Педагогический проект «Этих дней не смолкнет слава»
методическая разработка по теме

Педагогический проект деятельности детского оздоровительного лагеря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etihdney_ne_smolknet_slava..doc217 КБ

Предварительный просмотр:

ДОЛ «Солнышко»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                       УТВЕРЖДАЮ  

Зам. ген. директора  по ВР                                                               Генеральный  директор

___________ Лушина Е. М.                                                           ___________      

                                «20»   мая 2010г.                                                                                       «20»   мая 2010г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Педагогический проект

 «Этих дней не смолкнет слава»  

Автор и руководитель проекта:                                                  

заместитель директора  по ВР

Лушина Е.М.

ДОЛ «Солнышко»

2010 г.

Информационная карта  проекта.

1. Полное название проекта

Педагогический проект  «Этих дней не смолкнет слава»

2. Автор программы

Заместитель директора по ВР   Лушина Е.М.

3. Учреждение – организатор профильной смены.

ООО «

4. Адрес организации, телефон

606131  Нижегородская область,

Павловский район,

5. Место расположения

Павловский район,

6. Ф.И.О. ответственного за проведение  смены.

Заместитель директора по ВР

Лушина Е.М

7. Место проведения

ДОЛ «Солнышко»

8. Сроки проведения

1 смена – 02. 06. – 22. 06      3 смена – 18.07. – 07. 08

2 смена – 25.06. – 15. 07       4смена – 10.08. – 30.08.

9. Количество и тематика  смен

1 смена  - «Виват, Россия!»

2 смена - «Дерзайте, вы талантливы»

3 смена - «Я славлю свое Отечество»

4 смена - « Быть достойным»

10. Приоритетные направления программы

- физкультурно-оздоровительное;

- гражданско-патриотическое;

-эколого-краеведческое

- духовно - нравственное

11. Цель проекта

Создание условий для оздоровления  и отдыха    детей;

 Развитие  чувств патриотизма, любви к Родине и гордости за свою страну;

Развитие коммуникабельности, контактности, способности к критическому и творческому мышлению.

12. Общее количество детей- участников за смену

130 человек  в смену

Всего- 520 чел.

13. География участников

Учащиеся  Нижегородской  области.  

14. Условия участия в программе

Участие в мероприятиях смены, спортивных делах, игровых программах, творческих мастерских.

В  ДОЛ организуются отряды по 23-26  человек. Возраст участников 7 – 15 лет.

Соответственно возрасту участников используются групповые формы работы (КТД, занятия с элементами тренинга, спортивные соревнования),  большое внимание уделяется развитию навыков общения, развитию детского коллектива.

15. Условия размещения участников

Дети  расселяются  в щитовые   корпуса  по  3 человека  в  комнате. Туалеты отдельно стоящие кирпичные строения.

На  территории ДОЛ  имеются: спортивный  городок,  теннисный  корт,  футбольное  поле,  волейбольная , баскетбольная площадки,  пляж ,  летние веранды, место для  проведения  линейки, комната отдыха, костровые  поляны, комната  кружковой  работы,  методический  кабинет, библиотека, качели, медицинский кабинет, изолятор, душевые комнаты, столовая.

16. Кадровое обеспечение

10 воспитателей, 1 физрук, 1 плаврук, 1 музыкальный  руководитель, 1 ди-джей, 1 старшая вожатая,  1 зам. ген. директора по ВР.

17. Форма проведения смены

Сюжетно-ролевая  игра «Путь к успеху»

18. Адресность проекта

Проект адресован педагогам и детям ДОЛ  «Солнышко»  и направлен на решение проблем современного общества, образования и воспитания, в контексте патриотического, гражданского, духовно-нравственного, творческого развития личности ребёнка

19.Конечная цель

организуя разнообразную по форме и по содержанию деятельность коллектива, создать условия для развития и активизации положительных, социально-значимых качеств в каждом ребенке.

20. Краткое содержание проекта.

  1. Здоровый отдых – спортивные, музыкальные, творческие,  командные игры, позволяющие  достигнуть взаимопонимания и установить плодотворные отношения между участниками проекта.

- Досуг детей – актуализация индивидуальных    потребностей личности ребенка, которые не обеспечиваются в рамках основных образовательных программ, а компенсируются в виде интеллектуальных, досуговых, информационных, развивающих услуг дополнительного образования.

