наши пернатые друзья в зимнее время
методическая разработка (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие на тему "Наши пернатые друзья в зимнее время".
На доске. “Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями”.
Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах
Задачи:
Образовательные: Расширение знаний детей о зимующих птицах.
Коррекционно - развивающие: Развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; развитие мелкой моторики рук, развитие памяти, мышления, обогащение словарного запаса, развитие навыка связного устного высказывания.
Воспитательные: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Способствовать формированию в детях ответственности за "братьев наших меньших". Воспитание трудолюбия.
Предварительная работа с детьми:
наблюдение за птицами на прогулке;
рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц;
отгадывание загадок;
беседы о зимующих птицах;
Предварительная работа воспитателя:
· подготовить демонстративный и раздаточный материал;
Оборудование.
- рисунки птиц,
- выставка книг о птицах,
- картина с кормушкой,
- на доске эпиграф к теме занятия
- мультимедийный проектор
- презентация
Ход занятия: 1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. - «Здравствуйте», говорят при встрече, желая здоровья. Я приветствую вас, желаю вам здоровья и хорошего настроения, что необходимо нам для работы на занятии.
2. Вводная беседа. Постановка цели.
- Ребята, закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о чём мы будем беседовать сегодня на занятии? (Звучит запись голосов птиц)
- Вы, ребята, правильно догадались, что наше занятие сегодня будет посвящёно птицам: «Наши пернатые друзья в зимнее время». Я рада приветствовать всех, кто присутствует на нашем занятии, посвященном зимующим птицам.
Значение слова «Пернатый» - покрытый перьями, растущими на теле (о птицах).
Радий.
Поговорим о маленьких синицах
И о других зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уж замелькают скоро снегири,
Что в декабре морозно и светло
От перистого инея бело.
В. Каких птиц мы называем зимующими?
Д. Птиц, которые остаются у нас на зиму, называют зимующими.
В. Среди зимующих птиц мы выделяем птиц оседлых и кочующих.
В. Каких птиц мы называем оседлыми?
Д. Птицы, которые весь год живут в одной и той же местности, называют оседлыми.
В. В конце лета некоторые из них делают маленькие запасы на зиму. Это синицы, поползни…
(Демонстрация рисунков, фотографий, картин с изображением оседлых птиц.)
В. Каких птиц называют кочующими?
(Отвечают дети или помогает воспитатель).
– Птицы, которые не имеют постоянного места жительства, выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, называют кочующими. Например, свиристели, снегири.
(Демонстрация картин с изображением кочующих птиц).
- Пришла зима – спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им: они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны? Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того, чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору-
- Давайте вспомним, каких птиц мы видим зимой? Какие птицы не улетают в тёплые края?
- Остаются у нас на зиму: вороны, сороки, воробьи, галки, овсянки, зяблики, чижи, совы и другие (показываю картинки). Эти птицы живут в наших лесах весь год, они не улетают на юг.
- С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?
- В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. Прочитайте высказывание на доске: “Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями”.
3. Основная часть.
- Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Угадайка».
- Вам надо угадать зимующих птиц.
- Итак, первая загадка.
1. Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей) (Слайд)
Ангелина. Воробей.
Чуть живой. Не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему…
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему.
2. Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит.
Постучит – и легче. (Дятел) (Слайд)
Вова. Дятел
В яркой шапке пёстрый дятел,
Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мёрзлый ствол:
- Приглашаю всех за стол!
Подбирайте меж соринок
Кто жуков, а кто личинок –
Клад разведан под корой,
Начинаем пир горой!
Продолбил гнилушку дятел –
А в дупле тепло, как в хате,
Пусть снаружи – холод, снег,
Есть продрогшему ночлег.
3. Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст) (Слайд)
Ваня. Клёст
Удивительная птичка – клюв крестом,
Называется клестом.
Клювом шишки расщепляет,
Кормит досыта птенцов.
А гнездо – пуховый домик,
И зимою в нем тепло.
Только б были шишки-
Вырастут малышки.
4. Спинка зеленоватая
Животиком желтоватая.
Чёрненькая шапочка
И полоска галстука.
