Главные вкладки

    наши пернатые друзья в зимнее время
    методическая разработка (3 класс) на тему

    Егорова Александра Васильевна

    занятие о зимующих птицах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_na_temu.doc136.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие на тему "Наши пернатые друзья в зимнее время".

    На доске. “Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями”.

    Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах

    Задачи:

    Образовательные: Расширение знаний детей о зимующих птицах.

    Коррекционно - развивающие: Развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; развитие мелкой моторики рук, развитие памяти, мышления, обогащение словарного запаса, развитие навыка связного  устного высказывания.

    Воспитательные: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Способствовать формированию в детях ответственности за "братьев наших меньших". Воспитание трудолюбия.

    Предварительная работа с детьми:

    наблюдение за птицами на прогулке;

    рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц;

    отгадывание загадок;

    беседы о зимующих птицах;

    Предварительная работа воспитателя:

    · подготовить демонстративный и раздаточный материал;

    Оборудование. 

    1. рисунки птиц,
    2. выставка книг о птицах,
    3. картина с кормушкой,
    4. на доске эпиграф к теме занятия
    5. мультимедийный проектор
    6. презентация

    Ход занятия:   1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята. - «Здравствуйте», говорят при встрече, желая здоровья. Я приветствую вас, желаю вам здоровья и хорошего настроения, что необходимо нам для работы на  занятии.                

    2. Вводная беседа. Постановка цели.

    - Ребята, закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о чём мы будем беседовать сегодня на занятии? (Звучит запись голосов птиц)

     - Вы, ребята, правильно догадались, что наше занятие сегодня будет посвящёно птицам: «Наши пернатые друзья в зимнее время». Я рада приветствовать всех, кто присутствует на нашем занятии, посвященном  зимующим птицам.

    Значение слова «Пернатый» - покрытый перьями, растущими на теле (о птицах).

    Радий.  

    Поговорим о маленьких синицах
    И о других зимующих здесь птицах.
    О том, как в парке каплями зари
    Уж замелькают скоро снегири,
    Что в декабре морозно и светло
    От перистого инея бело.

    В. Каких птиц мы называем зимующими?
    Д. Птиц, которые остаются у нас на зиму, называют зимующими.
    В. Среди зимующих птиц мы выделяем птиц оседлых и кочующих.
    В. Каких птиц мы называем оседлыми?
    Д. Птицы, которые весь год живут в одной и той же местности, называют оседлыми.
    В. В конце лета некоторые из них делают маленькие запасы на зиму. Это синицы, поползни…
    (
    Демонстрация рисунков, фотографий, картин с изображением оседлых птиц.)
    В. Каких птиц называют кочующими?
    (Отвечают дети или помогает воспитатель).
    – Птицы, которые не имеют постоянного места жительства, выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, называют кочующими. Например, свиристели, снегири.
    (Демонстрация картин с изображением кочующих птиц). 

    - Пришла зима – спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им:  они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны? Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того,  чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору-

    - Давайте вспомним, каких птиц мы видим  зимой? Какие птицы не улетают в тёплые края?

    - Остаются у нас на зиму: вороны, сороки, воробьи,  галки, овсянки, зяблики, чижи, совы и другие (показываю картинки). Эти птицы живут в наших лесах весь год, они не улетают на юг.

    - С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?

    - В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. Прочитайте высказывание на доске: “Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями”.

    3. Основная часть.

    - Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Угадайка».

    - Вам надо угадать зимующих птиц.

    - Итак,  первая загадка.

    1. Чик-чирик!
    К зёрнышкам прыг!
    Клюй, не робей!
    Кто это?
    (Воробей) (Слайд)

    Ангелина. Воробей.

    Чуть живой. Не чирикает даже,

    Замерзает совсем воробей.

    Как заметит подводу с поклажей,

    Из-под крыши бросается к ней.

