наши пернатые друзья в зимнее время
методическая разработка (3 класс) на тему

Егорова Александра Васильевна

занятие о зимующих птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_temu.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на тему "Наши пернатые друзья в зимнее время".

На доске. “Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями”.

Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах

Задачи:

Образовательные: Расширение знаний детей о зимующих птицах.

Коррекционно - развивающие: Развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; развитие мелкой моторики рук, развитие памяти, мышления, обогащение словарного запаса, развитие навыка связного  устного высказывания.

Воспитательные: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Способствовать формированию в детях ответственности за "братьев наших меньших". Воспитание трудолюбия.

Предварительная работа с детьми:

наблюдение за птицами на прогулке;

рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц;

отгадывание загадок;

беседы о зимующих птицах;

Предварительная работа воспитателя:

· подготовить демонстративный и раздаточный материал;

Оборудование. 

  1. рисунки птиц,
  2. выставка книг о птицах,
  3. картина с кормушкой,
  4. на доске эпиграф к теме занятия
  5. мультимедийный проектор
  6. презентация

Ход занятия:   1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. - «Здравствуйте», говорят при встрече, желая здоровья. Я приветствую вас, желаю вам здоровья и хорошего настроения, что необходимо нам для работы на  занятии.                

2. Вводная беседа. Постановка цели.

- Ребята, закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о чём мы будем беседовать сегодня на занятии? (Звучит запись голосов птиц)

 - Вы, ребята, правильно догадались, что наше занятие сегодня будет посвящёно птицам: «Наши пернатые друзья в зимнее время». Я рада приветствовать всех, кто присутствует на нашем занятии, посвященном  зимующим птицам.

Значение слова «Пернатый» - покрытый перьями, растущими на теле (о птицах).

Радий.  

Поговорим о маленьких синицах
И о других зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уж замелькают скоро снегири,
Что в декабре морозно и светло
От перистого инея бело.

В. Каких птиц мы называем зимующими?
Д. Птиц, которые остаются у нас на зиму, называют зимующими.
В. Среди зимующих птиц мы выделяем птиц оседлых и кочующих.
В. Каких птиц мы называем оседлыми?
Д. Птицы, которые весь год живут в одной и той же местности, называют оседлыми.
В. В конце лета некоторые из них делают маленькие запасы на зиму. Это синицы, поползни…
(
Демонстрация рисунков, фотографий, картин с изображением оседлых птиц.)
В. Каких птиц называют кочующими?
(Отвечают дети или помогает воспитатель).
– Птицы, которые не имеют постоянного места жительства, выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, называют кочующими. Например, свиристели, снегири.
(Демонстрация картин с изображением кочующих птиц). 

- Пришла зима – спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им:  они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны? Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того,  чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору-

- Давайте вспомним, каких птиц мы видим  зимой? Какие птицы не улетают в тёплые края?

- Остаются у нас на зиму: вороны, сороки, воробьи,  галки, овсянки, зяблики, чижи, совы и другие (показываю картинки). Эти птицы живут в наших лесах весь год, они не улетают на юг.

- С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?

- В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. Прочитайте высказывание на доске: “Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями”.

3. Основная часть.

- Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Угадайка».

- Вам надо угадать зимующих птиц.

- Итак,  первая загадка.

1. Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей) (Слайд)

Ангелина. Воробей.

Чуть живой. Не чирикает даже,

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

2. Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит.

Постучит – и легче. (Дятел) (Слайд)

Вова. Дятел

В яркой шапке пёстрый дятел,

Корольков, синиц приятель,

Барабанит в мёрзлый ствол:

- Приглашаю всех за стол!

Подбирайте меж соринок

Кто жуков, а кто личинок –

Клад разведан под корой,

Начинаем пир горой!

Продолбил гнилушку дятел –

А в дупле тепло, как в хате,

Пусть снаружи – холод, снег,

Есть продрогшему ночлег.

3. Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст) (Слайд)

Ваня. Клёст

Удивительная птичка – клюв крестом,

Называется клестом.

Клювом шишки расщепляет,

Кормит досыта птенцов.

А гнездо – пуховый домик,

И зимою в нем тепло.

