Статья: "Классный руководитель - создатель оптимальной воспитывающей среды"
статья по теме

Данная статья о моей работе, как классного руководителя, о методах и формах работы учителя начальных классов с детьми. Я, как учитель должна помочь своим ученикам преодолевать трудности, учиться, общаться, развиваться. Конечно же, весь опыт работы в одной статье описать невозможно. Но то главное, что особенно дорого и близко, я постаралась изложить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._ruk.-sozd._vosp._sredy.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия № 1 г. Волоколамска»

Статья:

«Классный руководитель – создатель оптимальной воспитывающей среды»

г. Волоколамск

2012 г.

                                                                            Дети составляют самую красивую,

 самую звучную и радостную часть общества.  

А. С. Макаренко

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

        Что такое воспитание? Вот некоторые из определений.

*Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

*Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.

*Воспитание – это чувство, голос души и сердца.

        Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Необходимо приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

        Ребенка должны окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому педагогическая позиция классного руководителя заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я.

Цель воспитательной системы:

  1. создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей;
  2. воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.

Задачи воспитательной системы:

  1. способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
  2. создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении;
  3. способствовать формированию основ культуры общения;
  4. развивать творческую деятельность;
  5. способствовать сплочению классного коллектива.

Основная задача классного руководителя – быть помощником ребенку, обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь.

Классный руководитель не может не думать о духовно-нравственном потенциале подрастающего поколения. Еще К.Д.Ушинский писал: «…Явление нравственного составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

С 2005 учебного года я работаю над проблемой духовно-нравственного воспитания учащихся. Что мы хотим воспитать в наших детях? Как помочь беззащитному ребенку противостоять агрессии зла? Как научить видеть, где добро, а где зло? Эти и многие другие вопросы духовно-нравственного воспитания рассматриваю главным образом на уроках и классных часах, а также помогают в этом беседы, праздники, поездки, экскурсии и конечно же походы, которые с нетерпением ждут все учащиеся.

Большие возможности нравственного  воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения и классных часах. Здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных суждений, отстаивания своих взглядов и позиций. Для классных часов стараюсь выбрать произведения, которые соответствуют ситуации взаимоотношений между детьми в классе. На подобных занятиях младшие школьники изучают такие нравственные понятия, как совесть и справедливость, добро и зло, честность и ответственность. Дети учатся находить причины конфликтной ситуации и пути ее решения, начиная с самой мелкой ссоры в классе, учатся сопереживать, не быть равнодушными. Разыгрывание этических ситуаций необходимо на любом уроке. Благодаря этому ученики изучают действительность, развивается нравственное мышление, формируются этические знания и умения, определяется нравственная позиция, воспитывается любовь к родной природе, Родине, своему краю, животным и растениям.

          Подготовка к восприятию прекрасного в жизни – одна из важнейших задач эстетического воспитания. Большую пользу в этом вопросе приносит выращивание комнатных растений. Самая чистая и хорошо оборудованная классная комната покажется малопривлекательной, если в ней не будет живых цветов. В нашем кабинете не очень много цветов, да это и не  нужно. На подоконниках, главным образом, фиалки, которые почти круглый год радуют своим цветением. Это по-настоящему красиво. Некоторые цветы учащиеся принесли из дома, за другими ухаживают во время летних каникул.  Здесь нельзя не вспомнить слова В. А. Сухомлинского: «…Пусть человек трудиться не только для того, чтобы добыть хлеб и одежду, построить жилище, но и для того, чтобы в доме и рядом с его домом всегда цвели цветы, дающие радость и ему и людям, чтобы уже в годы детства человек трудился для радости».

В коллективном труде  возникают общие переживания: радость взаимного общения, гордость за достигнутые результаты, ощущение силы коллектива, чувство принадлежности к нему. Эти эмоции играют огромную роль в объединении, сплочении детей и в их нравственном развитии. Но опыт показывает, что младшим школьникам нелегко участвовать в совместной работе даже тогда, когда она интересна для них. Большими возможностями для обучения навыкам коллективной работы располагают уроки технологии. Творчество – это всегда прекрасно, оно несет человеку большие радости. Легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. А уроки технологии являются  прекрасной базой для развития творческих способностей. Младших школьников надо учить совместной деятельности. Перед началом такой работы разъясняю, как нужно организовать свой труд, чтобы все было дружно, без ссор, как важно помогать друг другу. Стараюсь убедить учащихся, что в тех группах, где складываются дружеские взаимоотношения, и работа идет веселее, и результаты ее выше. Включаю в группы учеников, объединенных чувством симпатии: они быстрее налаживают сотрудничество, и работа проходит успешнее. Но состав группы меняю, чтобы у учащихся накапливался опыт общения и поведения в коллективе.

Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе патриотизма. Патриотизм – одно из глубоких чувств человека. Оно предполагает любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности. Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Многие психологи считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения.  

Воспитание, как и обучение, происходит непрерывно и ненавязчиво во время уроков и во внеклассной работе. Театральные постановки, одно из любимых занятий моих учеников. Мы участвовали в инсценировке военно-патриотической песни, на классных часах и праздниках разыгрываем сценки, ставим сказки. А на празднике осени даже попробовали прорекламировать полезность тыквы. Подготовка костюмов, декораций и репетиции очень объединяют детей, а запоминание текстов и ролевые игры благотворно сказались на технике чтения. С целью сплочения коллектива я провожу познавательные игры, КВНы, спортивные соревнования.

Какие бы задачи общество не ставило перед современной школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой личной заинтересованности процесс воспитания и обучения не даст нужного результата. Родители всегда являются нашими зрителями, помощниками и даже участниками. Они общаются, перезваниваются и не отказываются от помощи учителю, школе и друг другу. Дети дружат между собой, встречаются после уроков, ходят друг к другу в гости и на «Дни рождения», вместе посещают различные кружки. Особенно хочется отметить группу девочек, которые посещают ансамбль «Сударики». Руководитель ансамбля, Власова Наталья Владимировна, всегда активно и доброжелательно откликается на предложения по подготовке танцев к различным мероприятиям. Скучным бы показался любой праздник без песен, ведь недаром говорят: «Без песен мир тесен!». Неоценимую помощь в этом вопросе оказывает учитель музыки Бойкова Наталья Юрьевна.

Конечно же, с трудностями сталкиваются почти все дети. Их не надо бояться, трудности надо стараться преодолевать. Ведь развитие и происходит тогда, когда трудно. А я как учитель должна помочь своим ученикам  развиваться и преодолевать трудности. Я рада успехам моих учеников и уверена, что их развитию помогает сплоченный коллектив.

Школа, школа – это мы,

Вместе взрослые и дети.

И друг другу мы нужны

Строить счастье на планете.

Так устроен этот мир –

Он и грустный и веселый.

И частица всей Земли – школа!

Список литературы

  1. А. С. Макаренко «Книга для родителей», М., изд. «Правда», 1985 г.
  2. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Союз, Санкт-Петербург. 1997 г.
  3. « Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе», составитель Н. А. Касаткина, Волгоград, Учитель, 2005 г.
  4. И. П. Подласый «Педагогика начальной школы», М., «ВЛАДОС», 2000 г.
  5. В. А. Сластенин «Педагогика», М., «Школьная Пресса», 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Классный руководитель и родители – партнеры в воспитании детей»

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка, а так же сохранения его психологического и физического здоровья, в процессе своей деятельности я опираюсь на сотр...

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды образовательного учреждения

Формирование ценности здоровья   и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды  образовательного учреждения ...

"Создание оптимальной творческой среды на уроках ИЗО и технологии в начальных классах в рамках ФГОС"

В статье указаны некоторые  методы, которые я использую на уроках ИЗО и Технологии для развития творческих способностей у детей....

Выступление на селекторном совещании.Создание воспитывающей среды как одно из условий формирования ученического коллектива

Создание воспитывающей среды как одно из условий формирования ученического коллектива. Практические советы для классного руководителя....

Доклад "ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ГПД- КАК ПРОЦЕСС МОДЕЛИРОВАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ"

Доклад " Планирование работы ГПД- как процесс моделирования воспитывающей среды"...

Из опыта работы классного руководителя по профилактике правонарушений среди учащихся

Из опыта работы классного руководителя по профилактике правонарушений среди учащихся...