Современный подход к внеурочной деятельности детей в области музыкального искусства
методическая разработка по музыке
Данный материал о том, как важно создать каждому ребенку как можно раньше определенное художественное образование.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Cовременная психологическая теория, рассматривая ценность каждого возрастного периода, кризисные явления, сопровождающие переход от одного этапа развития к другому и психологические особенности каждого детского периода в их динамике, требует создания таких условий, чтобы ребенок полноценно проживал свой возрастной период – детство. Pоль музыки, вообще искусства в этом процессе огромна, общеизвестна и не подвергается сомнению. Потому и все значимые методические пособия, программы по музыке и другим видам искусства начинаются, как правило, с утверждения исключительной важности уже в раннем детстве создать каждому ребенку такую художественную среду, в которой он бы жил и развивался, постигая окружающий мир единакого естественно и через слово воспитателя и других взрослых, и через разнообразие художественных средств познания мира. Иными словами: важно создать каждому ребенку как можно раньше определенное художественное бытие.
Eго создание, конечно, надо начинать с воспитания у детей любви к музыке. И здесь, в педагогических целях, учителя обычно опираются на такие высказывания выдающихся музыкантов, как «прекрасное пробуждает доброе», «музыка выпрямляет душу человека», «музыка приносит подпору и утешение», «музыка высекает огонь из сердец людей» и пр. Hе будет преувеличением сказать о музыкальных гениях (например, о П. И. Чайковском, С. С. Прокофьеве, С. В. Рахманинове и др.), то первое, о чем говорит учитель с детьми, это о том, что «они с детства любили музыку».
Bеликий И. С. Бах активно участвовал в овладении его детьми музыкой — не удивительно, что они выросли в замечательных музыкантов. В. А. Моцарт, также под руководством отца, с детских лет в полном смысле слова «купался в музыке». П. И. Чайковского уже в раннем детстве потрясла музыка В. А. Моцарта, а также народные напевы и т.д. Из воспоминаний современников известно, как входила музыка в жизнь С. С. Прокофьева, С. В. Рахманинова, М. И. Цветаевой, Г. С. Улановой и др. великих людей, когда они были маленькими. И, вероятно, нет ни одного учителя музыки, который не привел бы знаменательные факты из жизни «маленьких великих», свидетельствующие о том, что музыка очень рано начала занимать главенствующее место в их жизни. Безусловно, такие факты находят некоторый отклик в душах детей, но, к сожалению, этим все и ограничивается: факты остаются только прекрасными фактами, а жизнь детей — их жизнью, где искусство приходит к ним только в виде специальных занятий.
Происходит такое потому, что при введении детей в музыкальное искусство упускается то, что музыка входила в жизнь великих музыкантов без искусственного абстрагирования в какой-то отдельный предмет, она входила естественно, очень рано, обязательно через взрослое окружение (подчеркнем роль взрослых, в первую очередь родителей) и закладывала то, что потом становилось стержнем личности.
Bажнейшее условие раскрытия таланта именно в том, что личность очень рано входит в систему высоких отношений, рождающих постоянные эмоционально-интеллектуальные потрясения, которые становятся материалом для формирования в психике маленького человека нестандартных (с точки зрения традиционного психолого-возрастного их понимания) связей и образований. Oни-то и служат неисчерпаемым «топливом» для бесперебойной творческой работы детской психики по усвоению всего того, что обычно откладывается на последующие «этапы взросления».
Kонечно, примеры из жизни известных деятелей искусства — это идеал вхождения в искусство, и в широкой практике школы повторить такое очень трудно. К тому же массовое музыкальное образование не занимается воспитанием музыкантов, речь идет об общем развитии личности. Но в связи с этим можно назвать немало имен выдающихся деятелей культуры, ученых — А. Эйнштейн, Л. Н. Толстой, хирург С. С. Юдин и др., — в жизни которых музыка выполняла роль ключа, открывающего мир, объединяла видимое и слышимое, расширяла границы интеллекта и чувства.
B этом нет никакого откровения, уже древние хорошо знали уникальное свойство музыки воспитывать способность к слышанию. Наши предки достаточно ясно чувствовали и представляли себе всеобщность жизни и искусства: все имеет ритм, интонацию, характер, настроение, разные краски — все длится, звучит, имеет форму, находится в движении, изменяется, рождается и исчезает, переходит одно в другое. Cегодня можно считать доказанным, что, хотя искусство есть не простое отражение, а художественное переосмысление жизни, музыкально-художественная деятельность, «музыкально-художественное познание» опирается на те же законы, что и жизнь.
Благодаря этой всеобщности, познавая закономерности и природу музыкального искусства, ребенок познает и закономерности окружающего мира. Pеализуя в искусстве свою человеческую способность эстетической оценки мира во всем его многообразии, pебенок таким образом все измеряет человеческой мерой и благодаря этому процессу познает самого себя, свой внутренний мир. Потому еще во времена культура музыки в гимназиях считалась обязательным предметом, без нее древние просто не представляли себе воспитание человека-гражданина. Ведь только музыка, способна обеспечить познание и оценку явлений окружающего мира в концентрированных чувственно воспринимаемых образах. Через «интонационный словарь эпохи», по словам Б. В. Aсафьева, ребенок приобщается к своему времени, чувствует сопричастность настоящему, прошлому и будущему, по выражению Л. С. Выготского, «социализирует» свои чувства и мысли.
Понятно, что ребенок не производитель продуктов материальной культуры, ему в первую очередь доступно и необходимо духовное творчество, которое реализуется в процессе ценностного отношения к миру. Здесь без искусства, без художественной деятельности не обойтись, причем не только в виде обязательных занятий и уроков, а в широком смысле — вся жизнедеятельность ребенка в школе должна протекать в органическом единстве с его деятельностью в искусстве.
Cегодня существует разветвленная система дополнительного художественного образования. Это — профилированные (по видам искусства) специальные классы, хоровые, музыкальные студии и кружки при школах. К сожалению, преподавание предметов эстетического цикла в таких образовательных учреждениях ведется, как правило, по канонам начального специального образования, по примеру детских музыкальных школ и школ искусств. Нередко дополнительное музыкальное образование вторгается в сферу общего музыкального образования, вытесняя уроки музыки из учебных планов таких школ. Но дополнительное образование потому и называется дополнительным, что оно призвано дополнять общее музыкальное образование, но не заменять его.
И здесь важно: во имя чего осуществляется дополнительное музыкальное образование детей? Oбеспечивают ли такие «специализированные» школы и классы настоящее духовное развитие детей, для которого характерно проникновение в сущность искусства, широта подхода к современным проблемам музыки, критичность взглядов, понимание смысла своей музыкально-художественной деятельности (инструментальной, хоровой, вокальной и т.д.) и такое качество личности как бескорыстное отношение к музыке и ее роли в собственной жизни? Ведь не случайно Д. Б. Кабалевский говорил, что музыкальные школы должны оценивать свою работу не по тому, сколько учеников поступили в профессиональные учебные заведения, а по тому, сколько детей не «бросили» музыкальную школу, а значит, и саму музыку.
Музыка, искусство в целом — основная сфера жизнедеятельности ребенка в начальной школе — вот идеал, выражающий отношения ребенка и музыки. Здесь музыкальное искусство становится для него как бы продолжением его жизненного смысла. Искусство как жизнетворчество ребенка.
Эти идеи находят свое развитие в широком развертывании программы внеурочной и внеклассной деятельности, cоздание которой должно основываться на учете конкретных условий окружающей среды, особенностей региона, типа школы и т. д. B современной практике появляется тенденция создания широкого музыкально-эстетического пространства, охватывающего школу, семью, микрорайон, где одновременно существуют самые различные формы бытования музыки, развиваются старые и складываются новые традиции музыкального общения.
Создание такого пространства состоится, вероятно, тогда, когда принципы и методы организации уроков музыки найдут свое продолжение в группах продленного дня, во внеурочной деятельности, в разветвленной системе дополнительного музыкального образования, а также в открытой микросоциальной среде, в семье. Новый подход призван разрешить противоречия, накопившиеся в проведении внеклассной музыкальной работы, которая в исторически сложившейся традиционной «воспитательной системе», к сожалению, сводилась и сводится к подготовке очередных мероприятий и протекает от праздника к празднику, от конкурса к конкурсу и т. д. Pезультат же такой воспитательной работы выступает как показ, не приносящий удовлетворения ни детям, ни педагогам, ни родителям. Установка на быстрый результат и связанная с этим репетиционная работа в форсированном режиме подменяет суть внеклассных занятий музыкой, где ведущим фактором духовного развития человека должен быть не результат, а процесс общения с искусством.
Программа внеурочной и внеклассной музыкальной деятельности должна предполагать свободный выбор ребенком деятельности, совпадающей с его интересами и потребностями. Творческие коллективы не должны создаваться «сверху», как это, к сожалению, бывает в современной практике, когда способных детей собирают в хор в принудительном порядке, а детей, желающих петь, но не имеющих развитых вокальных данных, в хор не принимают. Tворческие коллективы должны взращивать как свободные заинтересованные творческие объединения детей, увлеченных какой-либо формой музицирования и желающих реализовать свои способности и потребности в коллективе людей одаренных и предрасположенных к данному виду творчества. Само обучение музыке в школе должно рассматриваться как почва для создания различного рода творческих коллективов — хоров, ансамблей, музыкального театра и др., в том числе и возникновения межсемейных объединений, творческих клубов разновозрастного состава. Широкое музыкально-эстетическое пространство — это та среда, где музыка не на словах, а на деле реально проникает в жизнь, не просто сопровождая ее, а становясь необходимым и естественным продолжением человеческого «Я».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность "Дети и война" музыкально- литературная композиция
Музыкально- литературная композиция посвящённая Детям Великой Отечественной войны...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Хоровое пение» (срок обучения 5 лет)
Программа учебного предмета «Хоровое пение» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искус...

Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности. Классный час в первом классе школы для детей с ОВЗ им. Е.Г.Ласточкиной.
Мастер-класс 1 июня 201 7. "Весна пришла"....

Диагностика одарённости детей в области изобразительного искусства
Одарённость личности является предметом научных исследований во всех уголках мира уже много десятилетий. Проблема детской одарённости неизменно находит своё место в Федеральных целевых программах разв...

Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности при обучении детей с ОВЗ.
Сегодня, в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют д...
Статья. Современные формы организации внеурочной деятельности с младшими школьниками по изобразительному искусству.
В статье представлена характеристика различных инновационных форм организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству с младшими школьниками: занятия-экскурсии, творческие мастерские, ур...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класса «Мир музыкального искусства»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир музыкального искусства» для обучающихся 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан...
