Программа патриотическог воспитания "Наследие"
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

Макагоренко Ольга Дмитриевна

 

Патриотическое воспитание тесно свя­зано с национальным воспитанием, кото­рое ставит своей целью сохранение народ­ных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Народная педагогика является основой теории патриотического воспитания. В традициях народного воспи­тания — отношения к ребенку как к актив­ному существу, который стремится найти свое место в жизни.  Народные традиции сильны не научными аргументами и дока­зательствами, а логикой действия, готовы­ми мыслями, отображаемыми и отшлифо­ванными в течение тысячелетий. Сила на­родной педагогики — в авторитетных мыслях и плодотворных результатах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Номинация

« Методический проект  в области патриотического воспитания ».

Программа « Наследие»

                           

Автор:

  1. Макагоренко О.Д. (учитель начальных классов,  домашний адрес: село Вольное, переулок Школьный, дом №8, тел. 8-918-222-48-91

                              );

        

Содержание

1.Аналитическая записка

2.Обоснование актуальности

3.Концептуальные основы

4.Цели, задачи и принципы программы

5.Содержание деятельности – программа патриотического  воспитания

« Наследие»

6.Характеристика основных ресурсов реализации программы

7.Ожидаемый результат

8.План реализации программы

9.Критерии, определяющие эффективность содержания деятельности.

10.Список литературы

11. Приложения

Пояснительная записка

Мы Отечество не выбираем,

потому что Отечество в нас.

Изменения в  обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к  образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в  действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина –  патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.

Этим и определяется необходимость создания целевой программы патриотического воспитания учащихся МОУ СОШ № 9 .

Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, воинского, нравственного и эстетического воспитания учащихся.  

Так как стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного  патриотического сознания, то в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Поэтому все содержание обучения и воспитания в школе направлено на создание условий гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся. Патриотическое воспитание всегда бы ло одним из важнейших направлений в ра боте педагога начальных классов.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания по ложительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный ав торитет, которым пользуется учитель, соз дают благоприятные предпосылки для ус пешного решения данной проблемы. Мно гие психологи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Фельдштейн) считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему ми ру. Эмоциональные переживания, а не ра зумные доводы часто имеют доминирую щее значение. Поэтому восприятие млад шим школьником журчания ручейка, пе сен зяблика, всплеска рыб, ощущения утренней прохлады и прочего рождает впе чатления, которые надолго, иногда всю жизнь, сохраняются в их душе. На основе систематизации чувственных образов можно управлять процессом возникновения и формирова ния патриотических чувств у детей.

Патриотическое воспитание тесно свя зано с национальным воспитанием, кото рое ставит своей целью сохранение народ ных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Народная педагогика является основой теории патриотического воспитания. В традициях народного воспи тания — отношения к ребенку как к актив ному существу, который стремится найти свое место в жизни.  Народные традиции сильны не научными аргументами и дока зательствами, а логикой действия, готовы ми мыслями, отображаемыми и отшлифо ванными в течение тысячелетий. Сила на родной педагогики — в авторитетных мыслях и плодотворных результатах.

     Благоговейное отношение к родной земле и жившим на ней предкам лежало в основе традиционной культуры любого народа земли. Красота и поэзия родной природы, любовь к матушке-земле отражались в символике жилища, одежды, предметов быта, красной нитью проходили через народ ное художественное творчество.

Программа  « Наследие»   выстраивается сту пенчато, в зависимости от возрастных особенностей  младших школьников учащихся.

Данная программа обращена прежде всего к ребенку, к его уму, душе, практическому действию и историческим традициям.

Актуальность программы.

Согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.

Ценностные установки, провозглашенные в Конституции Российской Федерации: права и свобода человека, любовь и уважение к Оте честву, равноправие и самостоятельность народов, культура межличностных и межэт нических отношений, исторически сложив шееся государственное единство, незыбле мость демократической основы России, бе режное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее разви тие детей, самореализация личности  — должны быть базовыми ориентирами при определении целей национально-регио нального компонента  в патриотичес ком воспитании младших школьников.

В основу целевой программы патриотического воспитания   положены требования государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка", Закона РФ "Об образовании", Национальной доктрины образования в Российской Федерации,  одобренной  постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г., Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, Национального проекта «Образование».

