"Этот удивительный мир бумаги."
методическая разработка (1 класс) по теме

Зотова Наталия Юрьевна

Внеклассное мероприятие для учащихся 1-х классов. Отчет о работе кружков: "Умелые пальчики" и "Веселая мастерская."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_material.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

        

Кафедра дошкольного и начального образования ГОУДПО

"Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования".

Региональный конкурс методических разработок

"Педагогический Олимп. Начальное образование".

Номинация " Возьмемся за руки!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 1 классов

МОУ "СОШ с углубленным изучением иностранных языков № 56 "

"Этот удивительный мир бумаги".

(Отчет о работе кружков: " Умелые пальчики" и "Веселая мастерская".)

 

                                                     

                                    Подготовила и провела:

                                                           учитель начальных классов I категории

                                                           Зотова Наталия Юрьевна в соавторстве

                                                           с учителем начальных классов II категории                  

                                                           Гузиковой Светланой Юрьевной

Саратов

2010 г.

Тема: «Этот удивительный мир бумаги»

Цель: развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в процессе постижения мастерства.        

Задачи:

- Повышение интереса к учебным предметам через практическую деятельность.

- Развитие личностных качеств, интеллекта, творческих способностей.

- Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно экономическими знаниями.

- Расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

- Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам.

- Воспитание трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

Участники:

- члены кружка «Умелые ручки» учащиеся 1 «В» класса и члены кружка «Веселая мастерская» учащиеся 1 «Г» класса.

- учителя

- родители

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости!

        Мы рады видеть вас. Сегодня мы собрались  здесь для того, чтобы представить вам работу кружков: «Умелые пальчики» - руководитель Зотова Н.Ю. и «Веселая мастерская» - руководитель Гузикова С.Ю.

Тема нашего занятия называется «Этот удивительный мир бумаги». Девизом на нашем занятии будут такие слова как: «Наши руки не знают скуки!»

        Цель нашей встречи рассказать, как из простого обычного листа бумаги можно сделать удивительные игрушки и, конечно же, показать вам выставку поделок, выполненных ребятами из этих кружков.

        Сейчас для вас ребята сделают небольшое сообщение о том, что они узнали о бумаге и чему научились.

2. Выступления учащихся.

        На свете много различных материалов, из которых можно мастерить и творить! Занимаясь в кружках «Умелые пальчики» и «Веселая мастерская» мы не только научились делать разные поделки, но много интересного узнали о бумаге, её свойствах и видах.

Свойства бумаги.        

Нам стало известно, что бумага бывает:

а) писчей (это тетрадная, почтовая, блокнотная)

б) существует бумага для печати (газетная, книжно-журнальная)

в) изготавливают впитывающую бумагу (промокательная, салфеточная)

г) есть чертежно-рисовальная бумага (ватман, калька, миллиметровая)

д) крашеная (бархатная гофрированная)

е) о картоне, мы узнали, что он бывает листовой, гофрированный, коробочный.

Каждый из перечисленных видов бумаги и картона отличается внешним видом и свойствами.

Виды бумаги.

        Исследуя внешний вид бумаги, мы определили, что она на ощупь

- гладкая или шероховатая,

- холодная или теплая,

- мягкая, гибкая или жесткая

- бесцветная или цветная.

        Чтобы узнать о свойствах бумаги мы проделывали ряд опытов и выяснили, что в результате механического воздействия бумага: (показать опыты)

- сминается

- рвется

- сгибается

- скручивается

- сшивается, переплетается

- горит

- впитывает воду.

        Познакомившись со свойствами бумаги и картона, мы научились выполнять разнообразные изделия, которые сегодня  представлены на нашей выставке. А ещё мы узнали о различных направлениях работы с бумагой. О них сейчас и расскажем вам.

2. Направления работы с бумагой.[1]

Аппликация (Слайд №3)

        Самый распространенный вид работы с бумагой – аппликация. Слово аппликация произошло от латинского слова прикладывать. Аппликация из бумаги выполняется наклеиванием на основной фон кусочков бумаги или иного материала различных цветов.

        Аппликацию можно подразделить на предметную – изображение людей, животных, насекомых, ягод, растений.

