Современные подходы к организации родительских собраний.
статья по теме

Cоловьёва  Нелли  Дмитриевна

 

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС) требует  кардинальной перестройки  организационной, методической деятельности,  как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе. Изменились  функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними,особенно взаимодействия с родительской общественностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы  к организации родительских собраний

В течение нескольких десятилетий в нашей стране осуществлялась политика превращения воспитанияиз семейного в общественное, в связи, с чем складывалось снисходительное отношение к домашнему воспитанию. И педагоги, и сами родители были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано осуществить основной вклад в дело формирования личности активного члена нашего общества, строителя светлого будущего человечества. В связи с такой постановкой вопроса многие педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить (даже поучать), контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. Именно поэтому основной формой работы педагога с родителями оказались родительские собрания с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативного поведения и недостатков при обучении). При этом опыт родителей практически  полностью игнорировался.

Но в последние  годы наше общество существенно изменилось: изменились взгляды на жизнь, изменились требования, предъявляемые к уровню жизни, изменились экономические, социальные и культурные составляющие нашего общества. Все эти изменения не могли не отразиться на образовании. Действительно, в связи с произошедшими изменениями современному обществу требуются  люди, которые очень гибко будут реагировать на малейшие изменения, не бояться их, а, наоборот, умеющие быстро приспосабливаться к новым условиям.

В докладе  Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» отчетливо представлен социальный заказ школе: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к максимальному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание».

Реализация этого социального заказа невозможна в рамках традиционной школы,  требует новых подходов к образованию, одним из которых является переход на новые стандарты обучения

          Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС) требует  кардинальной перестройки  организационной, методической деятельности,  как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе. Изменились  функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними,особенно взаимодействия с родительской общественностью.

        Одним  из действенных инструментов,  обеспечивающих это  взаимодействие  и сотрудничество, является  родительское собрание(РС), построенное на новых диалогических принципах.

 Родители становятся  активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организациивнеучебной деятельности класса и принимать в ней участие.  Изменилась форма проведения родительских собраний.

          Родительское собрание - это группа людей, объединенная для совместного решения проблем и задач, адаптации, обучения, развития и воспитания своих детей. Она создана для оказания помощь учебному заведению, а главное - своим детям.

        Родительское собрание - это универсальная форма работы, так как позволяет реализовывать множество функций.

В чём же состоят функции  РС, каковы  их виды, формы , методы  и способы реализации на современном этапе ?

Первая и самая важная функция  это – информационная.  Она обеспечивает родителей  специальной и детальной  информацией о содержании новых учебных курсов и программ,            подходах к их усвоению, о формах аттестации учащихся и критериях их оценивания , знакомит с организацией  учебного процесса в школе(концепция развития ОУ, проекты, в которых участвует школа ,внедряемая инновация).Эта функция реализуется   в форме монологической подачи информации  или в форме ответов на значимые для родителей вопросы, а также  организуется наглядно - познавательные  выставки и мероприятия. Встречи с родителями, их одобрение и поддержка помогают  школе утвердиться в правильности выбранного направления развития и успешнее  конкурировать  с другими ОУ.

        Другой, не менее  необходимой , расширяющей знания родителей в сфере  обучения их детей, является функция- просветительская. Её значение  определяется  на основе  диагностики и изучения  запросов родителей. Форма  реализации  этой функции  : семинары, педагогические  практикумы,  конференции, «Круглые столы», дискуссии участников. Для родителей учащихся  начальной ступени  обучения целесообразными на этом этапе  являются игровые формы взаимодействия, они снимают напряжение  участников, создают  предпосылки  для свободного высказывания  мнений.

        Выделяется  среди  функций РС функция-обучающаяся. В её основе отработка  практических навыков родителей  по оказанию помощи ребёнку в освоении образовательных программ,  эффективному общению  с ним и защите его прав в различных ситуациях. На первом этапе - просвещение по востребованной  проблеме, на втором- тренинги, деловые игры, позволяющие  моделировать  поведение участников в  типичных  ситуациях семейного воспитания и другие формы «погружения» участников в проблему.

         В формах  методического и психологического консультирования реализуется –консультационная функция РС. Её отличает индивидуальная работа с каждым родителем, т.к. она  обеспечивает потребность участников  в разрешении  индивидуальных  затруднений, предполагающих  не только информационную , но и их эмоциональную  поддержку. Важнейшее условие  консультирования _ диалог, равноправное  участие  в разрешении  ситуации, отсутствие упрёков и назиданий в адрес родителей.Возможны и групповые  консультации  упреждающего  характера в рамках РС.

        Предупредить ожидаемые  предсказуемые проблемы и трудности призвана такая функция РС, как  профилактическая. Она обеспечивает  предупреждение всяких неурядиц семейного воспитания, связанных с  кризисом взросления учеников , снижения мотивации к учёбе, проблемам  в общении, здоровьем детей. На РС следует выносить  вопросы общего характера, а по конкретным работать индивидуально. Доверительность, сопереживание, оптимизм и видение перспективы ребёнка составляют      благоприятную  основу конструктивных  контактов со всеми  родителями , независимо от успешности их детей.

Подготовка родительского собрания идет по следующим основным направлениям:

 -заранее определяются тема родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательно-образовательного процесса на данном  этапе);

 -затем выбирается форма проведения родительского собрания.