    И дрожит он над зёрнышком бедным,

    И летит к чердаку своему…

    А гляди, не становится вредным

    Оттого, что так трудно ему.

    2. Он в своей лесной палате

    Носит пестренький халатик,

    Он деревья лечит.

    Постучит – и легче. (Дятел) (Слайд)

    Вова. Дятел

    В яркой шапке пёстрый дятел,

    Корольков, синиц приятель,

    Барабанит в мёрзлый ствол:

    - Приглашаю всех за стол!

    Подбирайте меж соринок

    Кто жуков, а кто личинок –

    Клад разведан под корой,

    Начинаем пир горой!

    Продолбил гнилушку дятел –

    А в дупле тепло, как в хате,

    Пусть снаружи – холод, снег,

    Есть продрогшему ночлег.

    3. Вот птичка так птичка,
    Не дрозд, не синичка,
    Не лебедь, не утка
    И не козодой.
    Но эта вот птичка,
    Хоть и невеличка,
    Выводит птенцов
    Только лютой зимой.
    (Клёст) (Слайд)

    Ваня. Клёст

    Удивительная птичка – клюв крестом,

    Называется клестом.

    Клювом шишки расщепляет,

    Кормит досыта птенцов.

    А гнездо – пуховый домик,

    И зимою в нем тепло.

    Только б были шишки-

    Вырастут малышки.

    4. Спинка зеленоватая                                    

    Животиком желтоватая.        

    Чёрненькая шапочка

    И полоска галстука.

     (Синица) (Слайд)

    - А у нас синичка плачет.

    -Валентин: Синица.

    -Ну, морозы! Ну, морозы!

    Нос наружу ой, ой, ой!

    Даже белые березы

    В серой корке ледяной.

    И голодная  синица,

    Тихо плачет  у окна:

    «Негде греться и кормиться:

    Ни козявки, ни зерна.

    День дымится морозной далью,

    Ночи снежны и темны,

    Замерзаю, голодаю,

    не дожить мне до весны!

    5. Эта хищница болтлива,

    Воровата, суетлива,

    Стрекотунья - белобока,

    А зовут ее ... (Сорока)

    Степан: Сорока-ворона.

    Сорока-ворона

    Кашу варила.

    На порог скакала

    Гостей созывала.

    Гости не бывали,

    Каши не едали.

    Всю свою кашу

    Сорока-ворона

    Деткам отдала:

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала:

    -Зачем дров не пилил,

    Зачем воду не носил?

    - Молодцы, ребята, всех птиц угадали.

    - Какие это птицы? (зимующие).

    - Как живется птицам зимой? (голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи на  пропитание. Пуховые, теплые перья защищают от холода, но не от голода.)

    - В суровые зимы из 10 синиц выживает одна,  9 синиц погибают. Вам их жалко?

    -Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

    - Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить, дорог каждый час. Очень нелегко найти корм птицам. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах. Зимой много птиц погибает от голода, человек должен помочь им. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.

    - А мы как можем помочь птицам?

    (Кормушки повесить на дерево и каждый день кормить птиц). 

    Нина. Помогу птичкам.

    В воздухе кружится
    Беленький снежок.
    Он укрыл деревья
    Поле и лужок.

    Птичкам стало хуже,
    Корма не достать.
    Мы поможем пташкам
    Перезимовать.

    Вывесим кормушки
    С хлебом и зерном.
    Прилетайте, пташки ,
    В гости вас зовём!

    4. Физкультминутка.

    Игра»Собачка и воробьи».  Ход игры: Один ребенок — "собачка", все остальные — "воробьи".

    Скачет, скачет воробей — Дети скачут.

    Скок-поскок!

    Скок-поскок!

    Кличет маленьких детей:

    Повторяют: "Чив! Чив! Чив!"

    Чив! Чив! Чив!

    Чив! Чив! Чив!