Только б были шишки-

Вырастут малышки.

4. Спинка зеленоватая                                    

Животиком желтоватая.        

Чёрненькая шапочка

И полоска галстука.

 (Синица) (Слайд)

- А у нас синичка плачет.

-Валентин: Синица.

-Ну, морозы! Ну, морозы!

Нос наружу ой, ой, ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

И голодная  синица,

Тихо плачет  у окна:

«Негде греться и кормиться:

Ни козявки, ни зерна.

День дымится морозной далью,

Ночи снежны и темны,

Замерзаю, голодаю,

не дожить мне до весны!

5. Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья - белобока,

А зовут ее ... (Сорока)

Степан: Сорока-ворона.

Сорока-ворона

Кашу варила.

На порог скакала

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Каши не едали.

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Деткам отдала:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

-Зачем дров не пилил,

Зачем воду не носил?

- Молодцы, ребята, всех птиц угадали.

- Какие это птицы? (зимующие).

- Как живется птицам зимой? (голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи на  пропитание. Пуховые, теплые перья защищают от холода, но не от голода.)

- В суровые зимы из 10 синиц выживает одна,  9 синиц погибают. Вам их жалко?

-Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить, дорог каждый час. Очень нелегко найти корм птицам. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах. Зимой много птиц погибает от голода, человек должен помочь им. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.

- А мы как можем помочь птицам?

(Кормушки повесить на дерево и каждый день кормить птиц). 

Нина. Помогу птичкам.

В воздухе кружится
Беленький снежок.
Он укрыл деревья
Поле и лужок.

Птичкам стало хуже,
Корма не достать.
Мы поможем пташкам
Перезимовать.

Вывесим кормушки
С хлебом и зерном.
Прилетайте, пташки ,
В гости вас зовём!

4. Физкультминутка.

Игра»Собачка и воробьи».  Ход игры: Один ребенок — "собачка", все остальные — "воробьи".

Скачет, скачет воробей — Дети скачут.

Скок-поскок!

Скок-поскок!

Кличет маленьких детей:

Повторяют: "Чив! Чив! Чив!"

Чив! Чив! Чив!

Чив! Чив! Чив!

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою:

Чик-чирик! Повторяют: "Чик-чирик!"

Чик-чирик!

Вдруг прибежала "собачка" и громко залаяла.

"Воробьи" разлетаются.

5. Практическая работа. Изготовление кормушек.

- А сейчас мы займёмся изготовлением кормушек для птиц. Сначала посмотрим, какие бывают кормушки: (слайд)

Теперь мы знаем, какие бывают кормушки, из чего их можно сделать  и я предлагаю приступить к работе.  Материал у нас есть – коробки из-под сока. После занятия  мы развесим их в нашем саду.

Кормушка для птиц из пакета.

Чтобы превратить пустой пакет из-под сока в кормушку,  надо прорезать в нём два "окна" напротив друг друга. Под "окнами" можно установить шесток. Это сделает кормушку удобней для птиц. А сверху закрепите верёвочку, за которую кормушка будет подвешена на дерево. Обязательно прорезайте окна с двух сторон, чтобы птица, полакомившись вашим угощением, могла свободно покинуть кормушку. Иначе кормушка может превратиться в ловушку!

Подробней о кормушках из пакета:

Чтобы изготовить кормушку для птиц из пакета нам потребуется:

- собственно, пустой пакет

- отрезок веревки, чтобы подвесить готовую кормушку

- прямой прутик для шестка

- канцелярский нож, или вообще что-нибудь режущее

Размечаем и вырезаем окошки, через которые птицы будут попадать внутрь кормушки, на противоположных сторонах пакета. Под ними делаем крестообразные прорезы и вставляем в них шесток (прямой участок какого-нибудь прутика, подходящей длины).

Верхнюю часть пакета проклеиваем скотчем и закрепляем петля из веревки. Петлю делаем достаточного размера, чтобы можно была закрепить нашу конструкцию «на удавку»

Стук в дверь: (приносят телеграмму).

В: зачитывает телеграмму: Срочно нужна ваша помощь! Живём рядом с вашей школой, нам голодно!                                                             Синички, воробьи, голуби и другие птицы.

