Главные вкладки

    Зимние приметы и обычаи
    классный час (3 класс) по теме

    Татьяна Владимировна Сулешко

    Что такое зима для русского человека? Конечно же, время, когда принято подводить итоги и загадывать неожиданные и сокровенные желания в самую волшебную ночь. Мы с нетерпением ждем, когда в воздухе закружат многочисленные снежинки и земля укроется белыми покрывалами, а в домах  зажгутся многочисленные елки.Зима - время волшебства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zimnie_primety_i_obychai.doc639.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    «Краснинская специальная (коррекционная)

    общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

    Ленинск-Кузнецкого  район  Кемеровской области

                                     

    Конспект  занятия в 3 классе
    " Зимние  приметы и обычаи "

    подготовила

    воспитатель

    Сулешко Татьяна  Владимировна

    С. Красное

    2012

    «Зимние  приметы и обычаи»

    Задачи: - развитие творческих способностей учащихся;

    - развитие памяти, внимания, логического мышления;

     - знакомство с народными традициями, воспитание любви к родной стране, её обычаям.

                                           

    Ход воспитательского часа

    1. Вводная беседа.

    Воспитатель:     - Сегодня мы будем говорить…     А впрочем, о чём, вы должны догадаться сами. Послушайте загадку, о каком времени года  она:

    а ответ вы должны составить из букв, которые  вы видите на доске.

    Загадка:

    Дел у меня немало - я белым одеялом

     Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

     Белю поля, дома, а зовут меня ...

    - Правильно, эта загадка  написана о зиме.

    Что такое зима для русского человека? Конечно же, время, когда принято подводить итоги и загадывать неожиданные и сокровенные желания в самую волшебную ночь. Мы с нетерпением ждем, когда в воздухе закружат многочисленные снежинки и земля укроется белыми покрывалами, а в домах  зажгутся многочисленные елки.

     Зима - время волшебства. По народным представлениям, она приезжает на пегой кобыле, слезает с  лошади, встает на ноги, кует седые морозы, стелет по рекам-озерам ледяные мосты, сыплет из одного рукава снег, а из другого иней. У нее на голове корона изо льда, на руке перстенек из серебряного инея, а на талии - поясок, унизанный снежными блестками. Голос   у молодой зимы сладкий, тягучий, для души жгучий, а взгляд ледяной. Следом за матушкой-зимой бегут метели (прил. 1).

       В былые времена наступление зимы накладывало  отпечаток  на   весь характер  крестьянского быта.  Крестьяне мололи новый хлеб, били шерсть, валяли валенки, шили шубы. А по вечерам люди собирались вместе, шутили, совершали различные обряды.

    Воспитатель:   - А сейчас ребята прочитают нам стихи, а вы должны угадать про какие месяцы говорится в этих стихах.

    1 ученик

    Декабрь

     Назовите-ка, ребятки,

     Месяц в этой вот загадке:

     Дни его — всех дней короче,

     Всех ночей  длиннее  ночи.

     На поля и на луга

     До весны легли снега.

     Только месяц наш пройдет,

     Мы встречаем Новый год.

    Воспитатель:  -  Правильно ребята – декабрь. Это первый зимний месяц.  Декабрь - двенадцатый месяц   года – он  когда-то назывался «студенем». По народной пословице, «декабрь год кончает, зиму начинает». Это - месяц лютых морозов, вьюг и веселых зимних праздников.

    Посмотрите – ка,  ребята, нам принесли  письмо от зимушки - зимы. Давайте посмотрим, что же она нам написала.

    Письмо.

    Здравствуйте дорогие ребята.  В этом письме я приготовила вам задания, которые вы должны выполнить.  Вот мое первое задание.  Я зашифровала примету декабря, а теперь ни как не могу вспомнить ее. Помогите мне, пожалуйста. Расшифруйте эту примету  (прил. 2).Каждая геометрическая фигура обозначает свою букву.

                                                Ваша  Зимушка – зима.

    - Молодцы,  ребята! Вы хорошо справились с заданием и помогли зиме расшифровать примету декабря. Давайте еще раз прочитаем ее хором.

    - А теперь ребята,  скажите мне, пожалуйста:

    О каком месяце мы с вами говорили?   (Мы говорили о декабре).

     Как когда-то назывался месяц декабрь?    (декабрь когда- то назывался «Студенем»).

     Проводится физминутка «Зимой»

          Ветер чудо – мельницу

    (Руки подняты над головой.)

    Крутит  во весь дух,

    (машем руками из стороны в сторону.)

    И на землю сеется

    Белый – белый пух.