(Синица) (Слайд)
- А у нас синичка плачет.
-Валентин: Синица.
-Ну, морозы! Ну, морозы!
Нос наружу ой, ой, ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
И голодная синица,
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться:
Ни козявки, ни зерна.
День дымится морозной далью,
Ночи снежны и темны,
Замерзаю, голодаю,
не дожить мне до весны!
5. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья - белобока,
А зовут ее ... (Сорока)
Степан: Сорока-ворона.
Сорока-ворона
Кашу варила.
На порог скакала
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали.
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
-Зачем дров не пилил,
Зачем воду не носил?
- Молодцы, ребята, всех птиц угадали.
- Какие это птицы? (зимующие).
- Как живется птицам зимой? (голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи на пропитание. Пуховые, теплые перья защищают от холода, но не от голода.)
- В суровые зимы из 10 синиц выживает одна, 9 синиц погибают. Вам их жалко?
-Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить, дорог каждый час. Очень нелегко найти корм птицам. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах. Зимой много птиц погибает от голода, человек должен помочь им. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.
- А мы как можем помочь птицам?
(Кормушки повесить на дерево и каждый день кормить птиц).
Нина. Помогу птичкам.
В воздухе кружится
Беленький снежок.
Он укрыл деревья
Поле и лужок.
Птичкам стало хуже,
Корма не достать.
Мы поможем пташкам
Перезимовать.
Вывесим кормушки
С хлебом и зерном.
Прилетайте, пташки ,
В гости вас зовём!
4. Физкультминутка.
Игра»Собачка и воробьи». Ход игры: Один ребенок — "собачка", все остальные — "воробьи".
Скачет, скачет воробей — Дети скачут.
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей:
Повторяют: "Чив! Чив! Чив!"
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! Повторяют: "Чик-чирик!"
Чик-чирик!
Вдруг прибежала "собачка" и громко залаяла.
"Воробьи" разлетаются.
5. Практическая работа. Изготовление кормушек.
- А сейчас мы займёмся изготовлением кормушек для птиц. Сначала посмотрим, какие бывают кормушки: (слайд)
Теперь мы знаем, какие бывают кормушки, из чего их можно сделать и я предлагаю приступить к работе. Материал у нас есть – коробки из-под сока. После занятия мы развесим их в нашем саду.
Кормушка для птиц из пакета.
Чтобы превратить пустой пакет из-под сока в кормушку, надо прорезать в нём два "окна" напротив друг друга. Под "окнами" можно установить шесток. Это сделает кормушку удобней для птиц. А сверху закрепите верёвочку, за которую кормушка будет подвешена на дерево. Обязательно прорезайте окна с двух сторон, чтобы птица, полакомившись вашим угощением, могла свободно покинуть кормушку. Иначе кормушка может превратиться в ловушку!
Подробней о кормушках из пакета:
Чтобы изготовить кормушку для птиц из пакета нам потребуется:
- собственно, пустой пакет
- отрезок веревки, чтобы подвесить готовую кормушку
- прямой прутик для шестка
- канцелярский нож, или вообще что-нибудь режущее
Размечаем и вырезаем окошки, через которые птицы будут попадать внутрь кормушки, на противоположных сторонах пакета. Под ними делаем крестообразные прорезы и вставляем в них шесток (прямой участок какого-нибудь прутика, подходящей длины).
Верхнюю часть пакета проклеиваем скотчем и закрепляем петля из веревки. Петлю делаем достаточного размера, чтобы можно была закрепить нашу конструкцию «на удавку»
Стук в дверь: (приносят телеграмму).
В: зачитывает телеграмму: Срочно нужна ваша помощь! Живём рядом с вашей школой, нам голодно! Синички, воробьи, голуби и другие птицы.
В: Поможем птичкам? (да). После занятия развесим наши кормушки и положим туда корм.
Ангелина.
Достал Серёжа из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна,
А на лист – пшена,
Конопли две горсти –
Собирайтесь, гости!
- А чем кормить птиц зимой, вы определите сами. Сейчас вы поработаете в группах. Из предложенного списка кормов выберите нужное. Составьте меню для птиц.
