Экологическое воспитание младших школьников.
статья (1 класс) по теме

Распопова Любовь Александровна

Бездумное и хищническое отношение человека к природе привело мир к экологической катастрофе. Разрушительные воздействия людей на окружающую среду бумерангом возвращаются к нам. Доказательство тому — глобальное ухудшение здоровья населения, особенно молодежи. Негативные процессы настолько обострились, что стала очевидной необходимость экологизировать мировоззрение человека. Весь его образ жизни. Весьма важная роль в этом отводится школе.    

 Школа должна сделать все необходимое , чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею. Но воспитать любовь к природе окриком «Не тронь!», «Не рви!», «Отойди!» - нельзя. Нужен другой подход .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание младших школьников

      Бездумное и хищническое отношение человека к природе привело мир к экологической катастрофе. Разрушительные воздействия людей на окружающую среду бумерангом возвращаются к нам. Доказательство тому — глобальное ухудшение здоровья населения, особенно молодежи. Негативные процессы настолько обострились, что стала очевидной необходимость экологизировать мировоззрение человека. Весь его образ жизни. Весьма важная роль в этом отводится школе.

      В экологическом воспитании можно выделить три основных направления  Первое связано с умениями созерцать и любоваться природой, которые питают эмоционально-эстетическую сферу ребенка, воспитывают любовь к природе. Без этого фундамента дальнейшие шаги просто бессмысленны.        Второе направление — исследование природы не причиняющее ей вреда и формирующее познавательные способности школьника.

      И наконец третье — активная помощь природе. Именно в этом источник нравственной силы человека в заботе о дикой природе , в создании здоровой окружающей среды. Только такое триединство способствует гармоничному развитию личности, связует составные части и оживляет целое. Игра — важнейшее средство организации детской жизни. Так думаем не только мы. Огромной популярностью в мире пользуются «Игры в природе» , программа и методики , разработанные американским педагогом Джозефом Корнеллом, основные педагогические идеи, которого я и взяла на вооружение. 
В каждой экологической игре автор выделяет четыре этапа. Сначала игра помогает пробудить в учениках доверие и желание общаться с учителем, друг с другом, с природой. Затем энтузиазм ребят сосредоточивается на природе, на созерцании и общении с ней . На третьем этапе игровая деятельность приобретает деловой, активный оттенок, природа раскрывает перед школьниками все больше тайн, и ученики приходят к пониманию своего единства и тождественности с ней. Дальнейшее общение становится более интенсивным, сильнее влияет на формирование личности ребенка. Оно приносит радость, которой хочется поделиться с другими. И друзья понимают тебя, потому что чувствуют то же самое. Природа превращается в общую ценность , в общий родной дом. 

     Во время уроков художественного труда и изобразительного искусства, чтобы нарисовать пейзаж, исполнить коллаж из цветов и панно , дети наблюдают сначала за растениями и животными, , читают о них в книгах, а затем используя определенную изобразительную технику и поделочный материал передают в нем свои впечатления и знания о природе , свои чувства по отношению к ней. Работы школьников восхищают всех кто их видит. А видят их многие , потому что произведения детского творчества украшают школу. На эти своеобразные выставки и приглашаю учеников и родителей. Ребята осознают что их занятия полезны и интересны окружающим , это помогает им учиться и формировать обобщенные навыки, экологическую культуру. Есть и другой положительный эффект такой организации образовательного процесса : с участием детей внутришкольная среда преобразуется эстетически и экологически. 
   
Экологическое воспитание веду на уроках  «Окружающий мир», которые начинаются с первого класса. Современная городская жизнь притупляет сенсорные способности и ведет многих подростков к поиску острых ощущений в криминале и наркотиках. Нечувствительность влечет за собой неумение сочувствовать, снижает коммуникативность детей, порождает жестокость и злобную агрессию. 
     
От того, насколько развиты чувства напрямую зависит и эстетическое восприятие. Трагедия современного общества в том, что часто люди не могут отличить прекрасное от безобразного. Только чувствительный человек способен созерцать природу во всей ее благодати и бережно относиться к ней и своей жизни , только чувствительному человеку доступны нравственные ценности и умение согласовывать свои жизненные цели с законами природы , с целями других людей. 
     
