативных навыков общения.

Задачи:

  • ознакомление детей с основными способами общения: речь, мимика, жесты;
  • развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;
  • развитие умений пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
  • развитие умений владеть и управлять своими эмоциями;
  • развитие познавательных и творческих способностей.
  • способствовать развитию у учащихся умений анализировать собственные чувства и поведение;
  • сформулировать у учащихся интерес к собственной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_osnovnye_sposoby_obshcheniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:       “Основные способы общения”.

Цель:

  1. развитие коммуникативных навыков общения.

Задачи:

  1. ознакомление детей с основными способами общения: речь, мимика, жесты;
  2. развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;
  3. развитие умений пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
  4. развитие умений владеть и управлять своими эмоциями;
  5. развитие познавательных и творческих способностей.
  6. способствовать развитию у учащихся умений анализировать собственные чувства и поведение;
  7. сформулировать у учащихся интерес к собственной личности.

Оборудование:

Мяч, слайдовая презентация, музыка «В гостях у сказки», картинки,

 

1.Ритуал приветствия.

Упражнение «Здравствуй, друг!» посчитались «Солнышко», «Лучик». Разделились на две группы, встав друг против друга.(объединившись в пары).

Далее вместе с воспитателем проговариваем рифмовку, сопровождая слова действиями.

«Здравствуй, друг!» - пожимают друг другу руки.

«Как ты тут?» - кладут руку на плечо партнера.

«Где ты был?» - берут партнера за ухо.

«Я скучал!» - прижимают руку к сердцу.

«Ты пришел?» - разводят руки в стороны.

«Хорошо!» - обнимаются.

2. Разминка на установление контакта.

Упражнение  “Давайте познакомимся”. Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его полное имя. Упражнение повторяется несколько раз.

Вывод:  “Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же”.

3. Беседа об общении, видах общения.

       -На прошлом занятии мы говорили о том, что мы знаем об общении.

- Кто можем объяснить понятие «общение»? (слайд)        

Общение – взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, обмена мнениями. (слайд)

- Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?(ответы)

- Верно, ребята, мы с вами часто разговариваем, но часто не задумываемся  над тем, как мы говорим, обижает ли это другого человека, а главное, мы совсем не думаем над тем, что можно обидеть человека своим тоном или тем, как мы сидим или стоим.

4.   Выполнение задания воспитателя.

- посмотрите, на рисунке зашифрована поговорка, прочитайте ее.

(слайд)    Рисунок-задание, поговорка “Язык до Киева доведет».

После выполнения задания детьми проводится фронтальная беседа по вопросам:

- Почему так говорят?

- Как могут общаться люди, не используя слов?

5. Рассказ воспитателя о невербальных средствах общения (мимике, жестах).

6. Упражнение  “Лица”.

(слайд) На слайде пиктограммы “веселое лицо”, “грустное лицо”, “хмурое лицо”, “удивленное лицо”, “испуганное лицо”.

- Ребята, можете определить  настроение “масок”. (ответы)

- Как вы определили, на какой картинке, что изображено? (ответы)

7.Вводится определение “мимика”.

(слайд)   Мимика – движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

8.Упражнение «Царевна Несмеяна»

- Давайте поиграем в  Царевну Несмеяну.

- Кто хочет ею быть?

Итак, каждый по очереди будет подходить к Царевне Несмеяне, и стараться ее рассмешить - Царевна Несмеяна старается изо всех  не рассмеяться.

Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать улыбку или даже смех у Царевны Несмеяны.

Анализ игры:

- Легко ли рассмешить другого человека?

- Кому это удалось лучше?

- Что он для этого сделал?

Вывод: выражение лица играет важную роль в общении. Эмоции “слышны” лучше, чем речь. Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции при помощи мимическими средствами – более высокая ступень человеческого общения.

9. – На воспитательном часе, мы говорили об общении без слов, давайте вспомним, какие жесты вы знаете и показать их? (ответы )

Я предлагаю вам совершить путешествие  (Звучит музыка песни «мы едем, едем, едем») или песенка – игра «Я персона VIP, VIP»

10. Упражнение  “Иностранец”. Вы попали в другую страну, вас не понимают, так как вы не знаете языка. Попробуйте спросить с помощью жестов: “Который час?”, “Как пройти в гостиницу, на море…”.

Анализ игры:

- Легко ли было только с помощью жестов общаться?

- Что больше всего вызывало затруднение?

- Что вы считаете необходимо для общения без слов?

Вывод: пантомимика – очень информационный способ общения.

11. Итог. 

- Давайте посмотрим и вспомним, какая тема нашего занятия?

- С помощью чего мы можем общаться, над какими средствами общения мы работали?

Значение слова в общении велико. С помощью слова можно обидеть человека, а можно и сделать человеку приятное. Но для того, чтобы наша речь была более выразительной и яркой, мы используем и мимику и жесты. Научиться правильному общению может каждый если захочет, а для этого надо работать над собой.

- Понравилось вам занятие?

- А принесет оно вам пользу?

12.

 Коммуникативное упражнение на снятие напряжения «Закончи фразу…»

 Все встают в круг. У воспитателя в руках мяч.

- Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что Я  (или у меня)…»

Каждый должен принять участие в выполнении задания.

13. Ритуал прощания – встаем в круг, держимся за руки, воспитатель благодарит детей за работу на занятии, путем нажатия рук передаем  «Спасибо!» справа налево друг другу.

На этом наше занятие окончено.

социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важную роль играет порядок предъявления упражнений и игр. Последовательность предъявления предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. После каждого вида работы проводился анализ, итог.  В занятие включала упражнения и игры с учетом возрастных и психофизических особенностей воспитанников. Рефлексия занятия — предполагает две оценки детьми занятия: эмоциональную (понравилось — не понравилось), и смысловую (почему это важно для каждого конкретно, зачем и чему мы учились, что запомнилось больше всего, вызвало эмоциональный отклик и почему).

Ритуал прощания — смысловое завершение занятия, внешнее отреагирование своего эмоционального состояния в кругу сверстников.

Основные процедуры:

• беседа об общении и средствах;

• игры, упражнения, проигрывание ситуаций с развитием навыков общения;

• игры на развитие мимики и жестов.

Задачей так же является создание у каждого ребенка  чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

 Занятие включает в себя также:

• двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений, жестов с различной мимикой.

Эти процедуры проводились в различное время, в зависимости от ситуации.

Приветствие и прощание носят ритуальный характер.

Во время занятия дети часто вставали в круг. Круг — это возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Специфика занятий с детьми предполагает массу неожиданностей.

Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость личности ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.

  Важно уже в  данном возрасте получить уроки общения, способностей находить согласие с самим собой и другими, понимать и принимать других не в связи со своими представлениями, а такими, какие они есть.