Проблемы подготовки младших школьников к итоговой аттестации в начальной школе
учебно-методический материал на тему

Сафонова Светлана Николаевна

Проблема педагогического сопровождения младших школьников, в частности, при подготовки их к итоговой аттестации, с одной стороны, сохраняет свою актуальность, с другой, является многоплановой и чрезвычайно сложной. Этот вопрос включает как диагностику готовности дошкольников к обучению, так и помощь при адаптации в первом классе, помощь при овладении ЗУН в зависимости от уровня развития познавательных процессов, эмоциональной, волевой, мотивационной сфер. Это и сотрудничество в области оптимизации складывающегося детского коллектива, решения конфликтов между обучающимися, между учителями и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_podgotovki_ml_shkolnikov_k_attestatsii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы подготовки младших школьников к итоговой аттестации в начальной школе

Автор Сафонова С.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7 г. Пушкино

Проблема педагогического сопровождения младших школьников, в частности, при подготовки их к итоговой аттестации, с одной стороны, сохраняет свою актуальность, с другой, является многоплановой и чрезвычайно сложной. Этот вопрос включает как диагностику готовности дошкольников к обучению, так и помощь при адаптации в первом классе, помощь при овладении ЗУН в зависимости от уровня развития познавательных процессов, эмоциональной, волевой, мотивационной сфер. Это и сотрудничество в области оптимизации складывающегося детского коллектива, решения конфликтов между обучающимися, между учителями и их родителями.

С одной стороны, итоговая аттестация является своеобразным итогом обучения младших школьников за все 4 года, проверкой уровня сформированности навыков и компетентностей. С другой стороны, итоговая аттестация является значительным источником стресса, предъявляющим к адаптационному потенциалу обучающихся особые требования.

Выделим основные, на наш взгляд, проблемы, с которыми сталкивается педагог при подготовке младших школьников к итоговой аттестации. Сразу отметим, что данная классификация выведена эмпирическим путем, на основе наблюдений и работе педагогов с детьми.

К основным проблемам прежде всего относятся:

- сложность в усвоении конкретным учащимся конкретного материала (например, цифр и формул или, наоборот, правил орфографии)

- проблема мотивации (пассивность, незаинтересованность в усвоении материала) и в целом неуверенность в своих силах (ребенок не приступает к заданию т. к. заранее убежден, что сделает сего неправильно).

Причины возникающих у младших школьников сложностей при усвоении конкретного материала могут быть связаны как с самим процессом его восприятия, так и с особенностями переработки информации. Традиционным при психологическом сопровождении детей в школе является разделение воспринимаемой ребенком информации на визуальную, аудиальную и кинестетическу. Соответственно, учащихся, предпочитающих тот или иной канал получения информации, разделяют на аудиалов, визуалов и кинестетиков.

 Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
      
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
      
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Широкая распространенная, данная классификация, к сожалению, на практике используется сравнительно редко. Возможно, дело в том, что, как отмечают учителя старшего поколения, ребенку даны и глаза, и уши, и пальцы. И неправильно «потакать» ему, обеспечивая только предпочитаемый канал необходимой информацией. С другой стороны, практически отсутствуют методики, позволяющие диагностировать ту или иную предпочитаемую модальность.

Вместе с тем, подготовка младших школьников к итоговой аттестации прежде всего требует от учащихся полной мобилизации своих сил, дабы как можно лучше пройти подготовленные контрольные и тесты. И разумным будет не требовать развития всех модальностей от учащегося (этим, в принципе, учитель занимался в течение 4-х лет), а помочь опереться на предпочитаемый канал информации.

Целесообразно проводить диагностическое исследование учащихся с проблемами в усвоении конкретной информации на предмет выявления предпочитаемой модальности. При этом используется как тестирование, так и наблюдение за ребенком с опорой на следующие критерии:

Визуальные

Аудиальные

Кинестетические

Организован

Разговаривает сам с собой

Отвечает на физическое вознаграждение

Опрятный и дисциплинированный

Легко отвлекается

Стоит близко, касается людей

Наблюдателен

Шевелит губами, проговаривает слова при чтении

Ориетирован физически

Спокойный (не шумный)

Легко повторяет услышанное

Обилие движений

Ориентирован на внешний вид

Более предпочитает счет и письмо

Богатые физические реакции

Более осмотрительный

Легко осваивает языки

Раннее физическое развитие

Хороший рассказчик! Запоминает картины

С трудом запоминает словесные инструкции

Говорит ритмически. Обучается, слушая. Любит музыку

Обучается, делая. Запоминает, гуляя. При чтении водит пальцами.

