Космическая игра-путешествие
классный час (4 класс) по теме

Валяева Жанна Васильевна

В игровой форме четвероклассники путешествуют по планетам Солнечной системы, знакомятся с условиями жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kosmicheskaya_igra-puteshestvie_2010-2011_uch.god_.zip2.2 МБ

Предварительный просмотр:


Методическая разработка к внеклассному мероприятию

  «Космическая игра – путешествие к планетам Солнечной системы

для 4 класса

Автор: Валяева Жанна Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Туровецкая СОШ».

Цели:

- овладение учащимися знаниями о развитии космонавтики в нашей стране и умениями ценить научные знания и изобретения, влияющими на жизнь человека;

-ученик, который называет планеты Солнечной системы и объясняет невозможность жизни на других планетах, кроме планеты Земля;

-на основе имеющихся знаний ставит и решает задачу бережного отношения к нашей планете, осознавая, что человек – разумное существо, способное сохранить жизнь на Земле;

-развитие творческих способностей учащихся, умений формулировать свое мнение (учитывать мнение других).

Подготовка к мероприятию:

  1. Сбор материалов об истории освоения космоса.
  2. Исследовательская работа: «На каких планетах Солнечной системы возможна жизнь?»
  3. Подготовка презентации.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Стенгазета «50 лет отечественной космонавтике», выставка книг по теме «Космос», рисунки на космическую тематику, карты-изображения  Солнечной системы, наборы предметов и раздаточного материала для конкурсов.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя. 12 апреля 1961 года весь мир облетело важное правительственное сообщение: первый в мире космонавт – гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин вывел на орбиту Земли космический корабль «Восток».

Слайд 2.

  1. Учитель (ведущий). Прошло 50 лет с того знаменательного события,

космонавты, астронавты и космические туристы из многих  стран побывали на орбите Земли, но подвиг Юрия Алексеевича Гагарина навеки вписан в историю нашего государства.

  1. Сегодня и мы с вами отправимся в космическое путешествие, пусть это будет игра, но может быть через много лет кто-нибудь из вас тоже будет строить космические корабли, бороздить просторы вселенной, прокладывать дорогу к другим планетам.

В игре-путешествии участвуют все. Сегодня   мы отправляемся в путешествие к Планетам  Солнечной системы.  Экипаж 4 класса, к старту готов? 
Космонавты: Готов!

 Ведущий: За нашим путешествием наблюдает Генеральный штаб   конструкторов  космических кораблей  (представляет жюри).

Перед путешествием нам нужно проверить свою готовность к полёту.

Космическая викторина

  1. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский) слайд  3.  

        После того как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться еще выше. Одним из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский . Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны.

         Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.

         Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.

         Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы.

         Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.

         Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам.

  1. Назовите дату  запуска  первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 года).слайд 5.

        4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. (Слайд 6) Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.

  1. Какие животные летали  в космос? (Белка и Стрелка) слайд 4.

Основным годом "собачьего космоса" можно считать 1960-й.

         28 июля с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель. Она должна была вывести на околоземную орбиту корабль-спутник, в котором находились две собаки - Лисичка и Чайка. Из-за аварии первой ступени ракеты-носителя пуск закончился неудачей. Собаки погибли.

         20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка.

         Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Чему же были обучены космонавты?

        Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.

         По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

         Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.

         Ученый продолжали исследования и наблюдения за собаками и на Земле. Предстояло выяснить, повлиял ли полет в космос на генетику животного. Стрелка дважды приносила здоровое потомство, милых щенят, которых мечтал бы приобрести каждый. Но все щенки были на учете, и за каждого персонально отвечали.

  1. Назовите имя генерального конструктора космических кораблей (Сергей Королев).слайд 6.
  2. Кто и когда  открыл человечеству дорогу в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин, 12 апреля 1961 года) слайд 7.
  3.  Сколько времени длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)

        После одного витка вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров Гагарин катапультировался и совершил мягкую посадку на парашюте недалеко от спускаемого аппарата.

Первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза, а день его полета стал национальным праздником.

  1.  Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? («Восток»)
  2.  Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина  Терешкова) слайд 8.
  3.  Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей  Леонов) слайд 9.

Алексей Леонов  в 1965 г. находился в открытом космосе  12 мин 9 с.

  1.  Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? («Луноход») слайд 10.
  2.  Как называлась  советская орбитальная  станция, проработавшая на орбите Земли 15  лет? (Мир) слайд 11.

Станция использовалась в течение 15 лет. В 2001 году была затоплена в Тихом океане.

Другие космические аппараты — слайд 12.

  1. Как называется наша галактика? (Млечный Путь) слайд 13.
  2. Как называется наша Звёздная система? (Солнечная система) слайд 14.
  3. Сколько планет в нашей солнечной системе? (9 планет) слайд 15.