  1. Психологические тренинги – сплочение участников смены, создание ценностных ориентаций, которые объединяют всех членов команды, мотивируют на достижение успеха;
  2. Спортивные игры и соревнование команд – цель: в игровой форме закрепить теоретические знания и продемонстрировать спартианскую культуру соперничества;
  3. Художественные конкурсы – связанные с национальными и народными культурными традициями.

   -  Мероприятия военно-патриотической  направленности  -  развитие  чувств патриотизма, любви к Родине и гордости за свою страну. Воспитание Человека Культуры, знающего и уважающего традиции своего народа,    способного строить достойную жизнь, опираясь на принцип толерантности;

   Исходя из поставленной цели, работа в ДОЛ организуется по четырём направлениям:

- физкультурно-оздоровительном;

- гражданско-патриотическом;

- художественно- эстетическом;

-эколого-краеведческом

Приоритетным направлением данного педагогического проекта является гражданско-патриотическое.

Пояснительная  записка.

Актуальность  проекта.

           Весенне – летний  сезон 2010 года ознаменован значительным событием в жизни России - 65-летием победы российского народа в Великой Отечественной войне. Социологические исследования, проведенные в России, выявили негативные тенденции среди молодежи, заключающиеся в незнании подрастающим поколением важных для России исторических событий XX века, в большей осведомленности и увлеченности историей Запада и стран США, в отвержении ценностей своей Родины, в несформированности патриотических чувств и сознания, развитие интолерантности в среде молодежи. Исходя из этого, гражданско-патриотическое направление воспитательной деятельности выступает сегодня приоритетным, важнейшей задачей которого является формирование уважительного отношения к России, чувства толерантности к ее многонациональному народу.

          Это находит подтверждение и в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ ". Основными задачами, которой являются формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; сохранение и развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

          О Великой Отечественной войне советского народа с фашистскими захватчиками дети узнают из книг, кинофильмов, спектаклей, ещё больше узнают во время встреч с ее участниками и посетив места событий. К сожалению, очевидцев этих событий сегодня осталось в живых совсем немного, кинофильмы о войне показывают только в преддверии праздников и не все современные родители создают условия для их совместного просмотра. Однако достоверные и воспринятые знания об истории нашей Родины играют важнейшую роль в формировании гражданина и человека.

        В Великой Отечественной войне, к живой истории которой прикоснутся наши дети, наиболее ярко проявились замечательные качества человека, такие как: беспредельная храбрость, мужество, духовное богатство и красота. Сегодняшние дети имеют весьма незначительные знания об этой войне и о том, что с первых дней войны месте со взрослыми врагу мужественно противостояли тысячи и тысячи подростков, их сверстников. Любому образованному человеку необходимо знать и помнить историю своей Родины, поэтому мы предусмотрели в ходе реализации программы встречи с ветеранами войны и труда, локальных войн, изучение стихов, песен, постановки театрализованных представлений с военной тематикой, возрождение детских военно-спортивных игр "Зарницa", "Тропа испытаний".

Ценность этих знаний заключается в том, что дети начинают понимать  ценность  жизни и стремятся сохранять память о героическом наследии предков. Сохранение наследия и его передача из поколения в поколение, становится особенно актуальным в условиях глобализации и обострения многочисленных проблем человечества, выступает важнейшим фактором обеспечения процессов сохранения культурной идентичности народов и необходимым условием развития общества.

Целеполагание.

Цель:  Создание условий для оздоровления  и отдыха    детей;

  Развитие  чувств патриотизма, любви к Родине и гордости за свою страну;

Развитие коммуникабельности, контактности, способности к критическому и творческому мышлению.

Задачи:        

  1. Комплексное восстановление здоровья ребёнка для обеспечения его жизнедеятельности.
  2. Физическое развитие ребёнка через систему специально организованной спортивно-оздоровительной деятельности.

   3.   Формирование  осознанного  отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и                                                      будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира.

  1. Развитие творческого начала ребёнка, его инициативы и самостоятельности, пробуждение и развитие его сущностных сторон (задатков и способностей)
  2. Воспитание Человека Культуры, знающего и уважающего традиции своего народа,    способного строить достойную жизнь, опираясь на принцип толерантности;
  3. Интеллектуальное развитие ребёнка, активизация мыслительного процесса и познавательного интереса, приобретение им новых знаний, умений, навыков.
  4. Овладение навыками общения и коллективного творчества, партнёрского взаимодействия  детей и взрослых.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

1.Оздоровление участников проекта. Восстановление физических и психологических сил, укрепление детского организма.

