Национальные традиции и обычаи- основа воспитания
статья (1 класс) по теме

Гукепшева Ирина Александровна

 

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад27.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.

                Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.

                                                                                       Г.Н. Волков

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются Законом РФ «Об образовании» и дополнениями к нему. Основными положениями Закона «Об образовании» являются: приоритет общечеловеческой, национально-этнических ценностей. Свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого.

По утверждению учёных приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей младшего школьного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период шести - семи лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.

В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания закономерен интерес к освоению культурного пространства как корневой системе, питающей современное общество, способствующей духовному оздоровлению всего народа. Не случайно так остро встал вопрос необходимости гуманизации образовательного процесса, его открытости культуре, дающей верные духовно-ценностные ориентации, слособствующей максимальному раскрытию творческого потенциала человека.

Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство.

Наиболее актуальным представляется вопрос о «вращивании» ребенка в культуру уже в школьном возрасте, т.к. изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку-школьнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

Учёные отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. В младшем школьном возрасте происходит не только общее и характерное для этого периода накопление информации нравственно-ценностного содержания, но и ее дифференциация. Понятия «добро» и «зло» у ребенка 6-7 лет абстрактны и требуется их конкретизация для того, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни.

Расширяются представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год); воспитывается любовь к Родине и уважение к людям, населяющим ее.

Знакомясь с явлениями общественной жизни, педагог особое внимание уделяет таким темам, как «Семья». Здесь взрослый формирует интерес к своей родословной, детям предлагают нарисовать всех членов семьи, рассказать о них. Эффективными формами взаимодействия педагога с детьми являются беседы («Что такое родословное дерево», «Мои мама, папа», «Отдыхаем всей семьей», «Мои бабушка и дедушка, какие они»). Встречи с близкими взрослыми: например, к детям приходит бабушка, и дети рассказывают ей о жизни в школе, она — о себе, своих увлечениях, показывает фотографии). Игры: «Найди сходство», «Найди различие», «Чей я ребенок, угадай», «Найди пару», которые помогают ребенку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками; рассматривание семейных альбомов, создание альбомов «Наши сестры и братья», «Наши бабушки и дедушки», «О мамах разных и очень важных» и т.д., изготовление групповой газеты «Как я провел лето».

Детям постепенно раскрывают понятия «дружба», «взаимовыручка». С этой целью можно использовать чтение таких художественных произведений как В.Осеева «Три товарища», Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком», М.Фомина «Подруги» и т.д., беседы по их содержанию, а также на темы: «Чуткость и доброжелательность», «О дружбе и друзьях», «Почему нам не нравятся люди, которые лгут» и т.д.

Постепенно расширяются представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, продолжает формироваться интерес к своей «малой Родине», к достопримечательностям родного города, культуре и традициям. На прогулках дети рассматривают общественные здания, обращают внимание на особенности архитектуры; педагоги проводят серию занятий по теме «Мой город», совместно с воспитанниками составляют альбом с видами города или макет «Улицы, по которым мы ходим».

Учитель поддерживает интерес к событиям, происходящим не только в стране, но и в мире, формирует чувство гордости за Россию. Для обобщения знаний о России создаются образовательные ситуации, включающие игры, беседы. В этом возрасте можно более широко знакомить детей с национальными традициями, костюмами, обычаями.

С 6-7 лет, знакомя детей с явлениями общественной жизни, впервые раскрывается тема «Наша планета» и понятие «Земля - наш общий дом». Педагоги рассказывают о том, что на Земле много стран, а в специальных образовательных ситуациях побуждают детей сделать вывод: глобус - это уменьшенный макет Земли, каждый цвет на нем имеет свое назначение; нужно уметь пользоваться глобусом, картой, показывая на них отдельные континенты и страны. Учитель обращает внимание детей на то, что на Земле живет много людей разных рас и национальностей, они и похожи друг на друга, и отличаются друг от друга.

В результате системной педагогической работы у детей младшего школьного возраста постепенно формируются такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развиваются волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия,  стоящие на пути  достижения  цели,  подчиняться требованиям  взрослых  и

выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Таким образом, дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. Определены следующие приоритеты в работе с детьми младшего школьного возраста:

  1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными
    праздниками  и  традициями,  в  которых  фокусируются  накопленные  веками  тончайшие  наблюдения   за   характерными   особенностями   времён   года, погодными   изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном
    народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие
    ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии,
    верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и
    нравственного развития детей.