        Вокруг Солнца движутся девять больших планет. Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца. Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему. Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ. Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических межпланетных станций.

  1. Какой планетой по счёту является Земля? (Третьей)

Ведущий:  Старт!   

 Первая остановка  на нашем пути – Планета  Меркурий.

Ведущий: Давайте немного отдохнем, т.е. устроим космический привал. А так как на привале полагается немного чем-нибудь перекусить, то и мы с вами не будем отклоняться от этого правила. Я вам предлагаю съесть яблоко, только оно находится в состоянии невесомости. В конкурсе участвует вся команда. (Один из участников стоит на стуле и держит на вытянутой руке нитку, к которой привязано яблоко; все остальные должны его съесть).

  Самое сложное  задание-  командирам экипажей.   Напишите названия планет на карте Солнечной системы. (Командирам раздаются карты Солнечной системы с изображением планет.   Время - 2 минуты.) 



( Ребята выполняют задание). Жюри проверяют (
открывается слайд 3.)

Вторая  остановка на
планете  Плутон             

Какой экипаж  даст  больше ответов на вопросы космической викторины?

 Следующая остановка на  Планете Венера .

 Задание для  космических  биологов - на этой планете могли бы  жить  разумные растения. Задача : нарисовать жителей планеты. Время - 5 минут. 
(Ребята выполняют задание). 
Ведущий: А мы тем временем поиграем в игру: "Я -луноход". 
Игра.

          Команды выстраиваются в 4 колонны. Командиры  экипажей первыми добегают до  стульев, берут в руки гимнастические палки, возвращаются к своему экипажу, затем бегут по два члена экипажа  до стульев, держась за палку, возвращаются назад и так пока весь экипаж, держась за палку не добежит до своего стула и вернется назад. Побеждает экипаж, который быстрее всех вернется и не оторвется от гимнастической палки. За победу команде присуждаются дополнительные баллы.

  Ведущий:  Дальше наш путь лежит на Красную планету Марс.

   На этой планете живут самые внимательные существа во Вселенной. Поэтому на соревнование приглашаются исследователи. 

Задание. Внимательно осмотрите за 30 секунд все предметы (предметы могут быть любые, 10-12 штук), которые вам предлагают жители  Красной Планеты.  А сейчас мы закроем эти предметы. Вы должны написать список  этих  предметов, можно не по порядку. Победит тот, кто составит наиболее полный список. 

(Ребята выполняют задание). 

Ведущий:  Следующая остановка  на Планете с поясом (Сатурне), к работе приступает космический зоолог. Задача  - изобразить необычное инопланетное животное с помощью пантомимы так, чтобы экипажи другого корабля догадались, что это за животное ( дополнительные баллы присуждаются команде, которая придумает кличку животному, расскажет о его повадках или образе жизни). 

(Выполняется задание). 

Ведущий: На Планете-гиганте (Юпитер) живут изобретатели. Они изобретают различные машины. Приглашаем на эту планету бортинженеров. Ваша задача – собрать из разрезанных  картинок ( пазлов )  корабль, на котором вы прибыли на эту планету. Слайд 14.

(Дети собирают  корабли , жюри оценивает). 

Ведущий:  А мы пока проведем разминку  с экипажами. Сейчас вы по очереди будете называть слова, имеющие непосредственное отношение к космосу.  Победит тот, кто назовёт самое последнее слово . (невесомость, скафандр, искусственный спутник, космодром,  космическая пища и т.д.)

(Выполняется задание). 

Ведущий: Впереди - Планета Царя Морей (Нептун).  Для контакта приглашаются переводчики. Ваша задача - с помощью жестов объяснить инопланетянам, что вам нужно:

- вы хотите  заправить корабль топливом; 
- вы хотите залезть на высокую гору; 
- вы хотите поплавать в море;
- вы хотите поесть фруктов; 
- вы хотите поиграть в футбол. 

(Выполняется задание, жюри оценивает оригинальность выполнения). 

Ведущий: слайд  15.

         Вот мы и на Земле! Всем спасибо за увлекательное  путешествие.

 Жюри объявляет  итоги игры ;   поздравление  победителей, вручение  призов.

Подведение итогов:

- Понравилась вам, ребята, игра-путешествие? Что нового, интересного узнали? Что вас особенно удивило и  запомнилось? (ответы детей).

- Для чего люди летают в космос, запускают искусственные спутники ?

( ответы детей).

- Какую пользу всему человечеству приносит освоение космоса? (ответы детей).

- Кто из вас мечтает стать космонавтом и полететь в космос? Какие качества нужно в себе воспитывать для этого, какие науки нужно изучать, какие нужно приобрести знания? (ответы детей).