В: Поможем птичкам? (да). После занятия развесим наши кормушки и положим туда корм.

Ангелина.

Достал  Серёжа   из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

А на лист – пшена,

Конопли две горсти –

Собирайтесь, гости!

- А чем кормить птиц зимой,  вы определите сами. Сейчас вы поработаете в группах. Из предложенного списка кормов выберите нужное. Составьте меню для птиц.

(Крошки хлеба, зерно, семечки подсолнуха, сок, сливочное  масло, творог, несоленое сало, ягоды рябины, шоколадные конфеты, семечки арбуза, семечки тыквы, крупа.)

- Давайте, проверим.

- Да, ребята, правильно.

- Итак, чем можно кормить птиц в зимнее время? Зимой птицы становятся менее разборчивы к еде и едят почти все. Поэтому можно кормить остатками пищи со стола.

- А  летом питаются семенами  сорных трав, деревьев, плодами кустарников, насекомыми.  А на зиму  от природных даров остаются  птицам плоды рябины.

- Давайте посмотрим, какая птица что любит.

Синицы----------кусочек сала,  кусочки маргарина, творога, крошки хлеба

Клесты----------кедровые орехи

Снегири--------ягоды рябины, семечки арбуза

Свиристели ----------семена рябины

Голуби -------- крупу, хлеб

Воробьи----------пшено

Голуби---------семена подсолнечника

Вороны ---------очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи

6. Правила подкормки птиц.

- Ребята, я вам предлагаю подумать, какие правила надо соблюдать, чтобы  кормить птиц зимой?

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилегать к этому времени;

- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.

7. Игра «Доскажи словечко».

Хлебных крошек не жалей,

Заслужил их …(воробей).

Сделай ты ему кормушку,

Кликнет он свою …(подружку)

И пойдет веселый стук –

Тук-….(тук-тук,

Тук-тук-тук).

Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит ...(Сорока)

Ты с модницей этой,

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится —

Все хвастает

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Гордится... (синица).

Е. Ильин

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг

И к зиме не улетает

На далекий знойный юг.

Пусть покроют снега груды

И пригорок, и пустырь —

Раз красавец прилетел к нам,

Житель севера... (снегирь).

Е. Ильин

Выпал снег, а эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым... (снегирем).

8. Итог занятия :

- Ребята, о чем мы говорили на занятии?

- Что нового узнали? Что было интересного?

- Какие птицы зимуют вместе с нами? Как же им помочь пережить зимнее время?

- Вам занятие понравилось? Если да, то поднимите смайлик….

Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами от вредителей вашего огорода.  Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережно  будете относиться ко всему живому.

Степан.

 По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья

И пропоют, крича:

«Спасибо вам великое!» ( К. Мухаммали)

- Молодцы! Спасибо всем, кто принял участие.

Ресурсы:

1) Михеев А.В. Биология птиц. Полевой определитель птичьих гнезд. Пособия для студентов пединститутов и учителей средних школ. М.: Топикал, 1996. - 460 с.

2) Растения и животные: Руководство для натуралиста. Пер. с нем. / К.Нидон, д-р И.Петерман, П.Шеффель, Б.Шайба. М., Мир, 1991. - 263 с.

3) Птицы. Животный мир СССР. Бутурлин С.А., Гептнер В.Г., Дементьев Г.П., Житков Б.М., Огнев С.И., Промптов А.Н., Туров С.С., Формозов А.Н., Шульпин Л.М. Под ред. А.Н.Формозова и Б.М.Житкова. Москва - Ленинград, Детиздат, 1940. - 398 с.

4) С.Кулибай.  Птицы. Стихи.

5) Гладков, Н. А., Дементьев, Г. П., Михеев, А. В., Иноземцев, А. А. Жизнь животных — М.: Просвещение, 1970. — Т. 5. Птицы. — С. 266—268.

6) Дементьев Г. П., Гладков Н. А. Птицы Советского Союза — Советская наука, 1951. — Т. 2.

7) http://www.ecosystema.ru

8) http://www.google.ru

9) http://ru.wikipedia.org