Сюжетную – выполняется по сказке, стихам.

Декоративную – орнамент, узор.

Аппликацию обрыванием – детали выполняются обрыванием бумаги.

Мозаика (Слайд №4)

        Из бумаги можно выполнять мозаику. Мозаикой называют разновидность аппликации. Процесс выполнения мозаики из бумаги во многом схож с процессом выполнения аппликации. Кусочки бумаги выкладываются на основу бумаги, принятую за фон и закрепляется связующим раствором – клеем и другими клеящими веществами.

        Различают два вида мозаики из бумаги: контурная мозаика – кусочки бумаги выкладываются по линии рисунка и сплошная мозаика – кусочки бумаги выкладываются по всей площади изображения.

Складывание из бумаги (Слайд №5)

        Что может быть проще бумаги? А между тем обыкновенный листочек бумаги можно превратить в замечательную игрушку.

        Бумагу легко сгибать. Основной прием техники в сгибании бумаги – оригами – искусство складывания бумаги без ножниц и клея. Родина оригами – Япония. В переводе с японского «ори» - складывать, «гами» - бумага.

        В основе выполнения оригами лежит квадрат. От его величины зависит размер фигурки.

        Используя операцию складывания можно выполнить самые разнообразные изделия. Это объемные аппликации, мозаика, прыгающие и движущие игрушки, различные коробочки и надувные шарики, которые радуют и развлекают не только ребят, но и взрослых.

Плетение (Слайд «№6)

        Из полоски бумаги можно выполнить самые разнообразные изделия, как плоской формы, так и объемные изделия. Плетение выполняется путем последовательного переплетения полос разного цвета.

        Самым распространенным является шахматное плетение. Существует еще фигурное плетении, плетение уголками.

Конструирование (Слайд №7)

        Конструирование из бумаги и картона – это создание отдельных изделий или композиций. Различают два вида конструирования – техническое и художественное.

        Техническое конструирование это различные транспортные средства (машины, самолеты, пароходы) выполняемые по развертке или чертежу. Эта работа требует точности и аккуратности.

Динамическая игрушка (Слайд №8)

        Художественное конструирование – это свобода творчества и возможность проявить свою фантазию. Сюда можно отнести динамические игрушки. Это подвижные игрушки самых разнообразных видов. Среди них можно выделить:

- дергунчики

- стукалки или колотушки

- марионетки

- игрушки-сюрпризы.

        Изготавливая такие поделки можно проявить свое творчество и фантазию.

        Учитель: Спасибо, ребята, за ваше сообщение. Садитесь.

Наверное, многим из присутствующих сегодня здесь понравилось и захотелось что-то сделать из бумаги.

         Я вам предлагаю отправиться в путешествие в сказку и в попутчики взять с собой обычный лист бумаги, который попробуем превратить в волшебный. Но сначала разогреем пальчики.

Физминутка

Под грибом шалашик-домик,

(соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.

(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол. 
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.

3. Практическое занятие.

«Бумажная сказка».

Присказка.

        Вот, он, самый обычный лист бумаги. На нем можно нарисовать рисунок, написать письмо, наконец, смять, порвать или выбросить его. Но не торопитесь делать это. Давайте лучше попробуем превратить этот обычный лист бумаги в волшебный.

        Для этого альбомный лист перегнем по углу таким образом, чтобы меньшая сторона совместилась с большей. Оставшуюся часть необходимо отрезать или провести линию сгиба и удалить при помощи линейки, отрывая.

        У нас получился квадрат – волшебная фигура, у которой все стороны равны и есть одна диагональ. Давайте сложим из квадрата косыночку так, чтобы мы могли по линии сгиба проложить вторую диагональ.

        Именно квадрат поможет нам рассказать сказку, в процессе которой мы сможем выполнить всех ее персонажей.

Сказка[2]

        Далеко-далеко, на маленьком острове, жил мальчик. Остров находился очень далеко и был таким маленьким, что даже на карте не значился, поэтому никогда ни один корабль не причаливал к берегу. Казалось, люди не подозревали о существовании этого необычайного маленького острова.