            Формы проведения родительских собраний различны. Это исходит большей частью из индивидуальных особенностей детей и родителей данного класса и, конечно же, творческого подхода к организации и проведению его непосредственно педагогом.

Основные формы родительских собраний:

*собрание-лекторий;

*"круглый стол";

*тематическая дискуссия с приглашением специалистов;

*консультация со специалистами;

*родительская дискуссия;

*общешкольная и  общеклассная конференция и др.

.

Проводить  собрание-лекторий   целесообразно в том случае, если выбрана нестандартная, привлекающая внимание и вызывающая интерес тематика, например: "Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в школу". Так можно назвать самое первое собрание, на которое родители, как правило, приходят, поскольку конкретно обозначенная тема, безусловно, интересует их. Если определенные ожидания родителей по поводу собрания оправдываются, то проблема посещения ими последующих собраний сразу снимается, однако тот, кто заинтересован в получении дальнейших сведений, обязательно придет на очередное собрание-лекторий.

"Круглый стол" представляет собой встречу родителей учеников одного класса. Для обсуждения предлагается какая-либо значимая для всего класса тема. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается "рамка", т. е. заранее подготовленные задания и вопросы. Собрание в форме "круглого стола" позволяет родителям получить полезную информацию, осознать собственную позицию и сравнить ее с позицией других родителей. Кому-то необходимо высказаться (рассказать о своих трудностях), кому-то – узнать про поведение других учащихся (это даст возможность оценить своего ребенка в сравнении, обнаружить что-то не замеченное ранее).

Не менее важен "круглый стол" и для школьного психолога, который получает возможность лучше узнать и понять родителей, обрести их доверие. Принципиальным является обязательное присутствие классного руководителя, который также участвует в обсуждении. При этом он выходит из привычной учительской роли и знакомится с родителями в новой, более открытой, ситуации. Такое уравновешенное взаимодействие способствует взаимопониманию и делает общение более эффективным. Итогом "круглого стола" становятся совместно сформулированные общие выводы по обсуждаемой теме.

Родительская дискуссия – одна из форм объединения родителей в коллектив. Многие из них уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая при этом реальные возможности и способности своего ребенка, не оценивая уровень его учебного потенциала. Некоторые родители считают свои методы воспитания не подлежащими сомнению и коррекции со стороны педагога. Дискуссии же проводятся для того, чтобы родители смогли утвердиться в целесообразности применяемых методов воспитания либо провести ревизию своего педагогического арсенала и задуматься над тем, что они делают не совсем правильно.

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются проблемы общества, активными членами которого в недалеком будущем станут сегодняшние дети. Основными темами родительских конференций становятся причины конфликтов и пути выхода из них, профилактика вредных привычек и борьба с ними.

Готовить такие конференции необходимо очень тщательно, с обязательным участием школьного психолога, социального педагога. В задачу последних входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают и сами родители. Они анализируют проблему с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что на ней принимаются определенные решения или намечаются мероприятия по заявленной проблеме.

Главная задача родительских собраний (анализ, обобщение поведения уч-ся и организация целенаправленной деятельности классного коллектива в дальнейшем) реализуется в полном объёме только при непосредственном участии самих детей, с учётом их собственного мнения. Можно заранее провести анкетирование, интервью на аудиокассете по рассматриваемому вопросу, приготовить анализ поведения учащихся по видео занятиям проводимых мероприятий, но   живое общение родителей, учащихся и педагогов – самый эффективный вариант в воспитательной работе. И одно такое собрание(дети + родители) в учебном году  обязательно

Родительские собрания делятся  на  организационные и тематические.

Организационные – это стандартные родительские собрания, посвященные текущим событиям школьной жизни: организации мероприятий, началу учебного года, результатам обучения  по итогам четвертей, полугодий, года и т. д.

Тематические собрания посвящаются актуальным вопросам воспитания. Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы.

Чтобы  РС прошло удачно, необходимо  придерживаться  следующих  рекомендации по его проведению:

-  собрание следует проводить в удобное для родителей время;

-заранее сообщать тему  собрания родителям, она должна быть выбрана с учетом возрастных особенностей детей;

-   родительское собрание должно быть  хорошо подготовленным и

полезным в педагогическом отношении;

- начинать и заканчивать родительское собрание вовремя;

-  классный руководитель должен спокойно и тактично общаться с родителями;

-   нужно просвещать родителей на собрании, обсуждать с ними актуальные проблемы,  а не констатировать ошибки и неудачи детей    в учебе;

--   cобрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п.                                

---  активно использовать  информационные технологии

-организовывать обмен мнениями и идеями.

 - стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.

 - проводить рефлексию.

Родительское собрание будет эффективным, если ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и эмоциональные.

 Приходить на родительское собрание с удовольствием - это не так мало.

        Удовлетворять принципам:

 - активности (следовать желаниям родителей);

 - оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения);

 - значимости (выбранные для обсуждения тема, проблема должны быть актуальны и принимаемы изнутри);

 - результативности;

 - сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем детей, объединение усилий, понимание того, что проблемы ребенка в семье решают родители, а учебные проблемы - школа).

Проводить только те собрания, необходимость которых очевидна.

Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

.