Роль традиций и обычаев в воспитании детей коренной национальности
методическая разработка на тему

Сыркова Ольга Матвеевна

Школьное детство – это самое благоприятное время для формирования навыков культуры поведения, так как жизненный опыт и багаж нравственных представлений у

воспитанников ещё небольшой. На сегодняшний день формирование культуры поведения составляет одну из важных задач этического воспитания детей школьного возраста, решать которую призваны все связанные с воспитанием организации, учреждения, лица и, конечно же, в первую очередь, интернат и семья.

Этическое воспитание направлено на формирование восприятия, воображения, памяти и на развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни. Проявление этих качеств и их развитие труднее проследить, чем конкретные результаты обучения знаниям и навыкам. Важно определить последовательность этого развития.

Органическое сочетание эстетического и этического воспитания наиболее наглядно проявляется в отношении к труду, к общественной жизни. По приезду в интернат ребёнок попадает в новый социум, в котором существуют нормы и правила поведения в обществе, где преобладает межкультурное общение. Поэтому важно знакомить детей с общепринятыми правилами поведения в обществе с разной культурой. Знакомить воспитанников с культурой других народов.

 

Я работаю по теме: «Роль традиций и обычаев в этическом воспитании детей». Актуальность этой темы я вижу в том, что с раннего возраста необходимо воспитывать в детях нормы гуманного поведения, развивать творческие способности, укреплять в ребёнке лучшие моральные качества, т. к. в младшем возрасте ребёнок стремится подражать положительным героям, чутко различает добро и зло. Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы  нормальной гуманной жизни, в которой не должно быть места патологии (садизм, цинизм, фетишизм).

В среднем и старшем возрасте воспитанники уже знакомы с правилами этикета и нормами поведения. Подростковый возраст является переломным в жизни ребёнка. Они  стараются казаться старше, взрослее. И поэтому их поступки не всегда соответствуют общепринятым нормам поведения. Я стараюсь корректировать их поведение опираясь на национальные обычаи и культуру данного этноса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost_temy.doc549 КБ
Microsoft Office document icon novizna_opyta.doc545 КБ
Microsoft Office document icon metody_i_priyomy.doc557.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Покинут счастьем будет тот,

                                                                                Кого ребёнком плохо воспитали.

                                                                                Побег зелёный выправить легко,

                                                                                Сухую ветвь один огонь исправит.

                                                                                                                                        (Саади).  

                                                                             

               Актуальность темы.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и сохранение её в наших детях.

Значение наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Я обращаюсь к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это народные истоки и поэтому задача педагогов сегодня:

  1. уважительно относиться к своим древним корням;
  2. чтить и уважать память предков;
  3. систематически и направлено приобщать детей к истокам народной культуры.

Этическое воспитание коренных народов осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда. Сочетание трудового и этического воспитания проявляется в том, что труженики тундры искусно  и тонко украшали орудия труда, одежду, предметы быта. Трудовой люд создавал красоту в любой сфере жизни  и деятельности.

Традиции и обычаи осуществляют в жизни общества важнейшую социальную функцию обеспечения устойчивой связи «прошлое – настоящее – будущее» и сохранения преемственности культуры. Ни одно поколение, осмысливая общественное бытие, не начинает всё сначала. Национальные традиции и обычаи, а именно  верность национальному языку как сокровищнице всей истории духовной жизни народа, национальные танцы, музыка, игры, национальные виды спортивных состязаний, празднично – обрядовая культура, традиции в сфере труда, быта, организация досуга и

т. д.  являются одним из общественных этических признаков, определяющих национальный колорит духовной культуры этноса и этическое лицо народа. В то же время они выступают в качестве действенного средства воспитания подрастающего поколения.

Традиции и обычаи доносят до новых поколений как духовное завещание предков образцы высоких нравственных убеждений и чувств, представление о чести и бесчестии, о справедливости и социальном зле, о долге и достоинстве человека труда, о любви к родной земле. Вокруг этих представлений постепенно объединялись в единую систему средства воспитания, образуя своеобразную программу народной педагогики.

