Статья о подготовке младших школьников
занимательные факты (1 класс) по теме

Синельникова Елена Сергеевна

Зачем готовить ребёнка к школе? Как необходимо с ним заниматься?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc4.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Выселки

2011г

ДОКЛАД на тему:

«Готовность ребёнка к школе»

Учитель начальных классов: Синельникова Елена Сергеевна

МОУСОШ №2 им. И.И.Тарасенко


«Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».        

                                                                            В.А.Сухомлинский

Пройдет совсем немного времени и вчерашний выпускник детского сада переступит порог школы в новом статусе – первоклассник. Как сложатся его успехи в дальнейшем? Во многом это зависит от того багажа знаний, умений и навыков, которыми он успел овладеть в дошкольном периоде. Поступление в школу меняет весь образ жизни ребенка, так как учеба – дело важное и ответственное. Как правило, будущий первоклассник с радостью и нетерпением ждет I сентября: его привлекает и внешняя сторона школьной жизни, и то, что он теперь ученик. И самое важное, ребенок хочет учиться. В связи с этим проблема подготовки ребёнка к школьному обучению стоит достаточно остро. Для ребёнка 5 -6-летнего возраста учение – это не просто деятельность по усвоению знаний и понятий, не только способ подготовки себя к будущему, это его новая трудовая обязанность,  его участие в повседневной жизни окружающих людей. Следовательно, вопросы предшкольной подготовки – это не только вопросы обучения, но и всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития  ребёнка, формирование его личности.

Готовность ребёнка к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении  обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

В программе раннего эстетического развития выделены три основные линии предшкольной подготовки.

Во- первых, это общее развитие ребёнка. К моменту поступления в школу развитие ребёнка должно достичь определённого уровня. В первую очередь речь идёт о развитии памяти, внимания, интеллекта.

Во-вторых, это умение произвольно управлять собой. Известно, что у ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание, хорошая непроизвольная память. Но произвольно управлять этими процессами ребёнок ещё не научился. Ребёнок может легко и надолго запомнить какое-то событие, если оно чем-то привлекло его внимание. Но сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему достаточно трудно. Именно это умение, как показывает педагогическая практика, так необходимо выработать к моменту поступления ребёнка в школу. Кроме того, необходимо развитие умения более широкого плана – делать не только то, что хочется, но и то, что надо, хотя и не совсем хочется, или даже совсем не хочется.

В-третьих, формирование положительной учебной мотивации. Речь идёт о воспитании глубокой мотивации, которая может стать побудительной причиной стремления детей к приобретению знаний.

Ввиду того, что в последние годы дети, поступающие в школу, имеют невысокий уровень физического развития, серьёзные проблемы со здоровьем, в программу предшкольной подготовки включены занятия физкультурой и ритмикой.

Ещё один фактор, которым характеризуются в последнее время многие дети, это некоторая поведенческая «распущенность», результатом которой является асоциальное поведение. Дети не умеют сдерживать свои негативные эмоции, не умеют правильно общаться со сверстниками и взрослыми, не владеют навыками культурного поведения. Всё это создаёт дискомфорт в отношениях «ученик – ученик» и  «ученик – учитель» и является помехой успешной учебной деятельности. Именно поэтому в программу предшкольной подготовки введен курс ознакомления с окружающим миром, который помимо представлений об окружающем мире призван знакомить детей с нормами поведения, формировать коммуникативные навыки.

Таким образом, целью предшкольной подготовки является выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка, формирование готовности к школьному обучению.

Выше названные цели реализуются путём решения следующих задач:

формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;

формирование положительной учебной мотивации;

развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

развитие элементарных математических представлений;

развитие речи, фонематического слуха, ознакомление с основами грамоты;

развитие мелкой моторики;

формирование навыков ручного труда и изобразительной деятельности;

общая физическая подготовка, развитие координации движений;

развитие творчески активной личности.

Для составления объективного представления о каждом ребёнке в группах подготовки ведется предметное обучение. Кроме занятий, каждый ребенок вместе с родителями получает консультацию школьного логопеда.

Предшкольная подготовка осуществляется двумя потоками:группы детей, одного года обучения (6 – 6,5 лет); группы детей, двух лет обучения (5 – 5,5 лет).Связь с родителями осуществляется на протяжении всего периода обучения.  В каждой группе есть куратор (руководитель) из учителей начальных классов школы. Кроме этого, в течение года неоднократно проводятся общие родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы учебных достижений учащихся ШРЭР «Филиппок», даются рекомендации родителям о подготовке детей к школе, организуются консультации педиатра, логопеда, психолога.

Основные умения и навыки по окончанию курса предшкольной подготовки

Программа раннего эстетического развития предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

соблюдать правила поведения в школе, проявлять свои коммуникативные навыки;

свободно считать в пределах 10 и обратно;

сравнивать числа в пределах 10, называть «соседей» числа;

решать простые задачи;

выполнять графические диктанты;

выделять на слух звуки в словах, давать им характеристику;

составлять рассказ по картинке из 5 – 6 предложений;

пересказывать небольшие тексты;

правильно пользоваться карандашом, ручкой, другими графическими материалами;

владеть элементарными изобразительными навыками, конструировать из бумаги, лепить из пластилина, выбирая соответствующую технику и средства выражения;

слушать и выполнять инструкцию для обучающегося;

выполнять простейшие перестроения, общеразвивающие физические упражнения;

применять на практике простейшие представления об окружающем мире, использовать свои знания для охраны своего здоровья;

двигаться под музыку, выполнять простейшие танцевальные элементы.

После завершения обучения в группах предшкольной подготовки проводится психолого-педагогическая диагностика, включающая в себя следующие задания:

копирование рисунка;

ориентировка в межклеточном пространстве, графический диктант;

задание на проверку фонематического слуха;

решение простых математических задач с графическим изображением ответа;

выделение главного признака;   выявление закономерностей об их будущих занятий – важна готовность к усвоению знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  Статья посвящена проблеме орфографической подготовки младших школьников.    Автор предлагает пути решения проблемы, связанные с реализацией современных подходов к ор...

Система подготовки младших школьников к олимпиадам

В докладе представлена игровая методика обучения на уроках по английскому языку. ...

Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников.

В статье рассматривается одна из причин допуска  учениками большого количества ошибок в  диктантах-это недостаточное развитие орфографической зоркости, пути  её совершенствования....

Проблемы подготовки младших школьников к итоговой аттестации в начальной школе

Проблема педагогического сопровождения младших школьников, в частности, при подготовки их к итоговой аттестации, с одной стороны, сохраняет свою актуальность, с другой, является многоплановой и чрезвы...

Подготовка младших школьников к выполнению норм комплекса ГТО на спортивном часе

Спортивный час в группе продлённого дня является прекрасной ареной для подготовки и сдачи норм по многим видам упражнений комплекса ГТО. Для этого содержание каждого спортивного часа надо планировать ...

Повышение эффективности процесса формирования универсальных учебных действий через геометрическую подготовку младших школьников

Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности. На современном этапе реал...

Презентация на тему " Система подготовки младших школьников к олимпиадам"

В данной презентации представлена система работы по подготовке учащихся начальной школы к предметным олимпиадам....