2.Уровень развития и саморегуляции. Дети должны обладать собственным оригинальным подходом к решению различных проблем, способны к адаптации в современном обществе, умению находить выход из различных ситуаций.

3.Социализация. В процессе деятельности, КТД, творческих мероприятий, сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, учреждениями микросоциума осуществляется усвоение и активное воспроизведение социального опыта.

4.Обучение. Данный проект способствует углублению ранее полученных и приобретению новых знаний.

Ожидаемые результаты

Показатели

Формы и методы исследования

1.Овладение учащимися навыками информационной культуры

  1. Уровень информационного  развития учащихся
  2. Уровень овладения навыками сохранения и укрепления здоровья всех субъектов воспитательного процесса
  3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм
  4. Практическое применение умений и навыков, полученных в ходе реализации программы

Анализ активности и результативности деятельности учащихся, беседы

Опрос, анкетирование,

Анализ активности и результативности деятельности учащихся

2.Сформированность креативного мышления

  1. Уровень мотивации участия подростков в деятельности
  2. Уровень достижений результативности

Наблюдение, беседы

Опрос по методике Л.В. Байбородовой, участие в акциях

Грамоты

3. Сформированность воспитательной среды  в ДСОЛ

  1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в лагере.
  2. Удовлетворенность родителей результатами развития своего ребенка  в лагере
  3. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности, взаимоотношений в лагере.
  4. Сформированность коллектива:

- мотивация учащихся к совместной деятельности

уровень развития самоуправления

 уровень развития взаимоотношений в коллективе

Тестирование по методике Е.Н. Степанова

Анкетирование по методике А.А. Андреева

Круглый стол

Анкетирование по методике А.А. Андреева

«Выявление мотивов учащихся в делах классных и общешкольного коллектива» методика Рожкова О.В.

Л.М. Фридман

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

Л.Г. Жедуновой

4. Сформированность гуманистической позиции всех субъектов ВП

  1. Умение педагогов организовывать работу с использованием интерактивных методов
  2. Сформированность позитивного отношения учащихся к труду
  3. Сформированность осознания подростками  необходимости личного участия и чувства ответственности за результаты   реализации  данного проекта

Посещение и анализ проводимых занятий

Анкетирование

Беседа

5. Самооценка и самореализация  личности ребят, педагогов и родителей

  1. Самооценка подростками результативности своего участия
  2. Наличие положительной самооценки, уверенности в своих возможностях

Тест-анкета

Анкетирование, опрос

Содержание  деятельности

   Исходя из поставленной цели, работа в ДОЛ организуется по четырём направлениям:

- физкультурно-оздоровительном;

- гражданско-патриотическом;

- художественно- эстетическом;

-эколого-краеведческом

Художественно- эстетическое направление решает следующие задачи:

  1. знакомство учащихся с новыми достижениями в науке и искусстве;
  2. отработка умений, знаний и навыков по дисциплинам гуманитарного и художественно - эстетического цикла;

Исходя из этого существуют следующие предметные занятия:

  1. «Орфей» - художественно-эстетическая направленность
  2.  «Вдохновение» - художественно-эстетическая направленность;

За период работы ДСОЛ рассматриваются следующие темы:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности;
  2.  тренинг по развитию воображения, мышления, сообразитель ности, умения анализировать информацию (психология);
  3. «Выбор за вами!»– научно-познавательная игра;
  4. Интеллектуальное пятиборье – мастер-класс
  5. «Золотая середина» интеллектуально-творческая игра.
  1. тренинг по повышению активности самосознания «это Я», по повышению коммуникативных навыков (психология);
  1. в течение смены проводится выставка работ;
  2. защита проектов

Физкультурно-оздоровительное направление  решает  следующие задачи:

  1.  укрепление здоровья детей;
  2.  обеспечение пребывания их на свежем воздухе;
  3. снятие посредством физических упражнений умственных на грузок.

Исходя из этого работа планируется по следующим направлениям:

  1. знакомство и отработка комплекса общеукрепляющих уп ражнений;
  2. «Игровая карусель» - проведение  и разучивание  спортивных игр
  3.  тренажерные занятия;
  4. проведение спортивных соревнований;
  5. тропа здоровья;
  6. занятие в бассейне.

Гражданско-патриотическое направление. 

Главной задачей этого направления является:

  1.  гражданско-патриотическое воспитание подростков. 
  2. воспитание Человека Культуры, знающего и уважающего традиции своего народа,    способного строить достойную жизнь, опираясь на принцип толерантности;

В течение смены проводятся творческие конкурсы, посвящен ные знаменательным датам  России, мероприятия направленные на изучение героического прошлого страны, организуются экскурсии по городу, работает творческая мастерская «Патриот» - военно-патриотической направленности.