  1. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных
    народных промыслов.  Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к
    образцам русского  народного декоративно-прикладного искусства,  воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.
  2. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них
    национального    характера,    мировосприятия.    Знакомить    через    них    со    средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).
  3. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом,
    через знакомство со старинными народными играми.

6.        Использовать устное  народное творчество для  развития  у  детей  правильного звукопроизношения, связной речи. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом,  развивается  фонематический  слух  малыша.  Те  дети,   которых  укачивали  под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным   наблюдениям,   стали   наиболее   творческими   личностями.   Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки   оказывают   огромное    нравственное    влияние,    формируют   творческое   начало

самостоятельность мысли.

В педагогической науке повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Воспитание на народных традициях способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности.

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции.   Традиция   содействует   восстановлению   теряемого   сейчас   наследия,   такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять.

Исследователи характеризуют традиции как элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению в течение длительного времени. По мнению Ю.В. Бромлея, Р.Ф. Итса традиция - это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса. По утверждению И.В. Суханова, в традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентации, общих представлений, чувств, настроении, привычек, включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала культуры.

Содержание образования должно обеспечивать формирование у детей целостной и непротиворечивой картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества на основе адекватного.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в школе, является народная традиция, выражающая сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.

Условия эффективного воспитания детей в национальных традициях:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2.        Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы,
поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В
устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему
нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии,
верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым
приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то
особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям
потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в
благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные
жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные
качества.    Особое    место    в    произведениях    устного    народного    творчества   занимает
уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря
этому  фольклорные  произведения являются  богатейшим  источником  познавательного  и нравственного развития детей.

  1. Народные   праздники   и   традиции.   Именно   здесь   фокусируются   тончайшие наблюдения   за   характерными   особенностями   времен   года,   погодными   изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  2. Ознакомление    детей   с    народной    декоративной    росписью,    увлечение    их национальным изобразительным искусством.

Знакомство с данными материалами (русскими праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей младшего школьного возраста.

Известно, что дети учатся тому, что  видят в окружающей жизни:  если ребенок встречается с враждебностью - он начинает драться; если ребенка постоянно стыдят - он

становится робким; а если ребенка принимают и общаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Важными условиями для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родной культуры в пространстве ближайшего социального окружения, могут стать:

■        эмоционально     благополучная     атмосфера     дома     и     детского     сада,     где взаимоотношения     между    людьми     построены     на    основе     доброжелательности     и взаимоуважении,

  1. личностно ориентированный способ общения;
  2. отсутствие суровых форм наказания, т.е. создание благоприятной атмосферы,
    когда ребенок может чувствовать себя желанным и защищенным;
  3. соблюдение прав ребенка на игру, досуг, национальную самобытность, свою
    территорию, а также уважение права на собственность;
  4. предоставление права участвовать в обсуждении некоторых проблем семьи и
    школы;
  5. бережное   отношение   взрослых   и   сверстников   к   результатам   творческой
    деятельности;
  6. упражнение в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным
    и близким, друзьям и сверстникам;
  7. побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий;
  8. самостоятельность и ответственность ребенка за выполнение взятых на себя
    обязанностей;
  9. предоставление возможности разнообразно и свободно проявлять свои интересы,
    иметь личное время для занятий любимым делом;

■        активное  вовлечение  родителей  в  совместную  деятельность  с  ребенком  в
условиях семьи и школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль традиций и обычаев в воспитании детей коренной национальности

Школьное детство – это самое благоприятное время для формирования навыков культуры поведения, так как жизненный опыт и багаж нравственных представлений увоспитанников ещё небольшой. На сегодняшний ден...

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....

Воспитание интереса к народным традициям и обычаям .Воспитание экологической культуры.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры....

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Проект учащегося "Традиции и обычаи моей национальности"

Проект учащегося "Традиции и обычаи моей национальности"...

Конспект развивающего занятия для детей с ОВЗ «Основы традиций и обычаев русского народа»

Занятие рассчитано на учащихся 2–3 классов с ОВЗ с целью приобщения к истокам национальной культуры и народному творчеству, формирования чувства патриотизма.    Цель: ...


 

Комментарии

чудесное отношение и творческий подход к изучению традиций казачества