Практика показывает, что на протяжении веков традиции и обычаи были и остаются одним из действенных средств приобщения новых поколений к жизни общества, формированию определённого типа личности. Особенность их воспитательного воздействия заключается в том,  что они не ограничиваются каким – то одним возрастным периодом жизни человека. Каждый человек, живя в обществе, всё время находится в сфере действия его обычаев и традиций.

Хорошие манеры, соблюдение норм этикета испокон веков ценятся и почитаются в народе, потому что за ними стоит глубокая духовность, богатый внутренний мир человека. Джон Локк говорил:

«В дурно воспитанном человеке смелость, принимает вид грубости, учёность становится в нём педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотёсанностью, доброта – льстивостью. Хорошие качества  составляют существенное богатство души, но только благовоспитанность служит для них оправой».

              Школьное детство – это самое благоприятное время для формирования навыков культуры поведения, так как жизненный опыт и багаж нравственных представлений у

воспитанников ещё небольшой. На сегодняшний день формирование культуры поведения составляет одну из важных задач этического воспитания детей школьного возраста, решать которую призваны все связанные с воспитанием организации, учреждения, лица и, конечно же, в первую очередь, интернат и семья.

Этическое воспитание направлено на формирование восприятия, воображения, памяти и на развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни. Проявление этих качеств и их развитие труднее проследить, чем конкретные результаты обучения знаниям и навыкам. Важно определить последовательность этого развития.

Органическое сочетание эстетического и этического воспитания наиболее наглядно проявляется в отношении к труду, к общественной жизни. По приезду в интернат ребёнок попадает в новый социум, в котором существуют нормы и правила поведения в обществе, где преобладает межкультурное общение. Поэтому важно знакомить детей с общепринятыми правилами поведения в обществе с разной культурой. Знакомить воспитанников с культурой других народов.

Я работаю по теме: «Роль традиций и обычаев в этическом воспитании детей». Актуальность этой темы я вижу в том, что с раннего возраста необходимо воспитывать в детях нормы гуманного поведения, развивать творческие способности, укреплять в ребёнке лучшие моральные качества, т. к. в младшем возрасте ребёнок стремится подражать положительным героям, чутко различает добро и зло. Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы  нормальной гуманной жизни, в которой не должно быть места патологии (садизм, цинизм, фетишизм).

В среднем и старшем возрасте воспитанники уже знакомы с правилами этикета и нормами поведения. Подростковый возраст является переломным в жизни ребёнка. Они  стараются казаться старше, взрослее. И поэтому их поступки не всегда соответствуют общепринятым нормам поведения. Я стараюсь корректировать их поведение, опираясь на национальные обычаи и культуру данного этноса.

        



Предварительный просмотр:

        Новизна опыта.

  1. Определены пути рационального использования национальных и общечеловеческих элементов народной педагогики с учётом их национальных особенностей.

  1. Раскрыты разные варианты использования народных традиций и обычаев в системе этического воспитания.



Предварительный просмотр:

                                Методы и приёмы

Наиболее распространённым методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством.  Опыт показывает, что формирование у воспитанников этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения. Неправильные представления о дружбе, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребёнку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания этической культуры. Необходимо воспитателю, прежде всего, выяснить, что знают дети об этикете, этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие «доброта», «честность», «справедливость». С помощью метода разъяснения ребятам разъясняются нормы поведения в школе, интернате, на улице, в отношениях с людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом воспитанники начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Функцию рассказа и разъяснения может выполнять книга.