        Эколого-краеведческое направление:

- кружок «Следопыт» - туристско-краеведческой направленности

В течение смены проводятся творческие конкурсы эколого-краеведческой направленности, акции,  рейды, игры  на местности, театрализованные представления, КТД.

Система личностного роста участников проекта.

        C целью осуществления гармоничного развития личности разработана система «личностного роста». Система подразумевает отслеживание индивидуальных результатов ребят по следующим направлениям:

  1. Здоровье – соблюдение распорядка дня, умелое чередование труда и отдыха, закаливание, участие в спортивных соревнованиях.
  2. Активность – проявление инициативы, добровольное участие в трудовых операциях, участие в досуговой деятельности, лидерство.
  3. Творчество – креативность и оригинальность в создании новых продуктов в области информатики, математики, иностранного языка.
  4.  Партнерство – желание и умение взаимодействовать с ребятами и взрослыми, сотрудничество с представителями СМИ, общественных организаций, поддержка в трудных ситуациях, умение разрешать конфликты.
  5.  Самостоятельность – знание приемов работы, индивидуальность деятельности, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени, аккуратность и результативность.

В систему личностного роста включены три ступени развития ребенка.

Каждая ступенька определяет уровень роста участника, его самоопределение на данный момент времени или в каком-то деле. Участвуя в реализации программы, каждый подросток стремится подняться от ступени «Искорка» до ступени «Звезда». Участники, достигнув высоты «Звезда» имеют право передавать свой положительный опыт другим участникам программы.

Наблюдение подростками своего личностного роста способствует  достижению ими более высоких ступеней и чувства гордости за уже достигнутые результаты.

Из отрядов выбираются представители в центры. Координирующим органом является совет «Лидер», в который входят лидеры отрядов и центров, а также представители творческой группы  «Товарищ»- преподаватели, воспитатели, педагог-психолог.

Лидеры отрядов  на совете лагеря сообщают отзывы и пожелания от ряда на следующий день.

Творческая группа «Товарищ» организуется с целью планирования, корректирования и контроля деятельности всех форм организации работы ДОЛ. Творческая группа является организатором общих мероприятий и дел.

Органы самоуправления оформляют информацию деятельности на специальном стенде «Путь к успеху», а также обеспечивают возможность каждому участнику программы выразить личное мнение, пожелание на «Доске гласности».

 Механизм реализации проекта

Периодичность

Содержание деятельности

Формы работы

I этап

Апрель- май

2010

Анализ ситуации и выбор направлений деятельности. Создание  проекта

1. Выявление уровня профессиональной компетенции педагогического коллектива по вопросам формирования информационной культуры

2. Диагностика субъектов воспитательного пространства.

3. Подготовка материально-технического обеспечения  деятельности

Педсоветы, семинары, совещания

 Анкетирование, тестирование, наблюдение

Совещание

II этап

 Июнь - июль

корректировка и реализация проекта

1. Активизация деятельности в рамках программы

2. Расширение деятельности сферы дополнительного образования

3. Развитие самоуправления в лагере

Педсоветы, семинары, совещания

Мастер-класс

III этап

 август

 Обобщение результатов работы лагеря и разработка плана действий на будущее

1. Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями по итогам двух смен

2. Определение перспектив и путей дальнейшего развития

3. Подведение итогов анализ реализации проекта

Диагностика, мониторинговые исследования.

Круглые столы, заседания Совета школы

Содержание  оздоровительно - образовательной   деятельности  реализуется  посредством механизма действия технологических блоков:

        - информационного: встречи, работа дискуссионных центров;

        - обучающего: занятия, лекции, кружки и т.д.;

        - развивающего: тренинги, деловые игры, практикумы;

        - оздоровительного: занятия в спортивных секциях, соревнования, использование природного окружения, медицинское обслуживание;

        - творческого:  (коллективные  творческие  дела,  акции,  вечера,  конкурсы,  игры);

        - самоуправленческого: деятельность органов самоуправления, служб; реализация структуры взаимоотношений между педагогами и детьми

Мотивационно - целевое обеспечение программы

В качестве  психологической поддержки данной программы выступают,  прежде всего, следующие  методы психолого-педагогической мотивации и стимулирования деятельности воспитанников:

эмоциональные:

- поощрение;

- порицание;

- игра;

- формирование наглядно-образных представлений;