На основе указанных выше документов разработана и реализуется данная программа. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому в МОУ СОШ № 9 создается система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развитие гражданско-патриотической позиции.

                                   Концептуальные основы

  1. формирование ведущих качеств личности;
  2. непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание;
  3. практическую деятельность педагогов и воспитанников;
  4. оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
  5. неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешколь ными воспитательными учреждениями, производственными и обслу живающими объектами микрорайона.

Сегодня патриотическое воспитание — это система тическая деятельность педагогов по форми рованию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности сво ему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Основная цель — формирование духовно и физически здоро вого человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и стра ны, способного встать на защиту государ ственных интересов.

В осно ве программы лежит воспитание гражданина- патриота с использованием традиций и обычаев своего народа.

Задачи:

  1. развитие личности, обладающей каче ствами гражданина — патриота Роди ны,  способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
  2. расширение знаний о родном крае, го роде, воспитание гордости за его герои ческое прошлое, историческое и куль турное наследие;
  3. изучение живой национальной культу ры, народного искусства;

привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ  и Республики Адыгея и др.

Основные  принципы программы:

-соответствие воспитательного про цесса возрастным особенностям детей;

-единство, согласованность и преем ственность воспитательных воздействий;

-воспитание в процессе общественной деятельности, связанной с трудом;

-изучение опыта защиты Отечества.

Содержание деятельности – программа  «Наследие»

Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.

В МОУ СОШ № 9 процесс образования  и воспитания осуществляется на идее личностного подхода, на принципе природосообразности, преемственности, непрерывности, толерантности.

 Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству.

Основные направления реализации Программы

  1. Совершенствование процесса патриотического воспитания.
  2. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.
  3. Координация деятельности   в интересах патриотического воспитания.
  4. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания.
  5. Использование государственных символов Адыгеи, России в патриотическом воспитании.

Характеристика основных ресурсов реализации программы

1. Интеллектуальные:

В школе сложился высококвалифицированный педагогический коллектив, который отличается стабильностью творческой способности к восприятию и реализации новых программ развития, стремлением дать учащимся хорошее знание. Учитель школы – творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.
- координатор проекта – Макагоренко Ольга Дмитриевна образование высшее (АГУ, Г. Майкоп), педагогический стаж 18 лет, учитель высшей категории.
2.Технические:

Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы: учебные кабинеты, компьютерный класс,  библиотека, читальный зал, 1 спортивный зал,  компьютерное оборудование и ТСО: магнитофоны, принтеры, сканер, мультимедийный проектор.

3. Информационно-аналитические:
- организация выставок по проблемам патриотического воспитания в школьной библиотеке;
- оформление банка данных статей периодической печати по проблематике проекта;

- организация информационных стендов

Ожидаемый результат

Реализация целевой программы патриотического воспитания «Наследие»:

  1. конкретизирует цели воспитательной работы;
  2. содействует решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
  1. поможет воспитать чувства верности конституционному и воинскому долгу;
  2. создаст систему работы педагогического коллектива по данной проблеме;
  3. повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие учащихся;
  4. позволит создать условия для преемственности поколений.

 Выполнение программы приведёт к  совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников   социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, своей малой Родине – Адыгее.

Конечный результат:

  1. Учащиеся должны знать и уважать народные праздники и традиции, связанные с ними;
  2.  Знать исторические события и памятники, связанные с ними;
  3. Должны знать и хранить историко-духовную па мять своего народа, традиции защитников нашего Отечества;
  4. Должны осознать роль труда в жизни каждого человека и своей собственной;
  5. Должны знать и уважать такие традиции  народа, как любовь к родной земле, к своему дому, любовь к ближнему и уважение к старшим, должны проявлять свою любовь и уважение в конкретных делах и поступках.

Автор  программы стремится к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом.

Сроки реализации программы: с сентября 2006 г. по август 2011 г.

Этапы реализации программы:

Организационный (с сентября 2006 г. по август 2007 г.).

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования.

Основной этап (сентябрь 2007 г. – май 2010 г.).

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

Обобщающий (2010 – 2011 гг.).

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.

План реализации программы.

Деятельность по созданию

системы патриотического воспитания

Сроки

I этап  (проектный)

1. Создание и программирование работы творческой группы.

сентябрь

2006 г.

2. Обсуждение и утверждение программы на МО.

ноябрь

2006 г.

3. Изучение научно-методической литературы

ноябрь – май

2006–2007г.

4. Определение  концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса.

декабрь–февраль

2006–2007 г.

5. Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания.

2007 г.

6. Проектирование модели личности выпускника.

январь-июнь 2008г.

7. Научно-практическая конференция классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы»

2007 г.

8. Кадровое обеспечение реализации воспитательной системы школы.

2008 г.

II  этап (практический)

1. Создание мониторинга развития личности.

2008–2009г.

2. Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника.

2008-2009 г.

3. Исследование эффективности программы

2008-2009 г.

4. Проведение на базе школы районных праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов

2006-2010 г.

5. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию школьников

2010-2011 г.

6. Обсуждение на пед. советах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания учащихся.

2006-2007 г.

7. Внедрение воспитательной  программы  «Наследие»

2007 г.

8. Организовать поисковую работу по сбору материалов о выпускниках школы № 9

2007- 2009 г.

9. Формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся через систему традиционных дел:

-  экскурсии;

- конкурс гражданско-патриотической песни;

- выставки рисунков «Мое село»,  « История городов моей Адыгеи», «Армия и профессия военного глазами детей»;

-праздники «День знаний», «День защитника Отечества», «Салют, Победа», «Последний звонок»;

- праздники народного календаря.

2007– 2010г.

III этап (обобщающий)

1. Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания и обучения школьников.

2008-2009 г.

2. Обобщение опыта эффективных форм.

2007-2011 г.

3. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы.

2009–2011г.

Критерии, определяющие эффективность содержания деятельности.

  1. Наличие плана воспитательной работы по данному направлению
  2. Система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик)
  3. Участие в работе  по проблемам патриотического воспитания.
  4. Объективные статистические показатели:
  5. Участие (результаты) учащихся ОУ в школьных, районных конкурсах и проектах.

Программа «Наследие»

       Утрата духовных и социокультурных корней человечества приводит к разрыву меж этнических связей и отношений. В связи с этим сегодня с особой остротой актуализи руется значимость этнокультурного образо вания, обеспечивающего духовно-нравствен ное становление личности, формирования этнокультурной самоидентификации как не обходимой составляющей ее мировоззрен ческого потенциала и условия интеграции в мировую культуру.

Потребность в возрождении духовно нравственных ценностей, единства и целост ности Российского государства актуализирует  ориентацию образования на формирование у подрастающего поколения  системы взглядов и принципов, определяющих отношение человека к культуре разных народов как к самоценности, проявляющейся в уважении национальных тра диций и готовности нравственно действовать в условиях многонационального общества.

Развитие личности всегда происходит в социокультурном пространстве жизни своего народа, обладающего своей историей, культу рой, своим менталитетом. Ребенок включает ся в это пространство самим фактом своего рождения. Но для того чтобы произошло ста новление его личности, формирование его са мосознания как субъекта собственной жизне деятельности, представителя определенной человеческой общности, как продолжателя и носителя национальной культуры, должны действовать два взаимосвязанных механизма. Это — отождествление ребенка с социумом, в котором он живет, и обособление в нем как индивидуальности.

Как известно, каждый человек отождествляет себя с опреде ленным полом, профессией, национальнос тью, культурой, многообразными социальны ми ролями. Это происходит, как правило, на трех уровнях:

культурном (ценностная, духовная идентичность);

  1. социальном (включенность в опреде ленные социально-культурные институты — ролевая, статусная идентичность);
  2. личностном, психологическом — спо собность удерживать целостный образ своего «Я» на разных жизненных этапах.

Что такое патриотизм и какого челове ка можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны. Для простоты суждения условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно опре делил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, — «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Патриотизм включает:

1. Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном терри ториальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до кон ца своей жизни данной территориальной области.

  1. Уважение к своим предкам, проживав шим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.

Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, ее приукрашивания и обустройства (начиная от под держания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного разви тия всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.

Патриотизм — очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (под сознании). О патриотизме судят не по сло вам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, ко го, будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники. Современная система образования должна стать главным фактором реа лизации богатейшего духовно-нравственного потенциала народной традиционной культуры в целях восстановления лучших многовековых отечественных устоев общественной и частной жизни, психофизиологического оздоровления детей и подростков, защиты российского культурно-исторического и национально-культурного наследия от агрессивной современной информационной среды.

       В наследовании детьми лучших духовно-нравственных ценностей и стереотипов поведения, характерных для народной  традиционной культуры, заключается, на мой взгляд, основное предназначение современного культурного образования.

Стереотип поведения  человека  выделяется в качестве одного из главных признаков любого этноса. Он рассматривается  как особый по веденческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, когда потомство перенимает от родителей поведенческие стереотипы.

В каждой народности существуют определенные нормы, стереотипы взаи моотношений между человеком и коллективом, а также сте реотип поведения народа в ландшафтной среде. Таким образом, два типа связей «Человек - человек (коллектив)» и «Человек - природная среда» имеют в этносе устойчивый, определяемый традицией, характер. Соответст венно, каждый этнос формирует свои, наиболее целесообразные для его выживания и развития в конкретной природной среде, духовно-нравственные нормы и ценности. И каждый этнос, народ стремится передать эти нормы и ценности следующим поколениям.

В современных моделях образования с этнокультурным компонентом необходимо сделать акцент на тех ценностях русской традиционной культу ры (многие из которых очень созвучны с традициями и обычаями адыгского народа), которые наиболее актуальны для решения современных проблем об щества и которые особенно важно передать современным российским де тям.

Цели  патриотического образования в начальной общеобразова тельной школе.

Образовательные:

1. Пробуждение ин тереса к малой родине и накопление знаний о народах, проживающих на территории республики Адыгея, на территории Краснодарского края и соп редельных территориях, историко-культур ном наследии и традициях жителей много национального региона.

2. Формирование элементарных представлений об историчес ком прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Северного Кавказа и всей  России.

    3. Формирование целостного мировоззрения у учащихся, основанного на духовно-нравственных традициях Оте чества;

Воспитательные:

1. Воспитание уваже ния к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры меж личностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и ду ховным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

2. Создание педагогических условий для по зитивной этнической, региональной и куль турной идентификации младших школьни ков на основе акцентологии многообразия  историко-культурного наследия региона и современной социокуль турной среды.

3. Самоопределение и самореа лизация учащихся в актуальных для младше го школьного возраста социальных ролях.

     4. Поиск новых педагогиче ских технологий, способных решить проблему воспитания гармонично развитой личности;

     5. Воспитание высоких духовных, нравственных, патриотических, эстетических и трудовых представле ний у учащихся.

Развивающие:

     1.Формирование умений поисково – исследовательской деятельности учащихся;

                2.Формирование элемен тарных умений работать с разнообразными источниками информации для локализа ции фактов региональной истории и куль туры во времени, пространстве;

            3.Формирование умения  оценоч ного отношения к фактам регионального прошлого и настоящего, проблемам сохра нения и развития историко-культурного потенциала республики Адыгея и Краснодарского края.

Цели определяют содержание патриотиче ского воспитания младших школьников и являются  основой  выстраивания воспитательной системы патриотического воспитания.

В постановке этих целей содержится за ряд высокой нравственной силы, потому что они определяются на основе ценностей, актуальных для формирования личности, идей интеграции и самоопределения школь ников в сложном социокультурном прост ранстве своего региона.

Программа включает в себя следующие направления: историко –краеведческое, физкультурно – оздоровительное, экологическое, трудовое, семейное, гражданско – патриотическое. 

Историко-краеведческое: осознание учащимися традиционной культуры свое го народа, неповторимости Отечества, его судьбы; неразрывности с ней, формирова ние гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исто рической ответственности за происходя щее в обществе (цикл бесед «Биографии и судьба», заочное путешествие «Наш край в далеком прошлом», урок духовного об щения «История села — история народа», акция «Помоги памятникам Отечества», диспут «О чем рассказала фотография» и др.).

Физкультурно-оздоровительное: воз рождение народных игр, развитие мораль но-волевых качеств, воспитание силы, лов кости, выносливости, стойкости, дисципли нированности в процессе занятий физиче ской культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины (конкурс «Браво, мальчи ки», игра «Зарница», соревнования «Шко ла безопасности» и др.).

Экологическое: воспитание любви к природе, потребности в ее защите от заг рязнения, истребления редких растений, а также охрана и изучение природы родного края (акция «Сбережем свой край», опе рации «Оживи родник» и «Озеленение», конкурс «Лечение без лекарств» и др.).

Трудовое воспитание выступает как составная часть патриотического воспита ния и ориентировано на привитие трудо вых навыков, потребность заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в школе, вы полнение принятых в обществе трудовых норм (акция по благоустройству школьного двора, уборка берегов Лабы и др.)

Семейное: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овла дение опытом предшествующих поколе ний, соединение воспитательного потенци ала семьи и школы, изучение родословной, истории семьи (конкурс «Наши корни», фотовыставка «Так жили наши предки», урок «Моя родословная» и др.).

Гражданско-патриотическое: формирования навыков оценки  гражданской позиции, постоян ной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга, участие в возрождении народных тради ций, обычаев (урок России, урок мужества, ролевая игра «Ваши права», цикл бесед «Войной опаленные строки», книга памяти «Герои живут среди нас» и др.).

Изучая народную культуру, дети приобщаются как к творчеству ума и души. Воспитывающее воздействие школы было усилено за счет максимального ис пользования традиций, существующих в нашем селе, республике и крае.

Считаю, что для каждого первый шаг к познанию Родины — изучение своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи, песен родителей, бабушек, дедушек, вклада семьи в дело Победы.

Работа проводится согласно темати ческому плану.

Изучение своей семьи: « Мама, дом, семья, отец- это главное наследство, что должны беречь мы с детства»

Направление деятельности

Вопросы

Формы проведения работы

  1. Откуда я родом.

Цель: воспроизвести генеалогию своей семьи, знать ее историю, проследить развитие творческого человека от поколения к поколению

1.Что обозначает мое имя.

2. Моя семья

1. Беседы « Редкие имена», « Наиболее звучащие имена».

2. Праздник имени.

3. Поисково – исследовательская деятельность « Откуда появилось имя…»

4. Игра « Счастливый случай».

5. Встречи с родителями, бабушками, дедушками:

« Профессии наших родителей»,

« Традиции нашей семьи».

6. Составление генеалогического дерева своей семьи.

7. Классный час « Бабушки и внуки».

  1. Предания старины глубокой.

Цель: познакомить учащихся  с народным творчеством, приобщить к народной культуре.

  1. Сбор старинных частушек, песен.
  2. Фольклорные праздники.
  3. Выставки творчества детей и взрослых.

Поисковые задания: старинные песни, частушки.

Лапта – русская игра.

Классный час « Игрушки наших бабушек»

Выставка творчества детей и родителей.

Выставка « Пожилые люди – мудрые люди»

Вечер народных сказок.

Изучение истории семьи не только спосо бствует духовному сближению взрослых чле нов семьи и детей, но и является первым ша гом в познании Родины, ее традиций, истории.

Особая роль отводится экскурсиям как средству привития любви к природе, воспитания патриота (табл. 2).

Направление деятельности

Вопросы

Формы проведения работы

Наш друг – природа.

Цель: изучить свой край, ценить и  беречь красоту родной природы, научиться практически использовать богатство родного края.

  1. Лекарственные травы нашей республики.
  2. Народный лечебник.
  3. Советы наших бабушек.
  1. Поисково – исследовательская деятельность:

а) родники Адыгеи;

б) лекарственные травы Адыгеи и краснодарского края;

2. Экскурсии в лес.

3. Поделки из природного материала.

4. Конкурс пословиц и загадок о цветах и растениях.

5. Праздник леса « Русская береза»

6. Конкурс рисунков « Моя Адыгея, мой край родной».

7. Составление книги по результатам поиска « Народные приметы»

Работа по изучению истории Адыгеи нашего села, несомненно, помогала детям много уз нать, а главное — полюбить маленький уго лок своей Родины, мир своего детства (табл. 3).

Направление деятельности

Вопросы

Формы проведения работы

Я – живу в селе Вольное.

Цель: приобщить детей к заботам односельчан и к участию в жизни села, воспитать любовь к своему народу, уважение к его истории, традициям и жителям.

  1. Знакомство с историей села.
  2. Работа по благоустройству школы, школьного двора.
  3. Возрождение и развитие культурных традиций села.
  1. Экскурсии.
  2. Субботники, трудовые десанты.
  3. Встречи с интересными людьми села.
  4. Праздники.
  5. Благотворительные акции.

Моя малая родина – Адыгея.

Цель: привить любовь к малой родине, ее прошлому и настоящему.

  1. История моей республики.
  2. Мои славные земляки.
  3. Мой любимый уголок.
  1. Летопись села.
  2. Поисково – исследовательская деятельность: « Мои знаменитые земляки», « Как возникло название улицы….».
  3. Конкурс сочинений: « Мое село», « Родина моя – Адыгея».
  4. Викторина «Моя Адыгея», « Знаешь ли ты свой край?».
  5. Вечер « Семейные династии»

После экскурсий и походов учащиеся выражают свои впечатления в рисунках, со чинениях, отчетах, выступлениях.

Органичес кое соединение учебной и внеучебной дея тельности по изучению страниц истории рождает у детей любовь к Отечеству, ведь по-настоящему можно любить то, что очень хорошо знаешь. Активное включение уча щихся в диалог с окружающим миром спо собствовало развитию их творческих спо собностей, самостоятельности и ответ ственности. В итоге дети хотят стать по хожими на тех, кто составляет славу и гордость родного края. Любимый край и есть исток, начало, от куда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для ма ленького человека огромная страна, граж данином который он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой родной край, надо вслушиваться в голос истории, осмыс ливая ее связь с современностью.

Особую роль мы отводим воспитанию младших школьников на примерах изуче ния жизни знаменитых земляков.

Подчеркиваем, что жизнь, подвиг всех этих знаменитых людей, наших земля ков — яркий пример служения Отечеству, запечатленный в книгах, полотнах, зданиях, улицах, делах.

Ученики с удовольствием участву ют в викторинах «Что я знаю о войне?», «Что я знаю о пограничниках?»; их знания с каждым разом становятся все глубже. Этому способствуют также классные часы и «Уроки мужества».

 «Познание, постижение человеком сво ей Родины, становление в нашей душе пат риотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятель ная, самоотверженная жизнь патриота — это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриоти ческим воспитанием», — писал В.А. Сухомлинский. Об этом мы постоянно помним при проведении воспитательной работы с уча щимися.

        

        

План воспитательной работы

классного руководителя,

работающего по программе

«Наследие»

С этой целью план воспитательной работы разделен по нескольким  направлениям, каждое из которых имеет свои цели и задачи:

  1. Историко – краеведческое  (« Моя малая Родина»,

« Предания старины глубокой»)  - воспитание патриотизма, любви к Родине, ответственности и чувства справедливости, формирование мотивов к изучению истории своей республики, села.

  1. Экологическое (« Наш друг - природа») - воспитание экологической культуры учащихся, бережного отношения к природным ресурсам и природе своего села.
  2. Семейное («Откуда я родом», « Мама, дом, семья, отец – это главное наследство, что должны беречь мы с детства») - формирование навыков взаимодействия семьи и школы, воспитание нравственных качеств характера ребенка.
  3. Физкультурно оздоровительное («Школа – территория здоровья») - воз рождение народных игр, развитие мораль но-волевых качеств, воспитание силы, лов кости, выносливости, стойкости, дисципли нированности в процессе занятий физиче ской культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
  4. Трудовое ( « Я – и  люди, меня окружающие»,

« Труд. Дом. Добродетель») - формиро вать   нормы ролевого по ведения. Готовить к взаимодей ствию с раз личными со циальными институтами, группами   и организа циями. Формиро вать навыки группового взаимодей ствия.

  1. Гражданско патриотическое ( « Народный календарь»)

Все мероприятия по этим направлениям органично вплетаются в единый  план воспитательной работы.

Народные праздники

( Календарь  природы, народные праздники, православный  и мусульманские праздники)

Дата

                                           Мероприятие

12 сентября - день памяти Александра Невско го. Значение деятельности Александра Невско го в укреплении русского государства (видео фильм)

13 сентября – начало Рамадана и поста.