        Складываем квадрат способом «конверт», прикладывая уголки листа к центру пересечения диагоналей. Этот прием повторяем три раза на каждое слово «маленький». (Приложение № 1-а.)

        Выполнение заготовки «Остров» сопровождается учителем демонстрацией на доске элементом аппликации на магните «Остров с пальмой в море».  (Приложение № 2 – а.)

        Мальчик, живущий на этом острове, очень любил читать. Из книг он узнал, что на свете существуют огромные морские корабли. И стал мечтать о морском путешествии. Каждый день мальчик приходил на берег моря и вглядывался вдаль, не появится ли на горизонте корабль. Но ни один корабль не подходил так близко к острову, только маленькие рыбки весело плавали в воде.

        Заготовка «Рыбки» выполняется из заготовки «Остров». Раскроем кармашек одного из углов. (Приложение №1-б.) Заготовка «Рыбки» демонстрируется на доске элементом аппликации на магните «Рыбки». (Приложение № 2-б.)

        Однажды мальчик проснулся рано. За окном бушевал ветер и лил проливной дождь. Он надел плащ с капюшоном, и как всегда, отправился на берег моря. Плащ выполнить очень просто. В заготовке «Рыбки» расправляем кармашек противоположного угла уже расправленному кармашку и кармашек внизу. (Приложение № 1-в.) Заготовка «Плащ» демонстрируется элементом аппликации на магните «Мальчик в плаще». (Приложение № 2-в.)

        Сквозь непогоду и шторм мальчик увидел, что к берегу его острова стремительно идет корабль. Чтобы выполнить заготовку «Корабль» надо нижнюю часть  плаща закрыть и параллельно рукавам сложить заготовку пополам, чтобы рукава соединились вместе, и расправить противоположные уголки, формируя нос и корму. (Приложение №1-г.) Заготовка «Корабль» демонстрируется на доске элементом аппликации на магните «Корабль». (Приложение № 2-г.)

        Несмотря на бурю, корабль очень быстро приближался. На палубе, по-морскому широко расставив ноги, твердо стоял капитан. Казалось, никакой ураган не сможет сдвинуть его с места. Капитан у нас будет не полностью. Выполним его ноги, твердо стоящие на палубе. Для этого у заготовки «Корабль» вывернем два противоположных уголка (нос и корму.) (Приложение №1-д.) Заготовка «Капитан» демонстрируется на доске элементом аппликации на магните «Капитан». (Приложение №2-д.)

        На плече у капитана сидел попугай. Попугая выполним из заготовки «Капитан». Для этого перевернем заготовку вверх ногами. Она напоминает фигурку птицы. Сформируем голову и хвост. (Приложение №1-е.)

        Капитан пригласил мальчика на корабль, и они вместе отправились в морское путешествие. Так сбылась мечта маленького мальчика, жившем на маленьком острове. (Приложение 2-е.)

4. Обобщение.

        -Ребята, понравилась вам сказка?

- Чем она вам понравилась?

- Какое направление работы с бумагой мы с вами применяли, чтобы выполнить заготовки наших сказочных персонажей?  (Складывание бумаги или оригами.)

- А на доске какое направление работы с бумагой?

(Аппликация.)

5. Воспитательный момент.

        Ребята, вы увидели, какой простой и в тоже время замечательный и удивительный материал – бумага.

- А вы, знаете, из чего делают бумагу? (Ответы детей.)

- Почему нужно экономить бумагу? (Ответы детей.)

6. Рефлексия.

        Наша сегодняшняя встреча подошла к концу.

-Вам понравилось?

-Что интересного и нового вы сегодня узнали?

-Чему научились?

        Для более широкого знакомства с видами бумаги вы можете получить информацию, прочитав газету " Этот удивительный мир бумаги". Узнать подробнее историю происхождения бумаги. И, конечно же, попробовать самостоятельно сложить предложенную поделку, разгадать загадки и кроссворд. (Приложение № 3.)

А сейчас наше занятие закончилось.

Всем спасибо!


[1] Презентация

[2] М.И. Нагибина «Из простой бумаги мастерим как маги» (Я., Академия, К° Академия Холдинг, 2000)