- создание ситуаций успеха;

- стимулирующее оценивание;

- свободный выбор знаний;

- удовлетворение  желания быть значимой личностью

познавательные:

- опора на жизненный опыт;

- формирование познавательного интереса;

- создание проблемной ситуации;

- поиск альтернативных решений;

- выполнение творческих заданий;

- «мозговая атака»;

- развивающая кооперация

волевые:

- предъявление учебных требований;

- информирование об обязательных результатах обучения;

- формирование ответственного отношения к учению;

- использование познавательных затруднений;

- самооценка и последующая коррекция деятельности;

- рефлексия поведения;

- прогнозирование деятельности

социальные:

- развитие желания быть полезным;

- побуждение стать личностью;

- создание ситуации взаимопомощи;

- поиск контактов и форм сотрудничества;

- заинтересованность в результатах;

- взаимопроверка.

Ресурсное обеспечение

Ресурсное обеспечение программы развития включает следующую систему ресурсов:

Финансовые: за счет различных источников финансирования.

Кадровые: подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью, самообразование.

Программно-методические: использование программ основного и среднего образования и  дополнительного образования.

Информационные: информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о деятельности лагеря через СМИ.

Методическое обеспечение

Методическим обеспечением реализации проекта являются следующие программы:

  1. Воспитательная программа ДОЛ «Солнышко»  «Дорога к звёздам»

Выявление,  развитие  природных  задатков  творческого, гражданско-патриотического,  физического потенциала  каждого  ребёнка,  с  целью  формирования  думающего, любящего свою Родину    активного  человека,  способного  выстоять  и  защитить  другого  в  любых  социальных  и  межличностных  ситуациях  через  организацию  воспитательного  пространства,  обеспечивающего  необходимые  условия  для  оздоровления  и  полноценного  отдыха  детей

  1. «Вдохновение» - программа дополнительного образования

Развитие творческого потенциала детей воспитание  активной личности, проявляющей интерес к художественному творчеству и желание трудиться. Воспитание чувства прекрасного, умение видеть красоту в окружающем, бережного отношения к природе, приобщение детей к художественному творчеству. Формирование культурно-образованной, творческой, гармонически - развитой  личности, а также создание условий для развития и совершенствования умения работы с различными материалами.

Задачи:  Обучающие:  -  Изучать основные приёмы работы с различными материалами.                 - Совершенствовать  умения и навыки использования колющих и режущих инструментов.                 - Знакомить с видовым разнообразием декоративно-прикладного искусства.                                                Развивающие: - Развивать любознательность и желания получать знания.                                              - Способствовать раскрытию творческих способностей, воображения и фантазии.                                - Формировать гигиенические знаний, способствующие сохранению здоровья.                                         Воспитательные: - Воспитывать  трудолюбие, художественный вкус.                                                    - Формировать положительное отношение к труду.                                                                                    - Воспитывать аккуратность, опрятность, культуру поведения.

  1. «Орфей» - программа дополнительного образования.

Раскрыть все многообразие звучащего мира, подвести к пониманию того, что пение — это проявление духовной сущности человека, «истечение из уст, вызванное размышлением» (Платон).

      Подразумевается, что учащиеся на основе имеющегося опыта в области песенного искусства смогут получить общее представление о традиционном жанре музыкального творчества, открыть для себя «пение впервые» как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с ней связанное.

      Содержание программы предусматривает погружение детей в атмосферу рождения первой песни человечества, ее бытования на протяжении всей истории развития цивилизации. Создатели песен (композиторы, поэты, безвестные авторы) представлены как художники, чьи произведения появляются в момент необычайного эмоционального воодушевления, и как творцы, понимающие «что», «для чего» и «зачем» говорят они людям. Программа открывает широкие возможности в плане творческого развития, поскольку ориентирована на открытие природного певческого начала у каждого ребенка (озвучивание своего внутреннего состояния — «пою себя» и «пою природу») и т. д.

      Концептуальная идея программы — не лишить ребят «радости эмоциональной наполненности» и сохранить «способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся...» (Д. Кабалевский).

                                4.  «Патриот»  - программа дополнительного образования

Формирование и развитие у молодежи патриотического сознания и гражданского поведения  как важнейших духовно-нравственных и правовых ценностей, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Воспитание чувства патриотизма и любви к дому, семье, родному краю, сопричастности  к судьбе Отечества.

  1. «Игровая карусель» - программа дополнительного образования.

        Содействие физическому развитию личности, приобщение ребят к спорту и физической культуре. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Проведение  и разучивание  спортивных игр. Знакомство детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Список источников и литературы

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Закон Российской Федерации "Об образовании" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, вступивших в силу с 1.01.2005.
  4. Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2010г., Министерство образования Российской Федерации, М., 2004 год.
  5. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ.
  6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
  7. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы. (Постановление правительства РФ от 23.12.2005 № 803).
  8. Национальная доктрина образования РФ, одобренная постановлением правительства РФ от 04.10.2000г.
  9. Областная комплексная целевая Программа развития образования Нижегородской области на 2006 – 2010 годы.
  10. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего  
  11. образования, утвержденная Правительством РФ от 29.12.2002г. № 756 - Р.
  12. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196)
  13. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089.
  14. Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  15. Федеральный закон от 24 июня1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  16. Локальные акты образовательного учреждения
  17. Государственная программа «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года». Проект // Учительская газета. – 2005г. – 25 мая. – С. 14 – 15.
  18. Байбородова Л.В., Рожков М.И.  Воспитательная работа в детском загородном лагере. Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, 2003.
  19. Бойко Г.М., Дубровская Е.Н. Инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации // Образовательные технологии, 2000г.
  20. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
  21. Волохов А.В.,. Фришман И. И Внимание, каникулы! г. Москва, 2005г.
  22. Козлов Г.А. Информационная безопасность //Образование в современной школе. – 2005г. - №8.
  23. Комарова И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования // Народное образование. – 2006г. - №2.
  24. Лазыкина М. Компьютеры в школах. А что дальше? // Наука и школа. – 2003г. - № 05.
  25. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2005г.
  26. Пряжников Н,С, Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).-М.:ВАКО,2005.- 288с.
  27. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
  28.  Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
  29.  Степанов Е.Н Воспитательный процесс: изучение эффективности. -  М., 2000г.
  30.  Сысоева.М.Е. Организация  летнего отдыха детей. – М., 1999г.
  31. Локальный электронный ресурс: «Организация летнего отдыха в учреждениях соц. защиты», компьютерная презентация, автор- разработчик доцент кафедры теории и практики воспитания НИРО, к.п.н. Т.А. Криворотова.  
  32.  Интернет-ресурсы

 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

В центре внимания  ДОЛ «Солнышко» находится личность ребенка и его деятельность. В соответствии  с этим и строится работа лагеря. Основой её является развитие ребёнка с учётом всех его психологических и возрастных особенностей, потребностей и интересов.

        Принципы:

  1. ДОБРОВОЛЬНОСТИ
  2. ВОВЛЕЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  3. СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТИ
  4. СОУПРАВЛЕНИЯ
  5. УСПЕШНОСТИ
  6. ДИНАМИЧНОСТИ
  7. СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ
  8. НОВИЗНЫ
  9. ПОСТОЯННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Творческая деятельность

Организация КТД

Пробовать себя в новом качестве

Инициатива

Фантазия

Преобразование

Сочинительство

Саморазвитие

Участие в конкурсах

Создание нового

Подходы

  1. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
  2. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ
  3. КОМПЛЕКСНЫЙ

 ДОЛ «Солнышко»  является одной из составляющих  частей  развития и воспитания ребенка. Деятельность педагогического коллектива направлена на создание благоприятных условий для:

  1. развития творческих способностей;
  2. формирования коммуникативных качеств;
  3. комфортного общения;
  1. безопасного времяпрепровождения  детей в условиях ДСОЛ.

При  выборе форм, методов работы педагогический коллектив принимает во внимание следующие принципы:

  1. Принцип добровольности, означающий:
  1. создание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в лагере;
  2. добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
  3. обязательный учёт индивидуальных способностей ребят;
  4. создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.

2. Принцип включенности в игровую деятельность детей и взрослых, который предусматривает:

  1.  наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой

   в рамках смены, в том числе соуправление;

  1. предоставление детям возможности и права отстаивать своё мнение;
  2. взаимоуважение всех участников лагерной смены
  3. вовлечение в игру и детей, и взрослых, для наиболее эффективного  

   достижения результата.

3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, который предполагает:

  1. создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
  2. формирование чувства ответственности за свои поступки;
  3. защита каждого члена коллектива от негативных проявлений.

4.  Принцип динамичности  (частая смена видов деятельности).

5. Принцип содержательности. Программа составлена так, что все спланированные и разработанные мероприятия объединены одной тематикой, лаконично вытекают один из другого, хотя каждое мероприятие можно использовать в отдельности для проведения

6.. Принцип постоянного моделирования программы означает корректировку программы, учитывая интересы, пожелания ребят.