В технологии проведения уроков «Окружающий мир» большая роль принадлежит игре, которая совершенно естественна в младшем школьном возрасте. Ее разумное комбинирование с другими видами деятельности помогает малышам понимать самые сложные вещи. Например, играя в «паутину жизни» первоклассники постигают суть экосистемы. Не зная научного определения понятия, они прекрасно представляют ,что это такое. В игре развиваются и их коммуникативные способности

        На этих занятиях общению уделяется особое внимание. И это не случайно. Ведь в младшем школьном возрасте начинается бурный процесс осознания себя в коллективе, в обществе. Я помогаю ребенку строить сердечные гуманные — экологические — взаимоотношения с окружающими.         Некоторые уроки проходят в оживленной беседе, во время которой ребята с увлечением рассказывают про своих домашних животных , про поездки в деревню, про доброе и злое. 
Развивая любознательность и элементарные исследовательские навыки даю ученикам задания, рассчитанные на самостоятельность , на выбор , на эксперимент . Например, прошу в бытовых условиях убедиться в правильности утверждения что «мягкая», податливая вода при замерзании способна разорвать камни, бетон, асфальт. Мальчишки и девчонки сами приходят к мысли о том, что можно заморозить для этого воду в полиэтиленовом пакете в домашнем морозильнике, а потом радостно делятся результатами опыта и строят новые предположения о свойствах воды. 
Изучение природы и экологической обстановки в городе проходит и за стенами школы. 
   
Считаю, что если человек наблюдает за природой, помогает ей, у него не поднимается рука на живое, ему захочется сохранить то, чему сам успел порадоваться. Забота ребенка о маленьком растении, о беспомощном живом существе делает его добрее, внимательнее, воспитывает в нем гуманность. Эти качества со временем перерастают в постоянное чувство ответственности за все живое, бережное , разумное отношение к природе в целом.

     Провела открытый урок- путешествие «Съедобные и несъедобные грибы»  На этом уроке дети в костюмах грибов рассказывали о съедобных и несъедобных грибах , сравнивали настоящие и ложные грибы, пели частушки и песни о грибах.

       Экологическое воспитание можно осуществлять на всех уроках в начальной школе. Например, для уроков русского языка я разработала карточки на тему «Береги птиц». Карточки использую почти на каждом уроке для индивидуальной работы с учащимися. Для грамматического разбора предложения по членам предложения и по частям речи стараюсь брать предложения на экологическую тему. Большую работу по этой теме также провожу во время словарной работы. 
     
Школа должна сделать все необходимое , чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею. Но воспитать любовь к природе окриком «Не тронь!», «Не рви!», «Отойди!» - нельзя. Нужен другой подход . Поэтому на каждом уроке математики я включаю хотя бы одну задачу, знакомящую с элементами природы (будь то шмель , комар или река) или рассказываю об охране природы. Если в первом классе решаем задачу про комаров , то можно спросить ребят кто такие комары? Почему они нужны природе? И далее предлагаю такую задачу : « На стебельке сидели два комара. Одного комара съела лягушка . Сколько комаров осталось ?» Детям нравятся эти задачи . Они делятся своими впечатлениями и на основании этого составляют свои задачи. 
     
В третьем классе детям уже предлагаются более сложные задачи : «Ласточка — касатка летит со скоростью 28км/ч, а стриж — в 4 раза быстрее. С какой скоростью летает стриж?» 
В четвёртом классе в период изучения нумерации многозначных чисел, в устный счёт включаю задания для записи чисел. Например : 1) Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120 000 м2 2) Ежедневно на планете вырубается более 33 000 га леса и т. д.

       Решение задач на экологическую тему развивает у учащихся интерес к природе , воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих ,что человек — это тоже часть природы и ,что от природы зависит здоровье человека.

      На уроках изобразительного искусства постоянно веду экологическую работу. Если рисуем на уроке бабочку , готовлю беседу о бабочках , о том какую они приносят пользу. Рисуем «Весенний букет» - провожу беседу о раннецветущих растениях . Задаю вопрос можно ли рвать охапками цветы? На уроках трудового обучения при изготовлении аппликации «Зайчик» провожу беседу о животных.. Можно ли охотиться на зайцев ? Когда выполняем аппликацию «Пришла весна» с детьми вспоминаем названия птиц, которые возвращаются в родные края. Задаю вопрос: «Какую пользу приносят птицы?», «Для чего нужно строить скворечники , кормушки?». 

        Я уверена, большинство детей не останутся равнодушными к окружающей среде, будут охранять ее. Чувством любви к природе наделен не каждый . Но это чувство надо воспитывать и развивать.
     На утренники, посвященные экологической теме например : «Охранять природу- значит охранять Родину», «Зимушка-зима», «Весна-красна» подбираются песни о природе , о Родине , о временах года . Это такие как : «Наш край», «Мир, в котором мы живем», «Родная песенка», «Не рвите цветы», «Живет повсюду красота» и другие. 
   Большая подборка стихов. Затрагиваются все темы : об охране птиц, зверей, насекомых, лесов, почвы, воды, воздуха, полезных ископаемых. 
      Было проведено несколько театрализованных представлений на экологическую тему : «Секреты здоровья», «Новые приключения Маши и Вити», «На лесной полянке» и другие. 
       Все утренники и представления проводятся с большой подготовкой . Дети вместе с родителями готовят костюмы, украшают класс. А после мероприятий — обязательно чаепитие. В период подготовки к праздникам и во время их проведения ребята становятся сплоченнее , дружнее, ответственнее. 
  
Учитель начальных классов 
Распопова Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....