Тема: «Подготовка учащихся к итоговой аттестации в начальной школе»
учебно-методический материал

Цыганкова Елена Евгеньевна

Выступлене на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege_vystuplenie_na_pedsovete.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет 9.01.2020.

МБОУ СОШ №42

Им Ф.С. Шабашева

учитель начальных классов

                                                                                                                       Цыганкова Е.Е.

Тема: «Подготовка учащихся к итоговой аттестации в начальной школе»

     Перед  учителями всей школы стоит важная задача: подготовить детей к итоговой аттестации. Может ли учитель в начальной  школе  начать подготовку к  итоговой аттестации детей младшего школьного возраста? Считаю, что не только может, но и должен.

Одним из показателей качественной подготовки учащихся начальной школы являются хорошие результаты ВПР. Эту работу   дети пишут в конце 4 класса. Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика; в нашем случае к ним добавляется и окружающий мир. Таким образом, обучающиеся проходят пробный экзамен  уже в начальной школе.

Подготовка к данному типу работ – одна из важных задач учителей начальных классов.

Свою работу, по подготовке учащихся к ВПР, а  значит и к итоговой аттестации,  я строю следующим образом.

Первое, с чего начинаю – это подготовительная работа по подготовке к ВПР:

1. Тщательно изучаю демоверсию  (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);

2. Оцениваю готовность учащихся к ВПР, выявляю проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;

Обязательно изучаю анализ результатов прошлогодней работы. На уроках обращаю особое внимание на вопросы, традиционно вызывающие затруднения у учеников.  На данном этапе очень помогает участие учителя в проведении и проверке работ ВПР.

Второе – повторение пройденного материала

На этом этапе выделяю список ключевых тем для повторения. Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Так, например, континенты изучаются во 2 классе, как ознакомительный материал (по программе 1 час), а в тестовой работе, в конце 4 класса, ученик должен четко по описанию определить континент, животное или  растение, которое  там обитает или растет.

 Третье – информационный  этап, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме  написания экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к работе. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами , с критериями оценивания. Условием реализации этого  этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобрели  сборники тестовых заданий на каждого ученика. Как вариант, работу можно распечатать на каждого ученика.

Особо остановлюсь на обучающем этапе. От учителя требуется создание определенной системы уроков по подготовке к ВПР. При условии, что программа не предусматривает целенаправленно такие уроки, то каждый учитель решает эту проблему самостоятельно. А также применяю различные приемы подачи материала и организации работы ученика: индивидуальные рабочие листочки, в которых предлагается заполнить пропуски, закончить решение, решить по образцу, найти и исправить ошибку, возможны игровые формы проведения урока.

  На уроках математики и  русского языка, для определенного вида работы, мы делаем отметку на полях – ВПР, и я отдельно оцениваю эту работу. Считаю это целесообразным, тк  и ребенок, и родитель видит успешность данного задания.

Традиционным стало проведение на уроках русского языка в начале каждого урока  орфографических или пунктуационных пятиминуток. Обязательна работа и по орфоэпии. Отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 1-го класса. (Выделить грамматическую основу предложения, определить сколько букв и звуков в слове).

Одним из них наиболее важных моментов при подготовке к ВПР является развитие вычислительных навыков. Известно, что 20% ошибок выпускники допускают из-за невнимательности и при простейших вычислениях. Для развития вычислительных навыков  в начале каждого урока предлагаю ученикам устные задания, которые содержат задачи на изучаемую тему и задачи на повторение, что позволяет развитию скорости вычислений и преобразований и ликвидации пробелов по определенным темам. Для организации устной работы удобно использовать математические тренажеры, предназначенные для закрепления навыков счета (я их распечатываю в форме  карточки).

На уроках литературы, при работе с текстом, обязательно включаю задания, подобные заданиям   в диагностической работе: определи тему и жанр текста, задай вопросы по тексту, вопрос герою,  составь план, найди и объясни значение слова и т.д. Учимся вчитываться в текст,  писать отзыв к произведению, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог. Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы.

 На уроках окружающего  мира  особое внимание уделяю практической части, опытам.  Дети учатся собирать материал по заданной или интересующей их теме, пользуясь справочной литературой, интернетом, систематизировать его, подбирать подходящие иллюстрации. В результате этой деятельности создаётся творческая работа в виде альбома, стенгазеты, выступлений, обязательно находящие своё применение на уроках Часто урок на этапе рефлексии завершаю  небольшим  тестом, который соответствует  теме урока.  Очень много уделяю внимание обучению работы с тестами. 

Часто мы слышим, что не надо натаскивать детей на решение тестов ЕГЭ. Согласна, не надо. Но решать тесты надо по двум причинам: во - первых, много решающий ребенок тренирует свою собственную интуицию, учится находить  правильные ответы, оттачивает, совершенствует (а где-то и изобретает или вспоминает забытое) свои собственные вычислительные навыки, во- вторых, с точки зрения психологии привыкает к  структуре  КИМов, не боится выполнять задания не по порядку, может почувствовать себя в роли сдающего экзамен и т.д.

При проведении контрольных, проверочных и диагностических работ я составляю таблицы, в которых анализирую качественные показатели каждого ученика.

Такая работа помогает мне дифференцированно работать с классом. Для качественной подготовки школьников к диагностической работе мною определены две группы учащихся: первая группа – учащиеся, которые имеют минимум знаний и вторая группа –учащиеся,  у которых хорошая база знаний. Для каждой группы определена своя линия подготовки к ВПР.

У ребят 1 группы выявляю сильные и слабые стороны подготовки,  работаем с теми заданиями, которые уже получаются, добавляя посильные задания из уже усвоенного материала. Выполняем осмысленную отработку базовых  навыков, не забывая попутно о критическом мышлении. Со 2 группой учащихся  регулярно решаем задания, развивающие творческие способности, задачи повышенного уровня сложности.

Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков.
Занятия позволяют повторить тему урока, собрать разрозненные правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся решать во время прохождения ВПР. Таким образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.
Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий, включая и расход времени на каждую часть.

В заключение хочу добавить, что успех сдачи итоговой аттестации во многом зависит от постоянной работы учителя над качеством обучения учащихся. Стараюсь давать возможность каждому школьнику развиваться в меру его способностей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестация выпускников начальной школы

Содержит результаты работы за 3 года...

Итоговая аттестация в начальной школе.

Здесь представлены тесты по темам за курс начальной школы....

Подготовка учащихся к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы (раздел «Устная речь»)

Данный материал состоит из примерных устных высказываний и вопросов для беседы по  основным темам, изучаемым в курсе М.З. Биболетовой «Enjoy English» для 4 класса,  и может быть использован ...

Проблемы подготовки младших школьников к итоговой аттестации в начальной школе

Проблема педагогического сопровождения младших школьников, в частности, при подготовки их к итоговой аттестации, с одной стороны, сохраняет свою актуальность, с другой, является многоплановой и чрезвы...

трудности в подготовке к итоговой аттестации в начальной школе (немецкий язык)

трудности в подготовке к итоговой аттестации в начальной школе (немецкий язык)...