Деятельностный подход во внеурочной деятельности: проблемы и перспективы.
статья (4 класс)

В данном материале отображено влияние деятельностного подхода во внеурочной деятельности на развитие личности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnyy_podhod.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход во внеурочной деятельности:

проблемы и перспективы.

                                                                                    Хлопова Марина Викторовна

                                                                                                             г. Красный Кут    

                                                                                                            МОУ-СОШ № 1

     В Законе РФ «Об образовании», ст. 14, говорится « Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…», на это нас и нацеливает ФГОС нового поколения.

      Работая по Образовательной системе «Школа 2100» и ведя кружковую работу, мы убедились, что деятельностный метод обучения лежит не только в основе учебной деятельности, но и особую роль играет во внеурочной деятельности. На таких занятиях мы, учителя начальных классов, как раз и создаём условия для самореализации и самоопределение личности ученика, где основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учётом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире. Применяя технологию деятельностного метода на уроках и имея положительный результат, мы можем с точность говорить, что и во неурочной деятельности нужно продолжение этого подхода, ведь через имеющийся личный опыт, ученик проверяет его в действии. Мы знаем, на практике, только попробовав сам и почувствовав свои возможности, ученик может точно сказать, чего он хочет, что может, а где ему ещё нужно узнать или сделать для себя новые открытия.

     Задумываясь о внедрении новых стандартов и изучая методическую литературу, мы проанализировали ту деятельность, на которую делали упор последние четыре года. Ведь внеклассная и кружковая работа – это и есть та самая внеурочная деятельность.

    Все мы знаем, как сложно ученику и его родителям адаптироваться первый год в школе, а тем более ещё и в чём - то найти себя, проявить интерес в той или иной области. На помощь нам пришла исследовательская и проектная деятельность. На этом этапе очень важна помощь школьного психолога.  Тестирование, проведённое им,  позволило нам разделить класс на три группы по интересам и характерам детей. Это решает ещё и коммуникативную задачу, общение без конфликтов – всегда легче найти общий язык, если есть общие интересы.  Мы разработали план работы на целый год, где главной целью было увидеть, на что способен ученик и к каким способностям он склонен.

Решив начать работу с самого трудного, кружок «Проектная и исследовательская деятельность»,  в 1 классе, мы доказали, как важен именно деятельностный подход в такой работе. Ученики учились не только открывать для себя новые знания, но и сами открывали в себе , то что им больше всего интересно. За время работы над проектом мы научились пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу. Работая целый год  над проектом, сплотился не только коллектив класса, но и коллектив родителей. Среди учеников определились группы ребят по способностям и интересам, а также учителю представилась возможность тесно пообщаться с родителями класса,  и узнать какую помощь могут оказать и взрослые ( кто шьет, кто рисует, мастерит, сочиняет и т. д. ). Результат – защита проекта «Овощи и фрукты – полезные для  первоклассников продукты».(Работа была отправлена на областной конкурс «Разговор о правильном питании» - получили диплом лауреата).

     Второй год обучения предполагал раскрытие творческих способностей учащихся  в области театрального и художественного искусства. Кружок «Театр», позволяет не только выявить  талантливых детей, но и помогает  раскрыться детям замкнутым, стеснительным, а также определиться,  кто на что способен – это артисты, декораторы, режиссёры, костюмеры, художник и т.д. К концу второго года обучения, деятельность учеников была направлена на пробу себя в области искусства – рисование, технология, литература, музыка. За это время класс разделился ещё на несколько групп, и работа была направлена уже непосредственно на работу в группах. У каждого ученика была своя цель, которую он непременно должен достичь. Среди учеников появились дети, которые хорошо рисуют, мастерят, сочиняют, поют, читают стихи и прозы.  Результат – постановка спектакля, изготовление афиши, декорации, костюмов, программки, памятки о правилах поведения в театре, общественных местах.

(стали победителями в «Недели Театра»,  в двух номинациях – лучшая режиссура, лучшая афиша). Подарок от родителей – поездка в г. Саратов в ТЮЗ, на просмотр детского спектакля.

   Третий год обучения был посвящён общественно-полезному труду, а главное показать ученику, как можно изменить мир к лучшему.

В этом направлении деятельностный подход позволил каждому ученику попробовать себя в роли исследователя, садовода, дизайнера и просто наблюдателя над своей деятельностью.  

     Работая над проектом «Цветы для школьного двора», ученики не только самостоятельно выращивали цветы в тепличных условиях, но и сами высадили их на школьном дворе, соблюдая всю технологию посадки и ухода, конечно, им пришлось немало извлечь из дополнительной литературы, Интернета информации, в которой они нашли много полезного для себя. Ведь вырастить цветок из маленького семечка, в классных условиях, сначала для ученика было невозможным. В классе развернулась настоящая лаборатория, где ученики самостоятельно ставили опыты и наблюдали за растениями.