    (медленно опускаем руки вниз перед собой, слегка взмахивая кистями.)

    Закрывайте окна, двери,

    (хлопки руками.)

    Берегите уши, нос.

    (прикрываем ладонями уши, нос.)

    Ходит, бродит по дороге

    Старый Дедушка Мороз.

    (стучим руками поочередно по коленкам.)

    Щиплет уши, щиплет нос,

    Щиплет щеки Дед Мороз.

    (руками трем уши, нос и щеки.)

    - А теперь Света мы послушаем  еще одно стихотворение, а вы должны угадать о каком зимнем месяце оно.

    2 ученик

    ЯНВАРЬ

    В шубках ёлочки-подружки,

    В шапках старые пеньки.

    Не нужны зимой игрушки:

    Мы пойдём играть в снежки.

    Скоро станем мы похожи

    На смешных снеговиков.

    А январь, весь белый тоже,

    Улыбнётся широко.

    - Молодцы, ребята.  Правильно – это январь.

    Январь второй зимний месяц. Он когда- то на Руси назывался «просинцем», потому что впервые  после низкого хмурого небосвода декабря появлялись «проталины» - островки синего неба. Но славился январь и метелями и  морозами.

    В русских пословицах январь славился, как «году начало – зиме середина».

    Говорили, что в январе день прибавляется на два часа.

       - А вот  и второе задание матушки-зимы.

    Ребята, когда вы прочитаете слова наоборот, т.е. с конца в начало,  вы узнаете примету января.  (прил.3)

    В январе снегу надует - хлеба прибудет.

    - Молодцы, ребята!  Вы хорошо справились и со вторым заданием матушки – зимы.

    А теперь  я прошу  вас  ответить  мне на вопросы:

    Какой второй месяц зимы?          (январь).

    Насколько в январе прибывает день?      (на два часа.)

    - А сейчас мы с вами проведем   физминутку, которая   называется  «Снежные слова».

    Дети встают в круг. Под музыку они передают снежинку друг другу.  Тот,  у кого останется  снежинка в руках после остановки музыки, должен назвать «снежное слово»   (снег, снежинка, снеговик, сугроб, снегопад и т.д.)

    - А  вот еще одно стихотворение   про зимний месяц, а какой вы должны догадаться.

    3 ученик

    ФЕВРАЛЬ

    Белокрылые метели

    Завывают в феврале.

    Звери сильно похудели

    В тесной норке и в дупле.

    Мы поможем им немножко:

    Хлеб в кормушку принесём.

    По заснеженным дорожкам

    В задремавший лес  придём.

    Воспитатель:   - Да, ребята – это февраль.  Февраль – это третий зимний месяц.  Когда-то в Древней Руси был последним, двенадцатым месяцем, завершающим год.  У русских он назывался «снеженем». Февраль, по поговорке, «рассекает зиму пополам», кроме того, «февраль три часа дня прибавит», «В феврале зима с весной встретится». В високосный год, когда в феврале 29 дней, он считается самым тяжелым месяцем в году (даже тяжелее мая).

    -Но мы еще выполнили не все задания матушки-зимы. Вот еще одно задание.

    Вы должны прочитать начало приметы февраля и стрелочкой показать, как  заканчивается эта примета   (прил. 4).

    Приметы на весь месяц:

       СИЛЬНЫЕ МОРОЗЫ                      НОЧЬЮ

    В ФЕВРАЛЕ, БЫВАЮТ                      В ТУМАНЕ

    ТОЛЬКО …                                           К ОТЕПЕЛИ

                                                                   В ЛЕСУ

    Сильные морозы в феврале бывают только ночью.

    -Молодцы! Вы справились и с этим  заданием.

    А теперь мы немного отдохнем. У вас на столах лежат конвертики. В них находится, … а что вы узнаете, собрав рисунок   (прил. 5).

    Воспитатель: - Смотрите, ребята, опять зимушка – зима , что-то прислала нам в конверте. Давайте же посмотрим что там.

     Да это же загадки. Давайте поможем зиме разгадать  их.

    Загадки о зиме.

    Запорошила дорожки,

     Разукрасила окошки.

     Радость детям подарила

     И на санках прокатила.

     (Зима)

    Дождь и слякоть,

     Грязь и ветер,

     Осень, ты за всё в ответе!

     Мёрзнет, мёрзнет человек,

     Выпал первый белый ...

     (Снег)

    С неба падают зимою

     И кружатся над землёю

     Лёгкие пушинки,

     Белые ...