Действенным методом воспитания этической культуры детей является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребёнок в своём стремлении хочет скорее стать взрослым, берёт в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основана на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры. Целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которой не только описаны конфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятия, но даны положительные стороны событий. Великую роль нужно отдать сравнению этих событий, ситуаций. Так в ненецкой сказке «Кукушка» дети не принесли больной матери воды, не дали ей напиться, как она ни просила. Превратилась мать в кукушку и улетела. Дети поняли, что поступили плохо и хотят исправить свою ошибку, бегут за матерью, но поздно. Мать улетела далеко. Беседуя с детьми по этой сказке, недостаточно спросить, как поступили дети. Конечно, все скажут плохо. Необходимо так поставить беседу, чтобы ребята глубоко задумались над поведением героев сказки и почувствовали бы зависимость между совершённым поступком. В этом случае проходит не только формирование представлений у воспитанников о хорошем и плохом, но и развитие их чувств, а это способствует воспитанию этической культуры. Необходимо обратить внимание на вопросы детей. Ответы детей показывают, что поступки совершённые ими непреднамеренно, нечаянно, они также соотносятся с понятием «несправедливо», плохо поступили. Формированию этических представлений у детей, воспитанию их чувств способствуют и наблюдение за общением детей в процессе деятельности. Воспитатель должен видеть каждого ребёнка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного сколько – нибудь  серьёзного нарушения ими общепринятых этических норм. Этические представления, культура поведения ребёнка особенно чётко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Велико воздействие на детей радио, кино, телевидение. По играм детей, по их свободному общению  на улице можно наблюдать, как сильно действует на детей тот, или иной фильм. Просмотр кинофильмов, диафильмов, телепередач надо так организовать, чтобы помогать бороться со злом, с недостатками. Неоценимую помощь в воспитании у детей этической культуры оказывает искусство, музыка, живопись. Нужно учить детей слушать народные песни, классическую музыку, которая поднимает их на высокую ступень духовной культуры. Совместное прослушивание во внеурочное время даёт возможность понять переживания ребёнка, настрой их на верный путь к взаимоотношению. А.С. Макаренко считал, что

« Воспитание есть не что иное как упражнение детей в моральных поступках». Таким образом, задача воспитателя продуманно использовать методы в воспитании этической культуры.

        Наиболее распространенным приёмом  воспитания этической культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребёнка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует поступать также.

        Важным приёмом воспитания этической культуры является похвала, выражающая удовлетворение определёнными действиями, поступками детей: воспитанник стал лучше учиться, воспитатель, просматривая дневник, говорит ребёнку: «Вижу, что стал стараться. Я довольна тобой, молодец». Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребёнка веры в свои силы и возможности. Психологическое состояние воспитанника, которому доверили, можно охарактеризовать, как стремление быть достойным этого доверия, сравнивая различные ситуации. В одном случае ребёнку говорят, что он уже научился самостоятельно контролировать своё поведение. В другом случае его укоряют за то, что он прогулял на улице больше времени, чем положено по режиму: «Разве можно тебе доверять, ты неисправим». В первом случае повышается чувство ответственности ребёнка за свои дела, за выполнение режима дня, у него вызывается стремление к соответствующим волевым усилиям, а во втором – у него подрывается вера в свои силы и возможности. Поэтому предоставление детям большей самостоятельности, организация их деятельности на доверии к ним – один из правильных этических приёмов воспитания этической культуры у детей.

        Хорошим приёмом воспитания  этической культуры у детей является доброжелательное отношение друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребёнка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребёнка, доверие к нему.

        Важным приёмом в воспитании этической культуры воспитанников является поощрение. Лучшим подарком может быть книга, подаренная в день рождения, в праздник, за успешное окончание учебного года. В этих случаях хорошим подарком может быть настольная игра, особенно если она рассчитана на коллективную игру. Нельзя, чтобы ожидаемый подарок выполнял функцию оплаты за труд. В подобных случаях ребёнок привыкает делать добрые дела за определённое вознаграждение. Так воспитывается  жадность, корысть. Здесь не может быть и речи о воспитании этической культуры ребёнка.

Очень важный  приём в этическом воспитании детей является лишение удовольствия и развлечений. Если ребёнок не послушен, плохо поступает, воспитатель может запретить,  например, играть с конструктором, но здесь необходимо обязательно объяснить причину наложенного взыскания.