Экскурсия в музей г. Лабинска

27сент. Воздвиженье. Отражение этого события в русской иконописи

Октябрь - назимник. 3 октября - день памяти князя Михаила Черни говского. Образец высокого патриотизма русско го человека

5 октября – День республики Адыгея.

12 октября – Ураза – Байрам, окончание мусульманского поста

14 октября - Покров. Отражение этого праздни ка в древнерусской живописи и архитектуре

Беседы « Редкие имена», « Наиболее звучащие имена»

Праздник леса « Русская береза»

Благотворительная акция

2 чет верть

Ноябрь месяц. Календарь русской природы

8 ноября - Дмитрий Солунский. Древнерусские воинские традиции. Почитание родителей

9 ноября – Нестер -летописец. Развитие древ нерусской письменности

Конкурс на лучший рисунок буквицы, заставки

13 декабря - апостол Андрей Первозванный. Первые упоминания в летописях. История Анд реевского флага Российского флота.

19 декабря - день памяти Николая Чудотворца. Пример сострадания и милосердия. Трансфор мирование образа святого в древнерусских тра дициях

19 декабря – День Арафат, День стояния на горе Арафат.

20 Декабря – Праздник жертвоприношения Курбан – Байрам- окончание Великого паломничества в Мекку.

1 января – Второй день жертвоприношения Курбан – Байрам.

3 чет верть

Январь - месяц - сечень. Зимние календарные праздники и обряды (видеофильм)

7 января - Рождество. Особенности русского летосчисления  (видеофильм)

Изготовление подарков родителям к Рождеству

Спектакль «Рождественская сказка».

7-17 января - Святки. Святочные посиделки

29 января – День поминовения пророков и посланников Аллаха.

Февраль - бокогрей

15 февраля - Сретенье. Отображение событий праздника в иконописи

23 февраля - День защитника Отечества. Воз ложение цветов к памятнику

Март - позимье. Весенние обрядовые песни и весенние заклички (разучивание песен-веснянок)

3-7 марта - Масленица. Театрализованный праздник

17 марта - день памяти князя Даниила Москов ского. Экскурсия в Данилов монастырь. Роль Даниила Московского в строительстве и возвы шении Москвы как стольного града

30 марта – День рождения Посланника Аллаха – Пророка Мухаммеда.

4чет верть

Апрель - пролетный месяц. Весенне-летние обряды и обычаи (видеофильм)

7 апреля - сказ о Благовещении. Отражение в древнерусской иконописи

 Пасха. Народные традиции, свя занные с этим праздником (видеофильм)

Изготовление эскиза пасхальных яиц. История подготовки дома к празднику

Май - месяц в календаре русской природы

6 мая - день память Георгия Победоносца и его почитание на Руси. Символика России

9 мая - День Победы - народный праздник. Об ретение свободы и независимости. Возложение цветов к памятнику.

24 мая - день памяти Кирилла и Мефодия (ви деофильм). Неделя славянской культуры и письменности в школе

Конкурс творческих работ учащихся

Конечный результат: учащиеся должны знать и уважать народные праздники и традиции, связанные с ними; должны уметь ориенти роваться в месяцеслове; знать исторические события и памятники, связанные с ними; должны знать и хранить историко-духовную па мять своего народа, традиции защитников нашего Отечества.

Разрабатывая данную программу, мы исходили из того, что отстоять и приумно жить ценности народной культуры, сохра нить свою самобытность, приобрести разви тое самосознание возможно только тогда, ког да каждый с детства будет погружен в культу ру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патрио том своей  родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огром ную культуру и постичь выдающиеся ценнос ти мировой цивилизации.

Подобная система работы по патриоти ческому воспитанию обогащает учащихся знаниями и формиру ет историческое сознание, готовит к жизни и труду, с первых дней появления ребенка в школе включает его в многоплановую дея тельность, которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.

Литература.

1. Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62

2. Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 1997. С. 68 - 75

3. Вершинин В. Н. Педагог меняющейся школы//Открытая школа. 2000, № 1. С. 16 - 18

4. Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика. 1997, № 4. С. 45 - 52

5. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...