доклад на педсовете «Формирование системы работы ОУ по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне начального, основного и среднего общего образования».
материал

Морова Татьяна Павловна

формироваеие работы оу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovete.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете:

Моровой Татьяны Павловны

 «Формирование системы работы ОУ по повышению

качества подготовки учащихся к итоговой аттестации

в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне начального, основного

и среднего общего образования».

Основная цель данного педагогического совета - проанализировать работу школы с точки зрения эффективности проводимых мероприятий по подготовке к итоговой аттестации, выявить проблемы, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, педагоги и т.д. при подготовке,  и наметить пути их решения.

Задачи: 1.Выявить уровень готовности педагогических кадров к созданию системы условий по подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.

2.Проанализировать формирующийся опыт работы учителей по подготовке к итоговой аттестации.

3.Выработать основные направления работы всех участников образовательного процесса по подготовке к итоговой аттестации.

Итоговая аттестация – не новая практика для Российской системы образования. Но в педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ней, до сих пор активно обсуждаются. Как до сих пор нет и единого мнения, чего больше аттестация принесла – плюсов или минусов.

Согласно закону Российской Федерации «Об образовании в РФ» освоение общеобразовательных  программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.

Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче итоговой аттестации мы выделяем следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  • психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты, мы относим к актуальным вопросам подготовки к ЕГЭ и ОГЭ следующие:

  1. организация информационной работы по подготовке учащихся
  2. мониторинг качества;
  3. психологическая подготовка к итоговой аттестации.
  4. Предметная подготовка учащихся к итоговой аттестации

1.  Содержание информационной деятельности ОУ по вопросам подготовки к итоговой аттестации

БОЛЬШУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА

В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к итоговой аттестации выделяется три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.

Содержание информационной работы с педагогами.

1) Информирование учителей на производственных совещаниях

- о нормативно-правовых документах;

- о ходе подготовки к итоговой аттестации в школе, в районе.

2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:

- проведение пробных ЕГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ;

- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся).

3) Направление учителей на семинары и курсы по вопросам итоговой аттестации.

Содержание информационной работы с учащимися.

1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

- правила поведения на экзамене;

- правила заполнения бланков;

2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ.

3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.

4) Пробные внутришкольные ЕГЭ по различным предметам.

Содержание информационной работы с родителями учащихся

1) Родительские собрания:

- информирование родителей о процедуре ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;

- информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ

- пункт проведения экзамена, вопросы проведения пробного ЕГЭ в апреле.

2) Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители).

2. Мониторинг в образовательном пространстве школы

Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к итоговой аттестации занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ОГЭ и ЕГЭ.Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ. Такую работу проводит заместитель директора, ответственный за вопросы ЕГЭ, анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность выявить проблемы и наметить пути их решения, прогнозировать оценки на выпускном экзамене.

Мониторинг помогает организовать работу со слабоуспевающими.

Была выработана система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации. Она включает следующие направления деятельности:

- посещение администрацией уроков учителей-предметников, с целью оказания методической помощи;

- включение в планы работы деятельности ШМО вопросов подготовки к итоговой аттестации, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации;

- индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;

- привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки

- введение  элективных курсов, расширяющих и углубляющих  программу базового обучения; в учебный план школы включены элективные курсы по русскому языку и математике

- психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к итоговой аттестации.

3. Психологическая готовность старшеклассника к итоговой аттестации

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов определяющих успешность в сдаче экзамена. Поддержать ребенка – значит верить в него, создать у него установку «ты сможешь это сделать». Так же, важно во время тренировки по тестовым заданиям приучать ребенка  ориентироваться во времени и уметь его распределять, что приведет к умению концентрироваться на протяжении всего экзамена, а значит, придаст ему  спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

4. Предметная подготовка учащихся.

И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения. Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители) должен быть заинтересован в обеспечении качества образования. В начальной школе очень тесная связь с родителями по вопросам и обучения, и воспитания, и оргвопросам. Родители посещают открытые уроки, внеклассные мероприятия. Это взаимодействие – один из факторов высокой успеваемости в начальной школе. Как всегда, и здесь не обходится без трудностей. В последнее время стало больше учащихся, родители которых не интересуются учебой своих детей, но мало того, они уверены в том, что лучше учителя знают, как надо учить их детей.  В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной. Начинать подготовку необходимо уже с пятых классов (можно и раньше) на уроках, элективных курсах и дополнительных занятиях. В начальной школе традиционно высокий уровень обученности и качества знаний по всем предметам. Во многом это, конечно, объясняется тем, что весь образовательный процесс, за исключением таких предметов, как физкультура, иностранный язык, находится в руках одного учителя.

 Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий,  дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах. Приучая детей к запоминанию  логически связанных значений, чаще  создавать  нестандартную для них ситуации. Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших составляющих нашей работы, и неудовлетворительное качество этой работы ведет к накоплению у учащихся пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение  становится для ученика практически невозможным, и он переходит в разряд стабильно неуспевающих. В этом случае о качественной подготовке к экзамену  и говорить не приходится. Без целенаправленной работы по ликвидации  пробелов  даже самые строгие проверка домашних заданий и  учительский контроль теряют  смысл, а работа над ошибками мало соответствует своей цели.

Учителя много лет проработавшие в школе пришли к следующим  выводам:

1.Понимание изучаемого материала или задачи достигается только в  результате активных мыслительных действий, тогда и сама деятельность становится для учащегося интересной.

2.Чтобы повысить интерес учащихся к уроку, совсем не обязательно подбирать какой - либо особо интересный материал – достаточно добиться активизации мыслительной деятельности над изучаемым материалом.

3.Каждый этап деятельности учащегося должен быть оценен на своем уровне, но и поощрение оценкой допустимо. На каждом уроке учащийся должен знать, какие задания он должен уметь выполнять, какой этап деятельности будет следующим, какие основные вопросы по теории должен выучить.

Хорошо себя зарекомендовала технологии полного усвоения знаний.

Поскольку каждый ученик имеет индивидуальные особенности,  ему и работать для достижения должного уровня следует в своем,  индивидуальном, темпе. Надо заметить, что уровень этот не может быть ниже базового, что обеспечит учащемуся возможность изучать материал по данной теме и дальше (то есть за весь курс).

Трудности подготовки к итоговой  аттестации обусловлены следующими объективно существующими противоречиями:

-между осуществлением обязательного всеобщего среднего образования и реализацией принципа индивидуализации усвоения знаний;

-между отсутствием у части школьников мотивации к изучению предметов и необходимостью сдачи экзамена в формате ЕГЭ.

-между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы и неспособностью ученика освоить весь объем предлагаемых ему сведений.

Для разрешения сложившихся противоречий и эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо решить следующие задачи:

          Педагогические:

-изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося;

-развитие его логического мышления, внимания;

-формирование творческого, интеллектуального потенциала старшеклассника;

-совершенствование у учащихся навыков самостоятельной работы.

           Учебные

:-ликвидация пробелов по основным темам курса;

- -формирование навыка оформления экзаменационных работ;

-выработка у школьников умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена.

Совет учителям, работающим в выпускных классах:

  1. Необходимо изучить обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников .        Входной контроль по материалам КИМов;
  2. Организовать повторение по всем основным блокам содержания образования
  3. Отрабатывать навыки решения базовых задач ,дифференцированная работа с заданиями разного уровня сложности;
  4. Формировать осознанные знания учащихся,  с помощью метода варьирования текста задания
  5. При работе с тестами формировать навыки самоконтроля времени, прикидки результатов, подстановке как приему проверки, рассматривать метод исключения неверных ответов.  
  6. Проводить тренинги: по заполнению бланков,  по решению  КИМов;
  7.    Постоянно отслеживать результаты деятельности каждого  ученика. Анализ результатов и проведение коррекционной работы с каждым выпускником;
  8. Регулярное   выполнение домашних заданий;
  9. Освоение компьютерных программ, работа с демоверсиями;
  10. Индивидуальное консультирование  выпускников;
  11. Изучение дополнительного материала для выполнения заданий повышенной сложности.

Завершить выступление хочу словами немецкого классика Иоганна Гёте: «Думать – легко, действовать – трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». Можно в планах написать много, но на первом месте в обеспечении высокого качества знаний стоит, бесспорно, ежедневная, ежеурочная, а иногда и «послеурочная», работа учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы (раздел «Устная речь»)

Данный материал состоит из примерных устных высказываний и вопросов для беседы по  основным темам, изучаемым в курсе М.З. Биболетовой «Enjoy English» для 4 класса,  и может быть использован ...

Отзыв о проведённых мастер - классах к педсовету по теме: "Преемственность начального общего и среднего общего образования в рамках ФГОС"

В рамках подготовки к педагогическому совету по теме: «Преемственность начального общего и среднего общего образования в рамках ФГОС» прошли мастер - классы учителей начальной школы и учит...

Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начального и основного общего образования в школе-интернат №22 ОАО «РЖД»

Настоящее положение определяет основы организации оценки знаний, универсальных учебных действий, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начального и основного образования (5 классы) в соо...

Доклад на педсовете " Преемственность при переходе обучающихся НОО в среднее общее образование".

Доклад "Пути совершенствования системы работы ШМО начальных классов по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях ФГОС" на педсовете....

Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начального и основного общего образования в школе-интернат №22 ОАО «РЖД»

Настоящее положение определяет основы организации оценки знаний, универсальных учебных действий, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начального и основного образования (5 классы) ...