     Но только специальная литература, опыты, соблюдение всех технологий позволили ученикам убедиться, что даже из невозможного можно добиться прекрасных результатов. Эта деятельность позволила  ученикам работать не только самостоятельно, но и показала, что даже ученик начальной школы может перевернуть мир к лучшему. Мы убедились, когда трудно – тогда и интересно. Результат – клумбы цветов на пришкольном участке. И благодарные слова учителей, родителей, учащихся школы.

    На четвёртый год обучения, учитель знает, на что способен его ученик, в каком творчестве преуспел. И именно  на этом этапе хорошо организовать кружок «Информатика и ИКТ». Учащиеся достаточно хорошо владеют компьютером, выходят в Интернет и самостоятельно могут участвовать во всероссийских дистанционных конкурсах, викторинах. Они не просто работают на компьютере, но и учатся ориентироваться в Интернете, ищут и вычитывают нужную информацию, самостоятельно загружают работы и отправляют на конкуры. А самое интересное, уже самостоятельно могут показать азы работы на компьютере  первоклассникам. Мы видим новую социальную роль, эта роль ученика – учителя, для первоклассника.      Когда выпускник начальной школы чувствует себя уверенно, принимает активное участие во всех школьных, классных делах, знает что хочет, в какой области ему нет равных – ему этого уже мало, он хочет показать всего себя и помочь тому, кто в этом нуждается.

    И уже во втором полугодии наши ученики способны помочь первоклассникам научить организовать себя, показать какими они станут, а ведь они гораздо легче находят общий язык между собой, потому что ученик первого класса еще не уверен в себе, да и первокласснику легче и понятнее разговаривать на языке детей, четвероклассник и первоклассник.

     Результат – участие  во всероссийских конкурсах и викторинах, помощь первоклассникам и второклассникам в различных конкурсах и викторинах сети Интернет.

   Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет не только ученику начальной школы найти себя, самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника. Переходя в пятый класс, он будет уверен в себе, сможет самостоятельно применять полученные знания, без помощи взрослых, что позволит ему ещё больше преуспеть в учёбе и даст возможность  найти себя ещё и  в другой области, глубже заняться тем, что ему больше всего интересно. Для ученика всегда важен результат, а когда за свою деятельность он получает сертификат, диплом, грамоту, то это только подтверждение, что его труд, деятельность имеет успех, а значит и не за горами тот день, когда у нас появятся новые технологии или произведения искусств, авторами которых будут наши ученики.    

     Современный ребёнок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время, актуальным остаётся и будет, деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, т.к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Метод хорош и тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения.

  - Как помочь ребёнку самоопределиться?

   Только с помощью действий.

     В учебный план введены часы внеурочной деятельности, которая является продолжением учебных  занятий. Внеурочная деятельность выигрывает тем, что имеет конкретную практическую направленность, конечный результат деятельности не только ученика, но и учителя.

 Все занятия строятся на основе деятельностного подхода. На каждом занятие учитель планирует активную деятельность учащегося, т.е. прописывает ожидаемый результат, который на практике практически всегда оправдан.       Деятельностный подход во внеурочной деятельности даёт нам новые способы расширения возможностей учеников. Чем больше действий, тем больше ученик имеет возможностей раскрыть себя, найти себя, потому что различные врождённые задатки есть у всех, но развиваются они в процессе деятельности. Один ученик делает, потому что ему интересно; второй, потому что подражает первому; третий – уже сам умеет это делать и т.д.  Так и выстраивается «цепочка» деятельности на занятиях внеурочной деятельности; только учатся ученики по другому.

       

Использованная литература:

  1. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/Построение непрерывной сферы образования. – М.:АПК и ППРО, УМЦ  «Школа 2000…», 2007. – 448 с.
  2. Савинков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправл. и дополн. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208с.
  3. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в урочной деятельности младших школьников.

Использование данного метода в практике  позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания.   Структура уроков в...

Системно - деятельностный подход во внеурочной деятельности как основа ФГОС в начальной школе.

Системно - деятельностный  подход –методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента,...

Системно-деятельностный подход в урочной деятельности младших школьников

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предме...

Реализация системно-деятельностного подхода в учебной деятельности.

Данная работа имеет целью раскрыть смысл системно-деятельностного подхода  в учебной деятельности. Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отвод...

Применение информационно-коммуникативных технологий и метода проектов в реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности.

В статье представлен опыт применение информационно-коммуникативных технологий и метода проектов в реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности....

Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности при обучении детей с ОВЗ.

Сегодня, в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют д...