И ещё один приём действенный в воспитании этической культуры – это лишение доверия.  Так, воспитанница 3 – го класса, сама всегда докладывала об учебных делах в школе. Воспитатели только подписывали дневник, вот как – то обнаружилось, что девочка скрыла полученную двойку, тогда воспитатель в категоричной форме потребовала, чтобы девочка каждый день показывала дневник: «Оказывается твоим словам верить нельзя». В этом случае контроль воспитателей служит своего рода наказанием. Но долго так не должно продолжаться. Надо попытаться восстановить доверие. Через некоторое время можно спросить у воспитанницы: «Могу я больше не просматривать твой дневник». Утвердительный ответ ребёнка должен восстановить доверие.

В воспитании у детей этической культуры  используется народный фольклор. Сколько сказок, загадок, пословиц и поговорок в народном творчестве. Все они преследуют определённые педагогические цели. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов этического воспитания. Он не только знакомит ребёнка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причём всё это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Народные традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, создают в себе  разнообразные средства и формы воспитания. Один из средств передачи традиций являются песни. Главным назначением песни – прививать любовь к прекрасному, вырабатывать эстетические взгляды и вкусы. Бесспорно то, что использование таких  методов народной педагогики, как передача народной мудрости через сказки, поговорки, пословицы, меткое сравнение, образное выражение несёт в себе наблюдательность, прививает умение делать собственные выводы. Но именно через игру ребёнок стремится к лучшим национальным традициям: любви к природе, бережному отношению к ней, воспитанию физических и высоких моральных качеств, обычаю взаимопомощи и гостеприимству. С древних времён и по сей день, дети играли и играют в разные игры. Это столь же естественно для маленького человека, как и другие виды деятельности. Нельзя не согласиться со словами А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание личности, происходит, прежде всего в игре. Игра составляет главное значение ребёнка, наиболее его увлекает, интересует. Игра приучает человека к тем физическим и психическим условиям, которые будут необходимы для дальнейшей жизни».

Велико значение игр в воспитании ненецких детей. Можно сказать, что народная игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки, готовит к тяжёлым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершённость.  Ненецкие игры можно разделить на две большие группы: творческие и игры с правилами. Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая своё понимание к окружающего мира и отношение к нему. К этой группе относятся сюжетно – ролевые игры. Наиболее распространённая игра «Нгухукова – игра в куклы». Здесь дети разыгрывают бытовые сцены из жизни взрослых, подражают им, импровизируют. Через эту игру воспитывается доброе отношение к семейным традициям, проявляется национальное самосознание, закладываются основы рукоделия, проявляется творческое начало, осваивается техника шитья орнамента. Следующая группа – строительно-конструктивные игры – дети отражают свои впечатления об окружающей жизни. Сюда можно отнести такие игры, как « Разборка пойманной рыбы», «Постройка чума». Здесь дети через игру закрепляют навыки, которые пригодятся им в дальнейшей, взрослой жизни. Ещё одна из групп сюжетно – ролевой игры – это игры драматизации, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений. Это воспитывает любовь, уважение и гордость за свой народ, свою культуру; обогащает знания о ненецких поэтах и писателях.

Таким образом, описанные приёмы и методы воспитания этической культуры, воспитанников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а

это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальные традиции и обычаи- основа воспитания

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге.  А потому от их ...

Сценарий конференции отцов «Роль отца в развитии и воспитании детей в семье»

Цель встречи – вовлечь в воспитательный процесс отцов, активизировать их отцовские чувства, пробудить ответственность. Мероприятие направлено на привлечение родительской общественности к совместной ра...

Роль и значение семьи в воспитании детей с ОВЗ

Роль и значение семьи в воспитании детей с ОВЗ переоценить невозможно. Эффективность семейного воспитания зависит от целого ряда факторов. Я постаралась в этой статье обратить Ваше внимание на наиболе...

Роль школы и семьи в воспитании детей

Статья на тему "Роль школы и семьи в воспитнаии детей 7-10 лет"...

Доклад на тему "Особенности обучения и воспитания детей разных национальностей в начальной школе"

В выступлении  говорится о проблемах и затруднениях , которые возникают в процессе обучения и воспитания в интернациональном коллективе и о путях их решения....