Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности при обучении детей с ОВЗ.
классный час (4 класс)

Шкарлет Марина Михайловна

 Сегодня, в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdp_vo_vneurochnoy_deyatelnosti_detey_s_ovz.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ  ПОДХОД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

                                           

                                                                                                Шкарлет Марина Михайловна,

                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                МАОУ «СОШ № 2 УИИЯ»

                                                                                                г. Ноябрьск,

                                                                                                коррекционное образование              

   Сегодня, в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

   В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение о том, что усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

   В условиях инклюзивного образования можно использовать такие технологии системно-деятельностного подхода, как:

- предметно-практическая деятельность;

- работа с Монтессори-материалом;

- театрализованная деятельность;

- работа с ЛЕГО;

- песочная игротерапия;

- танцевально-двигательные техники;

- проектная деятельность и другие.

   На уроке, когда используется наглядность, необходимо каждому ребенку дать потрогать, погладить, примерить, приставить и т.д.

   Системно-деятельностный подход использую во внеурочной деятельности на  занятиях  курса СБО (социально-бытовой ориентировки). Данные занятия направлены на подготовку детей с нарушением зрения к самостоятельной жизни, к труду. Для социализации детей с ОВЗ необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, социально-бытовых навыков. Поэтому материал программы данного курса расположен по принципу увеличения и усложнения объема информации, от простого к сложному.

   Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. Большая работа проводится по изучению техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными электроприборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, стеклянной посудой, кипятком, умение оказать первую медицинскую помощь, знать, к какому врачу когда обратиться, уметь приготовить простой бутерброд и правильно заварить чай, сварить компот, уметь отправить телеграмму или пользоваться банкоматом и банковской карточкой, знать в какую организацию с какой проблемой можно обратиться, правила трудоустройства, умение написать заявление, объявление, подписать конверт и многое другое, так необходимое в жизни.

   Например, тема «Личная гигиена» изучается на протяжении всего обучения ребенка в школе. В 1 классе говорим как правильно мыть руки,  как ухаживать за зубами, разучиваем гимнастику для глаз. Во 2 классе учимся ухаживать за ногами, ногтями на руках и ногах, об использовании косметических средств по уходу за руками и ногами, говорим о закаливании, составляем все вместе памятку о сохранении зрения.

   В 3 классе говорим об уходе за кожей лица, о том, как определить тип кожи и какие средства нужно использовать, как ухаживать за волосами, какими шампунями и средствами пользоваться, как приготовить настои и отвары для полоскания волос.

   В 4 классе учимся ухаживать за кожей лица с помощью лосьонов, кремов, как для девушек, так и для юношей (угревая сыпь, раздражение), способы укрепления здоровья (солнце, воздух и вода).

   Занятия по СБО тесно связаны с уроками чтения, письма, математики, географии, труда, природоведения и биологии. СБО учащихся имеет свое логическое продолжение и во внеурочной системе внеклассной работы: изготовление поделок, выступление на концертах и праздниках, участие в субботниках, уборке в классе и т.д.

  Таким образом, образование есть система процессов взаимодействия людей в обществе, а процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое системно-деятельностный подход в образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход во внеурочной деятельности как основа ФГОС в начальной школе.

Системно - деятельностный  подход –методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента,...

Применение информационно-коммуникативных технологий и метода проектов в реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности.

В статье представлен опыт применение информационно-коммуникативных технологий и метода проектов в реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по внеурочной деятельности «Грамотейка» Для детей 8 лет На один год обучения Направление внеурочной деятельности «Интеллектуальное»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса по внеурочной деятельности«Грамотейка»Для детей 8 летНа один год обученияНаправление внеурочной деятельности«Интеллектуальное»...

Структурированный подход в логопедической практике при обучении детей с РАС

Цель программы:создание условий для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни людей с аутизмом и другими расстройствами сферы коммуникации....

Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения детей на уроках математики

Работа раскрывает все этапы реализации технологии дифференцированного обучения на уроках математики...

Доклад «Системно-деятельный подход во внеурочной деятельности».

Системно - деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.  В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента...