Классный час на тему: «Школа вежливости»
классный час (3 класс) по теме

Рябухина Татьяна Владимировна

Закрепить этические нормы поведения, дать представление о вежливом общении, формировать привычку употреблять слова вежливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.kl_.chas_.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  на тему: «Школа вежливости» (приложение 1 слайд)

Цели:

- закрепить этические нормы поведения;

-дать представление о вежливом общении;

-формировать привычку употреблять слова вежливости.

Оборудование: песня «Улыбка», цветик - семицветик, советы - памятки для каждого ученика, таблички с вежливыми словами.

                                        Ход мероприятия.

Звучит песня «Улыбка». Споём её вместе.

Вступительное слово учителя.

- Как вы думаете почему мы начали с песни? (выслушиваются высказывания ребят)

Конечно она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит , проявить своё доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше, верно?

А когда не звучит  такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по - доброму?

Ученики. Не всегда.

Учитель. Как мы называем человека,  который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.

Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдёт разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Ученик. Вежливость в школе начинается,

                Чтобы не кончаться никогда.

                Она с годами закрепляется

                И остаётся с человеком навсегда.

Учитель. До 16 века «вежа» означало «знаток», тот кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.  ( приложение 2 слайд)

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости.

Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопайте 2 раза. Невежливо – 1 раз.

Поздороваться при встрече –…

Толкнуть и не извиниться-…

Помочь подняться, поднять упавшие вещи-…

Не поднять руки, обращаясь к учителю-…

Взять билеты в автобусе-…

Не уступить место старшему-…

Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. (приложение 3 слайд)

Игра «Доскажите словечко»

Слова коротенькие

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Растает даже  ледяная глыба

От слова тёплого…(спасибо).

Зазеленеет старый пень.

Когда услышит…(добрый день).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы…(спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…(простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…(до свидания).

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день ,пожалуй раз до ста

Говорю…(пожалуйста).

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Учитель. А теперь послушайте, что наши ребята нашли  о «вежливых» словах в словаре.

                              Из истории слов

Спасибо. Откуда явилось это слово?

1 ученик. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

- Спаси вас Бог! (приложение 4 слайд)

Спаси бог  превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

Благодарю. Откуда явилось это слово?

2 ученик.  Оно состоит из двух частей – благо и дарю.  Благо или по – старинному «Болого», означало «Хорошо», «добро». Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. ( приложение 5 слайд)

3 ученик.

 Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит « будь здоров».

Правило запомни,

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

Игра «Вежливые прятки».

Выбирается водящий. Его задача – узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из  учащихся  произносит  какое – то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер» и т. д. Задача водящего – узнать ученика по голосу.

Учитель. Попробуем проверить,  верно  ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем ещё в одну игру, которая называется «Волшебный цветик – семицветик».

Игра «Волшебный цветик – семицветик».

Учитель берёт самодельный цветок- ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдаёт кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:

Лети, лети, лепесток

Через запад - на восток,

Через север. Через юг,

Возвращайся. Сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по моему вели…

А дальше он. Например. Говорит: «Вели, чтобы Юра сказал  Лене доброе слово».

Учитель. А вы заметили, как произносятся «волшебные слова»?

Ученики. Вежливо, с улыбкой.

Учитель. Почему улыбка так украшает произнесённое слово, фразу?

Давайте с вами, ребята , договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним,  будем дарить только добрые слова и улыбки, тогда у каждого будет хорошее настроение.

Игра на внимание «Пожалуйста».

Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определённые команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Во время игры я предлагаю разные команды.)

Конкурс «Самый вежливый».

Итак, задачи не на сложение,

Задачи на правило уважения.

(Обсуждение ситуаций в группах).

1. Мальчик крикнул прохожему: « Сколько времени?» и  сделал  3 ошибки, назовите их. (Нельзя  кричать,  нужно говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому – 11. (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

Учитель. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.

Игру во дворе начинают опять,

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни,  драчун – забияка,

Что это игра, а не драка!

Хорошее дело футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей,

А в играх с друзьями мы сами

Должны называться друзьями.

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится – стыдится!

Настанет, друзья, счастливое время

Наступят чудесные дни-

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Советы на память от волшебного цветика – семицветика.

                                                                                                Знай, хорошие отметки,

                                                                                                     Как плоды в саду на ветке;

                                                                                                     Чтоб тобой могли гордиться,

                                                                                                     Должен много ты трудиться!

                                                                                                      Без вежливости человек,

                                                                                                      Поверьте, очень мало стоит!

                                                                                                      Будь доброжелательным,

                                                                                                      Скромным и внимательным!                  

 Для тебя, друг, я составил                                                                                                                                                            Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты. (приложение 6 слайд)

*Как проснулся – так вставай,

Волю лени не давай!

*Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

*Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

*Прежде чем захлопнуть дверь,

Всё ли взял с собой – проверь!

*В школе, в классе не сори,

Сор увидишь – подбери!

*Ты труд другого уважай.

Сам насорил – сам убирай!

*Не таскай в кармане мела –

Это, милый мой, не дело!

*Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен! *Дома близким не груби; *Малышей жалей, люби;

Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Экзамен на  вежливого человека. (Вопросы записаны на карточках)

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей – либо дом или в квартиру? (Постучать или позвонить.)

2. Какие слова произносят при встрече и прощании?

3. Кто кому должен уступать  ( в гостях или в транспорте) место?

4.Нужно ли снимать шапку, когда пришёл в гости, театр, библиотеку?

5. Если ты съел конфету, что сделаешь с фантиком?

6. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?

7.Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

8. Почему по – настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать друзей?

9. Какие пословицы и поговорки о вежливости, доброте вы знаете?

-Делать добро спеши.

-За  добро добром платят.

-Доброе слово, что дождь в засуху.

-Худое слово и сладким мёдом не запьёшь.

- Учись вежливости у невоспитанного.

- Спешите делать добро.

Подведение итогов.

Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…(пожалуйста).  Женщина обрадовалась и сказала Вове:…(спасибо). Вдруг трамвай резко остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул  какого – то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:…(извините, пожалуйста)

Заканчиваем наш классный час клятвой: (приложение 7 слайд)

Клянёмся вежливыми быть!

Всегда спасибо говорить!

Добрый день! До свидания!

Нет в мире выше звания.

Учитель. Ребята! Когда вы  закончите  школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, поварами, … Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми. Вежливыми. А этому нужно учиться. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!(приложение слайд 8)

Слова: «до  свидания!», «спасибо», «простите», «пожалуйста», «здравствуйте»- щедро дарите!

Дарите прохожим, друзьям и знакомым.

В троллейбусе, в парке, в школе, и дома.

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить.

Ученик. Вежливость в школе начинается,

                Чтобы не кончаться никогда.

                Она с годами закрепляется

                И остаётся с человеком навсегда.

Литература:

1.Н.Ф. Дик. Начальная школа от А до Я: Практическое руководство для учителя. Ростов  н / Д: Феникс, 2006. – 320 с. (Сердце отдаю детям).

2.М.М.Давыдова. 30 детских утренников для начальной школы (сценарии) – М.: «Аквариум ЛТД», 2001.

3. Л.И.Саляхова. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1- 4 классы – М.: Глобус, 2007.

4.Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя: 1- 4 классы. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2008.

5.Т.Н.Максимова. Н.Н.Дробинина. Классные часы: 3 класс. – М.: ВАКО, 2011.

6.Л.Н.Ярова, О.Е.Жиренко, Л.Н.Барылкина, Л.А.Обухова. Внеклассные мероприятия. 2 класс. – 2-е изд. доп. –М.: ВАКО,2005.

7.
 Внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса.

 
rusedu.ru/detail_3599.html

8. Классный час «Поговорим о вежливости» ...

bio2007.ucoz.ru/publ/2-1-0-9

9. Разработка классного часа.

pedsovet.org/component/option,com_m...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час"Школа вежливости"

Классный час для учащихся первого класса.Его цель- формирование у детей нравственных представлений о вежливости. К конспекту занятий имеется презентация....

Воспитательское занятие на тему: "Школа вежливости"

Воспитательское занятие на тему "Школа вежливости".  На данном занятии я хочу ознакомить детей с эстетическими нормами поведения, дать ребятам представление о вежливом общении и сформировать прив...

Классный час. Тема: Страна вежливости.

Данный классный час может проводиться в 1 классе....

классный час на тему- Школа вежливости

Данный классный час раскрывает "язык" вежливости. на данном сайте вы можете посмотреть презентацию к данному материалу- https://vk.com/doc36957967_437782749?hash=be1275925f0b3550ba&dl=1bb1fc0...

Классный часна тему "Моя Родина - Россия. Моя Родина - Кубань"

 Цель урока: - показать красоту природы Краснодарского края;                 формировать нравственно-эстетиче...

Классный час по теме "Школа вежливых наук"

Разрааботка классного часа...

Конспект внеклассного мероприятия по теме «Школа вежливости» (3 класс)

Тема: «Школа вежливости»Цели: формирование навыков  вежливого поведения, общения.Оборудование: презентация, видеофрагменты....