 Кроме того, работа в лагере ведётся по следующим направлениям:

- физкультурно-оздоровительное,

- гражданско-патриотическое,

-  художественно- эстетическом;

       - эколого-краеведческом

7. Принцип соревновательности предусматривает дух соревнований, который ориентирует ребят на улучшение коллективных и личных результатов. 

8.  Принцип новизны предполагает разнообразные новые формы проведения игр, соревнований, делая каждый день, интересным для ребенка.

9. Принцип успешности (мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на коллективные успехи, но и на собственные достижения. Успех не только помогает раскрытию потенциала, заложенного на уровне актуального развития, но и открывает новые возможности, то есть новую зону ближайшего развития.)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации программы ее участники получат определенные знания, умения и навыки по работе в команде, узнают новые факты, познакомятся подробнее с историческими событиями периода войны. Дети будут привлечены к творческим, экскурсионным, интеллектуальным, спортивным, оздоровительным мероприятиям, и результатом этого будет улучшение их эмоционального, физического, психологического состояния, а также духовное и интеллектуальное развитие.

Автор и руководители программы ожидают получения эффекта от реализации программы по следующим позициям:

- формирование у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свой народ, уважения к символам и атрибутам родного государства;

- возможность реализации механизмов мотивации ребенка к личностному развитию, проявлению собственной инициативы;

- воспитание личностных качеств и черт, таких как: трудолюбие, ответственность, доброжелательность, коммуникабельность и другие;

- профилактика девиантного поведения у детей и подростков, пропаганда здорового образа жизни;

- развитие творческих, рефлексивных способностей детей, умений и навыков трудовой деятельности;

Критерии эффективности программы:

- степень участия детей в мероприятиях, кружках, соревнованиях, музыкальных часах и т.д.;

- мотивация детей на различные виды деятельности;

- результаты диагностики психологического и эмоционального состояния детей и подростков в лагере;

- результаты диагностики активности детей в мероприятиях и разных видах деятельности.

 В систему организационных мер по успешной реализации педагогической программы входит:

- формирование и обучение педагогического коллектива ДОЛ;

- сохранение и развитие традиций лагеря;

- обеспечение преемственности наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы;

- осуществление мониторинговых процедур

Участие в творческих делах, конкурсах, праздниках, соревнованиях, выставках приведёт к развитию у детей и подростков творческих способностей, устойчивого интереса к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, поступках и поведении. Участие в коллективно-творческих делах поможет строить взаимоотношения в коллективе.

Благодаря соблюдению санитарно-гигиенических условий, режима воспитательных  и оздоровительных мероприятий и установлению эффективного способа коммуникации «ребёнок-педагог», дети благополучно социализируются и адаптируются в условиях детского коллектива, снимут физическое и психологическое напряжение организма, укрепят своё здоровье и овладеют умениями и навыками заботы о своём здоровье.

Положительный опыт, приобретённый детьми, будет использован ими в жизни, и помогать в построении отношений в любом коллективе.

Интересные дела, развлекательные мероприятия, участие детей в жизни лагеря снизят риск неадекватности в поведении, асоциальных проявлений. Занятия, направленные на формирование здорового образа жизни, уменьшат возможность возникновения у детей вредных привычек.

Подводя итоги, участники программы должны задуматься о том, какими они были, что нового узнали, изменились ли. Поэтому, по окончании смены ожидается:

  1. раскрытие различных способностей у детей;
  2. отработка механизма успешной адаптации подростков в среде сверстников, навыков бесконфликтного общения;
  3. увидеть к концу смены отдохнувших, окрепших детей как физически, так и психологически.

Главными критериями успешности программы являются следующие показатели:

  1. самочувствие детей (состояние здоровья, психологический комфорт);
  2. организация и эффективная работа соуправления  
  3. наличие положительных результатов при подведении итогов работы  программы.  

Всё это способствует развитию творческого потенциала детей и подростков.

Но, несмотря на всё это,  не исключены возможности того, что некоторые проблемы останутся. Например, не все дети сразу научатся бесконфликтному общению и неадекватные реакции в различных сложных жизненных ситуациях, в силу психических особенностей детей, будут иметь место.


ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ

Этапы

Обследуемые параметры личности

Методики

Входная диагностика (диагностика оргпериода)

Общие сведения о ребёнке: ожидания ребёнка; интересы и склонности; творческая направленность.