Меньше отвлекается на шум

Может имитировать тон, высоту голоса

Много жестикулирует

Помнит то, что видел

Помнит, что обсуждал

Помнит общее впечатление

Испытывает замешательство, читая слова, которые раньше не видел

Самый разговорчивый! Любит дискуссии, рассказывает всю словесную последовательность

Лаконичен, тактичен. Использует активные движения

При разговоре подбородок верх, голос высокий

Внимание к интонации голоса

Подбородок вниз, голос ниже

В чтении успешен, силен, скор

Хорошо читает новые слова

Любит книги

Живая, образная фантазия. Сильный интуитор

Любит звуки, голоса

Слаб в деталях

- в зависимости от выявленной предпочитаемой на уроках (и, в частности, на уроке, где ребенок менее успешен) модальности разрабатывается комплекс рекомендаций на основе теории о поэтапном формировании умственных действий П. Я. Гальперина. В частности, педагогу предлагается пересадить ребенка ближе или дальше от него, к другим учащимся и т. п. Так, в практике работы медико-психолого-педагогической службы был случай, когда девочка испытывала проблемы в учебе и, в целом, была дезадаптирована, поскольку оказалась за одной партой с ребенком, который – цитата – «не хотел брать меня за ручку». Оказалось, что девочка привыкла к потоку кинестетической информации и при ее отсутствии чувствовала себя некомфортно.

 «Проблемный» навык формируется начиная от практической, внешней деятельности и заканчивая его «свертыванием» в умственное действие через предпочитаемый канал информации. Так, ребенок с выраженной аудиальной модальностью  изначально комментирует действия учителя. Ребенок с выраженной кинестетической модальностью оперирует предметами, которые будут ему доступны и на итоговой аттестации, при поддержке педагога наделяя их определенным значением.

Важной проблемой, с которой сталкиваются педагоги при подготовке учащихся к итоговой аттестации, является сниженная учебная мотивация. С точки зрения возрастной периодизации, эта проблема, в принципе, менее характерна для младшего школьного возраста и скорее возникает в подростковом. Вместе с тем, это значит лишь, что недостаток мотивации обучения более деструктивен во младшем школьном возрасте, поскольку не связан обычно с интересами в другой сфере (как в подростковом возрасте), а основывается и усугубляет низкую самооценку, дезадаптированность ребенка.

Поэтому в рамках работы с учащимися, испытывающими проблемы с учебной мотивацией, педагогами должен использоваться центральный принцип поведенческой психологии: необходимо подкреплять конструктивное поведение, а не наказывать деструктивное.

Так, на начальном этапе урока педагог может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»); вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но мы не усвоили еще одну важную часть этой темы»); усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это необходимо: например …») усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

На завершающем этапе урока важно, чтобы ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Учитель ориентируется на похвалу за конкретные достижения, пусть и небольшие, во время урока, и не делает акцента на ошибках.

Учителю важно понимать, что формировать и развивать мотивацию – не значит заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

В плане мотивации необходимо организовать поиск того, что еще интересует учащегося и что еще может побудить его к действиям. Тогда эти элементы служат временным толчком к проявлению желательного поведения или его подкреплению.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ученик вновь поверил в себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестация выпускников начальной школы

Содержит результаты работы за 3 года...

Итоговая аттестация в начальной школе.

Здесь представлены тесты по темам за курс начальной школы....

Итоговая аттестация в начальной школе.

Здесь представлены тесты по темам за курс начальной школы....

Итоговая аттестация в начальной школе 1 - 4 класс

Кимы для подготовки учащихся начальной школы к итоговой аттестации в 4 классе...

Итоговая аттестация в начальной школе

Кимы по русскому языку за 1 - 4 классы....

трудности в подготовке к итоговой аттестации в начальной школе (немецкий язык)

трудности в подготовке к итоговой аттестации в начальной школе (немецкий язык)...