    Киньте крошек воробью,

    Я вам песенку спою:

    Чик-чирик! Повторяют: "Чик-чирик!"

    Чик-чирик!

    Вдруг прибежала "собачка" и громко залаяла.

    "Воробьи" разлетаются.

    5. Практическая работа. Изготовление кормушек.

    - А сейчас мы займёмся изготовлением кормушек для птиц. Сначала посмотрим, какие бывают кормушки: (слайд)

    Теперь мы знаем, какие бывают кормушки, из чего их можно сделать  и я предлагаю приступить к работе.  Материал у нас есть – коробки из-под сока. После занятия  мы развесим их в нашем саду.

    Кормушка для птиц из пакета.

    Чтобы превратить пустой пакет из-под сока в кормушку,  надо прорезать в нём два "окна" напротив друг друга. Под "окнами" можно установить шесток. Это сделает кормушку удобней для птиц. А сверху закрепите верёвочку, за которую кормушка будет подвешена на дерево. Обязательно прорезайте окна с двух сторон, чтобы птица, полакомившись вашим угощением, могла свободно покинуть кормушку. Иначе кормушка может превратиться в ловушку!

    Подробней о кормушках из пакета:

    Чтобы изготовить кормушку для птиц из пакета нам потребуется:

    - собственно, пустой пакет

    - отрезок веревки, чтобы подвесить готовую кормушку

    - прямой прутик для шестка

    - канцелярский нож, или вообще что-нибудь режущее

    Размечаем и вырезаем окошки, через которые птицы будут попадать внутрь кормушки, на противоположных сторонах пакета. Под ними делаем крестообразные прорезы и вставляем в них шесток (прямой участок какого-нибудь прутика, подходящей длины).

    Верхнюю часть пакета проклеиваем скотчем и закрепляем петля из веревки. Петлю делаем достаточного размера, чтобы можно была закрепить нашу конструкцию «на удавку»

    Стук в дверь: (приносят телеграмму).

    В: зачитывает телеграмму: Срочно нужна ваша помощь! Живём рядом с вашей школой, нам голодно!                                                             Синички, воробьи, голуби и другие птицы.

    В: Поможем птичкам? (да). После занятия развесим наши кормушки и положим туда корм.

    Ангелина.

    Достал  Серёжа   из чулана

    Длинный гвоздь и молоток.

    Похрустев по снежной корке,

    Где петлял следами лис,

    Закрепил у старой елки

    На пеньке фанерный лист.

    А на лист – зерна,

    А на лист – пшена,

    Конопли две горсти –

    Собирайтесь, гости!

    - А чем кормить птиц зимой,  вы определите сами. Сейчас вы поработаете в группах. Из предложенного списка кормов выберите нужное. Составьте меню для птиц.

    (Крошки хлеба, зерно, семечки подсолнуха, сок, сливочное  масло, творог, несоленое сало, ягоды рябины, шоколадные конфеты, семечки арбуза, семечки тыквы, крупа.)

    - Давайте, проверим.

    - Да, ребята, правильно.

    - Итак, чем можно кормить птиц в зимнее время? Зимой птицы становятся менее разборчивы к еде и едят почти все. Поэтому можно кормить остатками пищи со стола.

    - А  летом питаются семенами  сорных трав, деревьев, плодами кустарников, насекомыми.  А на зиму  от природных даров остаются  птицам плоды рябины.

    - Давайте посмотрим, какая птица что любит.

    Синицы----------кусочек сала,  кусочки маргарина, творога, крошки хлеба

    Клесты----------кедровые орехи

    Снегири--------ягоды рябины, семечки арбуза

    Свиристели ----------семена рябины

    Голуби -------- крупу, хлеб

    Воробьи----------пшено

    Голуби---------семена подсолнечника

    Вороны ---------очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи

    6. Правила подкормки птиц.

    - Ребята, я вам предлагаю подумать, какие правила надо соблюдать, чтобы  кормить птиц зимой?

    - Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

    - подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилегать к этому времени;

    - кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

    - корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

    - Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.

    7. Игра «Доскажи словечко».

    Хлебных крошек не жалей,

    Заслужил их …(воробей).

    Сделай ты ему кормушку,

    Кликнет он свою …(подружку)

    И пойдет веселый стук –

    Тук-….(тук-тук,

    Тук-тук-тук).

    Трещала с самого утра:
    "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
    А что пора?
    Какая с ней морока,
    Когда трещит ...(Сорока)

    Ты с модницей этой,

    Конечно, знаком:

    Вертушке на месте

    Никак не сидится —

    Все хвастает

    Синим своим сюртуком

    И шапочкой синей

    Гордится... (синица).

    Е. Ильин

    От простуд он не страдает,

    Не страшится злобных вьюг

    И к зиме не улетает

    На далекий знойный юг.

    Пусть покроют снега груды

    И пригорок, и пустырь —

    Раз красавец прилетел к нам,

    Житель севера... (снегирь).

    Е. Ильин

    Выпал снег, а эта птица

    Снега вовсе не боится.

    Эту птицу мы зовем

    Красногрудым... (снегирем).

    8. Итог занятия :

    - Ребята, о чем мы говорили на занятии?

    - Что нового узнали? Что было интересного?

    - Какие птицы зимуют вместе с нами? Как же им помочь пережить зимнее время?

    - Вам занятие понравилось? Если да, то поднимите смайлик….

    Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами от вредителей вашего огорода.  Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережно  будете относиться ко всему живому.

    Степан.

     По небу весело скользя,

    Летят пернатые друзья

    И пропоют, крича:

    «Спасибо вам великое!» ( К. Мухаммали)

    - Молодцы! Спасибо всем, кто принял участие.

    Ресурсы:

    1) Михеев А.В. Биология птиц. Полевой определитель птичьих гнезд. Пособия для студентов пединститутов и учителей средних школ. М.: Топикал, 1996. - 460 с.

    2) Растения и животные: Руководство для натуралиста. Пер. с нем. / К.Нидон, д-р И.Петерман, П.Шеффель, Б.Шайба. М., Мир, 1991. - 263 с.

    3) Птицы. Животный мир СССР. Бутурлин С.А., Гептнер В.Г., Дементьев Г.П., Житков Б.М., Огнев С.И., Промптов А.Н., Туров С.С., Формозов А.Н., Шульпин Л.М. Под ред. А.Н.Формозова и Б.М.Житкова. Москва - Ленинград, Детиздат, 1940. - 398 с.

    4) С.Кулибай.  Птицы. Стихи.

    5) Гладков, Н. А., Дементьев, Г. П., Михеев, А. В., Иноземцев, А. А. Жизнь животных — М.: Просвещение, 1970. — Т. 5. Птицы. — С. 266—268.

    6) Дементьев Г. П., Гладков Н. А. Птицы Советского Союза — Советская наука, 1951. — Т. 2.

    7) http://www.ecosystema.ru

    8) http://www.google.ru

    9) http://ru.wikipedia.org


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Поле чудес "Наши пернатые друзья"

    Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...

    Викторина "Наши пернатые друзья"

    Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья", а также во внеклассной работе по расширению знаний детей о птицах....

    4 класс. Наши пернатые друзья

    Цель:- создать атмосферу доброжелательности, веселья;- обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитыватьбережное к ним отношение;-выявить познавательные интересы детей и развива...

    Викторина "Наши пернатые друзья"

    Викторина представлена презентацией....

    Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!»

    Аннотация: Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!» Цель – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по ...

    Конкурс «Наши пернатые друзья»

    А вы знаете, что и у скворца, и у соловья, и у зарян­ки, и у пеночки есть свой праздник - День птиц. (Меж­дународный день птиц отмечается 1 апреля.) В это время начинают возвращаться в родные ...