Анкета для ребёнка; краткая карта интересов

Изучение состояния здоровья детей и подростков (группа здоровья, физкультурная группа, сопутствующие заболевания)

Работа с медицинскими картами

Оценка состояния здоровья

Антропометрические данные

Изучение уровня социализированности

Методика

М. И. Рожкова

Изучение уровня самооценки

Тесты «Круг», «Лесенка»

Изучение межличностных отношений в условиях временного детского коллектива (социометрия)

Анкетирование

Диагностика эмоционального самочувствия детей и подростков

Опросник ЭПК

Изучение уровня воспитанности

Методика

 П. И. Третьякова

Индивидуальное эмоциональное самочувствие ребёнка

Цветометодика

Текущая диагностика (основной период)

Эмоцонально-психологический климат в отряде

Опросник ЭПК

Индивидуальное эмоциональное самочувствие ребёнка

Цветометодика

Изучение уровня воспитанности

Методика

 П. И. Третьякова

Итоговая диагностика (итоговый период)

Изучение уровня удовлетворённости детей и подростков пребыванием в лагере.

Методика

А. А. Андреева

Изучение уровня удовлетворённостью родителей (законных представителей) работой лагеря  

Методика

А. А. Андреева

Оценка состояния здоровья

Антропометрические данные

Изучение уровня социализированности

Методика

М. И. Рожкова

Изучение уровня самооценки

Тесты «Круг», «Лесенка»

Диагностика эмоционального самочувствия детей и подростков

Опросник ЭПК

Изучение уровня воспитанности

Методика

 П. И. Третьякова

Индивидуальное эмоциональное самочувствие ребёнка

Цветометодика

Представленные методики являются валидными и адаптированными с учётом особенностей детей и подростков ДОЛ.

Коррекционно-развивающее сопровождение программы – это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, общение взрослого и воспитанника, в ходе которого происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребёнка на основе развития его потенциальных возможностей.  Личность ребёнка с его недостатками и возможностями, различные отрицательные черты характера (импульсивность, впечатлительность, аффективная чувствительность, тупая бесчувственность, медлительность, безволие, беспринципное отношение к своим поступкам, немотивированное поведение и др.) включаются в качестве направлений коррекционного воздействия.

Коррекционное воздействие – это специально разработанная система:

- воспитательных мероприятий;   - оформления окружающей среды;

- разработки коррекционно-развивающих упражнений.

Принципами планирования и методами реализации являются следующие:

  1. Принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения,

стремления у ребёнка к достижению цели, поставленной перед ним.

Принцип мотивации обеспечивает развитие личности, коррекцию эмоционально-волевой сферы при условии:  - постановки проблемных задач;

- постановки познавательных задач;

- аргументированной, обоснованной оценки, соотносящейся с уровнем притязаний и достижений личности.

2. Принцип продуктивной обработки информации – создание таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно оценивают способы обработки информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную взрослым. Речь идёт о заданиях, побуждающих, мотивирующих воспитанников использовать информацию, уже полученную от взрослого, но в своём индивидуальном исполнении, то есть перенести способ обработки информации. Ведь наиболее эффективными условиями развития навыков коммуникативного поведения у ребёнка являются ситуации творческого характера развития его способностей и потенциальных возможностей.

Принцип продуктивной обработки информации реализуется через:

- индивидуальные упражнения и задания, в ходе выполнения которых дети отрабатывают только что показанный вариант решения педагогической задачи на своём задании; - дозированную, поэтапную помощь педагога;  - задания с опорой на несколько анализаторов.

3. Принцип развития и коррекции высших психических функций – обязательное включение специальных упражнений, нацеленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной её операции. Работа ориентирована не на тренировочные упражнения, многократное повторение догм и истин поведения, а на развитие мышления, памяти, внимания, речи и т.д.

Нравственность формируется вместе с личностью индивида и неотделима от его «Я». Следовательно, основной вектор стратегии коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей должен быть направлен не на осознание ребёнком своих качеств и переживаний и не на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другими.

4. Принцип динамичности восприятия –  включение заданий, выполнение которых предполагает использование работы разных комбинаций анализаторов, причём каждый раз происходит смена доминантного анализатора. При таком подходе сохраняется интенсивность познавательной активности и реализуется охранительный режим.

Итак, принципы мотивации, продуктивной обработки информации,

развития и коррекции высших психических функций, динамичности восприятия – ряд закономерностей, реализация которых  через дополнительное образование повышает эффективность коррекционно-развивающего сопровождения реализации программы.