Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
статья по теме

Малых Виктория Валентиновна

 

На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.  Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Именно поэтому формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

/СЛАЙД/   Современные   подходы    к   организации       учебно- исследовательской            деятельности   учащихся   в    системе     развивающего    обучения.

«Учение – это  деятельность ученика  по  усвоению  новых знаний  и  овладению  способами приобретения  знаний»

                                                              А.К.Маркова

/СЛАЙД №3) Педагоги с давних времен выделяли 2 основных пути учения: «учение пассивное»(т.е. «традиционное обучение» с репродуктивными методами), и «учение активное»(т.е. «исследовательское обучение» с продуктивными методами).

В различные времена соотношение этих путей в практике образования существенно менялось. На первый план выходил то один метод обучения, то другой.

На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.  Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции /СЛАЙД №4/Именно поэтому формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования.

/СЛАЙД №5/ Учебно-исследовательская деятельность учащихся является составной частью образовательного процесса . Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:   развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

  1. формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
  2. выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  3. воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
  4. помощь в профессиональной ориентации;
  5. самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Но возникает закономерный вопрос, желает ли само подрастающее поколение этого развития и воспитания? Как показывает опыт, даже в самых элитных средних учебных заведениях отмечается тенденция к снижению или же утрате учебной мотивации. У нынешнего поколения есть достаточно большое количество занятий помимо учёбы. Повышение интереса к учёбе является первостепенной задачей педагогического коллектива. Наверное, только творческий подход к процессу получения знаний способствует становлению учебно-исследовательской работы в школе. Жизнь показала, что система Л.В.Занкова оказалась востребованной и эффективной на современном этапе образования. Л.В.Занков говорил: «Я против дрессуры, я против того, чтобы ребенок превращался в живого робота. Мой человек- это человек, решающий задачи, это человек, стремящийся к успеху, а не человек как сумма знаний, умений и навыков».

/СЛАЙД №6/ Для каждого человека важно признание его труда другими людьми. Выступления на конференциях дают возможность ученикам научиться отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать других, вести диалог. Эти качества необходимы человеку будущего, человеку с ноосферным мышлением.

Ноосферное мышление предполагает умение проектировать и прогнозировать последствия своего взаимодействия с окружающим миром, способность принимать решения в ситуациях нравственного выбора, ответственность за своё поведение. Современное обучение лишь адаптирует человека к уже свершившемуся и не учит его строить будущее, то есть не формирует человека с ноосферным мышлением. /СЛАЙД №7/

Разработка учебно-исследовательских проектов школьниками является, на наш взгляд, эффективным средством формирования их ноосферного мышления.  Разработка  проектов делает мышление обучающихся раскрепощённым, свободным, творческим, а самого обучающегося соучастником воспитательного процесса.

/СЛАЙД №8/ Однако при написании учебно-исследовательских работ или выполнении проектов и учителя и ученики сталкиваются с целым рядом проблем. Причем ряд этих трудностей имеет общий характер для учителей и учащихся.

Учащиеся:

  1. Учебные (постановка проблемы исследования, формулирование

   гипотезы,    формулирование цели и задач исследования);

  1. практические (определение этапов работы, подбор и анализ

    литературы);

  1. презентационные (защита работы);
  2. оформление (оформление теоретической и практической частей работы, списков литературы, таблиц и выводов).

Учителя: /СЛАЙД №9/

  1. Научные (вычленение проблемы исследования, формулирование

гипотезы исследования).

  1. Нехватка материальной базы кабинета(широта интересов учащихся и учителей при выборе тем исследования не всегда позволяет осуществить задуманное в рамках школы).
  2. Оформление работ (быстро меняющиеся требования к оформлению списков литературы, различные требования на конференциях разного уровня к оформлению работ и презентаций).

Кроме проектов организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.

В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и т. п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек.

Большим подспорьем на уроке могут стать разные виды заданий: разноуровневые, нестандартные, интерактивные.

Но в  процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.  Для этого необходимо использовать дифференциацию и индивидуализацию.

Систематическое применение проблемно-исследовательского метода в преподавании различных  школьных предметов обеспечивает развитие универсальных познавательных действий и  приобретение важных исследовательских умений у младших школьников.

В ходе осуществления исследований дети учатся:  /СЛАЙД №10/

  1. Ставить исследовательские вопросы.
  2. Формулировать проблемы.
  3. Выдвигать гипотезы.
  4. Составлять план работы.
  5. Вести наблюдения.
  6. Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез.
  7. Выделять существенную информацию из разных источников (книги, схемы, модели, таблицы и т.п.).
  8. Систематизировать информацию.
  9. Представлять результаты работы в различных формах (схема, рисунок, доклад, реферат, тезисы и т.п.).
  10. Выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом.

Сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней. /СЛАЙД №11/

От учителя требуется высокая работоспособность и гибкость в работе с учащимися. Результат же такой работы – развитие исследовательских и коммуникативных умений, высокая познавательная и учебная мотивация учащихся. Всё это обеспечивает учителю поддержку его творческих усилий и подлинное удовлетворение от педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.

На  данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...

Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.

На  данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...

СЛАГАЕМЫЕ ПРОДУКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В.ЗАНКОВА

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИГОДИТСЯ МОЛОДЫМ, НАЧИНАЮЩИМ ПЕДАГОГАМ...

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова...

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова...

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова...

"Нетрадиционные уроки в современной школе как средство активации познавательной деятельности учащихся в условиях развивающего обучения"

"Нетрадиционные уроки в современной школе как средство активации познавательной деятельности учащихся в условиях развивающего обучения"...