(Крошки хлеба, зерно, семечки подсолнуха, сок, сливочное масло, творог, несоленое сало, ягоды рябины, шоколадные конфеты, семечки арбуза, семечки тыквы, крупа.)
- Давайте, проверим.
- Да, ребята, правильно.
- Итак, чем можно кормить птиц в зимнее время? Зимой птицы становятся менее разборчивы к еде и едят почти все. Поэтому можно кормить остатками пищи со стола.
- А летом питаются семенами сорных трав, деревьев, плодами кустарников, насекомыми. А на зиму от природных даров остаются птицам плоды рябины.
- Давайте посмотрим, какая птица что любит.
Синицы----------кусочек сала, кусочки маргарина, творога, крошки хлеба
Клесты----------кедровые орехи
Снегири--------ягоды рябины, семечки арбуза
Свиристели ----------семена рябины
Голуби -------- крупу, хлеб
Воробьи----------пшено
Голуби---------семена подсолнечника
Вороны ---------очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи
6. Правила подкормки птиц.
- Ребята, я вам предлагаю подумать, какие правила надо соблюдать, чтобы кормить птиц зимой?
- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилегать к этому времени;
- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.
7. Игра «Доскажи словечко».
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их …(воробей).
Сделай ты ему кормушку,
Кликнет он свою …(подружку)
И пойдет веселый стук –
Тук-….(тук-тук,
Тук-тук-тук).
Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит ...(Сорока)
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится... (синица).
Е. Ильин
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера... (снегирь).
Е. Ильин
Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым... (снегирем).
8. Итог занятия :
- Ребята, о чем мы говорили на занятии?
- Что нового узнали? Что было интересного?
- Какие птицы зимуют вместе с нами? Как же им помочь пережить зимнее время?
- Вам занятие понравилось? Если да, то поднимите смайлик….
Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережно будете относиться ко всему живому.
Степан.
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют, крича:
«Спасибо вам великое!» ( К. Мухаммали)
- Молодцы! Спасибо всем, кто принял участие.
Ресурсы:
1) Михеев А.В. Биология птиц. Полевой определитель птичьих гнезд. Пособия для студентов пединститутов и учителей средних школ. М.: Топикал, 1996. - 460 с.
2) Растения и животные: Руководство для натуралиста. Пер. с нем. / К.Нидон, д-р И.Петерман, П.Шеффель, Б.Шайба. М., Мир, 1991. - 263 с.
3) Птицы. Животный мир СССР. Бутурлин С.А., Гептнер В.Г., Дементьев Г.П., Житков Б.М., Огнев С.И., Промптов А.Н., Туров С.С., Формозов А.Н., Шульпин Л.М. Под ред. А.Н.Формозова и Б.М.Житкова. Москва - Ленинград, Детиздат, 1940. - 398 с.
4) С.Кулибай. Птицы. Стихи.
5) Гладков, Н. А., Дементьев, Г. П., Михеев, А. В., Иноземцев, А. А. Жизнь животных — М.: Просвещение, 1970. — Т. 5. Птицы. — С. 266—268.
6) Дементьев Г. П., Гладков Н. А. Птицы Советского Союза — Советская наука, 1951. — Т. 2.
7) http://www.ecosystema.ru
9) http://ru.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поле чудес "Наши пернатые друзья"
Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...
Викторина "Наши пернатые друзья"
Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья", а также во внеклассной работе по расширению знаний детей о птицах....
4 класс. Наши пернатые друзья
Цель:- создать атмосферу доброжелательности, веселья;- обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитыватьбережное к ним отношение;-выявить познавательные интересы детей и развива...
Викторина "Наши пернатые друзья"
Викторина представлена презентацией....
Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!»
Аннотация: Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!» Цель – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по ...
Социальный проект «Как помочь птицам-нашим друзьям в зимнее время»
Зимние холода, ветра, снегопады осложняют жизнь зимующих птиц в Иркутской области. Корм становится недоступным, поэтому птицы могут погибнуть зимой. А мы можем помочь птичкам з...
Фотоотчёт к социальному проекту "«Как помочь птицам-нашим друзьям в зимнее время»
Фотоотчёт к социальному проекту....