     (Снежинки)

    Рассыпала Лукерья

     Серебряные перья,

     Закрутила, замела,

     Стала улица бела.

     (Метель)

    Что за нелепый человек

     Пробрался к нам

     В двадцатый век?

     Морковкой нос,

     В руке метла,

     Боится солнца

     И тепла?

     (Снеговик)

    Хоть и отдых у ребят,

     По домам они сидят.

     За окошком минус тридцать.

     Я пришёл к Зиме-сестрице.

     Льдом сковал и пруд,

     И речку,

     А кота загнал на печку.

     (Мороз)

    Воспитатель:    - А теперь я предлагаю вам поиграть со мной в интересную игру на внимание. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, в какое время года это происходит. Только будьте внимательными, в моих вопросах будут и «ловушки», т. е. неверные вопросы.

       Наступает Старый  Новый год? (Зимой, в январе)

        Птицы улетают в тёплые края? (Осенью)

        Наступают первые школьные каникулы? ( Осенью)

    Волки отправляются в лес за ягодой? (Никогда, такого не может быть)

       Медведи летают низко над землёй? (Никогда, кроты не летают)

         Деревья стоят голые?     (зимой)

         Наступает праздник  «День Российской армии»?         (23 февраля)

    Воспитатель:      - А на прощание  давайте сделаем зимушке – зиме подарок.  У вас на столах лежат листочки, давайте вырежем из них снежинки.

    Итог:

    -Спасибо вам,  ребята.  Вы хорошо сегодня поработали. Я думаю, что  зимушке - зиме тоже понравилось,  она еще не раз придет к нам в гости.

    Вам понравился наш  воспитательский  час?

    О чем мы  сегодня говорили?

    Назовите мне, пожалуйста, зимние месяцы.

    А что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?

    Приложение 1

    Зимушка - зима

    Приложение 2

    Год  декабрем кончается, зима начинается.

    Г

    Н

    Д

     А

    Б

    И

    И

     З    

    К

    Т  

    С

    О   

    М

     Б

     Ё

    Р    

    Я    

     Е  

    Ч

     С

    Ё

    Д  Д

     К

    Приложение 3

    Тедубирп   абелх   теудан    угенс    еравня   в.

    В январе снегу надует - хлеба прибудет.

    Приложение 4

    СИЛЬНЫЕ МОРОЗЫ                         НОЧЬЮ

    В ФЕВРАЛЕ, БЫВАЮТ                      В ТУМАНЕ

    ТОЛЬКО …                                           К ОТЕПЕЛИ

                                                                   В ЛЕСУ

    Сильные морозы в феврале бывают только ночью.

    приложение 5

    Литература

    1. http://www.prazdnik.by/content/detail/8/24/50697/
    2. www.prozagadki.ru/640-zagadki-o-zime-dlja-detejj.html
    3. www.zanimatika.narod.ru/Narabotki9.htm
    4. www.razumniki.ru/stihi_vremena_goda.html
    5. www.bookin.org.ru/book/742438
    6. http://primeta.yaxy.ru/
    7. primeta.yaxy.ru/10-p.html
    8. primet.narod.ru/dekabr.htm

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация программы кружка"Традиции и обычаи народов России"

    В рамках внедрения ФГОС II поколения мною разработана и реализуется на базе нашей школы программа внеурочной деятельности кружка "Традиции и обычаи народов России". Презентация отражает деятельность э...

    Проект: « Русские народные обычаи и праздники»

    Рассказываю детям, что не только вера в воздействие добрых и злых сил природы лежала в основе многих обрядов и празднеств. Они были и, дай Бог, останутся для людей доброй отдушиной в будничной жизни, ...

    Роль традиций и обычаев в воспитании детей коренной национальности

    Школьное детство – это самое благоприятное время для формирования навыков культуры поведения, так как жизненный опыт и багаж нравственных представлений увоспитанников ещё небольшой. На сегодняшний ден...

    Программа внеурочной деятельности. Кружок "Народоведение (обычаи моего народа)"

    Программа разработана в рамках введения ФГОС НОО. Она поможет продуктивно заполнить часы внеурочной деятельности, так как даёт возможность работать в различных направлениях. Это и патриотическое воспи...

    Классный час "ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ НОВОГО ГОДА"

    ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ НОВОГО ГОДАЦели урока:познакомить учащихся с традициями и обычаями празднования Нового года в России и других странах мира. Мотивация учащихсяЗвучит песня Е. Крылатова "Три белы...

    Тема: "Народные обычаи и традиции".

    3 класс. Урок по кубановедению.Знакомство с народными обычаями и традициями...